ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-555/2013 от 22.02.2013 Вологодского областного суда (Вологодская область)

Лукинская Н.Н.

№ 33-555/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда

22 февраля 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Охапкиной Г.А.,

судей Жидковой О.В., Соколовой М.В.,

с участием прокурора Зязиной В.И.,

при секретаре Тарабукиной Е.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Арефьевой М.З. на решение Сокольского районного суда Вологодской области от 21.12.2012, которым Арефьевой М.З. отказано в удовлетворении требований о признании недействующими второго, третьего, четвертого, пятого абзаца пункта 3.1, а также пункта 3.11.10 Правил благоустройства и содержания территории города Сокол, утвержденных решением Совета города Сокол от 30.08.2012 № 224.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Жидковой О.В., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И. об отмене решения суда, судебная коллегия

установила:

решением Совета города Сокол Сокольского района Вологодской области от 30.08.2012 № 224 утверждены Правила благоустройства и содержания территории города Сокола.

Арефьева М.З. обратилась в суд с заявлением о признании второго, третьего, четвертого и пятого абзацев пункта 3.1, а также пункта 3.11.10 названых Правил недействующими, ссылаясь на их противоречие действующему законодательству Российской Федерации и нарушение ее прав, как собственника жилого помещения.

В обоснование заявления Арефьева М.З. указала, что пункт 3.1 Правил в части уборки прилегающей территории, её размера и установления обязанности собственников, владельцев, пользователей зданий, строений, сооружений, лиц, осуществляющих эксплуатацию объектов, производить уборку в установленных Правилами границах не соответствует нормам статей 14, 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 15 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, поскольку указанные нормы устанавливают обязанность несения бремени содержания прилегающей территории (содержание, уборка и ремонт) не собственником. Также указала, что пункт 3.11.10 Правил необоснованно возлагает на собственников, владельцев, пользователей, арендаторов зданий сооружений, организации, осуществляющие обслуживание жилищного фонда обязанность по организации своевременного вывоза твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, поскольку организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения, решение которых входит в компетенцию органов местного самоуправления.

В судебное заседание заявитель Арефьева М.З., извещенная надлежащим образом о месте и времени слушания дела, не явилась. Ее представитель по доверенности Богданова З.Г. в судебном заседании требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель заинтересованного лица Совета г. Сокол Колыгина О.А. по доверенности с заявленными требованиями не согласилась. Указала, что к вопросам местного значения поселения относится утверждение Правил по благоустройству территории поселения, которые принимаются с учетом результатов публичных слушаний. Арефьева М.З. участия в публичных слушаниях не принимала, своих замечаний не представляла. Конкретные размеры прилегающих к земельным участкам территорий утверждаются органом местного самоуправления. Просила в удовлетворении заявления отказать.

Участвующий в деле прокурор Сорокина И.В. полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Судом принято приведенное решение.

В апелляционной жалобе Арефьева О.З., не приводя новых доводов, ставит вопрос об отмене решения суда.

В возражениях на апелляционную жалобу заместитель межрайонного прокурора просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 06.10 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее Закон № 131-ФЗ) решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или в арбитражный суд в установленном законом порядке.

В силу части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Как следует из материалов дела Советом города Сокол 30.08.2012 принято решение № 224 «Об утверждении Правил благоустройства и содержания территории города Сокола», которым утверждены прилагаемые к решению Правила.

Указанные Правила благоустройства и содержания территории города Сокола (далее Правила) являются нормативным правовым актом, который содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение. Правила благоустройства были опубликованы в газете «Сокольская правда» 04.09.2012 № 70 и 07.09.2012 № 71.

В силу пункта 25 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 № 361-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).

Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, указанных в статье 16 Закона № 131-ФЗ, могут устанавливаться только федеральными законами и уставами муниципальных образований (часть 1.1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ).

Согласно статье 7 данного Закона по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (пункты 1-4 статьи 7).

Из вышеизложенных норм следует, что утверждение правил благоустройства, перечня работ по благоустройству и периодичность их выполнения, порядок участия собственников зданий и помещений в них, сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, организации благоустройства территории городского округа относится к вопросам местного значения, для решения которых предусмотрено принятие муниципального правового акта, соответствующего нормам федерального законодательства.

Оспариваемые Правила благоустройства регулируют правоотношения, возникающие в процессе благоустройства и поддержания внешнего облика на территории муниципального образования «Город Сокол». Данными Правилами устанавливаются общие требования к содержанию и уборке территорий (пункт 1.4 правил).

Пунктом 3.1 Правил благоустройства и содержания территории города Сокола указано, что в целях создания удобной и безопасной жизнедеятельности граждан, благоустройства и поддержания внешнего облика города юридические и физические лица, в том числе осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, являющиеся землепользователями, а также собственниками, владельцами, пользователями, арендаторами зданий (помещений), строений и сооружений, обязаны обеспечить:

- содержание отведенных и прилегающих территорий к зданиям, строениям и сооружениям в чистоте и порядке, надлежащем санитарном состоянии; недопущение загрязнения бытовым мусором, дворовым и уличным светом, загромождения строительным мусором; выкашивание травы высотой более 15 сантиметров, вывоз травы и сорняков; проведение подрезки сухих веток кустарников, деревьев и вывоз веток в течение суток; высадка цветочной рассады в цветники и цветочницы и надлежащий за ними уход (полив, прополка от сорняков); в зимнее время: устранение наледи с применением противогололедных материалов, вывоз снега во избежание заужения проезжей части улиц, дворовых проездов, тротуаров;

- освещение пешеходной дорожки у входа(ов) в здание, игровых, спортивных площадок и хозяйственных площадок, гостевых площадок автотранспорта в пределах 30 метров от наружных стен здания в вечернее время суток в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»;

- ежедневную уборку (в соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» и ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы». Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения") отведенных и прилегающих территорий, с последующим поддержанием чистоты в течение дня:

- в летнее время (подметание, мойка, полив дорог и тротуаров) - до 07.00 часов утра, - в течение дня - уборку мусора;

в зимнее время - до 08.00 часов утра, вывоз снега - в течение суток на снежную свалку.

- благоустройство территории в соответствии с проектом благоустройства, согласованным в установленном порядке; проведение ремонта покрытий тротуаров, внутриквартальных проездов и дорог, карманов и площадок для парковки автотранспорта (без трещин, выбоин, ям, повреждений бортового камня и т.п.), а также установку малых архитектурных форм, согласованных с Администрацией города Сокола.

Прилегающая территория, подлежащая уборке, содержанию в чистоте и порядке, включая тротуары, газоны, а также находящиеся на ней малые архитектурные формы и другие сооружения, устанавливается в следующих границах: в случае отсутствия ее определения в натуре под прилегающей территорией понимается расстояние равное 20 метрам по периметру объекта (здания, строения, сооружения, помещения, земельного участка и т.п.), или до середины территории между двумя соседними объектами (зданиями, сооружениями, помещениями, земельными участками и т.п.) в случае их расположения на расстоянии менее 40 метров друг от друга, или расстояние, равное санитарно-защитной зоне, если объект в соответствии с действующими нормами имеет санитарно-защитную зону; в случае расположения земельного участка вблизи дорог границей прилегающей территории является кромка проезжей части улицы, дороги.

Владельцы и арендаторы временных сооружений обязаны убирать территории, прилегающие к временным сооружениям, от мусора, пыли, грязи, скошенной травы, опавшей листвы, снега и прочих отходов на расстоянии не менее 10 метров от наружных стен с последующим поддержанием надлежащего состояния в течение дня.

Для частных домовладений – уборке, содержанию в чистоте и порядке подлежит участок по периметру от границ домовладения шириной 20 метров. При наличии в этой зоне дороги – до проезжей части дороги. При наличии в этой зоне водного объекта – до границы уреза воды. При перекрытии зон двух домовладений границы содержания и уборки территории проводится на равном удалении от границ домовладения.

Для многоквартирных жилых домов - уборке, содержанию в чистоте и порядке подлежит участок, предназначенный для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, по периметру от жилого дома шириной 20 метров. При наличии в этой зоне дороги, за исключением дворовых проездов – до проезжей части дороги. При перекрытии зон двух домовладений границы содержания и уборки территории проводится на равном удалении от границ домовладения.

В зимний период уборка отведенных и прилегающих территорий осуществляется не позднее 3-х часов после окончания снегопада или метели в соответствии с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Таким образом, оспариваемой нормой дано определение прилегающей территории, которая подлежит уборке, содержанию в чистоте и порядке и ее размер, установлен перечень работ по благоустройству и содержанию отведенной и прилегающей территорий, а также определен круг лиц, обязанных обеспечивать содержание этой территории. Радиус территории, подлежащей содержанию, установлен независимо от наличия у юридических и физических лиц какого-либо права на земельные участки.

Вместе с тем, возложение на землепользователей, арендаторов зданий (помещений) строений и сооружений обязанности по содержанию прилегающей территории, которая не принадлежит им на каком-либо правовом основании, противоречит требованиям федерального законодательства, существенно нарушает права указанных субъектов.

Согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников

Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124).

Гражданское законодательство регулирует отношения собственности физических и юридических лиц, а также определяет права и обязанности собственников в отношении принадлежащего им имущества.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статьей 71 Конституции Российской Федерации установлено, что гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 1 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Из анализа перечисленных нормативных положений следует, что указанные правоотношения регулируются нормами гражданского законодательства и возложение на землепользователей, собственников, владельцев, пользователей, арендаторов зданий (помещений), строений и сооружений обязанностей по содержанию территории, прилегающей к отведенным земельным участкам, может быть осуществлено либо на основании федерального закона, либо на основании договора.

В данном случае такая обязанность возложена на указанных лиц решением органа местного самоуправления.

Пункт 3.1 Правил благоустройства в части возложения на юридических и физических лиц, в том числе, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, являющихся землепользователями, а также собственниками, владельцами, пользователями, арендаторами зданий (помещений), строений и сооружений дополнительного бремени по содержанию имущества, не принадлежащего им, согласно перечисленным нормативным положениям, не относится к компетенции органов местного самоуправления.

По общему правилу содержание собственником принадлежащего ему имущества выражается в поддержании этого имущества в пригодном и безопасном для эксплуатации состоянии, несении соответствующих расходов. Работы по уборке прилегающих территорий, выкашивание травы, проведение подрезки сухих веток, высадка цветочной рассады, устранение наледи, вывоз снега, устройство наружного освещения, строительство и ремонт объектов благоустройства и т.д., относятся к выполнению собственниками функций по поддержанию надлежащего состояния территорий. Закрепление таких обязанностей муниципальным правовым актом противоречит требованиям федерального законодательства. Указанная обязанность может устанавливаться только федеральным законом или договором, поэтому данные положения не могут быть признаны соответствующими вышеуказанным нормам законодательства.

Кроме того, пункт 3.1 Правил благоустройства не соответствует и нормам земельного законодательства.

Право пользования земельными участками в соответствии со статьями 40, 41 Земельного кодекса Российской Федерации имеют собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков. На этих же лиц статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации возложены обязанности по соблюдению при использовании земельных участков требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; недопущению загрязнения, захламления; выполнения иных требований, предусмотрены настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии со статьей 5 Земельного кодекса Российской Федерации участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

При этом пунктом 3 указанной статьи определены понятия данных лиц:

собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;

землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Следовательно, земельным законодательством установлен состав участников земельных правоотношений и круг их прав и обязанностей по использованию принадлежащих им земельных участков.

Фактически пунктом 3.1 Правил благоустройства и содержания территории города Сокола установлен порядок участия лиц, не являющихся собственниками земельных участков, относящихся к прилегающей территории, в их содержании и благоустройстве. При этом основным критерием возложения такой обязанности является наличие объекта недвижимости, от которого происходит отсчет отведенной и прилегающей территории. Радиус прилегающей территории определяется без учета включения в эту территорию земельных участков (свободных от объектов недвижимости), права на которые принадлежат другим субъектам, в том числе и муниципальному образованию «Город Сокол».

Федеральное законодательство, регламентирующее правоотношения в сфере земельных правоотношений, не предусматривает возможность возложения такой обязанности на лиц, не являющихся собственниками, владельцами, пользователями земельных участков, в отношении территории, прилегающей к земельным участкам, на которых расположены здания, строения, помещения и сооружения.

Доводы представителя Совета г. Сокол о том, что установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающей территории, предусмотренное пунктом 25 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ, предполагает возможность возложения муниципальным правовым актом обязанности содержания имущества не его собственником не состоятельны.

Пункт 25 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривает, что установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий относится к вопросам местного значения.

Вместе с тем, содержание такого порядка, определение критериев участия собственников объекта недвижимости в благоустройстве прилегающих территорий должно соответствовать нормам законодательства Российской Федерации.

Также оспариваемые положения Правил благоустройства не соответствуют требованиям определенности, ясности законодательного регулирования. Неопределенность содержания законодательного регулирования допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к нарушению принципов равенства и верховенства закона.

Определение понятия «отведенная территория» Правила благоустройства не содержат. Вместе с тем из содержания Правил следует, что под «отведенной территорией» следует понимать земельный участок, выделенный для строительства и эксплуатации объекта недвижимости, расположенного на данном участке. Прилегающая территория располагается по периметру отведенной территории на установленную пунктом 3.1 Правил благоустройства ширину, включая газоны, тротуары, стоянки и другие сооружения.

Отсутствие в нормативном акте понятия «отведенная территория» оказывает прямое влияние на возможность определения состава прилегающей территории, так как данная территория исходя из оспариваемой нормы, должна устанавливаться по периметру отведенной территории.

Пунктом 3.1 Правил благоустройства также не определен порядок содержания прилегающей территории при множественности лиц, являющихся землепользователями, а также собственниками, владельцами, пользователями, арендаторами объекта недвижимости.

С учетом вышеизложенного, пункт 3.1 правил благоустройства и содержания территории города Сокола в части, возлагающей на юридических и физических лиц, в том числе осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, являющихся землепользователями, а также собственниками, владельцами, пользователями, арендаторами зданий, строений. помещений и сооружений, обязанности несения бремени содержания прилегающей территории, не являющейся собственностью данных субъектов не соответствует положениям Федерального закона № 131-ФЗ, Гражданскому кодексу Российской Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах решение суда в части отказа в удовлетворении требований заявителя о признании недействующими второго, третьего, четвертого, пятого абзацев пункта 3.1 Правил благоустройства и содержания территории города Сокол, утвержденных решением Совета города Сокол от 30.08.2012 № 224 подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении названных требований.

В то же время судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для признания недействующим пункта 3.11.10 Правил благоустройства и содержания территории города Сокол, утвержденных решением Совета города Сокол от 30.08.2012 № 224.

Так, согласно пункту 3.11.10 Правил собственники, владельцы, пользователи, арендаторы зданий (помещений), строений и сооружений, организации, осуществляющие обслуживание жилищного фонда (товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский Кооператив, управляющая организация (при осуществлении управления многоквартирным ромом по договору управления)), гаражно-строительные кооперативы, собственники, арендаторы земельных участков, землевладельцы, землепользователи, собственники индивидуальных жилых домов обязаны:

организовать своевременный вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) и крупногабаритного мусора (КГМ) путем заключения договоров со специализированными организациями. Не допускается хранение ТБО в открытых контейнерах в теплое время года (при температуре воздуха более +5°С) более одних суток (ежедневный вывоз), в холодное время года (при температуре ниже - 5°С) - более трех суток;

организовать вывоз жидких нечистот по договорам или разовым заявкам организациями, имеющими специальный транспорт;

обеспечить свободный подъезд к контейнерам, контейнерным площадкам и выгребным ямам (в зданиях, не имеющих канализации);

обеспечить содержание контейнеров для сбора ТБО, урн, выгребных ям (в зданиях, не имеющих канализации) в исправном состоянии, исключающее их переполнение и загрязнение территорий;

обеспечить своевременную очистку и дезинфекцию урн, контейнеров, контейнерных площадок, выгребных ям (в зданиях не имеющих канализации);

произвести своевременную окраску и мойку контейнеров и контейнерных площадок, выгребных ям (в зданиях, не имеющих канализации).

Заявитель ставит вопрос о признании названного выше пункта Правил недействующим в части возложения на собственников, владельцев, пользователей, арендаторов зданий, строений и сооружений, организации, осуществляющие обслуживание жилищного фонда и других обязанности по организации своевременного вывоза ТБО и КГМ со ссылкой на то, что данный пункт Правил противоречит пункту 18 части 1 статьи 14 и пункту 24 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ.

Вместе с тем, как следует из материалов дела решением Совета города Сокол от 20.12.2012 № 236 «О внесении изменений в Правила благоустройства и содержания территории города Сокола» изменен абзац второй пункта 3.11.10 названных Правил: слово «организовать» заменено словом «обеспечить».

Указанное решение было официально опубликовано в газете «Сокольская правда» № 103 от 28.12.2012 и на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции вступило в силу.

Таким образом, оспариваемый пункт Правил, с учетом внесенных в него изменений, возлагает на собственников, владельцев, пользователей, арендаторов зданий, строений и сооружений, организации, осуществляющие обслуживание жилищного фонда и других перечисленных в нем субъектов обязанность по обеспечению своевременного вывоза ТБО и КГМ.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48, судья отказывает в принятии заявления в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 или частью 8 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, когда в заявлении оспаривается недействующий нормативный правовой акт или его часть (в том числе акт, не вступивший в силу, отмененный органом или должностным лицом, его издавшими, утративший силу в связи с ограничением его действия временными рамками, указанными в самом акте, а также формально не отмененный, но фактически не действующий в силу издания более позднего акта), поскольку такой акт или его часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц.

С учетом изложенного пункт 3.11.10 Правил благоустройства и содержания территории города Сокола в первоначальной редакции не может быть предметом судебной проверки в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку целью абстрактного нормоконтроля является прекращение действия нормативного правового акта в будущем.

Оснований же для признания недействующим пункта 3.11.10 Правил благоустройства и содержания территории города Сокола в новой редакции не имеется.

Действительно, статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определен круг вопросов местного значения, в число которых в том числе входит организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В то же время в соответствии с пунктом 8.2.1 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территории муниципальных образований, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 613, физических и юридических лиц, независимо от их организационно-правовых форм, следует обязывать обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством, разделом 8 настоящих Методических рекомендаций и порядком сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления, утверждаемых органом местного самоуправления.

Организация уборки иных территорий осуществляется органами местного самоуправления по соглашению со специализированной организацией в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете муниципального образования.

Согласно подпункту «д» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства от 13.08.2006 № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.

Пунктом 16 вышеуказанных Правил определено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается:

а) собственниками помещений: путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации;

б) товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом):

путем членства собственников помещений в указанных организациях - в соответствии с разделами V и VI Жилищного кодекса Российской Федерации;

путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями - в соответствии с пунктом 2 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Отказывая в удовлетворении требований Арефьевой М.З. в части признания недействующим пункта 3.11.10 Правил благоустройства и содержания города Сокола, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что нормативное содержание оспариваемого пункта соответствует действующему законодательству в силу возложения на указанных в данном пункте лиц обязанностей по содержанию общего имущества многоквартирного дома.

В указанной части решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сокольского районного суда Вологодской области от 21.12.2012 в части отказа Арефьевой М.З. в признании недействующими второго, третьего, четвертого, пятого абзацев пункта 3.1 Правил благоустройства и содержания территории города Сокола, утвержденных Решением Совета города Сокол от 30.08.2012 № 224, отменить.

Принять в данной части новое решение.

Признать второй, третий, четвертый, пятый абзацы пункта 3.1 Правил благоустройства и содержания территории города Сокола, утвержденных Решением Совета города Сокол от 30.08.2012 № 224, недействующими.

В остальной части решение Сокольского районного суда Вологодской области от 21.12.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Арефьевой М.З. – без удовлетворения.

Председательствующий: Г.А. Охапкина

Судьи: О.В. Жидкова

М.В. Соколова