ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5595/17 от 16.08.2017 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Макарочкина О.Н.

Дело № 33-5595/2017Строка по статотчету 200 г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Ивановой В.П.

судей Гапоненко Л.В., Сафаралеева М.Р.

при секретаре Белодед К.О.

рассмотрела в судебном заседании 16 августа 2017 года

дело по апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2 на решение Первомайского районного суда г. Омска от 19 июня 2017 года, которым постановлено:

«В удовлетворении иска ФИО1, ФИО2 к государственному учреждению Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» об обязании произвести выплату компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита отказать в полном объеме».

Заслушав доклад судьи Ивановой В.П., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Истцы ФИО1, ФИО2 обратились с иском о возложении на Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, государственное учреждение Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» обязанности произвести выплату компенсации на погашение части ипотечного кредита в связи с рождением второго ребенка в размере 200 000 рублей, предусмотренной Указом Губернатора Омской области от 24 мая 2007 года № 70, ссылаясь на обращение 14 марта 2014 года в ГУ ОО «АЖС» с названным заявлением и предоставлением необходимых документов. Согласно уведомлению от 03.04.2014 года их семья была включена в список претендентов на получение компенсации, однако до настоящего времени денежная компенсация им не выплачена по причине отсутствия финансовых средств в бюджете на указанные цели, что нарушает их права и законные интересы. На основании изложенного, просили обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, ГУ ОО «АЖС» произвести выплату компенсации на погашение части ипотечного жилищного кредита в связи с рождением второго ребенка в размере 200 000 рублей.

В судебном заседании истец ФИО1 и ее представитель ФИО3 заявленные требования поддержали.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явился.

Представитель ответчика БУ ОО «АЖС» в судебном заседании участия не принимал, в отзыве указал, что требования являются незаконными и не подлежащими удовлетворению, поскольку Указ Губернатора Омской области от 24 мая 2007 года № 70 признан утратившим силу с 27.02.2016 года, социальные выплаты гражданам прекращены.

Представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области в судебном заседании участия не принимал, в отзыве указал, что финансирование дополнительных мер социальной поддержки не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета. Кроме того, 27.02.2016 года Указ Губернатора Омской области от 24 мая 2007 года № 70 признан утратившим силу, в связи с чем отсутствует правовое основание для предоставления мер социальной поддержки в рамках Указа.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2 просят постановленное решение отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, полагают необоснованным отказ суда в удовлетворении исковых требований по причине признания Указа Г. О. области от 24 мая 2007 года № <...> утратившим силу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав ФИО1, поддержавшую жалобу, судебная коллегия предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения не находит.

Как следует из материалов дела, 14 марта 2014 года истцы ФИО1 и ФИО2 обратились в Бюджетное учреждение О. области «Агентство жилищного строительства О. области» с заявлением о предоставлении компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита, представив соответствующие документы.

В письме от 03 апреля 2014 года Бюджетное учреждение О. области «Агентство жилищного строительства О. области» сообщило, что на основании представленных истцами документов агентством принято решение о включении семьи К-вых в список претендентов на получение компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита в соответствии с Указом Г. О. области от 24 мая 2007 года № 70. Также разъяснено, что перечисление средств компенсации на счета граждан производится на основании утвержденных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства О. области списков получателей компенсации, которые формируются с учетом размера средств областного бюджета на соответствующий год. Право на получение компенсации удостоверяется свидетельством, о необходимости получения которого они будут уведомлены дополнительно.

31 марта 2017 года в ответ на обращение ФИО1 о выплате названной компенсации Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Омской области сообщено, что ввиду ограниченных возможностей областного бюджета социальные выплаты в рамках Указа Губернатора Омской области от 24 мая 2007 года № 70 в 2014-2015 годах не предоставлялись.

Рассматривая исковые требования ФИО1 и ФИО2, суд первой инстанции исходил из того, что в отсутствие в областном бюджете средств на реализацию меры социальной поддержки, предусмотренной Указом Г. О. области от 24 мая 2007 года № 70, их исковые требования о взыскании причитающейся им компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита не могут быть удовлетворены.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.

В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Как следует из ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

В приведенной статье закреплено, что финансирование данных полномочий не является обязанностью субъекта Российской Федерации.

Таким образом, по смыслу данной нормы, субъекты Российской Федерации самостоятельно принимают решение об установлении дополнительных мер социальной поддержки, об условиях и порядке их предоставления, об объеме денежных средств, которые могут быть выделены на эти цели.

Законом Омской области от 27 декабря 2002 года № 417-ОЗ «О государственной поддержке ипотечного жилищного кредитования (заимствования) в Омской области» (действовавшим до 14 июля 2017 года) была предусмотрена система осуществляемых органами государственной власти Омской области мер, направленных на оказание помощи гражданам, желающим приобрести, построить жилье или улучшить жилищные условия иным образом.

В развитие положений данного закона Указом Губернатора Омской области от 24.05.2007 № 70 был утвержден Порядок компенсации семьям расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в случае рождения (усыновления, удочерения) второго ребенка или последующих детей (далее по тексту – Порядок).

Согласно п. 2 указанного Порядка, право на получение компенсации предоставляется семьям (неполным семьям), имеющим двух и более несовершеннолетних детей, родители (родитель) или усыновители (усыновитель) которых приобрели жилое помещение (долю в праве собственности на жилое помещение) с использованием ипотечного жилищного кредита (займа), а именно: молодым семьям, семьям, в которых родители (родитель) или усыновители (усыновитель) являются работниками государственных учреждений Омской области, муниципальных учреждений, находящихся на территории Омской области, а также семьям, в которых родители (родитель), усыновители (усыновитель) являются ветеранами боевых действий.

Условия предоставления компенсации закреплены в п. 2, 3 Порядка компенсации семьям расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в случае рождения (усыновления, удочерения) второго ребенка или последующих детей.

Как следует из п. 5 Порядка, размер компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита составляет 200 000 рублей. Компенсация предоставляется гражданину посредством зачисления средств компенсации на банковский счет гражданина, открытый в кредитной организации.

В соответствии с п. 8, 9 Порядка Бюджетное учреждение Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» осуществляет прием заявлений о предоставлении компенсации, проверку представленных документов и в срок не позднее сорока пяти календарных дней со дня подачи гражданином заявления принимает решение о включении или об отказе во включении семьи, в состав которой входит гражданин, в список претендентов на получение компенсации, о чем извещает гражданина в течение пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. Включение семей в список претендентов осуществляется согласно хронологическому порядку поступления в Агентство заявлений о предоставлении компенсации.

Как установлено судом, семья К-вых решением Бюджетное учреждение Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» включена в список претендентов на получение компенсации, то есть их право на получение указанной меры поддержки было признано в установленном порядке. При этом реализация данного права осуществляется в соответствии с правилами, установленными Указом Губернатора Омской области от 24.05.2007 № 70.

Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что предоставление компенсации осуществляется в пределах средств областного бюджета, предусматриваемых ежегодно на указанные цели законом Омской области об областном бюджете на соответствующий год.

В соответствии с п. 9.1 Порядка основанием для выдачи гражданам свидетельств, удостоверяющих их право на получение компенсации, является решение Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области об утверждении списка получателей компенсации. Указанный список Бюджетное учреждение Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» составляет ежеквартально в пределах средств областного бюджета, предусмотренных в текущем году на предоставление компенсаций, на основании списка претендентов и до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет его для утверждения в Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области.

Таким образом, Порядком не предусмотрены конкретные сроки выплаты компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита, данная мера поддержки предоставляется гражданам в порядке очередности в зависимости от наличия денежных средств в региональном бюджете.

Судебная коллегия отмечает, что государственная программа Омской области «Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области», утвержденная Постановлением Правительства Омской области от 16 октября 2013 года № 264-п, в первоначальной редакции, предусматривала выделение денежных средств на предоставление гражданам данной меры поддержки в период с 2017 по 2020 года. В дальнейшем с учетом внесенных в программу изменений выделение денежных средств на предоставление данной меры поддержки было предусмотрено на 2019 -2020 года. В действующей редакции Программы финансирование указанной меры социальной поддержки не предусмотрено.

Указом Губернатора Омской области от 16 февраля 2016 года № 33 признан утратившим силу Указ Губернатора Омской области от 24 мая 2007 года № 70 «О Порядке компенсации семьям расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в случае рождения (усыновления, удочерения) второго ребенка или последующих детей».

Как следует из ведомственной структуры расходов областного бюджета, являющейся приложением к Закону Омской области от 24 декабря 2013 года № 1599-ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», в перечне расходов областного бюджета не предусмотрены расходы на реализацию мер социальной поддержки в виде компенсации на погашение части ипотечного жилищного кредита в соответствии с Указом Губернатора Омской области от 24 мая 2007 № 70, на которую претендуют К-вы.

Согласно Закону Омской области от 25.12.2014 № 1694-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», в 2015-2016 г. не предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление семьям компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в случае рождения (усыновления, удочерения) второго ребенка или последующих детей. Расходы на предоставление данной компенсации в размере 15 000 000 руб. предусмотрены в бюджете Омской области на плановый период 2017 год.

В соответствии с Законом Омской области от 28 декабря 2016 года № 1939-ОЗ «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» в 2017-2019 годах выделение денежных средств на выплату соответствующей компенсации не предусмотрено.

При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие в 2014 - 2016 годах необходимых средств финансирования указанных расходов из бюджета Омской области, являющегося необходимым условием для утверждения списка получателей компенсации, выдаче им свидетельств о праве на получение меры социальной поддержки и выплаты компенсации, признание Указа Губернатора Омской области от 24.05.2007 № 70 утратившим силу с 26 февраля 2016 года, суд первой инстанции правильно отказал ФИО4 в удовлетворении их исковых требований о возложении на Бюджетное учреждение Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» обязанности произвести выплату компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита.

Доводы апелляционной жалобы о неправильном разрешении спора судом судебная коллегия расценивает как несостоятельные, ввиду ошибочного толкования истцами положений действующего законодательства и подзаконных нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения.

В целом доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для их переоценки.

Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Первомайского районного суда г. Омска от 19 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1, ФИО2 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи