Судья Умнова М.Ю. Дело № 33-552/2018
Докладчик - Загорьян А.Г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Загорьян А.Г.,
судей Прокопец Л.В. и Костромцовой Е.И.,
при секретаре Остапенко О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сахалинской области о признании незаконным решения комиссии по жилищным вопросам от 29 августа 2013 года по постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения под присвоенным номером и в части не указания даты постановки на учет, возложении обязанности поставить в очередь с первоначальной даты подачи заявления, признании права на получение единовременной социальной выплаты с 12 сентября 2012 года
по апелляционной жалобе представителя ответчика ФИО2 на решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 25 октября 2017 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Загорьян А.Г., объяснения представителя ответчика ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения истца ФИО1, возражавшего против её удовлетворения, судебная коллегия
установила:
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что с 1984 года проходил службу в органах внутренних дел, является ветераном боевых действий на Северном Кавказе, в собственности жилья не имеет. 27 декабря 2012 года он принят на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья на состав семьи из трех человек. Решением комиссии от 24 февраля 2014 года в учетное дело внесены изменения по составу семьи - 4 человека, решением комиссии от 09 марта 2016 года внесены изменения в части площади жилого обеспечения. Впоследствии ему стало известно, что он постановлен на учет с 29 августа 2013 года под номером 265. Учитывая, что он обратился с необходимыми документами 12 сентября 2012 года, просил, с учетом уточнений, признать незаконным решение УМВД России по Сахалинской области по постановке его на учет с 29 августа 2013 года под номером 265, обязав ответчика поставить в очередь на получение выплаты исходя из даты первоначальной подачи заявления - 12 сентября 2012 года, признать за ним право на получение выплаты с 12 сентября 2012 года.
Решением суда исковые требования удовлетворены частично. Признано незаконным решение комиссии по жилищным вопросам от 29 августа 2013 года по постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в части не указания даты постановки на учет, указав в решении жилищной комиссии ФГКУ УВО УМВД России по Сахалинской области от 29 августа 2013 года дату постановки на учет на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения ФИО1 - с 12 сентября 2012 года. Признано за ФИО1 право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья с даты постановки на учет – с 12 сентября 2012 года.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к УМВД России по Сахалинской области о признании незаконным решения комиссии по жилищным вопросам от 29 августа 2013 года по постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения под присвоенным номером, возложении обязанности поставить в очередь с первоначальной даты подачи заявления - отказано.
В апелляционной жалобе представитель УМВД России по Сахалинской области ФИО2, полагая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить. Отмечает, что истец проходил службу в ОВО филиала ФГКУ УВО УМВД России по Сахалинской области, которое являлось самостоятельным юридическим лицом, и поскольку в данном учреждении не была создана комиссия по жилищным вопросам, то прием документов осуществлялся в УМВД России по Сахалинской области без законных оснований. В 2013 году была создана такая комиссия, и протоколом от 29 августа 2013 года № 2 ФИО1 принят на учет. В связи с чем, оснований для постановки на учет с 12 сентября 2012 года не имеется.
В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 просит оставить решение суда без изменения.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке пункта 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает необходимым решение суда отменить по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку судом неправильно применены нормы материального и процессуального права. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным принять новое решение в силу следующего.
Разрешая спор по существу, суд установил, что ФИО1 проходил службу в органах внутренних дел с 17 февраля 1994 года по 2015 год. По состоянию на 30 августа 2012 года стаж службы истца в органах внутренних дел составлял более 21 года, что подтверждается справкой отдела вневедомственной охраны Межмуниципального УМВД России «Южно-Сахалинское».
Как следует из выписки из решения комиссии по жилищным вопросам ФГКУ УВО УМВД России по Сахалинской области от 29 августа 2013 года, ФИО1 принят на учет на получение единовременной социальной выплаты, дата постановки на учет и номер очереди отсутствует.
Руководствуясь нормами Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правилами предоставления социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223, дав анализ представленным по делу доказательствам, и установив, что решением комиссии по жилищным вопросам ФГКУ УВО УМВД России по Сахалинской области от 29 августа 2013 года истец принят на учет на получение единовременной социальной выплаты, документы им поданы 12 сентября 2012 года, однако в решении комиссии дата постановки на учет отсутствует, суд пришел к выводу о нарушении этим прав истца, признав за ФИО1 право на получение единовременной социальной выплаты с даты постановки на учет – с 12 сентября 2012 года, а также признав незаконным решение комиссии по жилищным вопросам от 29 августа 2013 года в части не указания даты постановки на учет, с возложением обязанности указать дату постановки на учет истца - с 12 сентября 2012 года.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия по гражданским делам согласиться не может, поскольку разрешая спор по существу, судом оставлен без внимания ряд существенных для правильного разрешения спора обстоятельств, без учёта которых решение суда не может быть признано законным и обоснованным. При этом судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда полностью с принятием нового решения в силу следующего.
Так, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (часть 1). Частью 2 предусмотрены условия, при которых сотрудник может стать получателем единовременной социальной выплаты. Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяется Правительством Российской Федерации (часть 5).
Согласно части 6 статьи 4 приведенного Закона, право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил принятие на учет для получения единовременной выплаты осуществляется в центральных аппаратах, территориальных органах, учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти по месту службы сотрудников.
В силу пункта 5 Правил, принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника. В соответствии с пунктом 31 Правил, единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
В соответствии с пунктом 11 Правил, дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии. Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов.
Пунктом 20 Правил предусмотрено, что сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа работы и даты подачи заявления. При этом на каждого сотрудника, принятого на учет для получения единовременной выплаты, заводится учетное дело, в котором содержатся заявление и документы, представленные в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил. Учетному делу присваивается номер, соответствующий номеру в книге учета (пункт 22).
Согласно пункту 25 Правил, уполномоченное подразделение формирует и ведет базу данных о лицах, принятых на учет для получения единовременной выплаты, а также снятых с такого учета, на основании информации, представляемой органами вместе с копиями правовых актов, указанных в пункте 17 настоящих Правил. Информация, содержащаяся в базе данных, предоставляется ежегодно в Министерство финансов Российской Федерации.
Из анализа вышеприведенных положений Правил следует, что обстоятельствами, имеющими значение для правильного разрешения данного спора, являются установление наличия или отсутствия со стороны ответчика действий, повлекших нарушение прав истца на получение единовременной выплаты.
Часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязывает суд определить, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, и предписывает суду выносить такие обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В случае необходимости суд вправе предложить сторонам представить дополнительные доказательства, оказать им содействие в получении доказательств (статья 57 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Таким образом, выявление и собирание доказательств по делу является деятельностью не только лиц, участвующих в деле, но и суда, в обязанности которого входит установление того. Какие доказательства могут подтвердить или опровергнуть факты, входящие в предмет доказывания. В случае недостаточности доказательств для вынесения законного и обоснованного решения суд вправе предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные доказательства.
Между тем суд первой инстанции не выполнил возложенные на него приведенными выше положениями гражданского процессуального закона обязанности и, неправильно применив регулирующие спорные отношения нормы материального права, не определил обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения спора, не распределил должным образом между сторонами бремя доказывания таких обстоятельств.
Кроме этого, в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» приказом МВД России от 30 марта 2012 года № 207 утвержден Порядок формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также снятых с данного учета (далее – Порядок).
Данный Порядок устанавливает правила формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также снятых с данного учета.
В соответствии с пунктом 7 данного Порядка внесение информации в базу данных осуществляется на основании правовых актов МВД России и органов о принятии или снятии с учета для получения единовременной выплаты, а также решений комиссий по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам об изменении сведений учетных дел в течение пяти рабочих дней с момента их принятия.
Первичная информация вносится в базу данных с присвоением восемнадцатизначного уникального номера, в котором 1 символ – код федерального округа Российской Федерации, 2 и 3 – код субъекта Российской Федерации, с 4 по 6 – код уполномоченного подразделения или органа, с 7 по 12 – день, месяц, и две последние цифры года постановки на учет, с 13 по 18 – номер учетного дела.
Исходя из указанных норм права, очередность предоставления единовременной выплаты определяется датой принятия на учет, при этом учитывается стаж работы и дата подачи заявления.
Как следует из материалов дела, 12 сентября 2012 года ФИО1 поданы документы на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, и решением комиссии по жилищным вопросам УМВД России по Сахалинской области от 27 декабря 2012 года он принят на учет. При этом, в связи с созданием жилищной комиссии по месту службы истца, 29 августа 2013 года решением жилищной комиссии Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны» он принят на учет для получения единовременной социальной выплаты. На данном учете истец состоит по настоящее время, следовательно, он вправе ее получить, но в установленном порядке, так как реализация прав одного лица не может осуществляться за счет нарушения прав иных лиц.
Оспаривая факт нарушения прав истца, представителем ответчика в суд апелляционной инстанции представлены копии: учетного дела истца; выписки из базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также снятых с данного учета, согласно которой под порядковым номером 348, с уникальным номером № ФИО1 стоит на учете с указанием даты подачи документов – 12 сентября 2012 года, даты постановки на учет распоряжением от 29 августа 2013 года, что соответствует пункту 8 Порядка, утвержденного приказом МВД России от 30 марта 2012 года № 207.
В качестве доказательства нарушения своих прав истцом суду апелляционной инстанции представлен ответ депутата Сахалинской областной Думы ФИО3 от 03 августа 2017 года, согласно которому номер очередности ФИО1 на получение единовременной социальной выплаты является № 265. Оценивая данное доказательство по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия принимает во внимание, что ни решение жилищной комиссии от 29 августа 2013 года, ни выписка из базы данных, ни учетное дело не содержат сведений о номере очередности истца. При этом, как следует из пояснений представителя ответчика ФИО2, никто из граждан, стоящих на учете на получение единовременной социальной выплаты после истца, не получал указанной выплаты. Данное обстоятельство истцом не опровергнуто, сведениями о том, что кто-то из стоящих в очереди после него получил выплату, он не располагает, при этом внеочередным правом на получение социальной выплаты ФИО1 не обладает.
Данные обстоятельства не было учтены судом, что повлекло за собой неправильное применение норм материального права, в связи с чем, решение суда подлежит отмене.
При этом доводы истца о том, что он стоит на учете в течении длительного периода времени и многим сотрудникам, которые ранее его подали документы, выплаты уже произведены, не могут служить правовым оснований для удовлетворения исковых требований в силу следующего.
Так, предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел, как категории граждан, имеющей особый статус, по своей правовой природе является льготой, направленной на удовлетворение потребности в жилье нуждающихся в нем граждан. Вместе с тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, право на жилищные льготы непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, поэтому их введение, отмена, изменение порядка и условий предоставления, а также круга получателей относятся к полномочиям законодателя и зависят от ряда социально-экономических факторов, в том числе от имеющихся у государства финансовых возможностей (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2014 года № 234-О, № 235-О и № 236-О).
Учитывая, что ответ депутата ФИО3, с учетом требований относимости и допустимости доказательств, предусмотренных положениями статей 59 и 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не подтверждает факт нарушения прав истца на получение выплаты, а иных доказательств, свидетельствующих о совершении ответчиком выплат с нарушением порядка очередности, предусмотренного Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223, не представлено, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку право истца на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не нарушено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 25 октября 2017 года отменить.
В удовлетворении искового заявления ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сахалинской области о признании незаконным решения комиссии по жилищным вопросам от 29 августа 2013 года по постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения под присвоенным номером и в части не указания даты постановки на учет, возложении обязанности поставить в очередь с первоначальной даты подачи заявления, признании права на получение единовременной социальной выплаты с 12 сентября 2012 года, отказать.
Председательствующий А.Г. Загорьян
Судьи: Л.В. Прокопец
Е.И. Костромцова