ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5559/2022 от 26.05.2022 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья Судовская Н.В. 33-5559/2022

2-784/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 мая 2022 г. г.о.Самара

судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе

председательствующего Желтышевой А.И.

судей Куршевой Н.Г., Навроцкой Н.А.

при ведении протокола помощником судьи Луканиным Н.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к ТСЖ «104-А» о защите прав потребителя коммунальных услуг, перерасчете платы за коммунальные услуги,

по апелляционной жалобе Лабгаевой Т.М. на решение Автозаводского районного суда г.о. Тольятти от 08.02.2022 г., которым постановлено:

«В удовлетворении иска ФИО1 к ТСЖ «104-А» о защите прав потребителя коммунальных услуг, перерасчете платы за коммунальные услуги - отказать.»

заслушав доклад судьи Самарского областного суда Желтышевой А.И., объяснения представителя Лабгаевой Т.М.- Лабгаева И.А., представителя Федосимовой Т.В.- Ботяровой Г.И., возражения представителей ТСЖ «104-А» Халимовой Р.А., Барсуковой С.В.

УСТАНОВИЛА:

Лабгаева Т.М. обратилась в Автозаводский районный суд г.Тольятти с иском к ТСЖ «104-А» о защите прав потребителя коммунальных услуг, перерасчете платы за коммунальные услуги.

В обосновании заявленных требований истец указала, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>-А, <адрес>.

Свои обязательства по оплате потребленных услуг она исполняла полностью. ДД.ММ.ГГГГ от ТСЖ «104-А» получила уведомление о том, что ТСЖ перестает принимать показания индивидуальных приборов учета (ИПУ), начинает рассчитывать потребленные услуги по средним тарифам, производит доначисление за срок исковой давности (три года). В обоснование своих действий ответчик руководствуется тем, что была проведена проверка и у истца отсутствует акт ввода в эксплуатацию ИПУ.

С решением ответчика истец не согласилась и предоставила ответ, в котором описала причину и законное обоснование несогласие. Предложила досудебный выход из сложившейся ситуации в виде составления акта сверки ИПУ, предложением признать ИПУ как введенные в эксплуатацию застройщиком на основании акта приема-передачи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, где указаны номера ИПУ и их показания на момент принятия квартиры.

В своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «104-А» сообщило об отсутствии возможности принимать показания ИПУ.

ДД.ММ.ГГГГ истец направила претензию ответчику с требованием произвести перерасчет за август 2021 года, признать ИПУ введенными в эксплуатацию.

ДД.ММ.ГГГГ ответчик предоставил истцу квитанцию об оплате коммунальных услуг с расчетом доначисления за три года на сумму 89076,31 рублей за сентябрь 2021 года.

С данной позицией ответчика истец не согласна по следующим основаниям:

Основным аргументом председателя ТСЖ о завышенном начислении является отсутствие у истца, как собственника квартиры, акта ввода в эксплуатацию ИПУ и ссылка на пункт 81 Постановления Правительства РФ . В данном пункте указано, что ввод в эксплуатацию ИПУ осуществляется исполнителем, в том числе по заявлению собственника. Истцу ИПУ переданы по акту приема-передачи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. ЖСК «Жасмин-Дом» передало истцу квартиру с установленными ИПУ: ХВС – показания 0, ГВС – показания 0. При подписании данного акта представители ЖСК указали истцу, что счетчики они установили самостоятельно, опломбировали их и поставили на коммерческий учет, т.к. это является их обязанностью в соответствии с п.7 ст.11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и Постановлением Правительства . Никакого отдельного акта ввода в эксплуатацию ИПУ у истца быть не может, а ИПУ введены в эксплуатацию ЖСК. Также, ИПУ прошли поверку, результаты которой были предоставлены в ТСЖ.

Производить доначисления за прошлые периоды предоставления коммунальных услуг ТСЖ не имеет право, так как прошлые периоды оплачены в полном объеме и при начислении использовались показания ИПУ, претензий по оплате прошлых периодов у ТСЖ ранее не возникало.

Просит: обязать ТСЖ «104-А» признать ИПУ установленные в ее квартире как введенные в эксплуатацию и обязать ТСЖ «104-А» принимать показания ИПУ; обязать ТСЖ «104-А» произвести перерасчет стоимости коммунальных услуг за август и сентябрь 2021 года с применением показаний ИПУ; взыскать с ТСЖ «104-А» в пользу истца 40803,31 рублей в качестве штрафа в соответствии с п.6 ст.157 ЖК РФ; взыскать с ТСЖ «104-А» в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей; взыскать с ТСЖ «104-А» в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в размере 10000 рублей.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

Не соглашаясь с принятым судебным актом, Лабгаева Т.М. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, как постановленное при неправильном применении норм материального и процессуального права.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Лабгаевой Т.М.- Лабгаев И.А., представитель Федосимовой Т.В.- Ботярова Г.И. доводы жалобы поддержали.

Представители ТСЖ «104-А» Халимова Р.А., Барсукова С.В. просили решение оставить без изменений, жалобу- без удовлетворения.

В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

2. Неправильным применением норм материального права являются:

1) неприменение закона, подлежащего применению;

2) применение закона, не подлежащего применению;

3) неправильное истолкование закона.

3. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального законодательства, судебная коллегия полагает. что решение суда подлежит отмене в части по следующим основаниям.

Согласно ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

Пункт 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила), устанавливает, что плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.

В соответствии с ч.2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании:

- платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;

- информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 г. № 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" в платежном документе должны быть указаны в том числе наименование исполнителя услуг, номер его банковского счета и банковские реквизиты, указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды, сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг.

В соответствии с п. п. "в, з" п. 69 Правил в платежном документе на оплату коммунальных услуг указываются, в том числе указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов; сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды.

Согласно п «а» ст. 85 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (Далее - ПП РФ № 354) исполнитель (УК) направляет потребителю не позднее 14 дней до даты проведения проверки способом, позволяющим определить дату отправления такого сообщения, или вручает под роспись письменное извещение о предполагаемых дате (датах) и времени проведения проверки, о необходимости допуска в указанное время исполнителя для совершения проверки с обязательным разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске исполнителя к приборам учета.

Из материалов дела следует, что Лабгаева Т.М. и Федосимова Т.В. являются собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>-А, <адрес>. Указанная квартира передана собственникам на основании акта приема-передачи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ЖСК «Жасмин-Дом».

Согласно указанному акту в квартире установлены счетчики воды со следующими показаниями: ХВС – 0, ГВС – 0, эл.энергия – 0.

Согласно представленным в материалы дела паспортам оба счетчика выпущены 15.024.2008 года, средний срок службы счетчиков 12 лет.

Оба счетчика поверены в установленные сроки, а именно: ДД.ММ.ГГГГ – ИПУ ГВС Акт № АБ001085, свидетельство о поверке ; ДД.ММ.ГГГГ – ИПУ ХВС акт .

За весь период проживания в квартире сособственником Федосимовой Т.В. в ЖСК «Жасмин-Дом», осуществлявшим управление многоквартирным домом, а впоследствии и в ТСЖ «104-А», подавались показания вышеуказанных приборов учета, коммунальные услуги начислялись и оплачивались исходя из данных показаний.

26.07.2021 года ТСЖ «104А» обратилось с требованием к Лабгаевой Т.М., указав на отсутствие акта ввода в эксплуатацию приборов учета, в связи с чем ТСЖ «104А» отказывает в принятии показаний индивидуальных приборов учета, а также производит доначисление платы за коммунальные услуги за три предшествующих года в соответствии с пунктом 42 Постановления Правительства РФ №354.

В сентябре 2021 г. поданные Федосимовой Т.В. показания счетчиков ТСЖ «104-А» (далее - ТСЖ) приняты не были.

Как следует из платежного документа на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, представленного ответчиком истцу, за сентябрь 2021 года ТСЖ «104А» истцу произведено дополнительное начисление платы за коммунальные услуги, исходя из норматива потребления коммунальных услуг из расчета на трех проживающих членов семьи, на общую сумму 85406 рублей, с чем истец не согласна.

С указанным решением истец не согласилась и 19.08.2021 года обратилась с заявлением, в котором просила признать индивидуальные приборы учета потребления коммунальных услуг введенными в эксплуатацию со дня передачи ей квартиры застройщиком по акту приема-передачи от 16.03.2015 года.

Впоследствии 14.09.2021 года истец обратилась с претензией к ТСЖ «104-А» с требованием произвести перерасчет платы за коммунальные услуги за август 2021 года и признать индивидуальные приборы учета введенными в эксплуатацию, однако ответчик 01.10.2021 года предоставил истцу квитанцию об оплате коммунальных услуг с расчетом доначисления за три года исковой давности на сумму 89076,31 рублей.

Согласно статье 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию; до установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации; указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункт 2).

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Пунктом 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.211 года (далее – «Правила») установлены обязанности потребителя коммунальных услуг, в том числе потребитель обязан:

в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, требованиям раздела VII настоящих Правил и прошедшие поверку (подпункт «г»);

обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (подпункт «д»);

допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время (подпункт «е»);

допускать исполнителя в занимаемое жилое помещение или домовладение для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, проверки их состояния, факта их наличия или отсутствия, а также достоверности переданных потребителем исполнителю сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей в заранее согласованное в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, за исключением случаев, если установленный и введенный в эксплуатацию прибор учета присоединен к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) (подпункт «ж»);

своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, в том числе в объеме, определенном исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов, установленных в соответствии с подпунктом е(2) пункта 32 настоящих Правил, в случаях, установленных настоящими Правилами, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт «и»).

При этом Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, также предусматривают наряду с оснащением жилого или нежилого помещения приборами учета их ввод в эксплуатацию как документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги (абзац второй пункта 81).

Пунктами 56 и 56 (1) Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальный услуг собственника и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых помещениях", установлено, что если жилым помещением, не оборудованным индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета горячей воды, и (или) холодной воды, и (или) электрической энергии, пользуются временно проживающие потребители, то размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в таком жилом помещении, рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих в жилом помещении потребителей. При этом в целях расчета платы за соответствующий вид коммунальной услуги потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.

В случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении.

Согласно п. 81 Правил, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Прибор учета считается вышедшим из строя в случаях: истечения межповерочного интервала поверки приборов учета (п. 81(12).

Потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня.

Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении (П. 81(13).

Ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81(9) настоящих Правил.

Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом (П. 81(14).

В силу положений ч. 1 ст.9 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 13 указанного Закона, средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.

При таких обстоятельствах, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из отсутствия сведений и доказательств о вводе в эксплуатацию установленных в квартире истца приборов учета, а также Акта комиссионной проверки председателя и членов ТСЖ «104А» Халимовой Р.А.,Сульдина Н.А., Хафизова Ф. наличия приборов учета в квартире, принадлежащей истцу от 26.05.2019 г., по результатам которой установлено отсутствие номера пломб на приборах учета потребленных коммунальных услуг, а также акта ввода в эксплуатацию данных приборов учета.

Однако с указанными выводами суда судебная коллегия согласиться не может.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г.№ 23 ( ред. от 23.06.2015 ) « О судебном решении» решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).( п.2)

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.( п.3)

Учитывая, что в силу статьи 157 ГПК РФ одним из основных принципов судебного разбирательства является его непосредственность, решение может быть основано только на тех доказательствах, которые были исследованы судом первой инстанции в судебном заседании.

При вынесении судебного решения недопустимо основываться на доказательствах, которые не были исследованы судом в соответствии с нормами ГПК РФ, а также на доказательствах, полученных с нарушением норм федеральных законов (часть 2 статьи 50 Конституции Российской Федерации, статьи 181, 183, 195 ГПК РФ).( п.6)

В данном случае в обоснование своих выводов об отсутствии пломб на ИПУ, установленных в квартире истца, суд сослался на Акт проверки от 26.05.2019 г.

Вместе с тем данный Акт в материалах дела отсутствует. Представитель ответчика суду апелляционной инстанции пояснил, что такой акт не составлялся и суду в качестве доказательства не представлялся.

Иных доказательств, подтверждающих факт отсутствия пломб на ИПУ в квартире истца, не имеется.

Не ссылается на данное обстоятельство как достоверно установленное и ответчик, указывая лишь на то, что неизвестно кем были опломбированы данные счетчики в отсутствие в ТСЖ акта ввода их в эксплуатацию, поэтому не посчитали возможным указывать их номера.

В соответствии с п.81 Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальный услуг собственника и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых помещениях" ввод ИПУ в эксплуатацию осуществляется поэтапно: первый этап- проверка ИПУ и документов на него; второй этап- установка контрольных пломб ; третий этап- составление Акта ввода в эксплуатацию.

Соответственно установка пломб на ИПУ производится непосредственно перед оформлением акта ввода счетчика в эксплуатацию.

Как указывалось выше наличие пломб на ИПУ в квартире истца, а также отсутствие на них повреждений, ничем объективно не опровергнуто. Соответствующие Акты ответчиком не составлялись. Доводы ответчика, что истец в любое время самостоятельно мог менять как прибор учета, так и пломбы являются голословными. Ни одного такого факта также зафиксировано не было.

Действующее законодательство обязывает осуществлять расчеты за потребленные энергетические ресурсы на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 2 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; далее - Закон N 261-ФЗ).

Согласно п. 7 ст. 11 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после капитального ремонта, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки. Собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену.

В соответствии с п. 6 ст. 11 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов.

В соответствии с п. 8 ст. 11 названного Закона Проверка соответствия вводимых в эксплуатацию зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов осуществляется органом государственного строительного надзора при осуществлении государственного строительного надзора. В иных случаях контроль и подтверждение соответствия вводимых в эксплуатацию зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов осуществляются застройщиком.

Частью 4 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" определено, что приборы учета во вводимых в эксплуатацию многоквартирных домах устанавливаются застройщиками за свой счет до получения разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.

Согласно п.7 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" здания, строения, сооружения и иные объекты, в процессе эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, в том числе временные объекты, вводимые в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, на дату их ввода в эксплуатацию должны быть оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов, аналогичными указанным в частях 3 - 6.1 настоящей статьи. Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после капитального ремонта, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки. Собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену.

В соответствии с частях 3 -6.1 ст. 13 названного Закона дома, вводимые в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, на дату их ввода в эксплуатацию должны быть оснащены приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии и ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Согласно письму Минрегиона России от 13.03.2012 N 5243-АП/14 "Об установлении приборов учета используемой воды, электрической энергии и газа" многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 01.01.2012, должны быть оснащены как коллективными (общедомовыми), так и индивидуальными приборами учета всех используемых ресурсов, включая приборы учета воды.

В силу п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета воды, ввод установленных приборов учета воды в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю; установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета (абз. 2, 11 п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг).

<адрес>-а по <адрес> г.о. Тольятти введен в эксплуатацию постановлением мэрии г.о. Тольятти от -п/1 от ДД.ММ.ГГГГ.

Соответственно обязанность по установке ИПУ и вводу их в эксплуатацию в силу вышеуказанных норм права лежала на застройщике ( ЖСК «Жасмин-Дом»).

В отсутствие ИПУ ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов не допускается.

Согласно Акту приема-передачи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ЖСК «Жасмин-Дом» передало ФИО1 и ФИО11 спорное жилое помещение.

При этом указано на то, что в квартире установлены счетчики воды и эл.энергии со следующими показаниями: ХВС – 0, ГВС – 0, эл.энергия – 0.

При таких обстоятельствах доводы истца о том, что квартира им передана с введенными в эксплуатацию ИПУ, нашли свое подтверждение и объективно ничем не опровергнуты.

Само по себе отсутствие в ТСЖ Акта ввода ИПУ в эксплуатацию ( при наличии установленного факта непередачи прежним руководством ТСЖ всей документации в отношении спорного дома новому правлению ТСЖ) не свидетельствует об отсутствии самого факта ввода ИПУ в эксплуатацию, который помимо Акта передачи квартиры подтверждается и последующими действиями управляющей организации ( ТСЖ), на протяжении многих лет принимавшей показания ИПУ от собственников спорного жилого помещения для начисления оплаты за потребление коммунальных ресурсов.

При этом каких-либо Актов о несоответствии узла учета требованиям действующего законодательства, его неисправности, несогласии с его показаниями, невозможности принятия показаний данных приборов учета, предоставляемых истцом, ответчиком не составлялось.

Иных доказательств, свидетельствующих о том, что спорные приборы учета в рассматриваемый период являлись неисправными (некорректно фиксировали фактически потребленный объем воды), в материалах дела также не имеется, показания расчетных приборов учета ответчиком не опровергнуты.

Обеспечение надлежащего технического состояния, безопасности эксплуатируемых энергетических сетей, исправности используемых приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии, а также соблюдение режима потребления энергии, по общему правилу, возложено на абонента (потребителя, собственника) (статьи 539, 543 ГК РФ, пункт 145 Правил N 442 - в редакции на момент проверки).

Достоверность данных учета потребленных энергетических ресурсов обеспечивается соблюдением нормативно установленных требований к техническим характеристикам приборов учета (определенных законодательством об энергоснабжении, об обеспечении единства измерений, нормативно-технических документов и государственных стандартов); правильностью установки приборов учета (место установки, схема подключения); допуском соответствующих приборов учета в эксплуатацию в установленном порядке; надлежащей эксплуатацией приборов учета; периодичностью поверки и соблюдением режима потребления энергии; целостностью и сохранностью прибора учета, а также средств маркировки/контрольных пломб и (или) знаков визуального контроля (статья 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 102-ФЗ), пункты 137, 144, 145, 147, 152, 154, 155 Правил N 442).

В данном случае ИПУ в квартире истца в установленные сроки ( 2019 и 2021 г.г.) прошли поверку ООО « МС- Ресурс» и признаны годными к дальнейшей эксплуатации с выдачей соответствующих документов.

Действующее законодательство устанавливает императивные требования к процедуре проведения проверки и порядку фиксации ее результатов. Так, согласно абзацу второму пункта 172 Правил N 442 проверка расчетных приборов учета включает визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств и схем соединения приборов учета, проверку соответствия прибора учета установленным требованиям, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, а также снятие показаний прибора учета. Указанная проверка должна проводиться не реже 1 раза в год и может проводиться в виде инструментальной проверки. Результатом такой проверки является составление акта проверки (пункт 176 Правил N 442), а в случае выявления безучетного потребления - акта о неучтенном потреблении (пункт 193 Правил N 442).

Непосредственно Порядок проведения поверки средств измерений, а также требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке утверждены Приказом Министерства промышленности и торговли РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1815.

Кроме этого, в силу пункта 1 статьи 12 Закона N 102-ФЗ при утверждении типа средств измерений, помимо межповерочного интервала, устанавливаются показатели точности, а также методика поверки данного типа средств измерений.

Поверку средств измерений осуществляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений. Правила проведения аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений утверждены Постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ N 124.

Результаты поверки прибора учета удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в его паспорте (формуляре), заверяемой подписью поверителя и знаком поверки. Конструкция прибора учета должна обеспечивать возможность нанесения знака поверки в месте, доступном для просмотра. Если особенности конструкции или условия эксплуатации рассматриваемого средства не позволяют нанести знак поверки непосредственно на измеритель, он наносится на свидетельство о поверке или в паспорт (формуляр) (пункт 4 статьи 13 Закона N 102-ФЗ).

В данном случае ООО « МС- Ресурс» имеет аттестат аккредитации РОСС RU.0001.310376 от 16.04 2014 г.

Выданные ООО « МС- Ресурс» свидетельства о поверке приборов учета в квартире истца никем не оспорены, недействительными не признаны.

В соответствии со ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.

В соответствии с постановлением Пленума ВС РФ от 23.06.2015 г. № 25 « О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ» оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, явно свидетельствующие о таком недобросовестном поведении, даже если стороны на них не ссылались (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (пункт 2 статьи 10 ГК РФ), например, признает условие, которому недобросовестно воспрепятствовала или содействовала эта сторона соответственно наступившим или ненаступившим (пункт 3 статьи 157 ГК РФ); указывает, что заявление такой стороны о недействительности сделки не имеет правового значения (пункт 5 статьи 166 ГК РФ).

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание обязанность застройщика по установке и вводу в эксплуатацию ИПУ, не опровергнутые факты передачи ИПУ истцу при передаче жилого помещения по акту приема-передачи, наличия на них пломб, принятие ответчиком показаний ИПУ для расчета оплаты потребленных истцом коммунальных ресурсов, а также поверке ИПУ в установленные законом сроки и порядке, требования ответчика о необходимости истцу оформить акт ввода ИПУ в эксплуатацию только потому, что в ТСЖ отсутствует Акт ввода их в эксплуатацию на момент сдачи дома, что влечет за собой применение расчетного способа оплаты, нельзя признать обоснованным и добросовестным поведением ТСЖ, поскольку профессиональные участники отношений по управлению домом не вправе возлагать на добросовестных абонентов неблагоприятные последствия собственного бездействия, в том числе связанного с соблюдением установленного действующим законодательством порядка ввода прибора учета в эксплуатацию, его опломбирования и последующей регулярной проверки.

При этом абонент, на которого возлагается дополнительное имущественное бремя, в том числе по оплате безучетного потребления энергии, не может быть лишен возможности доказывать в установленном законом порядке соответствие эксплуатируемых им приборов (узлов) учета требованиям технической безопасности и коммерческой пригодности, предусмотренным законодательством об обеспечении единства измерения, что было истцом и сделано.

При таких обстоятельствах требования истца о признании ИПУ, установленных в ее квартире, введенными в эксплуатацию, обязании ТСЖ принимать для расчета их показания и обязании произвести перерасчет оплаты за потребленные коммунальные ресурсы за август-сентябрь 2021 г. с применением показаний ИПУ подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, не подлежат удовлетворению требования Лабгаевой Т.М. о взыскании с ТСЖ «104-А» штрафа, предусмотренного п.6 ст.157 ЖК РФ.

В соответствии с п.п. 6, 7 ст.157 ЖК РФ лицо, предоставляющее коммунальные услуги, при нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, обязано уплатить собственнику нежилого помещения в многоквартирном доме, или собственнику жилого помещения, или нанимателю жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда штраф в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы за коммунальные услуги над размером платы, которую надлежало начислить, за исключением случаев, если такое нарушение произошло по вине собственника нежилого помещения в многоквартирном доме, или собственника жилого помещения, или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда или было устранено до обращения и (или) до оплаты указанными лицами.

При поступлении обращения собственника нежилого помещения в многоквартирном доме, или собственника жилого помещения, или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда с заявлением в письменной форме о выплате штрафа лицо, предоставляющее коммунальные услуги, не позднее тридцати дней со дня поступления обращения обязано провести проверку правильности начисления предъявленного к оплате размера платы за коммунальные услуги и принять одно из следующих решений:

1) о выявлении нарушения и выплате штрафа;

2) об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.( п.6)

В случае установления нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги лицо, предоставляющее коммунальные услуги, обеспечивает выплату штрафа не позднее двух месяцев со дня получения обращения собственника нежилого помещения в многоквартирном доме, или собственника жилого помещения, или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда путем снижения размера платы за коммунальные услуги, а при наличии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности - путем снижения размера задолженности по внесению платы за коммунальные услуги до уплаты штрафа в полном объеме.( п.7)

Таким образом, выплата указанного штрафа в денежном выражении, о чем просит истец, законом не предусмотрено, а соответственно удовлетворению данное требование не подлежит.

Выплата штрафа осуществляется в соответствии с частью 7 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации иными способами с предварительным соответствующим заявлением потребителя в управляющую организацию.

Не подлежат удовлетворению и требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, предусмотренной ст. 15 Закона о защите прав потребителей.

Применение положений законодательства о защите прав потребителей в данном случае также необоснованно, поскольку требования истца не подпадают под урегулирование главы 3 данного Закона, т.к. не вытекают из ненадлежащего качества оказанной ответчиком услуги либо нарушения им срока оказания услуги.

Применение положений ст. 151 ГК РФ также невозможно, поскольку иск втекает из нарушения имущественных прав истца.

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Согласно п.11 постановления Пленума ВС РФ от 21.01.2016 г. № 1 « О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 АПК РФ, часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ).

Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ, статьи 3, 45 КАС РФ, статьи 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.

В соответствии с п.п.12,13 названного постановления расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 1 статьи 100 ГПК РФ, статья 112 КАС РФ, часть 2 статьи 110 АПК РФ).

При неполном (частичном) удовлетворении требований расходы на оплату услуг представителя присуждаются каждой из сторон в разумных пределах и распределяются в соответствии с правилом о пропорциональном распределении судебных расходов (статьи 98, 100 ГПК РФ, статьи 111, 112 КАС РФ, статья 110 АПК РФ).

Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства. Разумность судебных издержек на оплату услуг представителя не может быть обоснована известностью представителя лица, участвующего в деле.

Согласно п.21 постановления положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статьи 98, 102, 103 ГПК РФ, статья 111 КАС РФ, статья 110 АПК РФ) не подлежат применению при разрешении, в частности, требования о взыскании неустойки, которая уменьшается судом в связи с несоразмерностью последствиям нарушения обязательства, получением кредитором необоснованной выгоды (статья 333 ГК РФ).

Истцом заявлено требование о компенсации ему расходов на оплату услуг представителя в размере 10 000 руб., факт несения которых подтвержден документально.

Указанные расходы, с учетом принципа разумности, категории дела, объема оказанных юридических услуг, время на подготовку материалов, стоимость схожих услуг в регионе, продолжительность рассмотрения дела и количество, состоявшихся по делу с участием представителя истца судебных заседаний, судебная коллегия полагает возможным возместить истцу в полном объеме.

При этом то обстоятельство, что представитель истца является родственником истца, не является препятствием для компенсации ему данных расходов, запрета на такую оплату действующее законодательство не содержит.

Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Автозаводского районного суда г.о. Тольятти от 08.02.2022 г. отменить, постановить по делу новое решение. Которым исковые требования ФИО1 к ТСЖ «104-А» о защите прав потребителя коммунальных услуг, перерасчете платы за коммунальные услуги удовлетворить частично.

Признать ИПУ, установленные в <адрес>-а по <адрес> г.о. Тольятти, введенными в эксплуатацию.

Обязать ТСЖ 104-А принимать показания данных ИПУ для расчета оплаты потребленных коммунальных ресурсов.

Обязать ТСЖ 104-А произвести перерасчет оплаты потребленных коммунальных ресурсов по <адрес>-а по <адрес> г.о. Тольятти за август-сентябрь 2021 г. с применением показаний ИПУ.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с ТСЖ 104-А в пользу Лабгаевой Т.М. расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 руб.

Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу немедленно со дня его принятия, и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение 3 месяцев.

Председательствующий:

Судьи: