Судья – Суворова К.А.
Дело № 33-5552/2022 (2-1639/2022)
УИД 59RS0001-01-2022-000677-31
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Ворониной Е.И.,
судей Крюгер М.В., Лапухиной Е.А.,
при ведении протокола помощником судьи Косогоровой К.Б.,
рассмотрела 08 июня 2022 года в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по апелляционной жалобе ГКУ Центр занятости населения Пермского края на решение Дзержинского районного суда г.Перми от 22 марта 2022 года, которым постановлено:
«Признать незаконным отказ ГКУ Центр занятости населения Пермского края в постановке ФИО1 на учет в качестве безработной и назначении пособия.
Возложить на ГКУ Центр занятости населения Пермского края обязанность рассмотреть вопрос о постановке ФИО1 на учет в качестве безработной и назначении пособия на основании заявления, поданного 13.09.2021».
Заслушав доклад судьи Крюгер М.В., пояснения представителя ГКУ Центр занятости населения Пермского края – ФИО2, настаивавшего на доводах жалобы, представителя истца ФИО1 – ФИО3, возражавшего относительно доводов жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратились в суд с иском к Государственному казенному учреждению Центр занятости населения Пермского края (далее - ГКУ ЦЗН Пермского края) с учетом уточнения требований в силу ст. 39 ГПК РФ о признании отказа в постановке на учет в качестве безработной и назначении пособия незаконным, возложении обязанности по рассмотрению вопроса о постановке на учет в качестве безработной и назначении пособия на основании заявления, поданного 13.09.2021.
В обоснование требований указано, что ФИО1 13.09.2021 обратилась в ГКУ ЦЗН Пермского края посредством сервисов Госуслуг и Работа в России, в соответствии с Правилами регистрации безработных граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 № 891, подала заявление о признании безработной и постановке на регистрационный учет. Однако, 11.10.2021 узнала, что в постановке на учет в качестве безработной и назначении пособия ей было отказано по причине отсутствия сведений о трудовой деятельности, о каких сведениях идет речь в отказе раскрыто не было. Более того, у истца дополнительно указанные сведения не запрашивались ни через личный кабинет Госуслуг, ни по указанной в заявлении контактной информации.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе и отказе в удовлетворении требований просит ответчик, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. В жалобе ссылаясь на законодательство, регулирующее спорные правоотношения, указывает, что Порядок регистрации безработных граждан и порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы на момент обращения истца был определен Временными правилами, а органами службы занятости необходимо было руководствоваться Методическими рекомендациями, принятыми специально для регулирования данных правоотношений, а не Правилами формирования, ведения и модернизации информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России». Не имея резюме, которое должно содержать все необходимые для исполнения основной задачи сведения, ответчик не мог оказать истцу соответствующую государственную услугу, о чем направил 14.09.2021 соответствующую информацию на адрес электронной почты последней и оставил комментарий в ее личном кабинете. Ссылка суда на то, что резюме у истца было, является недостоверной, поскольку скриншот заявления истца от 13.09.2021 резюме не содержит. Правовых оснований для регистрации заявления истца и признания ее безработной у ответчика не имелось, поскольку необходимых документов в установленный срок представлено не было.
Истец ФИО1 в суд апелляционной инстанции не явилась, извещена надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, направила в суд своего представителя.
На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив законность и обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении дела таких нарушений судом первой инстанции не допущено, имеющие значение для дела обстоятельства установлены правильно и подтверждаются исследованными в суде доказательствами, которым дана правильная правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 13.09.2021 ФИО1 обратилась в территориальный отдел по Дзержинскому району г. Перми ГКУ ЦЗН Пермского края с заявлением о получении статуса безработного и получения пособия по безработице, посредством электронного предоставления заявления через информационно-аналитическую систему Общероссийскую базу вакансий «Работа в России».
Согласно представленной Информации о смене статуса по заявлению ФИО1 № ** от 13.09.2021, истец 14.09.2021 была уведомлена о необходимости прикрепления одобренного резюме к заявлению, а заявлению был присвоен статус «Дозаполнение/редактирование сведений», разъяснен порядок прикрепления резюме к заявлению. 20.09.2021 истцом произведено системное действие. 24.09.2021 произведена запись, что в признании безработным истцу отказано, в связи с не предоставлением документов необходимых для признания безработным (в соответствии со ст.3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1), дата отказа 23.09.2021, в комментарии отмечено, что нет сведений о трудовой деятельности.
Решение об отказе в признании истца безработной и отсутствии оснований для постановки на учет в качестве безработной было принято ответчиком, поскольку истцом своевременно не были предоставлены дополнительные сведения – «резюме».
Согласно скриншота от 11.10.2021 статус заявления указан «отказано в пособии», комментарий центра занятости: нет сведений о трудовой деятельности.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящими исковыми требованиями в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 3, 4, 16.2 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений), Правилами формирования, ведения и модернизации информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 885 от 25.08.2015 (действовавшими на момент обращения истца), Временными правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 460 от 08.04.2020 (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений), ссылаясь на Методические рекомендации по организации работы государственных учреждений службы занятости населения в период действия временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденные Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации 07.05.2020 (далее – Методические рекомендации), пришел к выводу о необходимости восстановления нарушенного права истца.
Судебная коллегия считает, что при разрешении спора суд первой инстанции правильно применил нормы материального права.
Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции Российской Федерации).
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера, а также право на защиту от безработицы.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости населения).
Порядок и условия признания граждан безработными установлены ст. 3 Закона о занятости населения.
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 3 Закона о занятости населения).
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан (п. 2 ст. 3 Закона о занятости населения).
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
В соответствии со ст. 16.2 Закона о занятости населения предусмотрена информационно-аналитическая система Общероссийская база вакансий «Работа в России», которая является федеральной государственной информационной системой, содержащей информацию о возможностях трудоустройства, работодателях, испытывающих потребность в работниках, наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, гражданах, ищущих работу, и иную информацию, перечень которой утверждается Правительством Российской Федерации.
Главой III Закона о занятости установлены гарантии государства в области занятости. К их числу относится и социальная поддержка безработных граждан.
Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (пункт 1 статьи 28 Закона о занятости).
Порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции установлен Временными правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8.04.2020 № 460 (далее - Правила).
В силу п. 1 Правил в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
Согласно п. 2 Правил регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Согласно пункта 3 Правил, постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы.
Центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца к предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации (п. 4 Правил).
В силу п. 9 Правил постановка на регистрационный учет безработных граждан не осуществляется, если в отношении зарегистрированных в целях поиска подходящей работы граждан центрами занятости населения в установленном порядке приняты решения об отказе в признании их безработными в случае подтверждения недостоверности сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме.
Центр занятости населения уведомляет гражданина с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала о принятом решении в случаях, указанных в пунктах 8 и 9 настоящих Временных правил, в течение 3 рабочих дней (п. 9 (2) Порядка).
Федеральной службой по труду и занятости разработаны Методические рекомендации по организации работы государственных учреждений службы занятости населения в период действия временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, которые согласно письма Минтруда России от 07.05.2020 № 1349-ТЗ рекомендованы органам службы занятости населения в работе по регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
Данные Методические рекомендации определяют правила работы государственных учреждений службы занятости населения, осуществляющих дистанционный режим работы, в период действия Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 № 460 (п.1 Методических рекомендаций).
В период действия Временных правил статья 3 Закона о занятости, постановление Правительства Российской Федерации от 7.09.2012 № 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы», федеральный государственный стандарт государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, утвержденный приказом Минтруда России от 13.11.2012 № 524н, и Правила, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам, утвержденные приказом Минтруда России от 22.02.2019 № 116н, применяются с учетом особенностей, установленных Временными правилами.
Заявление в электронной форме и резюме (документ, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании и другую информацию, требуемую при рассмотрении кандидатуры человека для найма на работу) подается гражданином с использованием подсистемы «Личный кабинет соискателя» ИАС ОБВ «Работа в России» (далее - Личный кабинет соискателя) и (или) личного кабинета Единого портала.
Исследовав и оценив по правилам ст.67 ГПК РФ представленные доказательства, установив, что истцом при подаче в электронном виде по утвержденной форме заявления заполнялся раздел резюме и отражалась информация о трудовой деятельности, что положения Временных Правил, действовавших на момент обращения истца с названным заявлением в Центр занятости населения, не устанавливали обязанность по заполнению таким обратившимся гражданином «резюме» в информационно-аналитической системе «Работа в России» и поскольку истцом при обращении был заполнен в заявлении соответствующий раздел об образовании, а также раздел о предыдущем месте работы, что подтверждает предоставление истцом сведений о наличии у нее образования, предыдущем месте работы, то есть заполнение истцом обязательных разделов заявления по установленной форме, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований ФИО1, отметив также, что каких-либо обязательных требований по прикреплению копий документов, а также заполнению «резюме» форма заявления не содержит.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, которые являются мотивированными и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, которым суд первой инстанции дал надлежащую оценку.
Вопреки доводам ответчика, при заполнении и подаче заявления по утвержденной форме 13.09.2021, согласно скриншота портала Госуслуг, представленного истцом, раздел резюме был заполнен, указано: «Вы указали данное резюме при подаче заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы. Резюме: директор магазина (управляющий)», заполнив и раздел сведений по последнему месту работы (л.д.45-46).
К тому же, в информационно-аналитической системе «Работа в России» истцом произведено обновление информации в резюме 20.09.2021, что подтверждается скриншотом, где указано, что обновление одобрено «Видно всем» и о том, что истцом вносились изменения в Систему видно из представленной стороной ответчика информации по смене статуса.
Ссылаясь на тот факт, что при заполнении и подаче заявления все необходимые разделы заявления были заполнены, необходимая информация представлена, судебная коллегия также отмечает, что при просмотре существующего заявления от 13.09.2021 на портале Госуслуг указано, что заявление успешно сформировано и отправлено в ведомство, получено ведомством Центр занятости населения и при этом как верно отмечено судом первой инстанции в заявлении истца на сайте имеется сноска – «Совет Госуслуг», где указано на то, что подготовить резюме и найти список доступных вакансий заявитель может на сайте Работа в России (л.д.19). Однако такая форма «совета» не предполагает его обязательность, тем самым не возлагает на заявителя обязанности по заполнению «резюме» на сайте Работа в России, в связи с чем довод ответчика, что вышеуказанное резюме является неотъемлемой частью заявления, подаваемого в электронной форме, суд первой инстанции верно признал несостоятельным.
Учитывая вышеизложенное, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оцененных судом в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, направленные на иную оценку обстоятельств по настоящему делу, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции инстанции правильно истолковал приведенные им нормативные акты применительно к установленным им обстоятельствам.
Как верно отмечено судом первой инстанции, невозможностью получить указанную государственную услугу по постановке на учет в качестве безработной нарушено гарантированное законом право истца на социальную защиту от безработицы.
Не согласие стороны ответчика с указанием суда первой инстанции положений Правил формирования, ведения и модернизации информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2015 № 885, которые устанавливали порядок формирования, ведения и модернизации информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» не влияет на правильность постановленного решения суда.
Доводы жалобы выводов суда первой инстанции не опровергают, не содержат новых обстоятельств, которые не были учтены судом при принятии решения и сводятся к несогласию с оценкой установленных судом доказательств, которым дан надлежащий анализ и правовая оценка.
Судебная коллегия находит, что при разрешении рассматриваемого спора суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, основанное на совокупности собранных по делу доказательств. Правовых оснований, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии со ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
При изложенных обстоятельствах решение суда не подлежит отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст.199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Дзержинского районного суда г.Перми от 22 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГКУ Центр занятости населения Пермского края – без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подпись