ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5595-2020 от 13.07.2020 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Хусаинова О.В.

Дело № 33-5595-2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

Председательствующего Ворониной Е.И.,

судей Казанцевой Е.С., Ивановой Е.В.,

при секретаре Косогоровой К.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании 13 июля 2020 г. гражданское дело по апелляционным жалобам ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России, на решение Дзержинского районного суда г.Перми от 07 февраля 2020 года, которым постановлено:

Возложить на Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 32 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести комнату для хранения оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ в соответствие с требованиями п. 8.1. гл. 8 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 28.06.2006 № 211 «Об утверждении Наставления по организации снабжения, хранения, учета и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» в части обеспечения площади не менее 0,35 квадратных метра на одну единицу оружия.

Обязанность организовать финансовое обеспечение расходов Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 32 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» на проведение мероприятий по приведению комнаты для хранения оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ в соответствие с нормативными требованиями возложить на Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю, Федеральную службу исполнения наказаний.

Заслушав доклад судьи Казанцевой Е.С.., объяснения представителя ответчиков, прокурора Пермской краевой прокуратуры Третьяковой О.В., изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Исполняющий обязанности Пермского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующий в интересах неопределенного круга лиц, интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 32 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» (далее – ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю), Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю (далее – ГУФСИН России по Пермскому краю), Федеральной службе исполнения наказаний (далее – ФСИН России) о возложении обязанности на ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю, ГУФСИН России по Пермскому краю в двенадцатимесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда привести комнату для хранения оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ в соответствие с требованиями п. 8.1 гл. 8 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 28.04.2006 № 211 «Об утверждении Наставления по организации снабжения, хранения, учета и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» в части обеспечения площади не менее 0,35 квадратных метра, обеспечивающей сохранность и безопасность использования оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, возложении на ФСИН и ГУФСИН России по Пермскому краю обязанности организовать финансовое обеспечение расходов на приведение в соответствие комнаты для хранения оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю.

Представитель истца в судебном заседании на иске настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю в судебном заседании иск не признала.

Представитель ответчиков ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России в судебном заседании иск не признал.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого ставится вопрос в апелляционных жалобах ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю.

В апелляционной жалобе ответчики ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН Россииповторяя основания возражений настаивают, что вынесенное судом решение в части определения площади на одну единицу оружия является неопределенной, поскольку в п.8.1 Наставления указано, «площадью не менее 0.35 кв.метра на одну единицу оружия (не считая пистолетов). В судебном заседании также не разрешён вопрос о том относится ли спортивное оружие к средствам вооружения. Доводы истца о нарушении прав и законных интересов неопределенного круга лиц основаны на неверном толковании содержания указанных норм.

ФСИН России и ГУФСИН России по Пермскому краю также указывают, что ГУФСИН России по Пермскому края является ненадлежащим ответчиком, поскольку не является собственником имущества.

Представитель ответчиков ФИО1 доводы изложенные в жалобах поддержала, а также дополнила, что понуждение ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю к организации финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализации возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа и нарушает установленный ст.10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителей ответчиков, объяснения прокурора Пермской краевой прокуратуры, возражавшей против отмены решения суда, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 5473-1 от 21.07.1993 года «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.

Согласно требованиям статей 1 и 2 Федерального закона № 5473-1 от 21.07.1993 года «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы», деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципа законности, гуманизма, уважения прав человека, а правовую основу ее деятельности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные акты Российской Федерации, нормативные правовые акты Министерства юстиции Российской Федерации. Обязанностью учреждения, исполняющего наказания в виде лишения свободы, согласно статьи 13 названного закона, является: обеспечение исполнения иных нормативных актов Российской Федерации, а также нормативно правовых актов Министерства юстиции Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а так же персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на его территории.

Пермской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в мае 2019 года проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере противодействия незаконному обороту оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств в ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю.

В ходе проверки выявлено, что в ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю допускаются нарушения правил хранения и учета оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, а именно в комнате хранения оружия и боеприпасов ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю на хранении находится 140 единиц различного вида оружия, из них 51 единица боевого ручного стрелкового оружия (включая целевое и спортивное оружие). При норме 0,35 квадратных метров на одну единицу оружия (не считая пистолетов), площадь помещения комнаты хранения оружия и боеприпасов должна быть не менее 17,85 квадратных метра. Согласно выписке из паспорта нежилого здания (строения), площадь комнаты хранения оружия и боеприпасов ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю составляет 12,9 квадратных метров, что на 4,95 кв.м, меньше допустимой нормы.

По результатам проверки врио начальника ГУФСИН России по Пермскому краю полковнику внутренней службы С. было внесено представление об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере противодействия незаконному обороту оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств от 29.05.2019 (л.д. 9-10).

Установив приведённые выше обстоятельства, оценив по правилам статьи 67 ГПК Российской Федерации, имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона № 5473-1 от 21.07.1993 года «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы», Федерального закона от 13.12.1996 года № 150 «Об оружии», Постановления Правительства Российской Федерации от 15.10.1997 № 1314 «Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях», Приказом Министерства юстиции Российской Федерации № 211 от 28.04.2006 «Об утверждении Наставления по организации снабжения, хранения, учета и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы».

Делая такие выводы, суд обоснованно исходил из того, что обязанность соблюдения требований вышеуказанных нормативных актов лежит на ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю, несоблюдение требований законодательства регулирующие организацию хранения, учета и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов нарушает права неопределенного круга лиц в части соблюдения безопасности.

Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.

Доводы апелляционных жалоб, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести комнату для хранения оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ в соответствие с требованиями п. 8.1. гл. 8 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 28.06.2006 № 211 «Об утверждении Наставления по организации снабжения, хранения, учета и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» в части обеспечения площади не менее 0,35 квадратных метра на одну единицу оружия, в соответствии с указанными требованиями законодательства, обусловлена положениями статьи 13 Федерального закона от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Однако судебная коллегия полагает необходимым изменить в части решение суда, указав о необходимости приведения комнаты для хранения оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ в соответствие с требованиями п. 8.1. гл. 8 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 28.06.2006 № 211 «Об утверждении Наставления по организации снабжения, хранения, учета и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» в части обеспечения площади не менее 0,35 квадратных метра на одну единицу оружия (не считая пистолетов).

Оценивая доводы апелляторов в части возложения обязанности организации финансирования на ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

При вынесении решения, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку ФСИН России является главным распорядителем средств федерального бюджета, собственником имущества, а ГУФСИН России по Пермскому краю является территориальным органом, то исковые требования, касающиеся организации финансового обеспечения расходов на привидение комнаты для хранения оружия в соответствии с требованием законодательства предъявлены обоснованно. Суд первой инстанции возложил на ответчика ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю финансовое обеспечение касающиеся организации финансового обеспечения расходов на привидения комнаты для хранения оружия в соответствии с требований законодательства

Однако с указанным выводом судебная коллегия согласиться не может.

Действительно, ФСИН России, согласно подпункту 6 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно­ - исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, соответственно ФСИН России, в силу полномочий, предоставленных ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, осуществляет финансовое обеспечение деятельности территориальных органов уголовно-исполнительной системы и учреждений, исполняющих уголовные наказания, в том числе ГУФСИН России по Пермскому краю и ФКУ ИК-32 ГУ ФСИН России по Пермскому краю.

Однако понуждение ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю к выделению финансирования в виде организации финансового обеспечения расходов, является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, и реализацию возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Возложение на ФСИН России ГУФСИН России по Пермскому краю обязанности организовать финансовое обеспечение расходов на проведение мероприятий по оборудованию помещений является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа. (Определение ВС РФ № 81-КГ20-1 от 29 мая 2020).

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу об отмене в части решения суда первой инстанции и отказе в удовлетворении иска о возложении на ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю обязанности организовать обеспечение расходов для оборудования помещения колонии.

Судебная коллегия также, оценивая доводы апелляционных жалоб, отмечает, что доводов о необходимости реконструкции помещений, строительства, производства капитального ремонта ответчиками не заявлялось. В остальной части судебная коллегия считает, что решение суда следует признать законным, обоснованным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб не имеется.

Руководствуясь ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Дзержинского районного суда г.Перми от 07 февраля 2020 года отменить части.

Отказать Пермскому прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в удовлетворении иска о возложении обязанности на Федеральную службу исполнения наказаний России, Главного управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю в удовлетворении иска о возложении обязанности организовать финансовое обеспечение расходов Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 32 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» на проведение мероприятий по приведению комнаты для хранения оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ в соответствие с нормативными требованиями.

В остальной части решение Дзержинского районного суда г.Перми от 07 февраля 2020 год изменить.

Возложить на Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 32 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести комнату для хранения оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ в соответствие с требованиями п. 8.1. гл. 8 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 28.06.2006 № 211 «Об утверждении Наставления по организации снабжения, хранения, учета и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» в части обеспечения площади не менее 0,35 квадратных метра на одну единицу оружия (не считая пистолетов).

Председательствующий:

Судьи: