Дело № 33-5529/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 июля 2018 г. г. Оренбург
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Имамовой Р.А.,
судей Швецовой Н.А., Анненковой К.К.,
при секретаре Плешивцевой К.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ТСЖ № 68, акционерному обществу «Оренбургская финансово - информационная система «Город» о признании незаконным договора, действий по сбору, хранению, обработке, передаче третьим лицам персональных данных,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Дзержинского районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 27 апреля 2018 г.,
установила:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к ответчикам о признании незаконным договора, действий по сбору, хранению, обработке, передаче третьим лицам персональных данных, указав, что 27.11.2017 в ходе рассмотрения гражданского дела по иску ТСЖ № 68 к ней о взыскании задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг, ей стало известно о заключении ТСЖ № 68 с АО «Оренбургская финансово - информационная система «Город» договора о сотрудничестве по работе с должниками. ТСЖ № 68 ее персональные данные были незаконно переданы АО «Оренбургская финансово - информационная система «Город». В реестре операторов персональных данных Роспотребнадзора ТСЖ № 68, АО «Оренбургская финансово - информационная система «Город» не зарегистрированы. Она не предоставляла свои персональные данные ответчикам, документы, подтверждающие право собственности на квартиру, не давала ответчикам согласие на сбор, хранение и обработку ее персональных данных. Считает, что ТСЖ № 68 незаконно поручает обработку персональных данных должников (субъектов персональных данных) с целью взыскания задолженности за коммунальные услуги другому лицу без согласия должников. Согласно выписке из ЕГРЮЛ участником АО «Оренбургская финансово - информационная система «Город» является комитет по управлению имуществом г.Оренбурга, что является нарушением действующего законодательства. Договор, заключенный между ТСЖ № 68 и АО «Оренбургская финансово - информационная система «Город» является незаконным, нарушает ее права. Просила суд: признать незаконным договор о сотрудничестве, заключенный между ТСЖ № 68 и АО «Оренбургская финансово - информационная система «Город»; признать незаконным сбор, хранение, обработку, передачу третьим лицам персональных данных ТСЖ № 68 и АО «Оренбургская финансово - информационная система «Город».
Решением Дзержинского районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 27 апреля 2018 г. в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, ее исковые требования удовлетворить, признать незаконным сбор, хранение, обработку, передачу ТСЖ № 68 ее персональных данных АО «Оренбургская финансово - информационная система «Город». Указывает, что ТСЖ № 68 не представлено решение собственников многоквартирного дома о их согласии вносить плату за коммунальные услуги АО «Оренбургская финансово - информационная система «Город». Между нею и АО «Оренбургская финансово - информационная система «Город» договор не заключался. ТСЖ № 68 не было получено ее согласие на обработку персональных данных.
Истец в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержала.
Иные стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, не сообщили об уважительности причин неявки.
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав истца, заслушав доклад судьи Швецовой Н.А., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных законом (статья 330 ГПК РФ) для удовлетворения жалобы и отмены судебного постановления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между АО «Оренбургская финансово - информационная система «Город» и ТСЖ №68 заключен договор присоединения к Правилам оказания услуг ведения претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги от 27.02.2017.
Между АО «Оренбургская финансово - информационная система «Город» и ТСЖ №68 заключены договоры на оказание услуг по начислению оплаты абонентам за коммунальные услуги, на обработку и распределение денежных средств, разноску платежных документов.
Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд указал, что, ТСЖ № 68 вправе поручать обработку персональных данных собственников жилых помещений для осуществления расчетов с собственниками жилых помещений и взимания платы за коммунальные услуги, без согласия субъектов персональных данных.
Судебная коллегия с указанными выводами суда соглашается ввиду следующего.
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона «О персональных данных» под персональными данными понимается любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Оператором признается государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
Из положений статьи 5 названного Федерального закона следует, что обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе.
Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.
На основании ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О персональных данных», обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в следующих случаях: если обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных; обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей; обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.
Согласно ч. 3 ст. 6 вышеуказанного закона, оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора, в том числе государственного или муниципального контракта, либо путем принятия государственным или муниципальным органом соответствующего акта (далее - поручение оператора). Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные настоящим Федеральным законом. В поручении оператора должны быть определены перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться лицом, осуществляющим обработку персональных данных, и цели обработки, должна быть установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также должны быть указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.
В силу ч.ч 15,16 ст. 155 ЖК РФ, наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. При привлечении лицами, указанными в части 15 настоящей статьи, представителей для осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется.
Таким образом, из анализа положений п.п. 2, 5 ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных», ЖК РФ, следует, что допускается возможность обработки персональных данных без согласия субъекта персональных данных, если это необходимо для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей, а также в целях исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.
Согласно ст. 138 ЖК РФ, товарищество собственников жилья обязано: осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII настоящего Кодекса; выполнять в порядке, предусмотренном законодательством, обязательства по договору; обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме, выполнять иные обязанности.
ТСЖ № 68 осуществляет обязанности по управлению многоквартирным домом по адресу: (адрес).
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу п.п. «ж» п. 4 раздела II Постановления Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением в том числе следующих стандартов: организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, которые включают в себя начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
АО «Оренбургская финансово - информационная система «Город» является лицом, привлеченным ТСЖ № 68 для осуществления расчетов с собственниками и нанимателями жилых помещений по взиманию платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в связи с чем согласие истца на передачу этому представителю ее персональных данных, заключение отдельного договора между АО «Оренбургская финансово - информационная система «Город» и истцом, решения собственников многоквартирного дома о даче согласия ТСЖ № 68 на привлечение АО «Оренбургская финансово - информационная система «Город» для осуществления расчетов с нанимателями и собственниками жилых помещений, взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги, не требуется.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права и выводов суда не опровергают.
Доводы о том, что комитет по управлению имуществом г. Оренбурга не может являться участником АО «Оренбургская финансово - информационная система «Город» не являются юридически значимыми в рамках заявленных исковых требований.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Судебная коллегия считает решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
Определила:
решение Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 27 апреля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1, без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи