ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5568/2016 от 17.03.2016 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья – Мордовина С.Н. Дело № 33-5568/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«17» марта 2016 года город Краснодар

судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Заливадней Е.К.

судей Пшеничниковой С.В., Гончаровой С.Ю.

при секретаре Извозчикове В.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю по доверенности – Каревой Е.В. на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 24 декабря 2015 года.

Заслушав доклад судьи Краснодарского краевого суда Пшеничниковой С.В., выслушав объяснения сторон, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Акимова Людмила Васильевна обратилась в суд с иском к ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю, УМВД РФ по Амурской области о признании права на сохранение районного коэффициента к пенсии за выслугу лет, о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, выплате образовавшейся задолженности и взыскании незаконно удержанной суммы, указав, что с декабря 1979 года по 11 сентября 2000 год она проходила службу в органах внутренних дел и была уволена по выслуге лет.

С 12 сентября ей назначена пенсия за выслугу лет пожизненно, в соответствии с Законом РФ №4468-1 от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

С 01 ноября 2014 года, после переезда истца из Амурской области в г. Геленджик Краснодарского края, пенсия выплачивается без учета районного коэффициента.

Кроме того, с марта 2015 года с нее незаконно удерживается переплата в сумме <...> рублей ежемесячно, в размере 20% от пенсии. В связи с этим, Акимова Л.В. была вынуждена обратиться в суд с исковыми требованиями о признании за ней права на сохранение районного коэффициента в размере 1.2 к пенсии за выслугу лет при выезде на новое место жительства в г. Геленджик, обязании ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю произвести перерасчет назначенной пенсии с 01 января 2013 года с учетом районного коэффициента в размере 1.2 и выплатить образовавшуюся задолженность, взыскании с ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю в ее пользу незаконно удержанной суммы в размере <...>, 66 рублей и признании незаконными действий ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю по удержанию переплаты в размере <...> рублей.

Ответчик в суде первой инстанции исковые требования Акимовой Л.В. не признал.

Обжалуемым решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 24 декабря 2015 года исковые требования Акимовой Л.В. удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю по доверенности – Карева Е.В. ставит вопрос об отмене решения суда, указывая на то, что судом неправильно применены нормы материального права к спорным правоотношениям, дана неверная оценка доказательствам, представленным истцом.

На вышеуказанную апелляционную жалобу Акимова Л.В. подала возражения, считает решение законным и просит оставить его без изменения.

Представитель истца и УМВД РФ по Амурской области, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции не явились. Судебная коллегия приняла решение рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, так как их неявка не препятствует рассмотрению дела по существу, согласно ст. 167 ГПК РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражение на неё, выслушав объяснения сторон, судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемого решения суда по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» №4468-1 от 12 февраля 1993 г., который предусматривает правовые основания назначения пенсий, а также общий порядок их выплаты.

Согласно ст. ст. 56 вышеназванного Закона выплата пенсий, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации, а при переезде пенсионера – выплата и доставка пенсии производится по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории РФ на основании пенсионного дела и документов о регистрации, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.

Как следует из материалов дела, Акимова Л.В. с декабря 1979 года по 11 сентября 2000 год проходила службу в органах внутренних дел в г. Благовещенске Амурской области и была уволена по выслуге лет. С 12 сентября ей назначена пенсия за выслугу лет пожизненно.

Судом установлено, что после увольнения со службы в период проживания в г. Благовещенске Амурской области пенсия Акимовой Л.В. начислялась и выплачивалась с применением районного коэффициента в размере 20% до 01 ноября 2014 года.

11 октября 2014 года в отдел пенсионного обслуживания ЦФО УМВД РФ по Амурской области от Акимовой Л.В. поступило заявление о направлении ее пенсионного дела в отдел ЦФО УМВД РФ по Краснодарскому краю в связи с переездом на новое место жительство в г. Геленджик, с приложенной к нему копией паспорта с отметкой о регистрации ОУМС России по Краснодарскому краю в г. Геленджике. Согласно справки, полученной из УФМС России по Амурской области, Акимова Л.В. была снята с регистрационного учета в Амурской области с 27 декабря 2012 года, о чем своевременно не поставила в известность пенсионный орган. Пенсионное дело было передано в ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю, при этом отделом пенсионного обслуживания ЦФО УМВД РФ по Амурской области было вынесено заключение об удержании излишне выплаченной пенсии. В поступившем пенсионном деле Акимовой Л.В. находился расчет незаконно выплаченного к пенсии за выслугу лет районного коэффициента за период с 01 января 2013 года по 31 октября 2014 года на сумму <...> рублей.

В письменном ответе на обращение Акимовой Л.В. от 23 марта 2015 года ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю разъяснило, что для сохранения размера пенсии с учетом районного коэффициента на территории Краснодарского правовых оснований не имеется, поскольку в соответствии с Постановление Совета Министров СССР от 03 января 1983 г. №12 (в действующей редакции) «о внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. №1029» территория г. Благовещенска Амурской области не относится ни к районам Крайнего Севера, ни к приравненным к ним местностям.

Сумма районного коэффициента за период с 01 января 2013 года по 31 октября 2014 года, выплаченная истцу, удерживается ответчиком в размере 20% ежемесячно, поскольку Акимова Л.В. с 01 ноября 2014 года переехала из г. Благовещенска Амурской области, где ей начислялся районный коэффициент, на постоянное место жительства в Краснодарский край – г. Геленджик, где такой коэффициент не начисляется.

Между тем, такой вывод суда первой инстанции не основан на законе и не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии со ст. 48 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники) в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

За пенсионерами из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона) была исчислена с применением части первой настоящей статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего коэффициента в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Таким образом, положения ч.2 и ч. 3 ст. 48 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. №4468-1 устанавливают возможность применения районных коэффициентов к пенсии в случаях службы пенсионеров из числа лиц, указанных в ст. 1 Закона, которые послужили именно в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, а не в любой местности, в которой в соответствии с законодательством РФ устанавливаются коэффициенты (высокогорные районы, пустынные и безводные местности, местности с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, отдаленные местности). В Законе не приведен перечень районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностям.

Однако перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, установлен Постановлением Совета Министров СССР от 03 января 1983 г. №12 «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. №1029» (вместе с «Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях», утвержденный Постановлением Совмина СССР от 10 ноября 1967 г. №1029).

Из материалов дела усматривается, что истец проходила службу в органах внутренних дел г. Благовещенска Амурской области.

В соответствии с пунктом 2 ст. 28 ФЗ от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» при отнесении тех или иных районов и местностей к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям применяется Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 03 января 1983г. №12, в котором территория г. Благовещенска Амурской области, где проходила службу и проживала после увольнения истец не названа, в связи с чем, на истца не распространяются положения указанных норм Закона РФ от 12 февраля 1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

По мнению суда первой инстанции, у ответчика не имелось оснований для удержания у истца излишне выплаченной пенсии за период с 01 января 2013 года по 31 октября 2014 года с применением коэффициента 1.2.

Судебная коллегия считает вывод суда ошибочным, поскольку обязательным условием для применения к пенсии такого коэффициента является наличие у пенсионера необходимой выслуги лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которой у истицы не имеется.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 24 декабря 2015 года подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Апелляционную жалобу представителя ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю по доверенности Каревой Е.В. - удовлетворить.

Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 24 декабря 2015 года – отменить.

Принять по делу новое решение.

Отказать Акимовой Людмиле Васильевне в удовлетворении иска к ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю, УМВД РФ по Амурской области о признании права на сохранение районного коэффициента к пенсии за выслугу лет, о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, выплате образовавшейся задолженности и взыскании незаконно удержанной суммы.

Председательствующий:

Судьи краевого суда: