ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-554 от 07.08.2013 Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай)

Председательствующий – Штанакова Т.К.      Дело № 33-554

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 августа 2013 года                          г. Горно-Алтайск

Апелляционная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего – Черткова С.Н.,

судей – Антуха Б.Е., Имансакиповой А.О.,

при секретаре – Романовой В.Н.,

рассмотрела в судебном заседании дело по частной жалобе начальника Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Алтай» ФИО2 на определение судьи Чойского районного суда Республики Алтай от 17 июня 2013 года, которым постановлено

возвратить исковое заявление Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Алтай» к ФИО1 о возмещении материального ущерба, причиненного государству, за время содержания под стражей.

Заслушав доклад судьи Черткова С.Н., апелляционная коллегия

УСТАНОВИЛА:

    ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай обратилось в суд с иском к ФИО1 о возмещении материального ущерба в размере 1600 рублей, причиненного государству, за время содержания под стражей.

    Определением судьи от 30 мая 2013 года указанное заявление ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай к ФИО1 оставлено без движения по причине неуплаты государственной пошлины и документального не подтверждения суммы материального ущерба в размере 1600 рублей, в срок до 14 июня 2013 года предложено исправить данные недостатки.

Определением судьи Чойского районного суда Республики Алтай от 17 июня 2013 года, возвращено исковое заявление ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай к ФИО1 о возмещении материального ущерба в размере 1600 рублей, причиненного государству, за время содержания под стражей, в связи с не устранением в установленный в определении судьи от 30 мая 2013 года срок недостатков заявления, заключающихся в неуплате государственной пошлины.

Суд вынес вышеизложенное определение о возвращении искового заявления, с которым не согласился начальник ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай ФИО2, в настоящей частной жалобе указал, что следственный изолятор как государственное учреждение выполняет функции государственного органа в публично-властных отношениях, связанных с содержанием под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых.

Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, апелляционная коллегия приходит к выводу об оставлении определения суда без изменения по следующим основаниям.

В соответствии с ст.132 ГПК РФ к исковому заявлению прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

В соответствии с п.6 ч.2 ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении должна быть указана цена иска, если он подлежит оценке.

Согласно ч. 1 ст. 91 ГПК РФ цена иска по искам о взыскании денежных средств определяется исходя из взыскиваемой денежной суммы. Цена иска указывается истцом.

Согласно ч.2 ст. 88 ГПК РФ размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.

Согласно п. 1 ст. 333.16 НК РФ, государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ.

Согласно ст. 333.18 НК РФ государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

Согласно п.п.1 п.1 ст. 333-19 НК РФ при подаче искового заявления, имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 20000 рублей государственная пошлина оплачивается в следующем размере - 4 % цены иска, но не менее 400 рублей.

    Цена иска, исходя из требований истца о взыскании с ответчика суммы ущерба в размере 1600 рублей, соответствует данной сумме, соответственно государственная пошлина подлежит уплате в размере 400 рублей 00 копеек.

В соответствии с п.п.1 п.1, п.п.1 п.2 ст. 333.17 НК РФ плательщиками государственной пошлины признаются организации в случае, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ, в том числе по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.

Согласно ч. 1 ст. 2 ГК РФ участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица.

Понятие юридического лица дано в пункте 1 статьи 48 ГК РФ - юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

С 01 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», в соответствии с которым муниципальное (и государственное) учреждение может быть казенным, бюджетным и автономным.

Согласно ч. 2 ст. 56 ГК РФ казенное предприятие и учреждение отвечают по своим обязательствам в порядке и на условиях, предусмотренных пунктом 5 статьи 113, статьями 115 и 120 настоящего Кодекса.

Статьей 120 ГК РФ предусмотрено, что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (ч. 1).

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.

Частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами(ч. 2).

    Согласно п. 8 ст. 161 БК РФ бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика.

Статьей 89 ГПК РФ предусмотрена возможность предоставления льгот по уплате государственной пошлины в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Как полагает начальник ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай ФИО2 на ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай распространяется льгота, установленная ст. 333.35 НК РФ для казенных учреждений при обращении в суды общей юрисдикции и льгота, установленная п.п. 19 п.1 ст. 333.36 НК РФ для органов государственной власти, выступающих по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков.

Статьей 333.35 НК РФ предусмотрены льготы по уплате государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции для отдельных категорий физических лиц и организаций.

Подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи предусмотрено, что от уплаты государственной пошлины освобождены органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, казенные учреждения, редакции средств массовой информации, за исключением средств массовой информации рекламного и эротического характера, общероссийские общественные объединения, религиозные объединения, политические партии - за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных организаций или объединений.

По смыслу указанной нормы права для казенных учреждений предусмотрены льготы по уплате государственной пошлины только за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях этих организаций или объединений, а не за право обращения в суд.

При этом положения ст. 333.36 НК РФ не предоставляют казенным учреждениям право на льготы при обращении в суды общей юрисдикции.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков;

Часть 1 ст. 76, ч. 1 ст. 112 и ч. 2 ст. 80 Конституции РФ предусматривают отнесение организаций к органам государственной власти производится законодательными актами Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента РФ от 21 мая 2012 года № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и пунктом 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 года №1314, Федеральная служба исполнения наказаний является федеральным органом исполнительной власти.

В перечень учреждений, непосредственно подчиненных Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденный Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 15 июня 2011 года № 358, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай не внесен.

ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай государственным органом или органом местного самоуправления не является, являясь самостоятельным юридическим лицом.

Как видно из наименования, истец по своей организационно-правовой форме является казенным учреждением, то есть не может быть отнесен к органам власти, а потому не может быть освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления.

Организационно-правовая форма ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай и финансирование за счет средств федерального бюджета не освобождают его от установленной законом обязанности по уплате государственной пошлины при обращении в суд с иском.

Согласно ч. 1 ст. 136 ГПК РФ судья установив, что исковое заявление подано в суд без соблюдения требований ст. ст. 131, 132 ГПК РФ выносит определение об оставлении заявления без движения, о чем извещает лицо, подавшее заявление и предоставляет ему разумный срок для исправления недостатков.

Заявление ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай не соответствовало требованиям, предусмотренным ст. 132 ГПК РФ, в связи с чем, данное заявление 30 мая 2013 года оставлению без движения, в срок до 14 июня 2013 года предложено исправить недостатки, в том числе уплатить государственную пошлину.

В соответствии с ч.2 ст. 136 ГПК РФ в случае, если заявитель в установленный срок выполнит указания судьи, перечисленные в определении, заявление считается поданным в день первоначального представления его в суд. В противном случае заявление считается неподанным и возвращается заявителю со всеми приложенными к нему документами.

14 июня 2013 года ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай частично устранены недостатки, указанные в определении судьи от 30 мая 2013 года, кроме уплаты государственной пошлины. В опровержение требования судьи о необходимости уплаты государственной пошлины ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай направлено письмо, в котором сообщалось, что ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай в соответствии с пп. 19 п.1 ст.333.36 НК РФ освобождено от уплаты государственной пошлины.

Определением судьи Чойского районного суда Республики Алтай от 17 июня 2013 года, возвращено исковое заявление ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай к ФИО3 о возмещении материального ущерба в размере 1600 рублей, причиненного государству, за время содержания под стражей, в связи с не устранением в установленный в определении судьи от 30 мая 2013 года срок недостатков заявления, заключающихся в неуплате государственной пошлины.

ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай, не оспаривая обстоятельство того, что государственная пошлина не была оплачена ни при подаче иска, ни до настоящего времени, ссылается в частной жалобе на то, что в соответствии с пп. 19 п.1 ст.333.36 НК РФ освобождено от уплаты государственной пошлины.

Как следует из представленных материалов, оставляя исковое заявление ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай без движения, судья указал на необходимость представления доказательств оплаты государственной пошлины по иску, содержащему требования имущественного характера.

Принимая обжалуемое определение о возврате искового заявления, судья первой инстанции применительно к ч. 2 ст. 136 ГПК РФ верно указал на то, что в связи с неисполнением требований, содержащихся в определении об оставлении иска без движения, заявление подлежит возврату.

Апелляционная коллегия соглашается с выводом судьи о возвращении заявления, поскольку представленными материалами подтверждается, что заявителем не были исправлены недостатки, указанные в определении об оставлении заявления без движения.

Доводы начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай ФИО2 о том, что истец как учреждение, входящее в систему Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, освобождено от уплаты государственной пошлины, не основаны на нормах действующего законодательств и не подлежат удовлетворению.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению указанного вопроса, судьей первой инстанции не допущено.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия считает определение судьи Чойского районного суда Республики Алтай от 17 июня 2013 года законным и обоснованным, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 334, 335 ГПК РФ, апелляционная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Определение судьи Чойского районного суда Республики Алтай от 17 июня 2013 года оставить без изменения, частную жалобу начальника Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Алтай» ФИО2 – без удовлетворения.

Председательствующий – С.Н. Чертков

Судьи – Б.Е. Антух, О.А. Имансакипова