Судья Штапаук Л.А. Дело № 33-5577/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 10 июня 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Марчукова А.В.,
судей Гулян Р.Ф., Шеховцовой Ю.В.,
при секретаре Антюфеевой Т.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело № 2-602/2020 по иску ФИО1 к комитету строительства Волгоградской области о понуждении предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда
по апелляционной жалобе комитета строительства Волгоградской области
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 4 февраля 2020 г., которым постановлено:
исковые требования ФИО1 к комитету строительства Волгоградской области о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда – удовлетворить;
обязать комитет строительства Волгоградской области предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относящегося к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Волгоградской области по договору найма специализированных жилых помещений не ниже установленной нормы предоставления жилых помещений на территории городского округа – города Волгограда.
Заслушав доклад судьи Гулян Р.Ф., выслушав ФИО1, представителя истца – ФИО2, возражавших относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к комитету строительства Волгоградской области о понуждении предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда.
Требования мотивированы тем, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку решением Ленинского районного суда Волгоградской области от 14 октября 2005 г., мать истца ФИО3 лишена родительских прав, запись об отце внесена в акт о рождении на основании заявления матери.
Постановлением администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области № 528 от 25 ноября 2005 г. несовершеннолетний ФИО1 направлен в детское государственное учреждение, закреплено право проживания и пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>
В мае 2017 г. ФИО1 было предоставлено жилое помещение маневренного фонда для временного проживания, расположенного по адресу: <адрес>
Министерством образования и науки Волгоградской области ФИО1 включен в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
ФИО1 просил суд обязать комитет строительства Волгоградской области предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории городского округа город-герой Волгоград.
Судом постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с данным решением, комитет строительства Волгоградской области обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г.
№ 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от
21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Согласно пункту 1 части 1, части 2 статьи 1 Закона Волгоградской области от 5 февраля 2013 г. № 5-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту их жительства однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Волгоградской области по договорам найма специализированных жилых помещений по достижении возраста 18 лет.
Лицам, указанным в абзаце первом настоящей части, достигшим возраста 18 лет, по их письменному заявлению жилое помещение предоставляется по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В случае невозможности предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Волгоградской области по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее также - список), по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта с согласия указанных лиц им предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда в другом населенном пункте в границах Волгоградской области.
Настоящий Закон вступил в законную силу с 19 февраля 2013 г. и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г. (части 1 и 2 статьи 7 Закона Волгоградской области от 5 февраля 2013 г. № 5-ОД).
Действие настоящего Закона распространяется также на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 г.
№ 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигли возраста 23 лет, но не реализовали право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 г.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку решением Ленинского районного суда Волгоградской области от 14 октября 2005 г., мать истца ФИО3 лишена родительских прав, запись об отце внесена в акт о рождении на основании заявления матери.
Постановлением администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области № 528 от 25 ноября 2005 г. несовершеннолетний ФИО1 направлен в детское государственное учреждение, за ним закреплено право проживания и пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>
В мае 2017 года ФИО1 было предоставлено жилое помещение маневренного фонда для временного проживания, расположенного по адресу: <...>.
Согласно уведомлению филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» от 21 августа 2019 г. сведения в Едином государственной реестре недвижимости о правах ФИО1 на объекты недвижимости отсутствуют.
Поскольку ФИО1 нуждается в жилом помещении, приказом министерства образования и науки Волгоградской области ФИО1, был включен в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Однако до настоящего времени жилое помещение ФИО1, не предоставлено.
Сведения о наличии у истца ФИО1, жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего ему на праве собственности, отсутствуют.
Установив право ФИО1 на обеспечение жилым помещением из специализированного жилищного фонда, а также факт необеспеченности его жильем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленного иска, в связи с чем, принял законное решение об удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и считает, что при разрешении возникшего спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, основанное на совокупной оценке собранных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующих возникшие спорные правоотношения.
Ссылка апеллянта на комплекс проводимых ответчиком мероприятий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отклоняется судебной коллегией, поскольку не опровергает вывод суда о необеспеченности ФИО1, жилым помещением в соответствии с действующим законодательством.
Указание в жалобе, что ФИО1, включен в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2020 году под № 2101 по Волгоградской области и по г. Волгограду под № 762, тем самым жилищное право истца должно быть реализовано в соответствии с действующим законодательством при подходе очередности, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание ввиду следующего.
Законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
При этом ни статья 8 указанного Федерального закона (от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ), ни иные статьи того же закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как следует из преамбулы и ст.1 указанного выше Федерального закона (от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ), его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа, указанного возраста.
Следовательно, доводы комитета строительства Волгоградской области о том, что список предполагает установление очередности при обеспечении указанной категории лиц жилыми помещениями, является необоснованным.
Иных доводов, направленных на отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, решение суда по изложенным в ней доводам отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 4 февраля 2020 г. по гражданскому делу по иску ФИО1 к комитету строительства Волгоградской области о понуждении предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда - оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета строительства Волгоградской области оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: