ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5616/20 от 18.12.2020 Белгородского областного суда (Белгородская область)

БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

33-5616/2020

(2-653/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Белгород 18.12.2020

Судья Белгородского областного суда Фомин И.Н., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ОАО «Российские железные дороги» на решение Валуйского районного суда Белгородской области от 31 июля 2020 года по делу по иску Белгородского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «Российские железные дороги» об обязании совершить определенные действия,

установил:

Белгородский транспортный прокурор Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в котором просил возложить на ОАО «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД») обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить недостатки, послужившие основанием для вынесения Центральным территориальным управлением Росжелдора 22.07.2019 решения об отказе в утверждении изменений в План транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «железнодорожный вокзал на станции Валуйки» от 10.11.2014 по результатам утвержденной Росжелдором 09.10.2018 дополнительной оценки уязвимости, путем: обеспечения защиты объекта транспортной инфраструктуры «железнодорожный вокзал на станции Валуйки» от актов незаконного вмешательства силами аккредитованного подразделения транспортной безопасности согласно пп.3 п.5 Требований по обеспечению транспортной безопасности; утверждения документов, указанных в пп.9 п.5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, согласно порядку, установленному в п.5 Требований по обеспечению транспортной безопасности.

Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.

Решением суда исковые требования удовлетворены. На ОАО «РЖД» возложена обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить недостатки, послужившие основанием для вынесения Центральным территориальным управлением Росжелдора 22.07.2019 решения об отказе в утверждении изменений в План транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «железнодорожный вокзал на станции Валуйки» от 10.11.2014 по результатам утвержденной Росжелдором 09.10.2018 дополнительной оценки уязвимости, путем: обеспечения защиты объекта транспортной инфраструктуры «железнодорожный вокзал на станции Валуйки» от актов незаконного вмешательства силами аккредитованного подразделения транспортной безопасности согласно пп.3 п.5 Требований по обеспечению транспортной безопасности; утверждения документов, указанных в пп.9 п.5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, согласно порядку, установленному в п.5 Требований по обеспечению транспортной безопасности.

В апелляционной жалобе ответчик, считая, что решение принято с нарушением норм процессуального и материального права, просит его отменить, производство по делу прекратить.

Проверив материалы дела, учитывая положения статьи 335.1 ГПК РФ о рассмотрении апелляционной жалобы на решение суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, в суде апелляционной инстанции судьей единолично без извещения лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле доказательствам, прихожу к следующему.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъектов транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

На основании части 2 статьи 5 настоящего Федерального закона оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности.

Согласно статье 9 указанного Федерального закона на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств осуществляется поэтапно. Количество этапов реализации планов и сроки их реализации определяются соответствующим планом обеспечения транспортной безопасности.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 г. N 495 (далее - Требования), субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обязаны, соответственно, в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств образовать и (или) привлечь для защиты объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) (далее - план) подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств), включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры и (транспортного средства), совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

Согласно подпункту 5 указанного пункта субъекты транспортной инфраструктуры обязаны обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) (далее - оценка уязвимости) и представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) ее результатов в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Росжелдора в сети "Интернет" сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству).

В силу подпункта 6 данного пункта на основании утвержденных результатов оценки уязвимости субъекты транспортной инфраструктуры должны разработать и представить на утверждение в Росжелдор план в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости.

На основании подпункта 9 настоящего пункта субъекты транспортной инфраструктуры обязаны утвердить в течение одного месяца со дня утверждения результатов оценки уязвимости документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности, заверенные субъектом транспортной инфраструктуры, копии которых являются приложениями к плану, в том числе положение (устав) о сформированном подразделении транспортной безопасности в случае формирования субъектом транспортной инфраструктуры такого подразделения, в случае привлечения субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности копия положения (устава) привлеченного подразделения и копия договора, в соответствии с которым привлечено указанное подразделение, которые утверждаются в течение 2 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ОАО «РЖД» является субъектом транспортной инфраструктуры, осуществляет эксплуатацию объекта транспортной инфраструктуры «железнодорожный вокзал Валуйки» (далее также - ОТИ) на основании права собственности, который внесен в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, реестровый номер ЖВД 007632, отнесен к 2-й категории.

Белгородской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры «железнодорожный вокзал на станции Валуйки». В ходе проверки установлено, что в нарушение п.п. 9 п.5 Требований на ОТИ не были разработаны и отсутствовали по факту документы: положение о подразделении транспортной безопасности; порядок передачи данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности уполномоченным подразделением органов ФСБ России, ОВД и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, согласованный с уполномоченными подразделениями указанных федеральных органов исполнительной власти; положение (инструкция) о пропускном и внутри объектовых режимах на ОТИ, разработанное с учетом требований Постановления Правительства РФ от 26.04.2017 №495; согласование с уполномоченными подразделениями ОВД и органов ФСБ РФ: порядок передачи уполномоченным представителям подразделения ОВД и ФСБ РФ выявленных лиц, совершивших, совершающих или подготавливающих совершение актов незаконного вмешательства, за которое установлена административная или уголовная ответственность, а также идентифицированного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ при отсутствии законных оснований для хранения и ношения; порядок согласования выдачи постоянных пропусков с уполномоченными подразделениями органов ФСБ РФ, ОВД и уведомления уполномоченных подразделений органов ФСБ РФ и ОВД о выдаче разовых пропусков (л.д.9,11-15, 39-43).

Выявленные Белгородской транспортной прокуратурой нарушения начальник вокзала на станции Валуйки Юго-Восточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов филиала ОАО «РЖД» ФИО1, который назначен ответственным за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры «железнодорожный вокзал на станции Валуйки», признал, пояснив, что нарушения транспортной безопасности допущены ввиду недостаточного финансирования железнодорожного вокзала на станции Валуйки (л.д.16).

По факту несоблюдения субъектом транспортной инфраструктуры ОАО «РЖД» требований обеспечения транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта: «железнодорожного вокзала Валуйки» возбуждено дело об административном правонарушении, и постановлением № 0041/1000/0870 от 11.11.2019 ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.

По сообщению ЦТУ Росжелдор от 05.12.2019 ОАО «РЖД» 04.07.2019 предоставило изменения в План транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «железнодорожной вокзал Валуйки», однако в утверждении данных изменений 22.07.2019 отказано, в том числе в связи с нарушением п.п.9 п.5 Требований, согласно порядку, установленному в п.5 Требований.

Доказательств, подтверждающих устранение недостатков, послуживших основанием для вынесения Центральным территориальным управлением Росжелдора 22.07.2019 решения об отказе в устранении изменений в План транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «железнодорожный вокзал на станции Валуйки» от 10.11.2014 по результатам утвержденной Росжелдором 09.10.2018 дополнительной оценки уязвимости, ответчиком не представлено.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований прокурора, суд, исследовав и оценив в порядке статей 12, 56, 67 ГПК РФ представленные сторонами доказательства, исходил из того, что несоблюдение ОАО «РЖД» требований законодательства в сфере транспортной безопасности создает непосредственную угрозу для устойчивого и безопасного функционирования железнодорожного вокзала Валуйки, защиты интересов личности, общества и государства, в сфере защиты вокзала Валуйки от актов незаконного вмешательства

Судебная коллегия признает данные выводы суда соответствующими положениям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и фактическим обстоятельствам дела.

В силу приведенных норм ОАО «РЖД», являясь собственником указанного ОТИ, обязано обеспечивать транспортную безопасность в сфере транспортного комплекса, то есть реализовывать определенную государством систему правовых, экономических, организационных и иных мер, которые соответствуют угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

Судом первой инстанции правомерно отклонены доводы о том, что разработанный по ранее действовавшим требованиям план обеспечения транспортной безопасности подлежит проверке на соответствие новым требованиям, в том числе по результатам дополнительной проверки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры.

Данные возражения ответчика не исключают возложения на ОАО «РЖД» как субъекта транспортной инфраструктуры обязанности обеспечения защиты ОТИ от актов незаконного вмешательства силами аккредитованного подразделения транспортной безопасности с учетом того, что указанные действия направлены на реализацию мер безопасности и зависят исключительно от ответчика.

Подлежат отклонению и доводы ответчика о том, что прокурор не представил доказательств, подтверждающих необходимость понуждения ответчика к принятию каких-либо срочных мер обеспечения транспортной безопасности, не обосновал объем таких мер, не представил данных о соответствии ранее утвержденного плана, к исполнению которого просит понудить ответчика, новым требованиям транспортной безопасности. Реализации подлежит лишь план, безусловно соответствующий актуальным требованиям безопасности. Обеспечение последней зависит от степени защищенности объекта, оценка которой, в свою очередь, возможна лишь при точных исходных данных об этом объекте и подтвержденных компетентным органом последовательных этапах осуществления соответствующих им мероприятий.

В соответствии со сроками, установленными Требованиями, создание подразделений транспортной безопасности предусмотрено ранее утверждения самого плана, при этом копии положения (устава) о сформированном подразделении транспортной безопасности и договора являются приложениями к плану.

Тем самым действующие нормы права не ставят создание подразделений транспортной безопасности в зависимость от наличия у субъекта транспортной инфраструктуры утвержденного плана.

В то же время, в любом случае субъект транспортной инфраструктуры обязан выполнять мероприятия по обеспечению транспортной безопасности.

Из пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" следует, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.

Действия транспортного прокурора, предъявившего требования о возложении обязанности обеспечения защиты ОТИ от актов незаконного вмешательства силами аккредитованного подразделения транспортной безопасности и утверждения документов, указанных в пп.9 п.5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, направлены на устранение нарушений закона, выявленных в рамках предоставленных полномочий по организации и осуществлению надзора за исполнением законов по обеспечению транспортной безопасности.

В целом, доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судья апелляционной инстанции

определил:

решение Валуйского районного суда Белгородской области от 31 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО «Российские железные дороги» - без удовлетворения.

Апелляционное определение Белгородского областного суда может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции.

Судья

Определение31.12.2020