ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5575/17 от 21.11.2017 Белгородского областного суда (Белгородская область)

БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

33- 5575/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Белгород 21 ноября 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:

председательствующего Баркаловой Т.И.

судей Харебиной Г.А., Скоковой Д.И.

при секретаре Аноприенко Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белгородской области о признании права на получение пособия на погребение, возложении обязанности по выплате пособия

по апелляционной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белгородской области (далее – УМВД России по Белгородской области)

на решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 20 июня 2017 года.

Заслушав доклад судьи Харебиной Г.А., объяснения представителя ответчика УМВД России по Белгородской области ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца ФИО1 – ФИО3, просившего об оставлении решения без изменения, судебная коллегия

установила:

Х., проживавший по адресу: <адрес>, являлся получателем пенсии по линии МВД России, состоял на учете в ОПО ЦФО УМВД России по Белгородской области.

ДД.ММ.ГГГГХ умер во время пребывания в <адрес> Украины.

ОПО ЦФО УМВД России по Белгородской области отказало в удовлетворении заявления ФИО1 о выплате пособия на погребение умершего мужа (Х) ввиду непредоставления справки о смерти Х

ФИО1 обратилась в суд с иском к УМВД России по Белгородской области о признании права на получение пособия на погребение умершего супруга, возложении обязанности по выплате указанного пособия в размере трехмесячной пенсии, получаемой Х ко дню его смерти.

В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении судебной повестки (л. д. 33), обеспечила явку представителя ФИО3, который в судебном заседании поддержал исковые требования.

В судебном заседании представитель ответчика УМВД России по Белгородской области ФИО2 иск не признала, просила в его удовлетворении отказать, сославшись на несоответствие установленной форме предоставленных документов, подтверждающих право ФИО1 на получение пособия.

Решением Октябрьского районного суда г. Белгорода от 20.06.2017 исковые требования удовлетворены, за ФИО1 признано право на получение пособия на погребение супруга Х., умершего ДД.ММ.ГГГГ в с. <адрес> Украины, на УМВД России по Белгородской области возложена обязанность выплатить ФИО1 пособие на погребение Х, умершего ДД.ММ.ГГГГ, в размере трехмесячной пенсии, получаемой Х ко дню его смерти.

В апелляционной жалобе УМВД России по Белгородской области, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований истца.

Истец ФИО1 в суд апелляционной инстанции не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении судебной повестки (л. д. 82).

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность обжалованного судебного акта по правилам ч. ч. 1 и 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на апелляционную жалобу, при отсутствии оснований для выхода за пределы приведенных сторонами доводов считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 - супруга Х., умершего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Украины (л.д.11, 12, 13), на день смерти Х являлся пенсионером МВД РФ и состоял на пенсионном обеспечении в УМВД России по Белгородской области (л.д.14), получал пенсию по линии МВД за выслугу лет с 01.01.1997 по 29.02.2016 (л. д. 39).

Факт погребения Х на территории Украины его женой, гражданкой Российской Федерации, проживающей по адресу: <адрес> подтвержден свидетельством от ДД.ММ.ГГГГ о захоронении в <адрес>, на Соборном кладбище (сектор 16) (л. д. 35).

26.05.2016 ФИО4 обратилась в ОПО ЦФО УМВД России по Белгородской области с заявлением о выплате пособия на погребение, предоставив копию свидетельства о смерти, выданного Отделом государственной регистрации актов гражданского состояния по <данные изъяты> горрайонного управления юстиции в Сумской области ДД.ММ.ГГГГ, на которое получила отказ в связи с непредоставлением справки о смерти (л. д. 15).

06.10.2016 от ФИО4 повторно последовало аналогичное обращение с приложением сообщения Генерального консульства Российской Федерации в г. Харькове Украины о невозможности выдать справку о смерти, поскольку в соответствии с законодательством Украины подтверждением регистрации акта гражданского состояния является свидетельство о регистрации, данный документ согласно ч. 1 ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22.01.1993) пользуется доказательной силой документа без легализации (л. <...>), однако до настоящего времени выплата пособия на погребение ей не произведена.

Суд первой инстанции при разрешении спора, исследовав фактические обстоятельства по представленным доказательствам, руководствуясь положениями ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993, ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», ст. ст. 4, 13 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», п. 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», пришел к выводу о наличии у истца права на получение пособия на погребение умершего супруга при отсутствии справки о смерти, исходя из того, что основанием для выплаты пособия является факт смерти, который подтвержден свидетельством о смерти и ответчиком не оспаривается.

Доводы апелляционной жалобы о необоснованности данного вывода суда не влекут отмену судебного решения.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в п. 1 ст. 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4 000 руб., с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации (п. 1); выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти органом, в котором умерший получал пенсию (п. 2); социальное пособие на погребение выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти (п. 3).

Исходя из положений п. 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии, и их семьям в Российской Федерации» основанием для выплаты пособия на погребение в размере трехмесячной пенсии (доли пенсии), получаемой пенсионером ко дню смерти, но не менее социального пособия, установленного законодательством Российской Федерации, является факт смерти пенсионера из числа сотрудников органов внутренних дел; пособие на погребение не выплачивается, если похороны пенсионера произведены за счет государства или оплата ритуальных услуг была произведена в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 № 460; пособие на погребение пенсионера выплачивается на основании справки о смерти и свидетельства о смерти, выданных уполномоченными органами.

УМВД России по Белгородской области не оспаривает факт смерти Х., а равно и право истца на получение пособия на погребение Х., умершего ДД.ММ.ГГГГ, на похороны за счет государства или оплату ритуальных услуг в связи с его погребением в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 № 460 не ссылается. Единственным основанием для отказа в выплате пособия на погребение является отсутствие справки о смерти формы № 33.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.1998 № 1274 в соответствии с Федеральным законом от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» утверждены формы бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния, в том числе форма № 33 справки о смерти, которая выдается органом записи актов гражданского состояния, и предусматривает указание в ней сведений об умершем лице (его фамилия, имя, отчество и дата рождения), о составлении записи акта о его смерти (номер, дата записи и место государственной регистрации с указанием наименования органа ЗАГС), а также о причине и месте смерти.

Таким образом, указанная справка выдается в подтверждение факта государственной регистрации акта о смерти и необходима для реализации определенных прав и гарантий. При обращении за оформлением пособия на погребение данная справка изымается у представившего ее лица.

Кроме того, справка о смерти является лишь документом, подтверждающим наступление обстоятельства, являющегося основанием для выплаты пособия (то есть смерти). При этом закон не содержит запрета на подтверждение данного обстоятельства иным способом.

Как указано выше, факт смерти Х подтверждается предоставленным истцом в УМВД России по Белгородской области свидетельством о смерти и не оспаривается стороной ответчика.

Согласно ответу Генерального консульства Российской Федерации в г. Харькове Украины от 05.09.2016 в соответствии с положениями ст. 17, 18 Закона Украины «О Государственной регистрации актов гражданского состояния» государственная регистрация смерти проводится органом государственной регистрации актов гражданского состояния, подтверждением регистрации акта гражданского состояния является свидетельство о регистрации, выдача справки по форме № 33 невозможна, поскольку свидетельство о смерти уже оформлено в украинском ОРАГСе, ни Генеральное консульство, ни какой любой иной орган, оформляющий свидетельство ЗАГС Российской Федерации, не может выдать подобную справку, так как такая справка оформляется непосредственно в органах ЗАГС Российской Федерации одновременно со свидетельством о смерти.

Данные обстоятельства, как правильно констатировал суд, свидетельствуют об отсутствии у истца возможности получить иные документы, подтверждающие факт смерти ее супруга.

Согласно положениям Федерального закона от 15.11.1997 № 143 –ФЗ «Об актах гражданского состояния» государственная регистрация актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации, производится консульскими учреждениями Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом (ст. 4); консульские учреждения Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации производят государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени и смерти (ст. 5); документы, выданные компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, признаются действительными в Российской Федерации при наличии их легализации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации (ст. 13).

Вместе с тем, легализация документов не требуется в отношениях между странами - участниками Гаагской конвенции 1961 года, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов. Участниками данной Конвенции являются Российская Федерация (с 31.05.1992) и Украина (с 22.12.2003).

В порядке ст. 2 данной Конвенции единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление предусмотренного ст. 4 апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.

Однако выполнение упомянутой в предшествующем абзаце функции не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренность между двумя или несколькими договаривающимися государствами, отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации.

Российская Федерация и Украина являются участниками Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993, положения которой предусматривает, что документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других договаривающихся сторон без какого-либо специального удостоверения; документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других договаривающихся сторон доказательной силой официальных документов (ст. 13); при этом органы записи актов гражданского состояния иностранных государств при выдаче документов установленного образца применяют свое национальное законодательство, регулирующее соответствующие вопросы (ст. 8).

С учетом изложенного само по себе отсутствие справки о смерти не может являться достаточным основанием для отказа в выплате пособия на погребение.

Кроме того, из материалов дела следует, что обращение истца к ответчику по вопросу получения причитающегося пособия на погребение имело место первоначально в мае 2016 года, то есть до истечения шестимесячного срока со дня смерти пенсионера, установленного п. 3 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.

Доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, иное толкование действующего законодательства, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке, в связи с чем не влекут отмену судебного акта.

Поскольку выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения судебного решения.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 20 июня 2017 года по делу по иску ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белгородской области о признании права на получение пособия на погребение, возложении обязанности по выплате пособия оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белгородской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи