ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5544/12 от 06.12.2012 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Буян Э.Ф. № 33-5544/2012 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Белова Н.Е.

судей Нагорновой О.Н. и Слободянюк Т.А.,

при секретаре Вахниной Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании 6 декабря 2012 года

дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования сельского поселения «Додзь» на решение Корткеросского районного суда от 25 сентября 2012 года, по которому удовлетворено заявление Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора к администрации муниципального образования сельское поселение «Додзь» о признании бездействия незаконным, обязании принять меры к соблюдению законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов.

Признано незаконным бездействие администрации муниципального образования сельское поселение «Додзь», выразившееся в несоблюдении законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство городских лесов.

Возложена обязанность на администрацию муниципального образования сельское поселение «Додзь» в срок до ДД.ММ.ГГГГ:

провести лесоустройство городских лесов, находящихся на территории населенных пунктов муниципального образования сельское поселение «Додзь»;

поставить на кадастровый учет земельные участки, на которых расположены городские леса;

разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов муниципального образования сельского поселения «Додзь», на которых расположены городские леса;

организовать осуществление мер пожарной безопасности в городских лесах, находящихся на территории населенных пунктов муниципального образования сельское поселение «Додзь», в соответствии с разработанным лесохозяйственным регламентом.

Заслушав доклад судьи Белова Н.Е., пояснения представителя администрации муниципального образования сельского поселения «Додзь» ФИО1, заключение прокурора Чершкуте Я.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратуры обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации муниципального образования сельского поселения «Додзь», выразившееся в несоблюдении законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, незаконным. Обязании ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ: провести лесоустройство; предоставить в орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о принадлежности земель ГО «Сыктывкар», на которых находятся леса, к категории земель лесного фонда; обязании разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов муниципального образования, на которых расположены городские леса; об обязании организации осуществления мер пожарной безопасности в лесах. Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения федерального законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, в ходе которой установлено, что администрацией МО СП «Додзь» не выполняется предусмотренная законом обязанность в отношении муниципальных лесов, отсутствуют материалы лесоустройства, не оформлено право собственности, границы земельных участков, занятых лесами поселения, не установлены, на кадастровый учет участки, занятые муниципальными лесами, не поставлены. Невыполнение администрацией МО СП «Додзь» обязанностей, возложенных на нее Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. № 7-ФЗ, «Лесным кодексом Российской Федерации» от 04.12.2006 № 200-ФЗ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ, Федеральным законом от 24 июля 2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», выразившееся в бездействии, нарушает интересы Российской Федерации, создает реальную угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды; приводит к невозможности осуществления надлежащего государственного и муниципального контроля; обеспечения рационального использования лесов; организации мер пожарной безопасности в муниципальных лесах, а также привлечении лиц, виновных в нарушении гражданского, административного и уголовного законодательства к предусмотренной законом ответственности. Кроме того, неисполнение возложенных на администрацию муниципального образования обязанностей, приводит к нарушению прав и законных интересов жителей муниципального образования, а также граждан Российской Федерации и иных лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации. При изложенных обстоятельствах, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор вынужден был обратиться в суд с настоящим заявлением.

Определением Корткеросского районного суда 07.08.2012г. приняты уточненные требования о признании бездействия АСП «Додзь», выразившегося в несоблюдении законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство городских лесов, незаконным. Обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ: провести лесоустройство городских лесов, находящихся на территории соответствующего поселения; поставить на кадастровый учет земельные участки, на которых расположены городские леса, находящиеся на территории соответствующего поселения; разработать и утвердить лесохозяйственный регламент в отношении указанных категорий лесов, находящихся на территории соответствующего поселения; организовать осуществление мер пожарной безопасности в городских лесах, находящихся на территории соответствующего поселения, в соответствии с разработанным лесохозяйственным регламентом

В судебном заседании прокурор Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратуры на удовлетворении заявленных уточненных требований настаивал. Просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования сельское поселение «Додзь», выразившееся в несоблюдении законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство городских лесов; обязать администрацию муниципального образования сельское поселение «Додзь» в срок до ДД.ММ.ГГГГ: провести лесоустройство городских лесов, находящихся на территории населенных пунктов муниципального образования сельское поселение «Додзь»; поставить на кадастровый учет земельные участки, на которых расположены городские леса; разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов муниципального образования сельское поселение «Додзь», на которых расположены городские леса; организовать осуществление мер пожарной безопасности в городских лесах, находящихся на территории населенных пунктов муниципального образования сельское поселение «Додзь», в соответствии с разработанным лесохозяйственным регламентом.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела. В судебном заседании от 26.06.2012 представитель ответчика ... с иском не согласился, считает, требования применимы только к лесным участкам, расположенным в городах, в черте населенных пунктов администрации СП «Додзь» отсутствуют леса с категорией «городские леса». Для принятия мер по пожарной безопасности населенных пунктов сельских поселений имеются решения судов, находящиеся на исполнении. Считает при удовлетворении требований решение суда не выполнимо, в связи с отсутствием денежных средств.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации муниципального района «Корткеросский» (далее- АМР «Корткеросский»), ... с иском не согласился, т.к. понятие «городские леса» в Лесном кодексе РФ не раскрывается, считает термин «городские леса» ориентирует на леса, расположенные исключительно в городских населенных пунктах, поддержал отзыв на исковое заявление от 24.09.2012г. №.

Привлеченный в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет лесов Республики Коми представителя своего на рассмотрение дела не направил. В судебном заседании 7.08.2012г. представитель Комитета лесов РК ... возражений по иску не заявил, пояснив, что на выполнение указанных в заявлении требований необходимы значительные финансовые затраты, все противопожарные мероприятия по защите населенных пунктов практически все главы сельских поселений, кроме СП «Керес», выполнили. Если же на территории сельских поселений определят леса, то необходимы дополнительные мероприятия по охране лесов от пожара.

Суд, с учетом положений ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотрение дела в отсутствии представителя администрации СП «Додзь», представителя Комитета лесов РК, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела и постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация сельского поселения «Додзь» с решением суда не согласна и просит его отменить, указывая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение по делу и неверно применены нормы материального права.

Проверив законность решения суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения доводов и отмены правильного решения суда.

Удовлетворяя заявленные требования прокурора, суд первой инстанции исходил из установленных им обстоятельств дела, свидетельствующих о том, что в нарушение требований федерального законодательства в сфере лесопользования, администрацией МО СП «Додзь» не проведено лесоустройство на землях поселения, лесохозяйственный регламент не разработан, не оформлено право собственности, на кадастровый учет участки, занятые муниципальными лесами не поставлены, что влечет невозможность осуществления мероприятий, направленных на охрану, защиту и воспроизводство лесов и рациональное использование лесных ресурсов, в том числе мероприятий, направленных на предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций на используемых лесных участках и ставит под угрозу экологическое благополучие общества, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования, на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Правовое регулирование лесных отношений на уровне Российской Федерации осуществляется Лесным кодексом Российской Федерации от 04 декабря 2006 года № 200-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В силу части 5 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения.

В соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.

Положениями статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится владение, пользование, распоряжение такими лесными участками (п. 1 ч. 1); органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (ч. 1.1); органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 2).

Обязанность органов местного самоуправления по организации лесоустройства вытекает из части 2 статьи 70 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству в порядке, установленном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Согласно пункту 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесены: организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление муниципального лесного контроля и надзора.

Согласно статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.

В соответствии с частью 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.

Согласно статьи 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В статье 1 указанного Федерального закона государственный кадастровый учет недвижимого имущества определен как действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Из анализа норм Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ следует, что субъектом, обладающим полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления.

Определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству (ст. 67, ч. 3 ст. 23 Лесного кодекса РФ) и землеустройству (п. 3 ст. 69, ст. 92 Лесного кодекса РФ, Федеральный закон от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве»).

При рассмотрении дела судом установлено, что администрацией МО СП «Додзь» лесоустройство на землях поселения не проведено, лесохозяйственный регламент не разработан, не оформлено право собственности, не установлены границы земельных участков, занятых лесами поселения, на кадастровый учет участки, занятые муниципальными лесами не поставлены.

Установив, что ответчик не исполнил обязанностей, возложенных на него действующим законодательством, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные прокурором требования.

Доводы ответчика в жалобе, что законодательно не закреплено понятие «Городские леса» не могут служить основанием для признания решения суда незаконным, поскольку согласно приказа Рослесхоза от 12.12.2011 № к таким лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов.

Доводы ответчика в апелляционной жалобе об отсутствии финансирования и денежных средств в бюджете сельского поселения «Додзь» не является основанием для несоблюдения требований законодательства.

Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оцененных судом в соответствии с требованиями процессуального законодательства, в связи с чем доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене состоявшегося судебного решения.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Корткеросского районного суда от 25 сентября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации МО СП «Додзь»-без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи