ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5596/20 от 16.12.2020 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Советский районный суд гор. Махачкалы

Судья ФИО4

УИД 05RS0-63

Дело

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 декабря 2020 года по делу

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе председательствующего Загирова Н.В.,

судей Алиевой Э.З. и Османова Т.С.

при секретаре ФИО6

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. заместителя прокурора г. Махачкалы в интересах инвалида первой группы ФИО1 к МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» администрации г. Махачкалы о включении в список граждан, поставленных на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма,

по апелляционному представлению помощника прокурора г.Махачкалы ФИО9 на решение Советского районного суда г. Махачкалы РД от <дата>

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ФИО10, выслушав объяснения представителя прокуратуры г.Махачкалы ФИО7 и заинтересованного лица ФИО1, просивших решение суда отменить, судебная коллегия

установила:

и.о. заместителя прокурора г.Махачкалы ФИО7 обратилась в суд с иском к МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» администрации г. Махачкалы, включить с ФИО1 в список граждан, поставленных на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма.

В обоснование иска указано, что Прокуратурой города проведена проверка по обращению инвалида 1 группы ФИО1 о нарушении ее жилищных прав. Установлено, что в мае 2003 г. она обратилась в администрацию г.Махачкалы с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставлении ей жилья из муниципального жилого фонда.

Согласно письму заведующего отделом по учету, распределению, приватизации и обмену жилой площади администрации г.Махачкалы ФИО8 от <дата> № КП-57 она включена в городской список остронуждающихся в улучшении жилищных условий граждан.

Факт признания ФИО1 нуждающейся в улучшении жилищных условий и включения ее в городской список граждан, остронуждающихся в улучшении жилья, подтверждается также письмом первого заместителя главы администрации г.Махачкалы ФИО12 от <дата>-А и информациями от <дата>-о и <дата>/к, поступившей в прокуратуру г.Махачкалы по результатам рассмотрения обращения ФИО1

Между тем, как следует из ответа на обращение последней в прокуратуру г.Махачкалы от <дата>, Управление по жилищным вопросам администрации г.Махачкалы (далее-Управление) не признает факт нахождения истицы на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и предлагает ей представить документы для рассмотрения вопроса о постановке ее на данный учет.

Указанные действия Управления по жилищным вопросам администрации г.Махачкалы (ныне МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий») являются незаконными.

Решением Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> постановлено:

«В удовлетворении исковых требований и.о. заместителя прокурора г. Махачкалы к МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» администрации городского округа «город Махачкала» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не включении ФИО1 в единый список граждан, поставленных на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и обязании МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» администрации городского округа «город Махачкала» включить с <дата>ФИО1 в список граждан, поставленных на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма – отказать».

Старший помощник прокурора г.Махачкалы ФИО9 просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований по доводам апелляционного представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

В статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно на органывозлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права; при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрен институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

В соответствии со статьей 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.

При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 ЖК РФ).

Реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, в том числе установленными нормами, содержащимися в частях 2 и 3 статьи 49 ЖК РФ, условий реализации гражданином права на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного или муниципального жилищного фонда.

Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан (часть 1 статьи 52 ЖК РФ).

Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 ЖК РФ).

С заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (часть 2 статьи 52 ЖК РФ).

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 статьи 52 ЖК РФ документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Так, из объяснений ФИО1 ст. помощнику прокурора г.Махачкалы следует, что в 2003 г. по указанию главы города она была поставлена на учет, как остронуждающаяся.

Она же пояснила, что какая-либо проверка ее жилищных условий из администрации города, из управления по жилищным вопросам, либо администраций районов г.Махачкалы, не проводилась. Акты проверки ее жилищных условий не составлялись. На заседания жилищной комиссии она не приглашалась и какое- либо распоряжение (постановление) о признании ее нуждающейся в жилье не выносилось. На июнь 2003г. у нее льгот по инвалидности также не имелось (л.д.11-12).

Она также указывает, что решением Ленинского районного суда г.Махачкалы от 23.12.2013г. был установлен факт ее нахождения в списке очередников на получение жилья в тресте Орджоникидзестрой с 1984г.

На заседании судебной коллегии она пояснила, что ей на работе была предоставлена квартира, по поводу которой она обращалась в суд и у нее имеется решение суда.

Не может быть принят во внимание и довод о том, что суд сослался на Жилищный кодекс РФ, тогда как в 2003г. действовал ЖК ФИО3, поскольку в исковом заявлении содержится просьба включить ФИО1 в список граждан, поставленных на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (то есть по ЖК РФ).

Кроме того, доказательства, подтверждающие постановку в предусмотренном законом порядке ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, а также доказательства ее обращения с заявлением о постановке на указанный учет (с приложением документов, подтверждающих право состоять на данном учете), ни в период действия ЖК РФ, ни в период действия Жилищного кодекса ФИО3 суду не представлено.

ЖК ФИО3 также предусматривал порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в ФИО3 (утв.постановлением ФИО2 от 31.07.1984г. ).

Однако данных, что в таком порядке ФИО1 обращалась к ответчику, также не имеется.

Доводы стороны истца о включении ФИО1 в городской список остронуждающихся в улучшении жилищных условий граждан суд признал несостоятельными, поскольку действующими (и действовавшими ранее) нормативными правовым актами ведение данного списка, как и обязательность предоставления жилого помещения лицам, включенным в данный список, не предусматривалась. Кроме того, суду не представлен данный список.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований прокурора не имеется.

Ввиду изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан

Определила:

решение Советского районного суда г. Махачкалы РД от <дата>г. оставить без изменения, апелляционное представление помощника прокурора г.Махачкалы ФИО9 - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу с момента оглашения и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3-х месяцев в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Советский районный суд г. Махачкалы РД.

Председательствующий:

Судьи: