Дело № 33-5543/2015
аПЕЛЛЯционное определение
г. Тюмень |
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего: | ФИО1, |
судей: | Смоляковой Е.В., ФИО2, |
при секретаре: | Ж., |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области
на решение Тюменского районного суда Тюменской области от 10 июля 2015 года, которым постановлено:
«Иск ФИО3 удовлетворить.
Обязать Департамент имущественных отношений Тюменской области внести изменения в Решение № <.......> от <.......> года «О предоставлении ФИО3 в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства (без права капитального строительства) в <.......> области <.......> районе, д. <.......>»: в преамбуле исключить слова «(без права капитального строительства)», в п.1 исключить слова «(без права капитального строительства)», п.4 исключить».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Смоляковой Е.В., пояснения представителя ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области - А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца ФИО3 – А., просившего оставить решение без изменения, судебная коллегия
установила:
ФИО3 обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее по тексту – Департамент либо ДИО ТО) об обязании ответчика внести изменения в решение № <.......> от <.......> года «О предоставлении ФИО3 в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства (без права капитального строительства) в <.......> области, <.......> районе, д. <.......>», а именно: в преамбуле исключить слова (без права капитального строительства), в п.1 исключить слова (без права капитального строительства), п.4 исключить.
Требования мотивировал тем, что постановлением <.......> муниципального образования <.......> района <.......> области № <.......> от <.......> года был утвержден проект границ указанного земельного участка, между тем Администрацией <.......> муниципального района ФИО3 было отказано в предоставлении земельного участка в аренду. Вступившим в законную силу решением <.......> районного суда <.......> области от <.......> года отказ Администрации <.......> муниципального района о предоставлении ФИО3 земельного участка в аренду признан незаконным, на администрацию возложена обязанность в установленном законом порядке предоставить ФИО3 в аренду земельный участок. В связи с переходом полномочий по предоставлению земельных участков от Администрации <.......> муниципального района к Департаменту имущественных отношений Тюменской области определением <.......> районного суда <.......> области от 07 мая 2015 года произведена замена стороны ответчика в порядке правопреемства. На основании заявления истца от <.......> года, решения <.......> районного суда <.......> области от <.......> года Департаментом имущественных отношений Тюменской области принято решение № <.......> о предоставлении ФИО3 в аренду земельного участка сроком на три года, при этом в разрешенное использование земельного участка было внесено изменение, вид разрешенного использования указан «для ведения личного подсобного хозяйства (без права капитального строительства)». Считая изменение ответчиком вида разрешенного использования незаконным, указывает, что истец обращался с заявлением о предоставлении ему земельного участка с разрешенным использованием «для ведения личного подсобного хозяйства». Земельный участок расположен на землях населенных пунктов, в связи с чем в силу ст.4 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» данный земельный участок является приусадебным земельным участком, на котором строительство не запрещено. В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков в описании вида разрешенного использования «приусадебный земельный участок личного подсобного хозяйства» установлено «размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дома, пригодные для постоянного проживания и высотой не выше трех надземных этажей); производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных». Также считает, что Департамент фактически не исполнил решение <.......> районного суда <.......> области от <.......> года.
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласился ответчик Департамент имущественных отношений Тюменской области, в его апелляционной жалобе за подписью директора К. содержится просьба об отмене решения суда и принятии нового об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что обязанность для уполномоченного органа предоставлять земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства с правом капитального строительства Земельным кодексом РФ, являющимся основным нормативно-правовым актом, которым регулируются земельные правоотношения, не установлена. Департамент как публично-правовое образование принял ненормативный правовой акт о распоряжении земельным участком из публичной собственности по своему усмотрению в рамках, возложенных на него полномочий, в связи с чем, считает, что оснований для внесения изменений в ненормативный правовой акт не имеется.
В возражениях на апелляционную жалобу истец ФИО3 в лице представителя по доверенности А., считая решение суда законным и обоснованным, просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поступивших относительно нее возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает, что решение суда является законным и обоснованным.
Как установлено судом и следует из материалов дела, <.......> года Департаментом имущественных отношений Тюменской области принято Решение № <.......> «О предоставлении ФИО3 в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства (без права капитального строительства) в <.......> области, <.......> районе, д. <.......>», которым постановлено:
Предоставить ФИО3 в аренду сроком на три года земельный участок с кадастровым № <.......> площадью <.......> кв.м, для ведения личного подсобного хозяйства (без права капитального строительства) в <.......> области, <.......> районе, д. <.......>. Категория земель - земли населенных пунктов.
Установить арендную плату в соответствии с действующим законодательством.
Обязать ФИО3:
- заключить в Департаменте имущественных отношений Тюменской области в течение семи календарных дней со дня предоставления органом кадастрового учета кадастрового паспорта земельного участка договор аренды земельного участка;
- зарегистрировать договор аренды земельного участка в установленном законом порядке;
- производить оплату за пользование земельным участком согласно пункту 2 настоящего решения.
4. Департаменту имущественных отношений Тюменской области (отделу государственной службы и документационного обеспечения) обратиться в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <.......> области для внесения изменений в характеристики земельного участка с кадастровым номером <.......> в части разрешенного использования земельным участком (л.д. 12).
Основанием для принятия данного решения явились: заявление ФИО3 в Администрацию <.......> муниципального района о предоставлении земельного участка в аренду, постановление <.......> муниципального образования <.......> района <.......> области от <.......> № <.......> «Об утверждении проекта границ сформированного земельного участка № <.......> для ведения личного подсобного хозяйства ФИО3 по адресу: <.......>», решение <.......> районного суда <.......> области по делу № <.......>, кадастровый паспорт земельного участка от <.......> года.
В решении <.......> районного суда <.......> области по делу № <.......> от <.......> года было установлено, что на основании заявления ФИО3 о предоставлении земельного участка, плана установления границ земельного участка, Постановлением Администрации <.......> муниципального образования № <.......> от <.......> года утвержден проект границ сформированного земельного участка № <.......>, уточненной площадью <.......> кв.м, для ведения личного подсобного хозяйства ФИО3 по адресу: <.......>, категория земель – земли поселений; данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер <.......>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно применил положения статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ и принял во внимание то, что до внесения оспариваемым решением Департамента имущественных отношений Тюменской области изменений в вид разрешенного использования земельного участка данный земельный участок, обязанность предоставления которого истцу возложена вступившим в законную силу решением суда, имел разрешенное использование «для ведения личного подсобного хозяйства», в решении суда отсутствует указание на предоставление ФИО3 земельного участка без права капитального строительства, учитывая, что порядок использования земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, регулируется Федеральным законом «О личном подсобном хозяйстве», суд пришел к выводу, что у Департамента имущественных отношений Тюменской области отсутствовали законные основания при исполнении вступившего в законную силу решения суда по своему усмотрению изменять разрешенное использование земельного участка путем указания в оспариваемом решении на отсутствие у истца права капитального строительства на земельном участке, в связи с чем, суд нашел заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, так как они мотивированы, основаны на правильном применении норм права, соответствуют установленным обстоятельствам дела, подтверждаются представленными доказательствами, которым в их совокупности дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для иной оценки представленных доказательств не усматривается.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе, на земли населенных пунктов. Согласно ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли (в том числе земли населенных пунктов) используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется, во-первых, исходя из их принадлежности к той или иной категории и, во-вторых, в соответствии с разрешенным использованием земельного участка.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером <.......> (л.д.30), категория земельного участка по адресу: <.......> определена как земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 40, ч. 1 ст. 41 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые строения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, кроме прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земли и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» под личным подсобным хозяйством понимается форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и(или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства (п. 2 ст. 2 Закона № 112-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 4 Закона № 112-ФЗ для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
При этом приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. ФИО4 земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений (п. п. 2 и 3 ст. 4 Закона № 112-ФЗ).
Таким образом, земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, используется для производства сельскохозяйственной продукции. При этом возведение жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений на таком участке допускается только в его приусадебной части, которая располагается в границах населенного пункта. При предоставлении с таким видом разрешенного использования земельный участок предоставляется без выставления на торги.
Ссылку представителя Департамента имущественных отношений Тюменской области о том, что Департамент, являясь собственником земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на основании ст. 209 ГК Российской Федерации имеет право по своему усмотрению произвольно определять условия пользования земельных участков, суд обоснованно признал несостоятельной, поскольку как следует из кадастровой выписки на земельный участок (л.д.30), он находится в границах населенного пункта, и Закон РФ «О личном подсобном хозяйстве» и разрешенному использованию земельного участка не исключает строительство жилого дома и иных построек на нем.
С учетом изложенного суд обоснованно признал внесение изменений в характеристики земельного участка в части разрешенного использования земельного участка незаконным.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку, как положений закона, так и выводов суда, оснований не согласиться с которыми судебная коллегия не усматривает, в связи, с чем на законность решения суда они не влияют.
При этом иное толкование апеллянтом норм права и другая оценка обстоятельств дела не свидетельствуют об ошибочности выводов суда первой инстанции и не опровергают их.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения, допущено не было.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Тюменского районного суда Тюменской области от 10 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: