ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5528/2018 от 15.05.2018 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Судья Скучилина Е.И. Дело № 33-5528/2018

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 15 мая 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе: председательствующего судьи Сокуровой Ю.А., судей Козлова О.А., Сысаловой И.В.

при секретаре судебного заседания Шапошниковой А.В..

с участием представителя истца ГЖИ НО Плетос И.А. (по доверенности), председателя ТСН «Факел» Комаровой Е.Н., представителя ТСН «Факел» Суетовой А.Д. (по доверенности)

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Козлова О.А. дело по апелляционной жалобе ТСН «Факел» на решение Выксунского городского суда Нижегородской области от 09 февраля 2018 года по делу по иску Государственной жилищной инспекции Нижегородской области к Товариществу собственников недвижимости «Факел» об обязании исполнить предписание

у с т а н о в и л а:

ГЖИ Нижегородской области обратилась в суд с иском к ТСЖ «Факел» об обязании исполнить предписание государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 22.09.2017 года , выполнив перерасчет платы (корректировку) за отопление, начисляемую собственнику жилого помещения <адрес> Сенюриной О.А. за 2016 г., перерасчет платы за отопление по указанному адресу за 2017 год, исходя из показаний общедомового прибора учета.

В обоснование заявленных требований истец указал, что 13.06.2017 г. в адрес Госжилинспекция поступило обращение гр.Сенюриной О.А., проживающей по адресу <адрес><адрес> по вопросу начисления платы за отопление по нормативу при наличии общедомового прибора учета тепловой энергии. Управление МКД №9-А г.Выксы осуществляет ТСН «Факел».

25 июля 2017 Госжилинспекцией в отношении ТСН «Факел» на основании приказа от 25.07.2017 г. № 515-10-322/2017 была проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлено, что за период с сентября 2014 г. по май 2017 г. начисление оплаты за отопление по <адрес>, принадлежащей гр.Сенюриной О. А., производилось исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, то есть с нарушением п. 42(1) Правил о предоставлении коммунальных услуг № 354.

Поскольку в действиях ТСН «Факел» были усмотрены нарушения действующего законодательства был составлен Акт проверки от 11.08.2017 г. и 11.08.2017 ТСН «Факел» было выдано предписание г. об устранении выявленных нарушений путем осуществления перерасчета платы за отопление за период с января 2016 по май 2017, начисляемый собственнику помещения <адрес> в соответствии с абз.3 п.42 (1) Правил со сроком исполнения до 31.08.2017 г..

11 сентября 2017 Выксунским отделом Госжилинспекции Нижегородской области на основании приказа от 11.09.2017 г. за была проведена внеплановая документарная проверка выполнения предписания от 11.08.2017 г. об устранении выявленных нарушений. По результатам проверки установлено, что указанное предписание не выполнено.

Госжилинспекцией ТСН «Факел» было выдано повторное предписание от 22.09.2017 г. об устранении выявленных нарушений обязательных требований со сроком исполнения до 31.10.2017 г., а также в отношении ТСН «Факел» был составлен протокол от 25.09.2017 г. об административном правонарушении по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.

Постановлением по делу об административном правонарушении от 19 октября 2017 года ТСН «Факел» привлечено к административной ответственности и подвергнуто административному штрафу в размере 10 000 рублей.

15 ноября 2017 на основании приказа от 01.11.2017 г. Госжилинспекцией проведена внеплановая документарная проверка исполнения товариществом предписания от 22.09.2017 г. . В результате проверки выявлено, что ТСН «Факел» также не выполнило в срок указанное предписание, о чем составлен Акт проверки юридического лица от 15.11.2017 г..

Решением Выксунского городского суда Нижегородской области от 09 февраля 2018 года исковые требования Государственной жилищной инспекции Нижегородской области удовлетворены.

Товарищество собственников недвижимости «Факел» обязано исполнить предписание государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 22.09.2017 года , выполнив перерасчет платы (корректировку) за отопление, начисляемую собственнику жилого помещения <адрес> Сенюриной О.А. за 2016 г, а также перерасчет платы за отопление по указанному адресу за 2017 год исходя из показаний общедомового прибора учета.

С товарищество собственников недвижимости «Факел» взыскана государственная пошлина в бюджет в размере 6000 рублей.

В апелляционной жалобе ТСН «Факел» просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы указано, что Государственная жилищная инспекция не имеет права обращаться в суд с подобным исковым заявлением, поскольку в случае неисполнения предписания возникает административная ответственность.

Судом неправильно определены обстоятельства, касающиеся выбранного собственниками способа оплаты коммунальной услуги по отоплению.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, с учетом ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В соответствии с п. 1 ст. 20 Жилищного кодекса РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы.

Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 20 Жилищного кодекса РФ).

Согласно п. 4.2 ст. 20 Жилищного кодекса РФ основанием для проведения внеплановой проверки являются поступления в орган государственного жилищного надзора обращений и заявлений граждан о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса РФ, должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.

Как следует из материалов дела, 13 июня 2017 г. в адрес Государственной жилищной инспекции Нижегородской области поступило обращение Сенюриной О.А., проживающей по адресу: <адрес> по вопросу начисления платы за отопление по нормативу при наличии общедомового прибора учета тепловой энергии.

Управление многоквартирным жилым домом № <адрес> на основании осуществляет товарищество собственников недвижимости «Факел».

25 июля 2017 Государственной жилищной инспекции Нижегородской области в отношении ТСН «Факел» была проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой было установлено, что за период с сентября 2014 г. по май 2017 г. начисление оплаты за отопление по <адрес>, принадлежащей Сенюриной О.А., производилось исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, то есть производилась с нарушением п.42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354, поскольку 13 октября 2015 г. в указанном жилом доме был установлен общедомовой узел учета тепловой энергии. Согласно п.2 Протокола общего собрания членов ТСН «Факел» от 19 ноября 2015 г. принято решение об установлении платы за отопление только в отопительный период по показаниям ОДПУ.

В связи с нарушением ТСН «Факел» действующего законодательства, должностным лицом Государственной жилищной инспекции Нижегородской области был составлен Акт проверки от 11.08.2017 г. и в этот же день ТСН «Факел» было выдано предписание г. об устранении выявленных нарушений путем осуществления перерасчета платы за отопление за период с января 2016 г. по май 2017 г., собственнику помещения № <адрес> в соответствии с абз.3 п.42 (1) Правил № 354 со сроком исполнения до 31.08.2017 г..

11 сентября 2017 г. Выксунским отделом Госжилинспекции Нижегородской области на основании приказа от 11.09.2017 г. за была проведена внеплановая документарная проверка выполнения предписания от 11.08.2017 г. об устранении выявленных нарушений.

По результатам проверки установлено, что указанное предписание не выполнено, в связи с чем Госжилинспекцией ТСН «Факел» было выдано повторное предписание от 22.09.2017 г. об устранении выявленных нарушений обязательных требований со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

В отношении ТСН «Факел» 25 сентября 2017 г. был составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства. Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Выксунского судебного района Нижегородской области от 19 октября 2017 года ТСН «Факел» было привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и подвергнуто административному штрафу в размере 10 000 рублей в связи с невыполнением предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области № 515-10-322/2017.

15 ноября 2017 на основании приказа №515-10-485/2017 от 01.11.2017 г. Госжилинспекцией проведена внеплановая документарная проверка исполнения ТСН «Факел» предписания от 22.09.2017 г. .

В результате проверки выявлено, что ТСН «Факел» также не выполнило в срок указанное предписание, о чем составлен Акт проверки юридического лица от 15.11.2017 г..

Приняв во внимание ненадлежащее исполнение ТСН «Факел» обязанностей по перерасчету платы (корректировки) за отопление, начисляемое Сенюриной О.А., установив, что ТСН «Факел» неправомерно уклоняется от выполнения предписания Госжилинспекции, вынесенного в рамках полномочий, предоставленных ей действующим, суд пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных Государственной жилищной инспекции Нижегородской области исковых требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указал, что у Государственной жилищной инспекции Нижегородской области отсутствовали полномочия по обращению в суд с настоящим иском.

Указанные доводы отклоняются судебной коллегией по следующим мотивам.

В соответствии с п. 1 ст. 20 Жилищного кодекса РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов РФ по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

В силу п. 2 ст. 20 Жилищного кодекса РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 3, 4, 4.1, 4.2 ст. 20 Жилищного кодекса РФ в рамках осуществления государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля уполномоченные органы вправе проводить плановые и внеплановые проверки, в том числе, по обращениям граждан о нарушении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ.

Согласно пункту 4 части 6 статьи 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.

Согласно пункту 1.1 Положения о Государственной жилищной инспекции Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 29 ноября 2013 года № 885, Инспекция является органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Нижегородской области.

Согласно п. 4.1 Положения Инспекция в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет региональный государственный жилищный надзор посредством организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований; принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.

В силу п. 3.2. Положения предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе, к содержанию общего имущества в многоквартирном доме; управлению многоквартирными домами; выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Согласно п. 3.5. Положений Инспекция осуществляет надзор за исполнением требований, содержащихся в выданных Инспекцией предписаниях и представлениях.

В соответствии с п. 4.1. Положения Инспекция в целях выполнения возложенных на нее задач и функций имеет право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.

В данном случае действия Государственной жилищной инспекции Нижегородской области по проверке правильности начисления платы за отопление и вынесению соответствующего предписания были осуществлены на основании обращения собственника жилого помещения, находящего в доме, обслуживание которого осуществляет ответчик.

Указанные действия соответствовали вышеизложенным положениям правовых норм и были осуществлены истцом как органом муниципального жилищного надзора в целях пресечения нарушения норм жилищного законодательства.

Поскольку законные предписания Инспекции выполнены ответчиком в установленный срок не были, Инспекция в целях выполнения возложенных на нее задач и функций по осуществлению государственного жилищного надзора обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.

Принимая во внимание положения вышеизложенных правовых норм, судебная коллегия приходит к выводу, что обращение Государственной жилищной инспекции Нижегородской области в суд с требованием к ТСН «Факел» о возложении обязанности исполнить предписание осуществлено в пределах компетенции истца.

При этом отмечается, что исполнимость предписания является требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов его законности, поскольку предписание исходит от органа, обладающего властными полномочиями, и носит обязательный характер.

Довод жалобы заявителя о том, что собственниками был выбран способ оплаты коммунальной услуги по отоплению, в соответствии с которым проводилось начисление стоимости оказываемой услуги, отклоняется судебной коллегией, поскольку установление и начисление размера платы за коммунальные услуги должно производиться в соответствии с нормами Жилищного Кодекса РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354.

Ссылка в жалобе на то, что суд не принял во внимание, что денежные средства, полученные в результате экономии, были потрачены на осуществление текущего ремонта дома, также не может быть принята во внимание.

Возможность образования на основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья специальных фондов, расходуемых на предусмотренные уставом цели определена частью 3 статьи 151 Жилищного кодекса РФ. При этом указанной нормой установлено, что порядок образования специальных фондов определяется общим собранием членов товарищества (ст. 145 Жилищного кодекса РФ).

Между тем, ответчиком доказательств проведения общего собрания ТСН «Факел» по вопросу распределения сэкономленных денежных средств, не представлено. Из представленной ответчиком копии протокола общего собрания членов ТСН «Факел» от 19 ноября 2015 года в повестке дня собрания вопроса о начислении оплаты за отопление исходя из нормативов потребления коммунальной услуги и перенаправлении сэкономленных денежных средств на оплату текущего ремонта не имелось.

С учетом изложенного, оснований к отмене постановленного судом решения судебная коллегия не усматривает, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Выксунского городского суда Нижегородской области от 09 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ТСН «Факел» – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи