ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5518/2014 от 22.09.2014 Ярославского областного суда (Ярославская область)

     Судья Плотникова Л.В.

  Дело № 33-5518/2014

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

      г. Ярославль

 Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Гушкана С.А.,

 судей Кутузова М.Ю., Парменычевой М.В.,

 при секретаре Маточкиной М.А.

 рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи М.Ю. Кутузова

 22 сентября 2014 года

 гражданское дело по апелляционной жалобе мэрии г. Ярославля на решение Ленинского районного суда г. Ярославля от 18 июля 2014 года, которым постановлено:

 «Исковые требования ФИО1 к ООО «Радострой», Департаменту городского хозяйства мэрии г.Ярославля, мэрии г.Ярославля, МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» о взыскании материального ущерба удовлетворить частично.

 Взыскать с мэрии г.Ярославля в пользу ФИО1 сумму материального ущерба в размере <***> руб., расходы по оплате услуг оценщика в размере <***> руб., расходы по оформлению доверенности в размере <***> руб., расходы по оплате услуг представителя в размере <***> руб., расходы по оплате госпошлины в размере <***> руб.».

 По делу установлено:

 ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО1, управляя автомобилем <МАРКА> регистрационный знак №, напротив <адрес>, произвел наезд на яму размером: ширина 0,95 м., длина - 0,6 м., глубина - 0,3 м., расположенную на проезжей части. Ограждения и предупреждающие знаки на данном участке дороги отсутствовали, в результате наезда на яму автомобиль получил механические повреждения. Согласно заключению независимого оценщика стоимость восстановительного ремонта с учетом износа на запасные части составляет <***> рублей.

 ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «Радострой», мэрии г.Ярославля, Департаменту городского хозяйства мэрии г.Ярославля о взыскании материального ущерба, в котором указал, что он, двигаясь на автомобиле <МАРКА>», напротив <адрес> произвел наезд на препятствие (яму), размер которой превышает предельно допустимый размер, установленный ГОСТ Р 5097-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Ограждения и предупреждающие знаки на данном участке дороги отсутствовали. В связи с вышеизложенным истец просит суд установить надлежащего ответчика, взыскать с надлежащего ответчика в пользу ФИО1 сумму материального ущерба -<***> руб., расходы по оплате услуг оценщика - <***> руб., расходы на услуги представителя - <***> руб., услуги по оформлению нотариальной доверенности - <***> руб., а также расходы по уплате государственной пошлины - <***> руб.

 Судом постановлено указанное выше решение.

 В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения – об отказе в удовлетворении исковых требований.

 Доводы жалобы сводятся к неправильному определению обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушению судом норм материального и процессуального права.

 Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в жалобе, обсудив их, исследовав материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит правовых оснований к отмене постановленного судом решения и подлежит оставлению без удовлетворения.

 Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу о том, что обязанность по надлежащему содержанию дорог местного значения в границах населенного пункта возложена на орган местного самоуправления, в связи с чем мэрия г. Ярославля является надлежащим ответчиком по делу.

 Судебная коллегия с указанным выводом суда соглашается, считает его соответствующим обстоятельствам дела и закону.

 Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно и при рассмотрении дела в необходимом объеме установлены и исследованы, доказательствам дана надлежащая оценка. Правовых оснований для вмешательства в данную судом оценку у судебной коллегии не имеется.

 Довод апелляционной жалобы о том, что ответственность за причиненный истцу ущерб должно нести ООО "Радострой" как непосредственный причинитель вреда, несостоятельны, основаны на неправильном применении норм материального права при фактических обстоятельствах настоящего дела.

 Как следует из материалов дела и не оспаривается участниками процесса, автомобиль истца получил повреждения в результате ненадлежащего состояния участка дороги, на котором произошло ДТП. Истец просил суд взыскать денежные средства в возмещение причиненного ущерба его имуществу с надлежащего ответчика, который должен нести ответственность в силу закона.

     Согласно пункту 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

 Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

     В соответствии со статьей 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам возлагается на орган исполнительной власти, осуществляющий содержание автомобильных дорог.

 Пунктами 6 и 11 статьи 13 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ" установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения.

 Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ относится к вопросам местного значения городского округа.

 Статьей 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ" определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по строительству, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6); под владельцами автомобильных дорог понимаются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством РФ (пункт 7).

 Учитывая положения вышеуказанных нормативно-правовых актов, собственником автомобильных дорог в границах муниципального образования город Ярославль является мэрия г. Ярославля, на которую и возложено бремя их содержания, в силу закона мэрия города Ярославля несет ответственность перед третьими лицами за причиненный ущерб в связи с ненадлежащим содержанием данных дорог.

 Свои функции по осуществлению дорожной деятельности, в частности, по ремонту и содержанию дорог, мэрия г. Ярославля осуществляет посредством привлечения на договорной основе подрядных ремонтно-эксплуатационных и других специализированных организаций путем заключения муниципальных контрактов.

 Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Муниципальным казенным учреждением "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля, на которое возложены функции заказчика по заключаемым от имени города Ярославля муниципальным контрактам с хозяйствующими субъектами, и ООО "Радострой" был заключен муниципальный контракт №№, в рамках которого на ООО "Радострой" возложена обязанность по текущему содержанию улично-дорожной сети г. Ярославля во ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№).

 Данное обстоятельство не имеет правового значения для разрешения настоящего спора, поскольку муниципальный контракт определяет правоотношения между сторонами контрактов в связи с выполнением работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования. За неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств ООО "Радострой" может нести ответственность перед мэрией г. Ярославля, истец не является носителем прав по такому контракту в качестве стороны.

 Таким образом, суд верно определил надлежащего ответчика по делу - мэрию города Ярославля, правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные отношения.

 Довод апелляционной жалобы мэрии г. Ярославля о том, что суд не привлек к участию в деле Департамент финансов мэрии г. Ярославля как финансовый орган, выступающий от имени казны города Ярославля, не является основанием к отмене решения.

 Согласно пунктам 1.2, 1.3 Положения о Департаменте финансов мэрии г. Ярославля, утвержденного постановлением мэра г. Ярославля от 24.02.2000 г. N 263 "О внесении изменений в структуру финансовых органов мэрии г. Ярославля", Департамент является структурным подразделением мэрии г. Ярославля, Департамент финансов мэрии по всем вопросам своей деятельности подчиняется мэру города Ярославля. Соответственно, не привлечение названного Департамента к участию в деле в качестве самостоятельного участника процесса не влияет на правильное по существу решение суда.

 Выводы суда основаны на полной и объективной оценке исследованных доказательств, соответствуют требованиям статьи 67 ГПК РФ и нормам материального права, указанным в решении суда.

 Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом не допущено. Приведенные в апелляционной жалобе доводы являлись предметом разбирательства в суде первой инстанции, данным доводам мэрии г. Ярославля суд дал надлежащую правовую оценку.

 Доводы жалобы мэрии г. Ярославля не опровергают правильности выводов суда, не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого решения.

 По изложенным мотивам апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.

 Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия

 определила:

 Апелляционную жалобу мэрии города Ярославля на решение Ленинского районного суда города Ярославля от 18 июля 2014 года оставить без удовлетворения.

 Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.

 Председательствующий

 Судьи