РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Никифорова Ю.С. Дело № 33-5596/2016 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 ноября 2016 года г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Михальчик С.А.
судей Королевой Н.С., Алексенко Л.В.
при секретаре Близнюк Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинградского районного суда Калининградской области от 23 августа 2016 года, которым в удовлетворении иска ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Калининграде (межрайонное) о включении в трудовой стаж периодов работы, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с момента назначения, возмещении судебных расходов отказано.
Заслушав доклад судьи Королевой Н.С., объяснение ФИО1, поддержавшей апелляционную жалобу, возражения представителей Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Калининграде (межрайонное) по доверенностям ФИО2, ФИО3, полагавших апелляционную жалобу необоснованной, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с названным выше исковыми требованиями ссылаясь на то, что с 26 января 2014 года является получателем пенсии по старости. При этом при расчете размера ее пенсии пенсионным органом в подсчет общего трудового стажа не были включены периоды осуществления ею деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 01 января 1994 года по 31 декабря 1996 года и с 01 января 1999 года по 31 декабря 1999 года по причине отсутствия у ответчика сведений об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд. Указывала, что в 2014 году ею были оплачены страховые взносы за период с 1994 года по 1996 год, однако, несмотря на это, спорный период все равно не был учтен ответчиком при расчете пенсии. Указала, что ответчиком нарушено ее право на получение пенсии в размере большем, чем ей начислена и выплачивается в настоящее время, в связи с тем, что не учтены при начислении пенсии периоды с 01 января 1994 года по 31 декабря 1996 года, с 1999 года по 2001 год. Истица указала, что за все спорные периоды осуществления ею частной предпринимательской деятельности она отчитывалась в налоговую инспекцию и уплачивала все обязательные платежи. Просила обязать пенсионный орган включить периоды ее работы с 01 апреля 1994 года по 31 декабря 1996 года и с 01 января 1999 года по 31 декабря 2001 года в подсчет ее страхового стажа и произвести перерасчет пенсии с даты ее назначения, также просила возместить ей судебные расходы.
Впоследствии, после неоднократных уточнений исковых требований, просила суд обязать ответчика включить в ее страховой стаж периоды работы в качестве индивидуального предпринимателя с 1994 года по 1996 год, с учетом этого произвести перерасчет пенсии с даты назначения, включить в трудовой стаж периоды работы в качестве индивидуального предпринимателя с 07 сентября 1993 года по 31 декабря 1993 года, с 1999 года по 2001 год и произвести перерасчет пенсии, установив ее трудовой стаж надлежащим образом и произвести перерасчет пенсии с даты назначения, выплатив образовавшуюся задолженность, произвести перерасчет пенсии с даты назначения, произвести перерасчет ей пенсии с даты назначения с учетом доходов, полученных от предпринимательской деятельности за период с 1994 года по 1998 год, выплатив образовавшуюся задолженность, установить стаж ее работы с учетом сданных деклараций из налоговой инспекции.
Рассмотрев дело, суд вынес изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда, вынести новое решение, которым удовлетворить требования в полном объеме, настаивает на доводах иска, указывая о том, что суд необоснованно не включил в подсчет страхового стажа период осуществления ею предпринимательской деятельности с 01.01.1999 по 31.12.2001, настаивает на том, что ею полностью оплачены страховые взносы за 2001 год, кроме того произведена доплата взносов за 2001 год в сумме 1119 рублей. С выводом суда о том, что ею частично оплачены взносы за 2002 год, она не согласна.
В этой связи ссылается на инструкцию о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 1994 года №258.
В налоговой декларации по итогам 2001 года указано, что подлежит доплате за указанный год страховой взнос в пенсионный фонд размере 1119 рублей, на указанную сумму ею приобщена квитанция, которую суд необоснованно не принял во внимание. В этой связи полагает необоснованной ссылку суда на то, что названная сумма не свидетельствует об оплате обязательных платежей за 2001 год в полном объеме.
Между тем в ее адрес ответчиком за 1999-2002 годы никогда не предъявлялось претензий по вопросам недоимок и пеней, а также не принималось мер в судебном порядке к взысканию каких-либо сумм. В связи с чем полагает, что ею исполнена обязанность по внесению платежей за 1999 -2001 годы.
ФИО1 в суде апелляционной инстанции поддержала апелляционную жалобу. Просила ее удовлетворить.
Представители ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Калининграде ФИО2, ФИО3 в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражали против доводов апелляционной жалобы.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Аналогичная норма содержится и в действовавшем на момент назначения пенсии истцу Федеральном законе от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Размеры страховых пенсий определяются для каждого пенсионера индивидуально, в зависимости от его трудового вклада (стажа, заработка и страховых взносов на индивидуальном лицевом счете), и не могут быть установлены произвольно.
Ч. 1 ст. 30 названного Федерального закона предусматривает осуществление оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле, где присутствует такая величина, как расчетный размер трудовой пенсии, который может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 данной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 данной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 данной статьи.
В свою очередь расчетный размер трудовой пенсии застрахованных лиц напрямую зависит от их заработка и общего трудового стажа, под которым понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года.
Согласно абз. 3 п. 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.07.2002 г. N 407, поступившие суммы текущих платежей по страховым взносам, а также платежей по страховым взносам за прошлые периоды распределяются по индивидуальным лицевым счетам застрахованных лиц пропорционально суммам начисленных страховых взносов.
Из правовой позиции, содержащейся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 950-О-О, следует, что, гарантируя права застрахованных лиц (работников), законодатель установил правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного страхования, а значит на пенсию (ст. 237 КЗоТ РФ в редакции Закона РФ от 25.09.1992 г. N 3543-1). Однако это правило не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств и т.п.) осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, - в силу требований статьи 89 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в общий трудовой стаж им засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в пенсионный фонд Российской Федерации.
В разъяснениях, данных в абз. 3 п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" установлено, что неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Судом установлено, что 26 января 2014 года на основании личного заявления ФИО1 пенсионным органом ей была назначена трудовая пенсия по стрости в соответствии с положениями ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» по достижении истицей возраста 55 лет и выдано пенсионное удостоверение № №.
При расчете размера пенсии истицы пенсионным органом не были включены в общий стаж периоды осуществления ею предпринимательской деятельности в 1993 году, с 1994 года по 1996 год, с 1999 года по 2001 год по причине отсутствия на лицевом счете истицы сведений об уплате страховых взносов за указанные периоды.
Впоследствии истицей 04.02.2014 добровольно были оплачены страховые взносы за период с 1994 года по 1996 год включительно и трудовой стаж истицы пенсионным органом был пересчитан на дату назначения пенсии и составил по состоянию на 01 января 2002 года 17 лет 11 месяцев 23 дня:
03 года 05 месяцев 23 дня - обучение в Калининградском техникуме советской торговли,
09 лет 05 месяцев 22 дня работа в Калининградском морском торговом порту,
05 лет осуществления предпринимательской деятельности с 1994 года по 1998 года,
08 дней ухода за ребенком.
При назначении ФИО1 пенсии, ее размер пенсионным органом был исчислен с учетом ее заработка за 60 месяцев (период с января 1981 года по май 1987 года) на основании архивной справки, представленной истицей, за период работы в Морском торговом порту.
Доводы истицы о том, что пенсионным органом при назначении пенсии в общий стаж был засчитан период осуществления ею предпринимательской деятельности с 1994 года по 1996 год, не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела.
Названный период был включен пенсионным органом в общий стаж после оплаты истицей 04.02.2014 страховых взносов за период с 1994 года по 1996 год включительно.
Отказывая в удовлетворении заявленных ФИО1 требований о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии с даты назначения с учетом периода осуществления предпринимательской деятельности с 1994 года по 1996 год, суд исходил из того, что 30 ноября 2015 года ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете размера ее пенсии с учетом заработка, полученного от предпринимательской деятельности за период с 1994 года по 1998 год, а не дохода от трудовой деятельности в Морском торговом порту.
Рассмотрев заявление ФИО1, пенсионным органом с 01 декабря 2015 года произведен перерасчет пенсии с учетом ее заработка, полученного ею от предпринимательской деятельности с 1994 года по 1998 год.
Так, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (часть вторая статьи 23 указанного Федерального закона).
Установив изложенные обстоятельства, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд пришел к правильному выводу о том, перерасчет размера пенсии в сторону увеличения носит заявительный характер, в связи с чем перерасчет пенсии истицы в сторону увеличения правомерно был произведен с 01 декабря 2015 года, а не с 26 января 2014 года, на чем настаивала истица.
Отказывая в удовлетворении требований истицы о возложении на ответчика обязанности включения в общий трудовой стаж периода осуществления последней предпринимательской деятельности с 1994 года по 1996 год, суд правомерно исходил из того, что пенсионным органом названный период уже включен в общий трудовой стаж истицы.
Разрешая исковые требования в части возложения на пенсионный орган обязанности по включению периодов осуществления ею предпринимательской деятельности с 07 сентября 1993 года по 31 декабря 1993 года, с 1999 года по 2001 год включительно, судом проверялись доводы истицы о том, что за указанные периоды ею уплачены все необходимые обязательных платежи, в том числе страховые взносы в пенсионный фонд.
Однако факт исполнения индивидуальным предпринимателем ФИО1 обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за указанные выше спорные периоды не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Так, в соответствии с п. 8 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015, периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 02 октября 2014 года N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" к уплате страховых взносов при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается:
а) взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений;
б) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации;
в) единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов;
г) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (пункт 6).
П. 20 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015 предусмотрено, что периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, подтверждаются свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и иными документами, выданными территориальными органами в установленном порядке.
Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которых индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в установленном порядке уплачивалась стоимость патента, подтверждаются за период до 01 января 2001 года документом территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, определяемом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, а за периоды с 1 января 2001 года - документом территориальных налоговых органов.
Судом было установлено, что соответствующий взнос в соответствии с декларацией по единому социальному налогу за 2001 год для истицы составлял 2770 рублей, между тем ею по квитанции от 17 июля 2002 года был оплачен единый социальный налог на сумму 1 119 рублей с указанием на доплату взносов в Пенсионный фонд РФ.
Вопреки доводам истицы, сведений об уплате ею единого социального налога еще на сумму 1600 рублей в материалах дела не имеется.
Так, из материалов дела следует, что ни территориальный орган Пенсионного фонда РФ, ни налоговые органы не располагают сведениями об исполнении индивидуальным предпринимателем ФИО1 обязанности по внесению обязательных платежей в Пенсионный Фонд РФ.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что оснований для включения в стаж истицы периода ее работы в качестве индивидуального предпринимателя в 1999-2001 годах и перерасчета пенсии последней с даты назначения не имеется.
Возможности установления трудового стажа на основании налоговых деклараций, без исполнения индивидуальным предпринимателем обязанности по внесению обязательных платежей в ПФ РФ, ни нормы ранее действующего пенсионного законодательства, ни действующего в настоящее время, не предусматривают.
Доводы истицы о том, что ею исполнена обязанность по уплате страховых взносов в пенсионный фонд за 2001 год опровергается установленными по делу обстоятельствами.
Так, представленные ФИО1 налоговые декларации о доходах за 1993 год, 1999 год, 2000 год, 2001 год, содержат сведения о том, что отчисления в Пенсионный Фонда РФ с доходов от предпринимательской деятельности составляют 0 рублей.
Налоговая декларация по единому социальному налогу за 2001 год содержит расчет авансовых платежей на 2002 год, исполненный сотрудником налогового органа, с указанием сроков оплаты. Так, 15 июля 2002 года истице предписано уплатить в ПФ РФ 672 рубля, Федеральный ФОМС 14 рублей, в Территориальный ФОМС 238 рублей, 15 октября 2002 года 336 рублей, 7 рублей и 119 рублей соответственно, 15 января 2003 года 336 рублей, 7 рублей и 119 рублей в соответствующие фонды.
Представленные ФИО1 квитанции подтверждают, что соответствующие платежи были ею произведена на сумму 672 рубля по сроку 15 июля 2002 года, 336 рублей по сроку оплаты на 15 октября 2002 года, то есть частично исполнена обязанность по оплате взносов за 2002 год, а не за 2001 год.
Установив изложенные обстоятельства, руководствуясь вышеназванными нормами права, суд пришел к правильному выводу о том, что оснований для зачета в общий трудовой стаж истицы периодов осуществления ею предпринимательской деятельности в 1993 году, 1999-2001 годах и перерасчета пенсии истицы с даты назначения не имеется.
Все обстоятельства, имеющие значение для разрешения возникшего спора, судом первой инстанции установлены, им в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ дана надлежащая оценка. Выводы суда, изложенные в решении, обстоятельствам дела не противоречат, сомнений у судебной коллегии не вызывают.
Прочие изложенные в апелляционной жалобе доводы основаны на неправильном толковании норм материального права, не содержат фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела. Фактически доводы жалобы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и представленных доказательств, поэтому не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.
Таким образом, решение суда вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 п.1 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 23 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: