ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-555/2018 от 27.02.2018 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Каменев А.Б. №33-555/2018

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 февраля 2018г.

г.Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Степановой Т.Г.,

судей Роговой И.В., Галашевой И.Н.

при секретаре Мариной Т.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истцов на решение Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 23.11.2017 по иску Савельева П. Ю., Тучковой Н.Л. к Государственному казенному учреждению Республики Карелия "Лахденпохское центральное лесничество", Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия о понуждении к действиям.

Заслушав доклад судьи Роговой И.В., судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Савельев П.Ю. и Тучкова Н.Л. обратились в суд по тем основаниям, что решением администрации Куркиекского сельского поселения (далее в т.ч. администрация поселения) от (...)Тучковой Н.Л. предварительно было согласовано предоставление земельного участка площадью (...) кв.м из земель государственной собственности, находящихся в ведении администрации Куркиекского сельского поселения в кадастровом квартале (...) в (.....), территориальная зона – зона садоводств и дачных участков, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках. Тучковой Н.Л. предложено осуществить работы по образованию земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка, утвержденной постановлением администрации поселения от (...), и постановке его на кадастровый учет. Решением администрации поселения от (...)Савельеву П.Ю. предварительно было согласовано предоставление земельного участка площадью (...) кв.м из земель государственной собственности, находящихся в ведении администрации Куркиекского сельского поселения в кадастровом квартале (...) в (.....), территориальная зона – зона садоводств и дачных участков, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках. Савельеву П.Ю. предложено осуществить работы по образованию земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка, утвержденной постановлением администрации поселения от (...), и постановке его на кадастровый учет. (...) представителем истцов с ООО "(...)" был заключен договор на выполнение кадастровых работ. В рамках выполнения кадастровых работ (...) ООО "(...)" обратилось в ГКУ РК "Лахденпохское центральное лесничество" с заявлением о согласовании границ земельных участков. Письмом от (...) ГКУ РК "Лахденпохское центральное лесничество" сообщило об отказе в согласовании границ земельных участков в виду того, что они располагаются в пределах земельного участка лесного фонда с кадастровым номером (...), право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией. Полагая отказ в согласовании местоположения границ земельных участков незаконным, ссылаясь на положения ст.9 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", ст.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее в т.ч. ГПК РФ), ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее в т.ч. ГК РФ), истцы просили обязать ГКУ РК "Лахденпохское центральное лесничество", действующее от имени Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия, согласовать Тучковой Н.Л. и Савельеву П.Ю. местоположение границ указанных выше земельных участков в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия, произведена замена третьих лиц Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (постановлением Правительства РК от 26.09.2017 №326-П "Вопросы органов исполнительной власти Республики Карелия" Комитет преобразован в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия), Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (в соответствии с постановлением Правительства РК от 26.09.2017 №326-П "Вопросы органов исполнительной власти Республики Карелия" Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия преобразовано в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия).

Решением суда исковые требования оставлены без удовлетворения.

С решением суда не согласны истцы, в апелляционной жалобе представитель Борунова Е.О., действующая на основании доверенности, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы указывает, что отказ в согласовании акта нарушает права истцов как потенциальных пользователей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Ссылаясь на ч.2 ст.9 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", указывает, что отсутствует запрет для размещения на землях лесного фонда земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства. Между тем, суд, посчитав ссылку на указанные положения несостоятельной, сославшись на системное толкование законодательства, указал на фактический запрет передачи лесных участков из состава земель лесного фонда гражданам до перевода лесного участка в другую категорию земель. С чем не согласна, поскольку в данном случае, полагает, законодатель бы указал что на землях лесного фонда запрещается предоставление земельных участков гражданам, при этом не оговаривалось бы, что именно запрещается размещать гражданам на землях лесного фонда. При этом, обращает внимание, что отдельным видом разрешенного использования земельных участков в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 №540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" является ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках. Кроме того, не согласна со ссылкой суда на ч.17 ст.65 Водного кодекса Российской Федерации (ВК РФ), поскольку судом не исследовалось, для каких целей испрашиваются истцами земельные участки.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ГУП РК "Лахденпохское центральное лесничество" Мартынюк Е.Н., действующая на основании доверенности, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Указывает, что по данным лесничества испрашиваемые истцами земельные участки расположены в границах лесного фонда в квартале (...) выдел (...) Куркиекского участкового лесничества. Спорный лесной участок ранее находился в аренде ООО "(...)", решением Арбитражного суда РК от (...), оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от (...), исключен из аренды для создания национального парка "Ладожские шхеры". В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.12.2017 №1684 создан национальный парк "Ладожские шхеры" общей площадью (...) га. Отмечает, что после перевода земель лесного фонда в особо охраняемые природные территории под национальный парк, земельные участки будут изъяты из оборота. Указывает, что судом первой инстанции обоснованно применены нормы земельного и лесного законодательства, а ссылка истцов на то обстоятельство, что ст.9 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" не содержит прямого запрета на предоставление участка лесного фонда для ведения личного подсобного хозяйства является несостоятельной, поскольку передача лесных участков из состава земель лесного фонда гражданам до перевода лесного участка в составе земель лесного фонда в другую категорию земель в установленном порядке, в т.ч. под личное подсобное хозяйство не допускается. Положениями ст.2 Федерального закона от 07.07.2003 №112-ФЗ "О личное подсобном хозяйстве" определено, что личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства. Однако, в силу ст.15 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия Ильин А.А., действующий на основании доверенности, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Указывает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения судом первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, выводы суда сделаны на основе всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств. Отмечает, что нормы действующего законодательства фактически запрещают передачу гражданам земельных участков, расположенных в границах земельного участка, отнесенного к категории земель лесного фонда. Кроме того, выражает согласие с выводами суда об отсутствии оснований для согласования местоположения границ испрашиваемых земельных участков, расположенных в границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы Ладожского озера, поскольку последующее их предоставление на любом виде права может повлечь нарушение ограничений, установленных ст.65 ВК РФ.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истцов Борунова Е.О., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала, пояснила, что не оспаривается, что испрашиваемые участки расположены на землях лесного фонда.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о рассмотрении дела по жалобе извещены.

Заслушав представителя истцов, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется в т.ч. путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с п.1 ст.11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее в т.ч. ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В ст.39.14 ЗК РФ (в редакции на период возникновения спорных правоотношений) установлен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Это в т.ч. подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст.39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Судом установлено и следует из материалов дела, что (...) Главой Куркиекского сельского поселения приняты решения об удовлетворении заявлений Савельева П.Ю. и Тучковой Н.Л. о предварительном согласовании предоставления земельных участков в кадастровом квартале (...) в (.....), установлена для участков площадь (по заявлению Тучковой Н.Л. - (...) кв.м, по заявлению Савельева П.Ю. - (...) кв.м), территориальная зона - зона садоводств и дачных участков, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках.

Постановлением администрации Куркиекского сельского поселения от (...) по заявлению Савельева П.Ю. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с обозначением :ЗУ1, площадью (...) кв.м, место расположения: (.....), категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, указано об установленных ограничениях - прибрежная защитная полоса и водоохранная зона Ладожского озера, береговая полоса (20 метров от уреза воды) Ладожского озера, доступ (проход, проезд) к Ладожскому озеру.

Постановлением администрации Куркиекского сельского поселения от (...) по заявлению Тучковой Н.Л. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с обозначением :ЗУ1, площадью (...) кв.м, место расположения: (.....), категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, указано об установленных ограничениях - прибрежная защитная полоса и водоохранная зона Ладожского озера, береговая полоса (20 метров от уреза воды) Ладожского озера, доступ (проход, проезд) к Ладожскому озеру.

Письмом от (...) с исх. ГКУ РК "Лахденпохское центральное лесничество" сообщило в ООО "(...)" об отказе в согласовании по представленному акту местоположения границ земельных участков в пределах земельного участка с кадастровым номером (...), указав, что на основании свидетельства о государственной регистрации права от (...) право собственности на земли (с категорией земель - земли лесного фонда) зарегистрировано за Российской Федерацией на площади (...) га. Отмечено, что постановка на кадастровый учет производилась в соответствии с данными, содержащимися в государственном лесном реестре, в частности, на основании лесоустроительных планшетов. Земельный участок с кадастровым номером (...) является лесным участком. При анализе представленных схем было установлено, что изменения касаются части квартала (...) выдел (...) Куркиекского участкового лесничества. Указано, что в соответствии с картографическими материалами и данными государственного лесного реестра в границах выдела (...) отсутствуют земельные участки иных категорий.

Разрешая иск, суд первой инстанции обоснованно указал об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчиков обязанности по согласованию границ земельных участков, испрашиваемых истцами для ведения личного подсобного хозяйства, учитывая доказанным факт их расположения на землях лесного фонда.

Так, сведения Единого государственного реестра недвижимости содержат следующую информацию о земельном участке с кадастровым номером (...), местоположение определено как: (.....), площадь (...) кв.м, категория земель – земли лесного фонда, разрешенное использование – для ведения лесного хозяйства. Сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальные".

Как установлено судом, не оспаривалось истцами, следует из пояснений представителя истцов в суде апелляционной инстанции, испрашиваемые земельные участки расположены в пределах границ вышеуказанного земельного участка категории земель - земли лесного фонда, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, дата присвоения кадастрового номера - (...), решения администрацией поселения о предварительном согласовании приняты в отношении земельных участков, расположенных в границах учтенного земельного участка, находящегося в федеральной собственности.

Вместе с этим, ст.7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее в т.ч. ЛК РФ) определено, что лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

В силу ч.1 ст.8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно п.2 ст.9 ЗК РФ (в редакции на период принятия указанных выше решений администрацией поселения) Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

В соответствии с п.2 ч.1 ст.83 ЛК РФ (в редакции на период принятия указанных выше решений администрацией поселения) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда.

Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия, утвержденному постановлением Правительства РК от 23.10.2017 №367-П, Министерство является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в области лесных, водных отношений, в сфере регулирования отношений недропользования, экологической экспертизы, охраны окружающей среды, по проведению государственной политики в сфере лесопромышленного и горнопромышленного комплексов, в сфере охраны и использования объектов животного мира в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия, на территории Республики Карелия. Министерство осуществляет следующие полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации: предоставляет в границах земель лесного фонда лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключает договоры купли-продажи лесных насаждений (в том числе организует и проводит соответствующие аукционы), принимает решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключает соглашения об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принимает решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда (на период принятия администрацией поселения указанных выше решений названные функции осуществляло Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства РК от 06.10.2010 №206-П).

Согласно ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции на период спорных правоотношений) орган местного самоуправления поселения осуществлял распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.

При указанных обстоятельствах не могут повлиять на вводы суда доводы жалобы истцов, ссылающихся на ч.2 ст.9 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", об отсутствии запрета для размещения на землях лесного фонда земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства.

В соответствии с положениями указанной нормы на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

В силу ч.ч.1-3.1 ст.38 ЛК РФ (в редакции на период принятия администрацией поселения указанных выше решений) леса могут использоваться для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности). На лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства, допускается размещение ульев и пасек, возведение изгородей, навесов и других временных построек. Граждане, юридические лица осуществляют использование лесов для ведения сельского хозяйства на основании договоров аренды лесных участков. Для использования лесов гражданами в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд лесные участки предоставляются в безвозмездное пользование или устанавливается сервитут в случаях, определенных Земельным кодексом Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации.

Вместе с этим, исходя из п.6 ч.1, ч.2 ст.25, ст.38, ч.ч.1, 4 ст.71, ч.1 ст.72, ч.ч.1, 3 ст.74 ЛК РФ, п.3 ст.39.1 ЗК РФ, при использовании лесов для ведения сельского хозяйства договоры аренды лесных участков заключаются по общему правилу, по результатам торгов, при этом положения ч.3 ст.74 ЛК РФ не предусматривают исключения из общего правила в случаях, предусмотренных ст.38 ЛК РФ.

Кроме того, судом первой инстанции правомерно учтено, что в силу ст.7 ЗК РФ земли, отнесенные к соответствующей категории, должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.

В силу пп.2, 3 п.5 ст.27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Как установлено судом первой инстанции, испрашиваемые земельные участки располагаются в прибрежной защитной полосе Ладожского озера.

В силу ч.ч.1, 2 ст.65 Водного кодекса Российской Федерации (далее в т.ч. ВК РФ) водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Согласно ч.ч.11-13 ст.65 ВК РФ ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

На основании положений ч.17 ст.65 ВК РФ в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 07.07.2003 №112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

К сельскохозяйственной продукции относится продукция растениеводства и продукция животноводства, что предполагает при ее производстве возможность как обработки (распашки) земли, так и выпас сельскохозяйственных животных, что в прибрежной защитной полосе запрещено.

Учитывая изложенное, ведение личного подсобного хозяйства в прибрежной защитной полосе, предполагающее использование земли, в т.ч. в сельскохозяйственных целях, по своему назначению не исключает возможности осуществления запрещенных водным законодательством действий, указанных выше, что может повлечь нарушение установленных законом ограничений по использованию прибрежной защитной полосы водного объекта.

При таких обстоятельствах, с учетом приведенного законодательства и изложенного выше, является верным вывод суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения предъявленного иска.

Таким образом, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется, нарушений требований процессуального закона, влекущих отмену решения, судом не допущено.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия


ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 23.11.2017 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Савельева П. Ю. и Тучковой Н.Л. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи