Дело № 33-5551/2014
аПЕЛЛЯЦИОННОЕ определение
г. Тюмень 13 октября 2013 года Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Колосковой С.Е. судей Левиной Н.В., Немчиновой Н.В. при секретаре Беженарь А.Д. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного автономного учреждения Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки» на решение Калининского районного суда города Тюмени от 07 июля 2014 года, которым
исковые требования Смелых С.В. удовлетворены.
Признаны незаконными действия Государственного автономного учреждения Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки», препятствующие реализации права Смелых С.В. на получение безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья, выразившиеся в отказе в неправильном определении размера субсидии.
Возложена на Государственное автономное учреждение Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки» обязанность предоставить Смелых С.В. субсидию на приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета в размере 64%.
Взысканы с Государственного автономного учреждения Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки» в пользу Смелых С.В. расходы по оплате государственной пошлины в размере <.......> рублей».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Колосковой С.Е., объяснения представителя Государственного автономного учреждения Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки» Господариковой Н.А., настаивавшей на довода апелляционной жалобы, объяснения представителя Главного управления строительства Тюменской области Сергеенковой Л.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Смелых С.В. Дегтяревой О.Н., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Смелых С.В. обратился в суд с иском к Государственному автономному учреждению Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки», Главному управлению строительства Тюменской области о признании действий Государственного автономного учреждения Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки», выразившихся в неправильном определении размера субсидии, незаконными, о возложении обязанности предоставить субсидию на приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета в размере 64%. Требования мотивировал тем, что 29 января 2014 года он обратился в уполномоченную организацию с заявлением о предоставлении социальной выплаты (субсидии) на приобретение жилья. Согласно расчету Государственного автономного учреждения Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки» размер предоставляемой на приобретение жилья субсидии составил <.......> руб. <.......> коп. С данным размером субсидии истец не согласен, полагал, что расчет выполнен с нарушением норм права. Считал, что при расчете ответчиком неверно применен минимальный размер оплаты труда в размере 100 рублей, установленный ст. 4 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», указывая, что в данном случае должен применяться минимальный размер оплаты труда в размере <.......> руб., установленный ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда». Указывая на то, что в результате незаконных и необоснованных действий ответчика он лишен права на получение субсидии в объёме, предусмотренном действующим законодательством, полагал, что он имеет право на получение субсидии в размере 64%.
Истец Смелых С.В. в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие.
Представитель истца Дегтярева О.Н., действующая на основании доверенности от <.......> (л.д.32), в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Главного управления строительства Тюменской области Сергеенкова Л.Ю., действующая на основании доверенности от <.......> (л.д.38), в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление Смелых С.В. (л.д.33-37).
Представитель Государственного автономного учреждения Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки» в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласно Государственное автономное учреждение Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки». В апелляционной жалобе, поданной представителем Господариковой Н.А., изложена просьба об отмене решения в связи с нарушением норм материального права и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении искового заявления. Ссылаясь на ст.ст. 1, 3, 4 Федерального закона №82-ФЗ от 19 июня 2000 года «О минимальном размере оплаты труда», считает, что законодатель исключает возможность применения минимального размера оплаты труда, указанного в ст.1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», в качестве норматива при расчётах платежей в сферах, не связанных с трудовыми отношениями. Считая, что вывод суда о том, что расчёт безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья за счёт средств областного бюджета должен производиться с применением минимального размера оплаты труда в сумме <.......> рубля в месяц, противоречит действующему законодательству, указывает, что расчёт государственной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилья для Смелых С.В. произведен Центром государственной жилищной поддержки верно и составляет 5% средней рыночной стоимости (на день принятия уполномоченным органом решения о предоставлении субсидии) строительства (приобретения) жилья. Кроме того, ссылаясь на п.2.5, п.2.10 Положения о порядке предоставления субсидий и займов на приобретение (строительство) жилья в Тюменской области, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 13.10.2008 N 302-п, считает, что Государственное автономное учреждение Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки» не имеет полномочий по предоставлению и перечислению субсидии на приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца Смелых С.В. – Дегтярева О.Н., полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Истец Смелых С.В. в заседание суда апелляционной инстанции не явился. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы он был извещён надлежащим образом, ходатайство об отложении рассмотрения жалобы им не заявлено, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие истца.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в части по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.3 Закона Тюменской области от 03 августа 1999 года N 128 "О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета" (далее – Закон Тюменской области № 128) право на получение безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья имеют постоянно проживающие (с соблюдением правил регистрации) в Тюменской области граждане Российской Федерации, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления и в организациях.
В силу ч.3 указанной статьи безвозмездная субсидия предоставляется на строительство (приобретение) жилья, соответствующего санитарным и техническим правилам и нормам, износ приобретаемого жилья должен быть не более 25%, по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в государственном жилищном фонде, но не более нормы площади жилья: 18 квадратных метров общей площади - на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 квадратных метра общей площади - на семью из двух человек и 33 квадратных метра общей площади - на одиноко проживающего человека.
Размер безвозмездной субсидии определяется в зависимости от отношения месячного дохода на одного члена семьи гражданина, получающего безвозмездную субсидию, к установленному минимальному размеру оплаты труда и времени ожидания после постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с приложением N 1 к настоящему Закону.
Согласно ч.4 ст.3 Закона Тюменской области № 128 безвозмездная субсидия на строительство (приобретение) жилья за счет средств областного бюджета предоставляется в размере от 5% до 70% средней рыночной стоимости строительства (приобретения) жилья на день принятия уполномоченным органом решения о предоставлении субсидии, но не более разницы между стоимостью имеющегося у претендента жилья в жилом фонде, соответствующем санитарным и техническим правилам и нормам, и приобретаемого (строимого) жилья.
Приложением № 1 к Закону Тюменской области № 128 предусмотрено, что размер предоставляемой безвозмездной субсидии составляет от 5 до 70 процентов средней рыночной стоимости (на день принятия уполномоченным органом решения о предоставлении субсидии) строительства жилья или приобретения квартиры или индивидуального жилого дома. При этом размер безвозмездной субсидии определяется в зависимости от отношения месячного дохода на одного члена семьи к установленному минимальному размеру оплаты труда гражданина, получающего безвозмездную субсидию, и времени ожидания после постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с прилагаемой таблицей.
Учитывая данные нормы, а также то, что согласно сноске к приведённой в Приложении № 1 таблице в ней приведено отношение месячного дохода на одного члена семьи к установленному минимуму заработной платы, то при проверке обоснованности расчёта субсидии, произведённого Государственным автономным учреждением Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки», суд первой инстанции правильно исходил из минимального размера оплаты труда, установленного статьёй 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», а именно, <.......> рубля в месяц. В связи с этим судом сделан правильный вывод о том, что с учётом месячного дохода истца (<.......> руб. <.......> коп.), времени нахождения на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении (менее 1 года), отношение месячного дохода к установленному минимуму заработной платы составляет 64 % от средней рыночной стоимости строительства (приобретения) жилья, а не 5%, как было определено указанным ответчиком.
Довод апелляционной жалобы о том, что поскольку указанная субсидия является социальной выплатой, то в связи с этим при определении размера социальной выплаты должна применяться не ст.1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», а ст.4 указанного закона, согласно которой до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие размеры стипендий, пособий и других обязательных выплат либо порядок их установления, выплата стипендий, пособий и других обязательных выплат, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям, является несостоятельным, поскольку приведённым выше Законом Тюменской области № 128 и Приложением № 1 к нему размер субсидии определён конкретно в зависимости от отношения месячного дохода гражданина именно к минимуму заработной платы, а не каких-либо иных выплат.
Данные выводы суда согласуются с целью предоставления субсидии на строительство или приобретение жилья, учитывая, что в силу ст.1 Закона Тюменской области № 128 гражданин имеет право получить субсидию или заем на строительство или приобретение жилья один раз, за исключением случаев, установленных действующим законодательством, а согласно ч.5 ст.3 указанного закона граждане, получившие субсидию на строительство (приобретение) жилья, снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Таким образом, предполагается, что предоставление субсидии позволит гражданину улучшить свои жилищные условия таким образом, что он не будет относиться к категории лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, что и приведёт к снятию его с учёта.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции обоснованно признал незаконными действия Государственного автономного учреждения Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки» по определению размера субсидии Смелых С.В. в размере 5 % от средней рыночной стоимости строительства (приобретения) жилья.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает заслуживающим внимания довод апелляционной жалобы о необоснованном возложении на указанного ответчика обязанности предоставить Смелых С.В. субсидию на приобретение жилья в Тюменской области за счёт средств областного бюджета в размере 64 %.
При этом судебная коллегия исходит из следующего.
В силу ч.1 ст.4 Закона Тюменской области № 128 предоставление безвозмездной субсидии производится по решению уполномоченного органа с выдачей гражданину свидетельства о предоставлении безвозмездной субсидии, срок действия которого не должен превышать шести месяцев.
Согласно ч.6 указанной статьи порядок предоставления субсидии определяется Правительством Тюменской области.
Постановлением Правительства Тюменской области от 13 октября 2008 года N 302-п (ред. от 22.07.2013) утверждено Положение о порядке предоставления субсидий и займов на приобретение (строительство) жилья в Тюменской области (далее – Положение). При этом пунктом 2 названного Постановления Правительства Тюменской области уполномоченным органом исполнительной власти по реализации Положения о порядке предоставления субсидий и займов на приобретение (строительство) жилья в Тюменской области определено главное управление строительства Тюменской области, а уполномоченной организацией - государственное автономное учреждение Тюменской области "Центр государственной жилищной поддержки".
Пунктом 1.2 Положения предусмотрено, что право граждан на получение субсидии или займа удостоверяется именным документом - свидетельством о предоставлении субсидии или займа на приобретение (строительство) жилья (далее свидетельство).
Согласно п.2.1 Положения граждане, желающие получить субсидию или заем на строительство или приобретение жилья, представляют в уполномоченную организацию заявление о предоставлении субсидии или займа по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению, а также документы в соответствии с перечнем, установленным приложением N 3 к настоящему Положению.
В силу п.2.2 Положения уполномоченная организация регистрирует заявление и прилагаемые к нему документы, поступившие по почте, в журнале приема документов в день их поступления с присвоением порядкового регистрационного номера и в течение 3 рабочих дней со дня регистрации направляет гражданину на почтовый адрес, указанный в заявлении, уведомление о принятии и регистрации документов.
По результатам рассмотрения документов, указанных в приложениях N 2, 3 настоящего Положения, уполномоченная организация в течение 3 рабочих дней со дня их поступления осуществляет одно из следующих действий: 1) возвращает документы гражданину (основания для этого перечислены в данном подпункте); 2) осуществляет расчет размера субсидии или займа по выбору гражданина (п.2.3 Положения).
Далее, согласно п.п.2.4, 2.5 Положения, уполномоченная организация в течение 5 рабочих дней со дня осуществления расчета размера субсидии или займа формирует списки граждан, претендующих на получение субсидии или займа с учетом категорий, установленных статьей 3 Закона Тюменской области N 128, а сформированные уполномоченной организацией списки граждан, претендующих на получение субсидии или займа, с приложением представленных гражданином документов в течение 3 рабочих дней со дня формирования списков передаются на рассмотрение в уполномоченный орган исполнительной власти Тюменской области.
Согласно п.2.5 Положения именно уполномоченный орган, которым является главное управление строительства Тюменской области, в течение 30 календарных дней со дня поступления названных выше документов из уполномоченной организации совершает одно из следующих действий:
- принимает решение о предоставлении субсидии или займа с указанием размера субсидии или займа и направляет его в уполномоченную организацию с приложением представленных документов;
- возвращает документы уполномоченной организации с указанием причин возврата в письменном виде в случае выявления оснований, указанных в абзацах втором, третьем, четвертом, шестом подпункта 1 пункта 2.3 настоящего Положения, для возврата гражданам, в отношении которых выявлены основания для возврата, в порядке, установленном в пункте 2.3 настоящего Положения;
- принимает решение об отказе в предоставлении субсидий и займов с указанием причин отказа в случае выявления оснований, указанных в абзаце пятом подпункта 1 пункта 2.3 настоящего Положения, и направляет его в уполномоченную организацию.
В силу п.2.6 Положения на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти Тюменской области о предоставлении субсидии или займа уполномоченная организация:
- в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения направляет гражданину уведомление о принятом в отношении гражданина решении о предоставлении субсидии или займа на почтовый адрес, указанный в письменном заявлении;
- в течение 15 рабочих дней со дня принятия такого решения выдает гражданину свидетельство о предоставлении субсидии или займа на приобретение (строительство) жилья, срок действия которого составляет 6 месяцев.
Таким образом, в силу изложенных выше норм Положения Государственное автономное учреждение Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки» не является органом, уполномоченным на принятие решения о предоставлении субсидии приобретение (строительство) жилья и на предоставление этой субсидии.
Учитывая изложенное, принимая во внимание положения ч.3 ст.196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в силу которой суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, судебная коллегия полагает, что оснований для возложения на Государственное автономное учреждение Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки» обязанности предоставить Смелых С.В. субсидию на приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета в размере 64% у суда не было. В связи с этим решение суда в указанной части подлежит отмене на основании ч.1 и ч.2 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с постановлением в отменённой части нового решения об отказе в удовлетворении указанных требований.
В связи частичной отменой решения подлежит изменению решение суда в части распределения судебных расходов на основании ч.3 ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации путём снижения взысканных с Государственного автономного учреждения Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки» в пользу Смелых С.В. расходов по оплате государственной пошлины до 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Калининского районного суда города Тюмени от 07 июля 2014 года, отменить в части возложения на Государственное автономное учреждение Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки» обязанности предоставить Смелых С.В. субсидию на приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета в размере 64%, в принять в данной части новое решение, которым в удовлетворении указанных требований Смелых С.В. отказать.
Решение Калининского районного суда города Тюмени от 07 июля 2014 года в части взыскания с Государственного автономного учреждения Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки» в пользу Смелых С.В. расходов по оплате государственной пошлины изменить, снизив этот размер до <.......> рублей.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: