Судья: Кононова Л.И. дело № 33-5519/12
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 декабря 2012 года г.Ставрополь
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольскогокраевого суда
В составе: председательствующего судьи Гедыгушева М.И.
судей краевого суда: Криволаповой Е.А. и СитьковойО.Н.
прокурора : Дремовой М.Д.
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционнуюжалобу Зеленова А.Н. на решение Ленинского районного суда города Ставрополя от06 августа 2012 года по иску Зеленова А.Н. к УФССП России по СК о признаниинезаконной проверки, проведенной 20.04.2012г. и.о. начальника противодействиякоррупции, обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности УФССП по СКБухтияровым А.С., признании незаконным приказа № 460-к от 23.04.2012г. обувольнении, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за времявынужденного прогула, взыскании суммы районного коэффициента к заработной платеза работу в пустынной и безводной местности в размере 111050 руб. 44 коп.,компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда,
По докладу судьи Криволаповой Е.А.,
УСТАНОВИЛА:
ИстецЗеленов А.Н. обратился в суд с иском к УФССП России по СК о восстановлении наработе в должности судебного пристава по обеспечению установленного порядкадеятельности судов в Левокумском районном отделе УФССП России поСтавропольскому краю, взыскании среднего заработка за время вынужденногопрогула с 24 апреля 2012 по день восстановления на работе, взыскании с ответчикасуммы районного коэффициента к заработной плате за работу в пустынной ибезводной местности с 01 января 2009 года по 23 апреля 2012 года в размере *** рублей,взыскании суммы компенсации за 120 дней неиспользованных отпусков, взысканиисуммы компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиямиответчика в размере *** рублей. В дальнейшем истец в соответствии со ст. 39 ГПКРФ увеличил свои исковые требования, дополнив их требованиями о признаниинезаконной проверки, проведенной 20.04.2012г. и.о. начальника отделапротиводействия коррупции, обеспечения с кадрами и вопросов безопасности УФССПРоссии по СК Бухтияровым А.С., признании незаконным приказа № 460-к от 23апреля 2012 года о его увольнении.
Вобоснование своих требований Зеленов А.Н. пояснил, что 30 сентября 2004 года онбыл принят на государственную должность судебного пристава по обеспечениюустановленного порядка деятельности судов подразделения службы судебныхприставов Левокумского района Ставропольского края. 01.01.2005 года наосновании приказа от 12.01.2005 года № 36-к переведен в Левокумский отдел в тойже должности. Приказом ФССП России от 04.09.2006 года № 1078-к Левокумскийотдел переименован в Левокумский районный отдел судебных приставов Главногоуправления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю. Наосновании приказа ФССП России от 14.12.2006 года №1682-к Главное управлениеФедеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю переименовано вУправление Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю. В егодолжностные обязанности входило обеспечение установленного порядка деятельностисудов общей юрисдикции, осуществление принудительных приводов в суд и ксудебному приставу-исполнителю, участие в исполнительных действиях. Всоответствии с абзацем 9 пунктом 9 раздела 5 служебного контракта №652 от04.07.2005 года «Оплата труда» ему были положены помимо заработной платы идругие выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативнымиправовыми актами. В период его работы в должности судебного пристава пообеспечению установленного порядка деятельности судов и судебногопристава-исполнителя Левокумского районного отдела УФССП России поСтавропольскому краю нареканий в его адрес относительно исполнения должностныхобязанностей от руководства не поступало, взысканий, за нарушение трудовойдисциплины за весь период работы не имел. Более того, в 2008 году руководителемУФССП России по Ставропольскому краю Д.Г. Ткаченко ему объявлена Благодарностьза безупречную службу, инициативу, усердие, самоотверженность, отличие приисполнении служебных обязанностей и высокие достижения в служебнойдеятельности. 23 апреля 2012 года он был уволен по основаниям, предусмотреннымп. 14 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года «О государственнойгражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ согласно приказу № 460-к от23.04.2012 года в связи с нарушением запретов, связанных с гражданской службой.Основанием к его увольнению послужило то, что по результатам выборов депутатовСовета депутатов села Левокумского Левокумского района Ставропольского края 04марта 2012 года он был избран депутатом Совета депутатов села ЛевокумскогоЛевокумского района Ставропольского края и осуществлял свою деятельностьдепутата на непостоянной и неоплачиваемой основе. С Приказом об увольнении онбыл ознакомлен 08.05.2012 года. Трудовую книжку ему на руки выдали 23.04.2012года. Окончательный расчет с ним был произведен 28 апреля 2012 года, ему было выплачено *** рублей, из данной суммы *** рублей составила компенсация за 24дня неиспользованного отпуска. Зеленов А.Н. свое увольнение считает незаконным,поскольку, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 октября 2003года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления вРоссийской Федерации» депутат - это член представительного органа поселения,муниципального района, городского округа или внутригородской территории федеральногозначения. Пунктом 5 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации» установлено, что выборные должностные лица местного самоуправлениямогут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии снастоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования. Депутатыпредставительного органа муниципального образования осуществляют своиполномочия, как правило, на непостоянной основе. Согласно пункту 9 статьи 4Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательныхправ и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» депутатыГосударственной Думы Федерального Собрания РФ, депутаты законодательных(представительных) органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации не могут замещать иные государственные должности РоссийскойФедерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должностигосударственной гражданской службы. В соответствии с частью 4 статьи 3Федерального закона «О судебных приставах» на судебных приставовраспространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральнымзаконом "О противодействии коррупции" и статьями 17, 18 и 20Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", а именно статья 40.2 устанавливает,что на лиц, занимающих должности, указанные в абзаце втором пункта 1 статьи 40настоящего Федерального закона, распространяются ограничения, запреты иобязанности, установленные Федеральным законом "О противодействиикоррупции" и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года№ 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"(далее - Федеральный закон "О государственной гражданской службе РФ")для государственных служащих.
Согласночасти 2 статьи 29 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ "О полиции" на сотрудника полиции распространяются ограничения, запреты иобязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ"О противодействии коррупции" и статьями 17, 18 и 20 Федеральногозакона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службеРоссийской Федерации".
УказомПрезидента РФ от 30 мая 1997г. № 535 «Об обеспечении избирательных праввоеннослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ, Государственнойпротивопожарной службы, Министерства Российской Федерации по делам гражданскойобороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,работников органов прокуратуры Российской Федерации и сотрудников Следственногокомитета Российской Федерации" определено, что в соответствии сКонституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об основныхгарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" в целяхобеспечения избирательных прав военнослужащих, сотрудников органов внутреннихдел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МинистерстваРоссийской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям иликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотомнаркотических средств и психотропных веществ, работников органов прокуратурыРоссийской Федерации и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации:
предоставлятьвоеннослужащим, сотрудникам органов внутренних дел РФ, Государственнойпротивопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданскойобороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,работникам органов прокуратуры Российской Федерации и сотрудникам Следственногокомитета Российской Федерации, зарегистрированным в установленном порядкекандидатами в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РоссийскойФедерации, законодательных (представительных) органов государственной властисубъектов Российской Федерации, на должности глав исполнительной властисубъектов Российской Федерации, а также кандидатами в депутаты представительныхорганов местного самоуправления, на должности глав муниципальных образований ииные выборные должности местного самоуправления, отпуск без сохраненияденежного довольствия со дня их регистрации в качестве кандидатов и до дняофициального опубликования результатов выборов;
установить,что служба военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РоссийскойФедерации, Государственной противопожарной службы Министерства РоссийскойФедерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациипоследствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотическихсредств и психотропных веществ, работников органов прокуратуры РоссийскойФедерации и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, избранныхдепутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации,законодательных (представительных) органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации, главами исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации, а также депутатами представительных органов местного самоуправления,главами муниципальных образований и иными должностными лицами местногосамоуправления, если занятие выборной должности предполагает осуществлениеполномочий на постоянной и оплачиваемой основе, приостанавливается со дняизбрания на срок их полномочий.
Указанные лица в установленном порядке освобождаются от занимаемой должности со дняосвобождения от должности, выплата денежного довольствия и другие денежныевыплаты им не производятся. Их личные дела находятся в кадровых подразделенияхсоответствующих государственных органов. Указанные лица также вправе уволитьсясо службы по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.
Считает,что запреты, связанные с государственной гражданской службой распространяютсяна трудовые правоотношения только в случае исполнения депутатомпредставительного органа местного самоуправления своих полномочий на постояннойи оплачиваемой основе.
Кроме тогоза весь период его работы с 30 сентября 2004 года по 23 апреля 2012 годакоэффициент к заработной плате за работу в пустынной и безводной местностиЛевокумского района Ставропольского края ему не выплачивался. РаспоряжениемСовета Министров РСФСР от 2 января 1985 г. N 2-р установлены районные коэффициенты к заработной плате работников предприятий и организаций Минавтодора,занятых на работе в пустынной и безводной местности в Ставропольском крае, вразмерах:
1,15 - натерритории Арзгирского, Левокумского и Нефтекумского (кроме г. Нефтекумска)районов;
Более тогоРаспоряжением Совета Министров РСФСР от 17 февраля 1977г. № 206-p установленыкоэффициенты к заработной плате работников государственных предприятийсельского хозяйства, занятых на работе в пустынной и безводной местности в Ставропольскомкрае, в размерах: 1,15 - на территории Арзгирского, Левокумского иНефтекумского (кроме г. Нефтекумска) районов.
Статьей 6Конституции РФ установлено, что каждый гражданин Российской Федерации обладаетна ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности,предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Согласно статье 37Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиямбезопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминациии не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда,а также право на защиту от безработицы. В соответствии с пунктом 9 статьи 50Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ в случаях, установленныхзаконодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданскогослужащего устанавливается районный коэффициент. Однако, до настоящего временитаких нормативных правовых актов для государственных гражданских служащих непринято. Федеральным законом «О государственной гражданской службе РоссийскойФедерации» № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года не урегулирован порядок оплаты трудагражданским служащим, занятым на работах в местностях с особыми климатическимиусловиями, но по смыслу статьи 73 названного закона и придаваемой емуправоприменительной практикой, федеральные законы, иные нормативные правовыеакты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектовРоссийской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются котношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированнойнастоящим Федеральным законом, то есть в данном случае подлежат применениюнормы трудового права, закрепленные в Трудовом кодексе РФ, а именно статья 146ТК РФ, из прямого указания которой следует, что при работе в местностях сособыми климатическими условиями, оплата труда производится в повышенномразмере. Указанная норма Закона носит императивный характер и не содержитзапрета на возможность установления повышенного размера оплаты трудаработников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями,путем применения процентных надбавок к их заработной плате. Федеральным законом«О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ от 27 июля2004 года не урегулирован порядок применения законодательных актов Союза ССР,действующих на территории Российской Федерации, но по смыслу статьи 73названного закона и придаваемой ему правоприменительной практикой, федеральныезаконы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иныенормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормытрудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, вчасти, не урегулированной настоящим Федеральным законом, то есть в данномслучае подлежат применению нормы трудового права, закрепленные в Трудовомкодексе РФ, а именно статья 423 ТК РФ, из прямого указания которой следует,впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих натерритории Российской Федерации, в соответствие с данным Кодексом законы и иныеправовые акты Российской Федерации, а также законодательные акты бывшего СоюзаССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке,которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, постановлениемВерховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяютсяпостольку они не противоречат данному Кодексу. В ст. 148 ТК РФ предусмотрено,что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиямипроизводится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иныминормативными правовыми актами.
УказомПрезидента РФ от 25 июля 2006г. № 763 "О денежном содержании федеральныхгосударственных гражданских служащих" в соответствии с Федеральным закономот 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службеРоссийской Федерации" постановлено:
9. Фондоплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельныхфедеральных государственных органов формируется за счет средств,предусмотренных пунктом 8 настоящего Указа, а также за счет средств,направляемых для выплаты:
а) денежноговознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственныедолжности Российской Федерации;
б) районногокоэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях,коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработнойплате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, вюжных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых сучетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленныхсоответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации;
Всоответствии с пунктом 9 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежномусодержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент.
Всоответствии с пунктом 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ в денежное содержание гражданского служащего входят дополнительные выплаты, к которымотносится ежемесячное денежное поощрение (подпункт 5 пункта 5 статьи 50Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
Наосновании указанных норм закона к ежемесячному денежному поощрению гражданскогослужащего применяются коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах,за работу в пустынях и в безводных местностях), установленные нормативнымиправовыми актами бывшего Союза ССР и решениями Правительства РоссийскойФедерации. Указал также, что он является ветераном боевых действий, уволенным взапас. За весь период его службы с 30 сентября 2004 года по 23 апреля 2012 годав Левокумском районном отделе УФССП России по Ставропольскому краю ему ежегодноне предоставлялся дополнительный отпуск, предусмотренный федеральным законом от27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", продолжительностью15 суток. На его неоднократные заявления о предоставлении такого отпуска УФССПРоссии по Ставропольскому краю отвечало отказом. За указанный период он неиспользовал 120 дней вышеуказанного отпуска, и, соответственно, приокончательном расчете с ним УФССП России по Ставропольскому краю не выплатилоему компенсацию за все неиспользованные отпуска.
Вобоснование своих дополнительно заявленных требований о признании незаконнойпроверки, проведенной 20.04.2012г. и.о. начальника отдела противодействиякоррупции, обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности УФССП России поСК Бухтияровым А.С., признании незаконным приказа № 460-к от 23.04.2012г. о егоувольнении, указал, что в связи с избранием его 04 марта 2012 года депутатомСовета депутатов села Левокумского Левокумского района Ставропольского края, 11марта 2012 года им на имя руководителя УФССП России по СК направлено сообщениеоб избрании его депутатом Совета депутатов села Левокумского Левокумскогорайона Ставропольского края. Данное сообщение доставлено в УФССП России по СК16 марта 2012 года. Основанием его увольнения с государственной гражданскойслужбы 23 апреля 2012 года послужила проверка, проведенная 20.04.2012г. и.о.начальника отдела противодействия коррупции, обеспечения работы с кадрами ивопросов безопасности УФССП России по СК Бухтияровым А.С. и направленная им20.04.2012г. служебная записка на имя и.о. руководителя УФССП России по СКМаховикова А.В. о проведенной проверке в отношении судебного пристава по ОУПДСЗеленова А.Н., с указанием на то, что отделом противодействия коррупциипроведена проверка по факту избрания Зеленова А.Н. депутатом Совета депутатовсела Левокумского Левокумского района Ставропольского края и установлено, чтодействительно 04.03.2012г. Зеленов А.Н. избран депутатом Совета депутатов селаЛевокумского Левокумского района Ставропольского края. Федеральным законом от27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РоссийскойФедерации» подпунктом «б» пункта 2 части 1 статьи 17 установлен запретзамещения должности гражданской службы в случае избрания на выборную должностьв органе местного самоуправления. От Зеленова А.Н. в адрес УФССП России по СКзаявление об освобождении от должности в связи с избранием депутатом Советадепутатов села Левокумского Левокумского района Ставропольского края непоступало. Таким образом, Зеленовым А.Н. не соблюден запрет, предусмотренныйподпунктом «б» пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (запретзамещения должности гражданской службы в случае избрания на выборную должностьв органе местного самоуправления). В соответствии с п. 14 ч.1 ст. 33Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданскойслужбе Российской Федерации» установлено прекращение служебного контракта,освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение сгражданской службы. На основании изложенного сделан вывод о несоблюденииЗеленовым А.Н. запрета, предусмотренного п.п. «б» п.2 ч. 1 ст. 17 Федеральногозакона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РоссийскойФедерации» и необходимости его увольнения. 20 апреля 2012 года на его почтовыйадрес пришло письмо УФССП России по СК с ответом на его сообщение от 11 марта2012 года исх. № 26/15-3753 ВБ, из которого следовало, что в соответствии сподпунктом «б» пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», разъясненийПредседателя избирательной комиссии Ставропольского края, гражданскомуслужащему запрещается замещать должность гражданской службы в случае избранияна выборную должность в органе местного самоуправления, а также, что в связи сизбранием его депутатом Совета депутатов села Левокумского Левокумского районаСтавропольского края ему необходимо предоставить в отдел государственной службыи кадров копии документов, подтверждающих избрание его депутатом, заверенныеустановленным порядком, а также заявление на приостановку служебного контракта пообстоятельствам, не зависящим от воли сторон, с освобождением от замещаемойдолжности гражданской службы и включением в кадровый резерв в соответствии спунктом 3 части 1 статьи 39 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «Огосударственной гражданской службе Российской Федерации». Указал, чтофаксимильной копии указанного ответа на свое сообщение от 11.03.2012г. он неполучал. Но даже если предположить, что он ее получал, то следует учесть, чтоответчик ответил на его сообщение от 11 марта 2012 года через 24 дня, тогда какему на предоставление документов, подтверждающих его избрание депутатом иподачу заявления на приостановку служебного контракта предоставил всего 10дней. Кроме того, в факсимильной копии указанного ответа на его сообщение от11.03.2012г. ответчик не указывает срок, в течение которого он должен былпредоставить требуемые документы, а также не освободил его от несения службыдля сбора указанных документов.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 39Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданскойслужбе РФ» служебный контракт приостанавливается по обстоятельствам, независящим от воли сторон, с освобождением гражданского служащего от замещаемойдолжности гражданской службы, оставлением его в соответствующем реестрегражданских служащих и включением в кадровый резерв: в связи с избранием илиназначением гражданского служащего на муниципальную должность. Указанная статьяФедерального закона не обязывает гражданского служащего предоставлять заявлениео приостановлении служебного контракта, поскольку данное обстоятельство вытекаетиз обстоятельств, не зависящих от его воли. Написание приказа о приостановлениислужебного контракта и освобождении от занимаемой должности гражданской службыи включение в кадровый резерв является волеизъявлением руководителя, посколькуприказ об этом выносится и подписывается именно представителем нанимателя. 20апреля 2012 года и.о. начальника отдела противодействия коррупции, обеспеченияработы с кадрами и вопросов безопасности Бухтияровым А.С. проведена проверка,послужившая основанием для его увольнения. Суду не представленосоответствующего приказа руководства УФССП по СК о проведении в отношении негокакой-либо проверки. О том, что в отношении него проводится какая-либо проверкаруководство УФССП по СК его в известность не поставило. Считает, что вдействиях и.о. руководителя УФССП России по СК Маховикова А.В. по подписаниюприказа от 23.04.2012г. о его увольнении усматриваются признаки составапреступления, предусмотренного ч.1 ст.285 УК РФ, поскольку приказ о проведениислужебной проверки в отношении него не выносился, полномочия представителянанимателя по затребованию объяснений от него никому не предоставлялись, тоесть процедура увольнения его, как госслужащего, нарушена. В нарушение ч.ч.1 и2 статьи 58 ФЗ РФ от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службев Российской Федерации» до увольнения служебная проверка в отношении него непроводилась и объяснений от него никто не затребовал.
Решением Ленинского районного судаг. Ставрополя от 06 августа 2012 года в удовлетворении исковых требованияхЗеленова А.Н. к УФССП России по СК о восстановлении на работе в должностисудебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов вЛевокумском районном отделе УФССП России по Ставропольскому краю, взысканиисреднего заработка за время вынужденного прогула с 24 апреля 2012 по деньвосстановления на работе, взыскании с ответчика суммы районного коэффициента кзаработной плате за работу в пустынной и безводной местности с 01 января 2009года по 23 апреля 2012 года в размере *** рублей, взыскании суммы компенсацииза 120 дней неиспользованных отпусков, взыскании суммы компенсации моральноговреда, причиненного неправомерными действиями ответчика, в размере *** рублей –суд отказал.
Не соглашаясь с постановленнымсудом первой инстанции решением, Зеленов А.Н. в апелляционной жалобе проситего отменить, считая, что суд первой инстанции не принял во внимание нарушенияответчиком процедуры его увольнения, а также незаконность проведенной 20 апреля2012 года проверки. Более того, суд первой инстанции необоснованно полагал, чтонормативные акты, регулирующие порядок применения коэффициента к заработнойплате работников предприятий сельского хозяйства занятых на работе в пустыннойи безводной местности в Ставропольском крае не применяются к работникам УФССПРоссии по Ставропольскому краю. Вывод суда о том, что требование опредоставлении компенсации за 120 дней неиспользованного отпуска не подлежитудовлетворению, также является ошибочным и основан на неправильном применениинорм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях на нее, выслушав представителя УФССС по СКБелокопыт Д.И., просившего решение суда оставить без изменения, прокурораДремову М.Д. полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегиянаходит постановленное судом решение подлежащим оставлению без изменения последующим основаниям.
Судом установлено, что 30 сентября2004 года Зеленов А.Н. был принят на государственную должность судебногопристава по обеспечению установленного порядка деятельностисудов подразделения службы судебных приставов Левокумского районаСтавропольского края. 01.01.2005 года на основании приказа от 12.01.2005-года №36-к переведен в Левокумский отдел в той же должности. Приказом ФССП России от04.09.2006 года № 1078-к Левокумский отдел переименован в Левокумский районныйотдел судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебныхприставов по Ставропольскому краю. 23 апреля 2012 года Зеленов А.Н. был уволенпо основаниям, предусмотренным п. 14 ч.1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗсогласно приказу № 460-к от 23.04.2012 года в связи с нарушением запретов,связанных с гражданской службой (замещать должность гражданской службы в случаеизбрания на выборную должность в органе местного самоуправления). С приказом обувольнении он был ознакомлен 08.05.2012 года. Трудовую книжку ему на рукивыдали 23.04.2012 года. Окончательный расчет с Зеленовым А.Н. был произведен 28апреля 2012 года, ему было выплачено *** рублей, из данной суммы *** рублейсоставила компенсация за 24 дня неиспользованного отпуска.
Суд, отказывая в удовлетворенииисковых требований Зеленову А.Н. о признании незаконным приказа об егоувольнении и восстановлении на работе, указал на то, что основанием кувольнению Зеленова А.Н. послужили обстоятельства избрания его депутатом Советадепутатов села Левокумского Левокумского района Ставропольского края на основаниипротокола территориальной избирательной комиссии Левокумского районаСтавропольского края от 04.03.2012г., постановления территориальнойизбирательной комиссии Левокумского района № 47/409 от 06.03.2012г., в связи счем, им допущено нарушение запретов, связанных с гражданской службой,предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 27 июля 2004 года «Огосударственной гражданской службе Российской Федерации».
Судебнаяколлегия согласилась с данными выводами суда первой инстанции и считает, что разрешая спор, судправильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценкуустановленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение.Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуальногоправа, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Согласно п.14 ч.1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года «О государственнойгражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ общими основаниями прекращенияслужебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы иувольнения с гражданской службы являются нарушение запретов, связанных сгражданской службой, предусмотренных статьей 17 настоящего Федерального закона;
Всоответствии с п.п. б п. 2 ч. 1 ст. 17 ФЗ «О государственной гражданской службеРоссийской Федерации» государственному гражданскому служащему запрещаетсязамещать должность государственной гражданской службы в случае избрания навыборную должность в органе местного самоуправления, независимо от того, накакой основе (постоянной или непостоянной) осуществляются полномочия депутатапредставительного органа муниципального образования.
Согласноабз. 1 ч. 6 ст. 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления вРФ» № 131-ФЗ от 06.10.2003 выборные должностные лица органов местногосамоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы федеральногоСобрания Российской Федерации, членами Совета Федерации федерального СобранияРоссийской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации, занимать иные государственные должностиРоссийской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации,а также должности государственной гражданской службы и должности муниципальнойслужбы. Выборное должностное лицо местного самоуправления не может одновременноисполнять полномочия депутата представительного органа муниципальногообразования, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральнымзаконом.
Как следуетиз материалов дела, УФССП России по Ставропольскому краю предоставило ЗеленовуА.Н. ответ от 10.04.2012г. № 26/15-3753 ВБ на его заявление от 11.03.2012г.,согласно которому ему необходимо было предоставить в отдел Государственнойслужбы и кадров копии документов, подтверждающих избрание депутатом, а такжезаявление на приостановку служебного контракта по обстоятельствам, - независящим от воли сторон, с освобождением от замещаемой должности гражданской службыи включением в кадровый резерв в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 39 ФЗ «О государственнойгражданской службе Российской Федерации».
Факсимильнуюкопию указанного ответа на запрос с приложением образца заявления Зеленов А.Н.получил 10.04.2012г., о чём имеется собственноручно совершённая им подпись набланке ответа (л.д.81). Однако, заявления на приостановку служебного контрактаистец в адрес УФССП по СК не направил.
В связи сне предоставлением надлежащего заявления, по истечении разумного срока, аименно 20.04.2012 и.о. начальника отдела противодействия коррупции, обеспеченияработы с кадрами и вопросов безопасности А.С. Бухтияровым была подготовленаслужебная записка № 16-05/282 о проведении проверки в отношении СП по ОУПДСЗеленова А.Н., в соответствии с которой, в связи с несоблюдением запрета,предусмотренного п.п. б п. 2 ч. 1 ст. 17 ФЗ «О государственной гражданскойслужбе Российской Федерации» Зеленов А.Н. подлежит увольнению по п. 14 ч. 1 ст.33 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Наосновании приказа № 460-к от 23.04.2012, действие служебного контракта04.07.2005 № 652 прекращено, Зеленов А.Н. освобождён от замещаемой должности иуволен с государственной гражданской службы в связи с нарушением запретов,связанных с гражданской службой (замещать должность гражданской службы в случаеизбрания на выборную должность в органе местного самоуправления), пункт 14части 1 статьи 53 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «Огосударственной гражданской службе Российской Федерации» 23.04.2012 (л.д.82). Согласноакту от 23.04.2012, в этот же день Зеленову А.Н. было предложено ознакомиться сприказом об увольнении, однако он отказался. Приказ был прочитан вслух вприсутствии всех членов комиссии, указанных в акте (л.д. 83).
Довод жалобы о том, что судом небыл истребован оригинал факсимильного письма из УФССП России от 10 апреля 2012года с его подписью, является несостоятельным, поскольку оригинал письма судомобозревался, что подтверждается записью в протоколе судебного заседания нал.д. 170.
Таким образом, судебная коллегияполагает, что увольнение истца Зеленова А.Н. соответствует требованиямдействующего законодательства, в связи с чем и правомерными являются выводысуда об отказе истцу в удовлетворении требований о выплате среднего заработказа время вынужденного прогула.
В заявленииоб увеличении исковых требований, истец просит признать незаконной проверку,проведённую 20.04.2012г. и.о. начальника отдела противодействия коррупции,обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности Бухтияровым А.С., а такжепризнать незаконным приказ № 460-к от 23.04.2012 о его увольнении. Вобоснование указанных требований Зеленов А.Н. указывает на нарушение процедурыего увольнения, незаконность проведённой 20.04.2012г. проверки.
Однако, истецпросит признать проведённую проверку незаконной по причине нарушения порядкапроведения, установленного ст.ст.58, 59, 59.1 ФЗ «О государственной гражданскойслужбе РФ».
Однако, судебная коллегия считает правильными выводы суда первой инстанции о том, что указанныенормы устанавливают основания и регламентируют порядок проведения служебныхпроверок в отношении гражданского служащего в связи совершением имдисциплинарного проступка.
По смыслуст.57 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» дисциплинарным проступкомявляется неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по еговине возложенных на него служебных обязанностей.
Между тем, предметомпроверки в отношении Зеленова А.Н. стал не дисциплинарный проступок, анесоблюдение Зеленовым А.Н. запрета, предусмотренного п.п. «б» п. 2 ч. 1 т. 17ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» (запрет замещать должность гражданскойслужбы в случае избрания на выборную должность в органе местного самоуправления).
Проверкой,результаты которой оформлены служебной запиской № 16-05/282 от 0.04.2012, былоописано нарушение Зеленовым А.Н. запрета, а также зафиксирован факт неполученияот Зеленова А.Н. заявления об освобождении от должности.
Проверка вотношении Зеленова А.Н. не является служебной, а следовательно, к ней не можетприменяться порядок, регламентирующий проведение служебных проверок по фактамсовершения служащими дисциплинарных проступков. Проведённая проверка непротиворечит нормам действующего законодательства РФ. Результаты проверки в рассматриваемомслучае стали необходимым основанием для издания приказа № 460-к от 23.04.2012г.
Такимобразом, требования истца о признании незаконной проверки, проведённой 20.04.2012и.о. начальника отдела противодействия коррупции, обеспечения работы с кадрамии вопросов безопасности Бухтияровым А.С, а также о признании незаконным приказа№ 460-к от 23.04.2012 об увольнении Зеленова А.Н. является неправомерными, всвязи с чем, суд первой инстанции обоснованно отказал в их удовлетворении.
Более того,истцом заявлены требования о взыскании в его пользу суммы районногокоэффициента к заработной плате за работу в пустынной и безводной местности с01.01.2009 по 23.04.2012 в размере *** рублей, ссылаясь на Распоряжения СоветаМинистров РСФСР № 206-р от 17.02.1977 и № 2-р от 02.01.1985., судом первойинстанции в удовлетворении указанных требований правомерно отказано.
Так, данныенормативные акты регулируют порядок применения коэффициентов к заработной платеработников государственных предприятий сельского хозяйства и предприятий иорганизаций Минавтодора РСФСР, занятых на работе в пустынной и безводной местностив Ставропольском крае. К указанной категории работники УФССП России поСтавропольскому краю не относятся. Действующие в настоящее время правовые актыустанавливающие районный коэффициент работникам службы судебных приставов, неотносят Ставропольский край, его районы к местностям с особыми климатическимиусловиями.
Более того, истцомзаявлены требования о взыскании в его пользу компенсации за 120 дней неиспользованныхотпусков на основании п. 5.1 ст. 11 ФЗ «О статусе военнослужащих»№76-ФЗ от 27.05.1998.
Суд первой инстанции отказывая в удовлетворенииуказанных требований обоснованно пришел к выводу о том, что согласно указаннойнорме, военнослужащим - ветеранам боевых действий, указанным в Федеральном законе "О ветеранах" (в редакцииФедерального закона от 2 января 2000года № 40-ФЗ), предоставляется отпуск продолжительностью 15 суток.
В материалах же личного дела Зеленова А.Н.имеется копия удостоверения ветеранаБК № 0410652, согласно которому его предъявитель имеет права и льготы,установленные пунктом 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах».
Согласно пункту 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах» ветеранамбоевых действий предоставляются меры социальной поддержки, в числе которыхиспользование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до35 календарных дней в году.
В соответствии с ч. 1 ст. 116 ТК РФ ежегодные дополнительные оплачиваемыеотпуска предоставляются работникам,занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам,имеющим особый характер работы, работникамс ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах КрайнегоСевера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях,предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Таким образом, трудовое законодательство РФ неотносит ветеранов боевых действий к лицам, имеющим право на предоставлениедополнительного оплачиваемого отпуска и устанавливает ограничение категорий работников, которым предоставляютсядополнительные оплачиваемые отпуска.
Кроме того, в самом удостоверении ветерана,имеется информация о том, что егопредъявитель имеет права и льготы, установленные пунктом 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах», а в данном пункте право на предоставлениеотпуска в размере 15 суток отсутствует.
В связи с отказомистцу в удовлетворении исковых требований о признании незаконным приказа обувольнении истца с государственной гражданской службы № 460-к от 23.04.2012г.,восстановлении на работе в должности судебного пристава по обеспечениюустановленного порядка деятельности судов Левокумского отдела УФССП России поСтавропольскому краю, взыскании среднего заработка за время вынужденногопрогула, взыскании суммы районного коэффициента к заработной плате за работу впустынной и безводной местности за период с 01 января 2009 года по 23 апреля2012 года в размере *** рублей, компенсации за 120 дней неиспользованныхотпусков, суд первой инстанции обоснованно отказал истцу и в удовлетворенииисковых требований о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, таккак судом не установлено в рамках рассмотрения настоящего дела фактов нарушениятрудовых прав истца со стороны ответчика.
При таких обстоятельствах,судебная коллегия приходит к выводу, что решение подлежит оставлению безизменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328-330 ГПКРФ, судебная коллегия
О ПР Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районногосуда города Ставрополя от 06 августа 2012 года оставить без изменения, аапелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: