ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5522 от 01.10.2014 Саратовского областного суда (Саратовская область)

 Судья Набенюк А.П.      33-5522

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 01 октября 2014 года город Саратов

 Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе

 председательствующего Бугаевой Е.М.,

 судей Паршиной С.В., Перовой Т.А.,

 при секретаре Григорьевой Ю.А.

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ФИО1 – ФИО2 на решение Волжского районного суда г. Саратова от 16 июля 2014 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к администрации муниципального образования «Город Саратов», комитету по управлению имуществом г. Саратова, комитету по управлению имуществом Саратовской области о понуждении к предоставлению земельного участка, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

 Заслушав доклад судьи Бугаевой Е.М., объяснения представителя истца ФИО1 – ФИО2 (доверенность от 04 декабря 2012 года сроком действия 3 года), просившей удовлетворить жалобу, объяснения представителя комитета по управлению имуществом г. Саратова ФИО3, просившей оставить решение суда без изменения, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

 установила:

 ФИО1 обратилась с иском к администрации муниципального образования «Город Саратов», комитету по управлению имуществом г. Саратова и просила обязать администрацию муниципального образования предоставить ей в собственность бесплатно земельный участок в границах муниципального образования «Город Саратов» площадью, установленной в пределах минимального и максимального размера земельных участков для индивидуального жилищного строительства. В обоснование ссылалась на то, что является многодетной матерью. Распоряжением комитета по управлению имуществом г. Саратова от <дата> года № № принята на учет граждан, имеющих трёх и более детей, семьи которых признаются многодетными в соответствии с Законом Саратовской области «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Саратовской области», желающих приобрести в собственность бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства и огородничества. Семья истца принята на учет с порядковым номером <данные изъяты>. Истец полагала, что со стороны ответчика имеет место нарушение п. 10 ст. 12.3 Закона Саратовской области «О земле» № 23-ЗСО от 21 мая 2004 года, поскольку земельные участки предоставлялись без соблюдения очередности и количество земельных участков, включенных в утвержденный в течение 2014 года перечень земельных участков должно составлять не менее 50% от количества граждан, состоящих на учете по состоянию на 01 января 2014 года. С 01 января 2015 года количество земельных участков, включенных в утвержденные в течение соответствующего года перечня земельных участков, должно быть не менее количества граждан, состоящих на учете по состоянию на 01 января года, в котором утверждаются перечни земельных участков. По состоянию на 13 сентября 2013 года были поставлены на учет 1789 граждан. За 2012-2013 годы было предоставлено 178 земельных участков. Полагала, что в настоящее время отсрочена обязанность по формированию оставшегося количества 984 земельных участков. Полагала, что количество земельных участков, содержащихся в утвержденном и опубликованном перечне земельных участков, должно быть достаточным для удовлетворения потребности всех граждан, состоящих на учете, вне зависимости от того, когда он был поставлен на учет, какое количество граждан состоит учете по состоянию на 01 января.

 Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.

 В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения, которым исковые требования удовлетворить. В обоснование доводов апелляционной жалобы указано на не представление стороной ответчика доказательств соблюдения очередности предоставления гражданам земельных участков, а обстоятельства, которые суд посчитал установленными и подтвержденными ответчиком, противоречат исследованным в суде доказательствам. Из выписки из журнала регистрации заявлений о постановке на учет граждан, имеющих трех и более детей, семьи которых признаются многодетными, желающих приобрести в собственность бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства и огородничества невозможно сделать вывод об отсутствии нарушения или соблюдении очередности. Информацию, представленную ответчиком, считает противоречивой. Истец полагает, что земельный участок должен быть предоставлен вне зависимости от количества граждан, принятых на учет по состоянию на 01 января, поскольку отсутствие возможности формировать земельные участки в требуемом количестве не может отражаться на правах лиц на получение земельных участков.

 В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца ФИО2 доводы жалобы поддержала и просила её удовлетворить. Представитель ответчика комитета по управлению имуществом г. Саратова – ФИО4 просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 Иные лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда не явились, представителей в суд второй инстанции не направили, о причинах неявки не сообщили и не просили дело не рассматривать в их отсутствие, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам рассмотрела дело в их отсутствие.

 Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах (в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.

 Вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы ст. 28 Земельного кодекса РФ, согласно п. 2 которой предоставление таких земельных участков в собственность осуществляется за плату.

 В силу абз. 2 ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ граждане, имеющие трёх и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

 Пунктом 4.1 ч. 1 ст. 5 Закона Саратовской области от 21 мая 2004 года № 23-ЗСО «О земле» к случаю бесплатного предоставления земельных участков отнесено однократное предоставление земельных участков в собственность для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства или огородничества гражданам, имеющим трёх и более детей, семьи которых признаются многодетными в соответствии с Законом Саратовской области «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Саратовской области».

 Статьей 12.3 Закона Саратовской области от 21 мая 2004 года № 23-ЗСО «О земле» установлен порядок приобретения бесплатно гражданами, имеющими трёх и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства или огородничества.

 В соответствии с Земельным кодексом РФ земельные участки, находящиеся в государственной собственности области, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность в порядке, определенном Законом Саратовской области «О порядке безвозмездной передачи объектов государственной собственности Саратовской области в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность и приема объектов муниципальной собственности, безвозмездно передаваемых в государственную собственность Саратовской области», в целях их предоставления гражданам бесплатно в случае, установленном п. 4.1 ч. 1 ст. 5 настоящего Закона (ч. 1 ст. 12.3 Закона Саратовской области от 21 мая 2004 года № 23-ЗСО «О земле»).

 Для приобретения бесплатно земельного участка по основаниям, установленным п. 4.1 ч. 1 ст. 5 Закона Саратовской области от 21 мая 2004 года № 23-ЗСО «О земле», гражданин подает в орган местного самоуправления по месту жительства заявление о постановке на учет граждан для приобретения бесплатно земельного участка с приложением необходимых документов.

 Орган местного самоуправления в месячный срок со дня регистрации заявления, принимает решение о постановке на учет заявителя либо об отказе в постановке на учет (ч. 5 ст. 12.3 Закона Саратовской области от 21 мая 2004 года № 23-ЗСО «О земле»).

 Порядок учета определяется органом местного самоуправления (ч. 8 ст. 12.3 Закона Саратовской области от 21 мая 2004 года № 23-ЗСО «О земле»).

 Частью 10 ст. 12.3 Закона Саратовской области от 21 мая 2004 года № 23-ЗСО «О земле» установлено, что земельные участки предоставляются гражданам в порядке очередности в зависимости от даты и времени постановки на учет.

 Перечни земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления гражданам в собственность в соответствии с п. 4.1 ч. 1 ст. 5 Закона Саратовской области от 21 мая 2004 года № 23-ЗСО «О земле», утверждаются органами местного самоуправления не реже чем один раз в год, не позднее 1 октября текущего года.

 Количество земельных участков, включенных в утвержденный в течение 2014 года перечень земельных участков, должно составлять не менее 50 процентов от количества граждан, состоящих на учете по состоянию на 1 января 2014 года.

 С 1 января 2015 года количество земельных участков, включенных в утвержденные в течение соответствующего года перечни земельных участков, должно быть не менее количества граждан, состоящих на учете по состоянию на 1 января года, в котором утверждаются перечни земельных участков.Если количество соответствующих земельных участков, содержащихся в утвержденном и опубликованном перечне земельных участков, достаточно для удовлетворения потребности всех граждан, состоящих на учете, включение в него новых земельных участков на следующий год не требуется.

 В целях приобретения бесплатно гражданами земельных участков в соответствии с п. 4.1 ч. 1 ст. 5 Закона Саратовской области от 21 мая 2004 года № 23-ЗСО «О земле» органы местного самоуправления формируют и утверждают перечни земельных участков и в течение пяти рабочих дней со дня утверждения размещают их на официальных сайтах органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации и (или) других местах, являющихся источниками официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов в соответствии с уставами муниципальных образований; принимают в соответствии с настоящим Законом решения о бесплатном предоставлении в собственность гражданам земельных участков, включенных в перечни земельных участков (ч. 13 ст. 12.3 Закона Саратовской области от 21 мая 2004 года № 23-ЗСО «О земле»).

 Перечни земельных участков формируются органами местного самоуправления в целях информирования граждан о наличии земельных участков, предлагаемых для приобретения бесплатно в соответствии с п. 4.1 ч. 1 ст. 5 Закона Саратовской области от 21 мая 2004 года № 23-ЗСО «О земле». Порядок информирования граждан о наличии земельных участков, предлагаемых для приобретения бесплатно, утверждается органами местного самоуправления.

 Перечни земельных участков должны содержать порядковые номера, кадастровые номера и характеристики земельных участков, включая их местоположение, адресную часть, площадь, вид разрешенного использования земельного участка и схематическое изображение расположения земельного участка на местности (ч. 14 ст. 12.3 Закона Саратовской области от 21 мая 2004 года № 23-ЗСО «О земле»).

 Органы местного самоуправления принимают решения о бесплатном предоставлении в собственность гражданам земельных участков, включенных в перечни земельных участков, на основании заявлений граждан, состоящих на учете, о приобретении бесплатно земельного участка в соответствии с п. 4.1 ч. 1 ст. 5 настоящего Закона (ч. 15 ст. 12.3 Закона Саратовской области от 21 мая 2004 года № 23-ЗСО «О земле»).

 Часть 16 указанной статьи устанавливает, что гражданин, желающий приобрести земельный участок, включенный в перечень земельных участков, подает заявление о приобретении земельного участка и документы в орган местного самоуправления, в котором он состоит на учете, в течение 30 дней со дня размещения перечня земельных участков на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

 Заявления о приобретении земельного участка могут подаваться гражданином одновременно на несколько земельных участков, включенных в перечень земельных участков.

 Земельные участки, включенные в перечень земельных участков и не предоставленные гражданам в предусмотренные законом сроки, могут быть включены органами местного самоуправления в новые перечни земельных участков (ч. 18 ст. 12.3 Закона Саратовской области от 21 мая 2004 года № 23-ЗСО «О земле»).

 Как следует из материалов дела, распоряжением комитета по управлению имуществом г. Саратова от <дата> года № № ФИО1 поставлена на учёт граждан, имеющих трёх и более детей, семьи которых признаются многодетными в соответствии с Законом Саратовской области «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Саратовской области», желающих приобрести в собственность бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства или огородничества (т. 1 л.д. 7).

 Согласно перечню земельных участков, представленных гражданам, имеющим трёх и более детей, семьи которых признаются многодетными, желающим приобрести в собственность бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства или огородничества за период 2012-2014 годов количество указанных участков составило 189.

 На момент рассмотрения гражданского дела судом первой инстанции на учёте для получения земельных участков по указанным основаниям состояло 2043 семьи.

 В журнале регистрации заявлений о постановке на учет граждан, имеющих трёх и более детей, семьи которых признаются многодетными, желающих приобрести в собственность бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства и огородничества семья истца зарегистрирована под номером <данные изъяты> (т. 1 л.д. 52).

 Из представленных стороной ответчика постановлений администрации муниципального образования «Город Саратов» за 2012-2014 годы следует, что 189 земельных участков предоставлены лицам, поставленным в очередь, ранее, чем истец (т. 1 л.д. 53-242).

 Таким образом, доказательств тому, что нарушена очередность предоставления земельных участков истцу, что земельные участки предоставлены лицам, поставленным на учет позже, чем ФИО1, не представлено.

 Согласно муниципальному контракту от 02 июня 2014 года, заключенному между комитетом по управлению имуществом г. Саратова и ООО «Центр кадастровых работ ГИНЭС», подрядчиком выполняются работы по формированию 816 земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером № с постановкой на государственный кадастровый учет. Срок выполнения подрядных работ 55 дней (т. 2 л.д. 12-24).

 На момент принятия решения суда соответствующие перечни органом местного самоуправления не утверждены, данное обстоятельство не свидетельствует о бездействии органа местного самоуправления, поскольку в соответствии с п. 4.1 ч. 1 ст. 5 Закона Саратовской области от 21 мая 2004 года № 23-ЗСО «О земле» такие перечни должны быть утверждены не позднее 1 октября, поэтому срок, установленный законом не наступил.

 С учетом изложенного сформулированные стороной истца основания иска – нарушение очередности в предоставлении земельного участка, длительное непредставление земельного участка, так как отсутствие возможности формировать земельные участки в требуемом количестве не может отражаться на правах лиц на получение земельных участков – в силу приведенных нормативных актов и установленных судом обстоятельств не могут быть удовлетворены.

 Не согласие истца с порядком и процедурой предоставления земельных участков, установленных в соответствии с положениями ч. 10 ст. 12.3 Закона Саратовской области от 21 мая 2004 года № 23-ЗСО «О земле», не может служить основанием для отмены принятого решения.

 В соответствии с подпунктами «в», «к» ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ, п. 1 ст. 2 Земельного кодекса РФ).

 В связи с принятием Федерального закона от 14 июня 2011 года № 138-ФЗ ст. 28 Земельного Кодекса РФ дополнена абзацем в пункте 2, согласно которому предусмотрено право граждан, имеющих трех и более детей, приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок бесплатно, а также без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, в том числе для индивидуального жилищного строительства, в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

 Таким образом, федеральный законодатель предоставил полномочия по определению оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земли законодателю субъекта Российской Федерации.

 Указанные нормы Закона Саратовской области в установленном законом порядке не оспорены, являются действующими и подлежат применению судом и участниками спорных правоотношений.

 В силу положений ст. 11 ГК РФ и ст. 3 ГПК РФ защите подлежит нарушенное право.

 Поскольку доказательств нарушения прав стороной истца не представлено, судом сделан правильный вывод об отказе в удовлетворении исковых требований.

 Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны доводам, на которые ссылалась сторона в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.

 В апелляционной жалобе не приведено обстоятельств, которые указывали бы на наличие предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене решения суда в апелляционном порядке. Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.

 При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

 Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 определила:

 решение Волжского районного суда г. Саратова от 16 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

 Председательствующий

 Судьи