БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
33-5530/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Белгород 05 декабря 2017 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Баркаловой Т.И.,
судей Скоковой Д. И., Харебиной Г. А.
при секретаре Аноприенко Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании заявление судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Белгороду УФССП России по Белгородской области ФИО1 о процессуальном правопреемстве по гражданскому делу по иску ФИО2 к Управлению Федеральной миграционной службы России по Белгородской области, УМВД России по Белгородской области о признании приказа о расторжении служебного контракта не законным, восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда, обязании предоставить перечень вакантных должностей
по частной жалобе ФИО2
на определение Свердловского районного суда г. Белгорода от 21 августа 2017 г.
Заслушав доклад судьи Баркаловой Т.И., объяснение ФИО2, поддержавшей доводы частной жалобы, возражения представителя УМВД России по Белгородской области ФИО4, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Решением Свердловского районного суда г. Белгорода от 22.02.2017 г. исковые требования ФИО2 удовлетворены частично. Приказ Управления Федеральной миграционной службы России по Белгородской области № от 25 ноября 2016 года в части расторжения служебного контракта и увольнения с государственной гражданской службы РФ ФИО2 признан незаконным. ФИО2 восстановлена в должности <данные изъяты> отделения <данные изъяты> отдела <данные изъяты> УФМС России по Белгородской области с 01 декабря 2016 года. С Управления Федеральной миграционной службы России по Белгородской области в пользу ФИО2 взыскана компенсация морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей.
Апелляционным определением Белгородского областного суда от 13.06.2017 г. решение Свердловского районного суда г. Белгорода от 22.02.2017 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО2 без удовлетворения.
Судебный пристав-исполнитель обратился в суд с заявлением о замене должника УФМС России по Белгородской области по данному делу на стадии исполнительного производства на правопреемника УМВД России по Белгородской области.
Заявитель в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причин неявки суду не сообщил.
Истица ФИО2 надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, об уважительных причинах неявки в суд не сообщила.
Ответчик УФМС России по Белгородской области явку своего представителя в суд также не обеспечил, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Представитель УМВД России по Белгородской области в судебное заседание не явился, согласно письменному отзыву возражал против удовлетворения заявления, поскольку согласно выписке из ЕГРЮЛ УФМС России по Белгородской области.
Определением суда заявление отклонено.
В частной жалобе ФИО2 содержится просьба об отмене данного судебного акта по мотиву его незаконности и принятии нового об удовлетворении заявления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В Российской Федерации как демократическом правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства (ст. 2).
В силу ст. 44 ГПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (реорганизация юридического лица и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Процессуальное правопреемство является переходом процессуальных прав и обязанностей от одного субъекта соответствующего материального правоотношения к другому, что влечет занятие правопреемником процессуального статуса правопредшественника.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральная миграционная служба являлась самостоятельным органом исполнительной власти, деятельностью которого руководило Правительство Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» упразднена Федеральная миграционная служба Российской Федерации. Функции упраздненной службы переданы Министерству внутренних дел РФ в лице УМВД России по Белгородской области. Установлено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является: а) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах; б) правопреемником упраздняемых Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Правительству Российской Федерации поручено обеспечить в установленные законодательством сроки проведение ликвидационных процедур в связи с упразднением федеральной миграционной службы.
Указ вступил в силу со дня его официального опубликования - 05 апреля 2016 года.
Во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2016 года N 1025-р определены мероприятия по упразднению ФМС России, в частности создана ликвидационная комиссия.
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 12.10.2017 г. № 2217-р срок завершения ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России, включая ее территориальные органы, продлены до 01.10.2017 г.
Распоряжением Правительства РФ от 30.06.2017 г. № 1412-р продлен до 01.07.2018 г. срок завершения ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России и ФСКН России, установленный распоряжением Правительства РФ от 30. 06. 2017 № 1412-р. 2. МВД России необходимо обеспечить представление до 1 октября 2017 г. в Казначейство России ликвидационных балансов на дату завершения проведения ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России и ФСКН России в объеме форм годовой бюджетной отчетности (с приложением сводных актов приема-передачи имущества и обязательств) и уведомлений о снятии с учета в налоговых органах. Финансовое обеспечение расходов, связанных с мероприятиями, предусмотренными настоящим распоряжением, произвести в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных МВД России в федеральном бюджете.
При рассмотрении заявления суд исходил из того, что по состоянию на 21.08.2017 Управление Федеральной Миграционной службы РФ по Белгородской области находится в стадии ликвидации, но не ликвидировано.
Поскольку в настоящий момент УФМС России по Белгородской области не выбыло из спорных правоотношений, так как его ликвидация не закончена, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для осуществления процессуального правопреемства.
Отказ также мотивирован тем, что Порядок исполнения исполнительных документов, должниками по которым выступает Федеральная миграционная служба Российской Федерации, предусмотрен письмом Федерального казначейства от 20 января 2017 года № 07-04-05/09-72, из которого следует, что обязательства по исполнительным документам, должниками по которым выступают упраздняемые организации Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы, передаются организациям Министерства внутренних дел Российской Федерации. При этом для исполнения судебного решения дополнительного рассмотрения вопроса о правопреемстве не требуется.
При этом судом не принято во внимание, что на момент рассмотрения заявления действовало Письмо Федерального казначейства Министерства финансов РФ от 02. 08. 2017 г. № 07-04-05/09-635, согласно которому вновь поступаемые без судебного акта о процессуальном правопреемстве исполнительные документы, должниками по которым выступают упраздняемые организации Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы, подлежат возврату взыскателю с рекомендациями либо обращения в суд с целью установления правопреемника, либо для взыскания денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Территориальному органу УМВД России по Белгородской области полномочия в рассматриваемой сфере переданы вышеназванным Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 г. N 156 с указанной даты. Управление по вопросам миграции является структурным подразделением УМВД России по Белгородской области.
В Указе Президента "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" определено, что территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации являются на региональном уровне - министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации.
Таким образом в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсов и в сфере миграции" Федеральная миграционная служба и ее территориальные органы были упразднены, их полномочия переданы МВД России и ее территориальным органам.
При таких обстоятельствах оспариваемое определение суда нельзя признать законным и обоснованным, вследствие чего оно подлежит отмене с принятием нового определения об удовлетворении заявления.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 333, 334 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
определение Свердловского районного суда г. Белгорода от 21 августа 2017 г. по заявлению судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Белгороду УФССП России по Белгородской области ФИО1 о процессуальном правопреемстве по гражданскому делу по иску ФИО2 к Управлению Федеральной миграционной службы России по Белгородской области, УМВД России по Белгородской области о признании приказа о расторжении служебного контракта не законным, восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда, обязании предоставить перечень вакантных должностей отменить.
По делу принять новое определение об удовлетворении заявления. Произвести процессуальное правопреемство по гражданскому делу № 2-606/2017 по иску ФИО2 к Управлению Федеральной миграционной службы России по Белгородской области, УМВД России по Белгородской области о признании приказа о расторжении служебного контракта не законным, восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда, обязании предоставить перечень вакантных должностей: заменить ответчика Управление Федеральной миграционной службы России по Белгородской области на правопреемника УМВД России по Белгородской области.
Председательствующий
Судьи