ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5618/17 от 28.07.2017 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33-5618/2017 г.Хабаровск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе: председательствующего судьи Жельнио Е.С.,

судей Овсянниковой И.Н., Аноприенко К.В.,

при секретаре Вигуль Н.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 28 июля 2017 года гражданское дело по иску Мигунова В. Н., Карташова С. С.ча, Смирновой Е. Д., Савиной А. В., Евтушенко Д. Н., Евтушенко О. С., Воинова Д. М., Воиновой С. А., Верейкина В. А., Верейкиной Д. Ф., Желонкина В. М., Желонкиной З. Р., Бедьятова П. А., Бедьятовой Э. Б., Нездерова О. В., Нездеровой В. В., Сапельникова Е. С., Сапельниковой В. Г., Колинько Д. П., Колинько М. Л., Николаева А. В., Николаевой Т. А., Иванова С. Ю., Ивановой К. В., Нестеренко С. А., Нестеренко Е. В., Дементьева А. В., Дементьевой В. И., Павленко А. Н., Павленко Т. П., Чуякова М. Ю., Чуяковой И. А., Крошка Д. Е., Ихтоновой И. М., Суворова А. Ю., Суворовой Е. А., Соснова А. В., Сосновой Н. А., Ремезова Д. В., Ремезовой Т. А., Комышева А. Ю., Комышевой У. А., Юрага А. Л., Юрага И. А., Рудых В. Б., Малинова М. А., Малиновой А. Н., Спиридоновой Л. И., Казакова А. А.ча, Казаковой О. В., Баркина К. Б., Баркиной Ю. Н., Смирнова А. А.ча, Мигуновой Е. М., Можарцева С. А., Можарцевой О. В., Пучниной Н. Я., Пучнина А. В., Киреева О. А., Киреевой А. А.ы, Дерябина А. Н., Дерябиной Е.А., Вашурина Д. В., Вашуриной О. В., Пляченко И. А., Пляченко Е. А., Бондаря С. В., Бондарь В. А., Карташовой Ж. А., Григорьевой С. В., Васильева А. Г., Васильевой Р. Е., Чаплина В. В., Чаплиной Г. С., Балмаевой Н. В., Белоусова Е. А., Белоусовой А. С., Тройнина А. Е., Тройниной Н. В., Репаной А. В., Рамазанова М. А., Рамазановой М. Ю., Мартьянова С. Л., Мартьяновой И. В., Перфильева М. В., Перфильевой О. А., Перфильева В. М., Перфильева В. М., Родителева Д. Ю., Затирка С. Н., Ковальчука Р. М., Ковальчук О. С. к Министерству обороны Российской Федерации, Обществу с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом» о признании незаконными тарифов по оплате за содержание, текущий ремонт и коммунальные услуги, возложении обязанности установить индивидуальные приборы учета потребления коммунальных услуг и произвести перерасчет платы, взыскании компенсации морального вреда, по апелляционным жалобам истцов и представителя ответчика ООО «ГУЖФ» на решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 13 января 2017 года, заслушав доклад судьи Жельнио Е.С.,

У С Т А Н О В И Л А:

Мигунов В.Н., Карташов С.С., Смирнова Е.Д., Савина А.В., Евтушенко Д.Н., Евтушенко О.С., Воинов Д.М., Воинова С.А., Верейкин В.А., Верейкина Д.Ф., Желонкин В.М., Желонкина З.Р., Бедьятов П.А., Бедьятова Э.Б., Нездеров О.В., Нездерова В.В., Сапельников Е.С., Сапельникова В.Г., Колинько Д.П., Колинько М.Л., Николаев А.В., Николаева Т.А., Иванов С.Ю., Иванова К.В., Нестеренко С.А., Нестеренко Е.В., Дементьев А.В., Дементьева В.И., Павленко А.Н., Павленко Т.П., Чуяков М.Ю., Чуякова И.А., Крошка Д.Е., Ихтонова И.М., Суворов А.Ю., Суворова Е.А., Соснов А.В., Соснова Н.А., Ремезов Д.В., Ремезова Т.А., Комышев А.Ю., Комышева У.А., Юрага А.Л., Юрага И.А., Рудых В.Б., Малинов М.А., Малинова А.Н., Спиридонова Л.И., Казаков А.А., Казакова О.В., Баркин К.Б., Баркина Ю.Н., Смирнов А.А., Мигунова Е.М., Можарцев С.А., Можарцева О.В., Пучнина Н.Я., Пучнин А.В., Киреев О.А., Киреева А.А., Дерябин А.Н., Дерябина Е.А., Вашурин Д.В., Вашурина О.В., Пляченко И.А., Пляченко Е.А., Бондарь С.В., Бондарь В.А., Карташова Ж.А., Григорьева С.В., Васильев А.Г., Васильева Р.Е., Чаплин В.В., Чаплина Г.С., Балмаева Н.В., Белоусов Е.А., Белоусова А.С., Тройнин А.Е., Тройнина Н.В., Репаная А.В., Рамазанов М.А., Рамазанова М.Ю., Мартьянов С.Л., Мартьянова И.В., Перфильев М.В., Перфильева О.А., Перфильев В.М., Перфильев В.М., Родителев Д.Ю., Затирка С.Н., Ковальчук Р.М., Ковальчук О.С. обратились в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, обществу с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом» (ООО «ГУЖФ») о возложении на Минобороны России обязанности установить в занимаемых ими жилых помещениях индивидуальные приборы учета холодной и горячей воды, электрической и тепловой энергии, признании действий ООО «ГУЖФ» по начислению платы за содержание и ремонт общего имущества и коммунальные услуги незаконными с возложением обязанности произвести перерасчет платы за жилье и коммунальные услуги за период с 01.01.2016 года по дату вынесения решения суда и взыскании компенсации морального вреда в пользу каждого истца по 20000 руб..

В обоснование заявленных требований истцы указали, что проживают в служебных жилых помещениях в находящемся на балансе Минобороны России военном городке п.Гайтер-1 Комсомольского района Хабаровского края в котором дислоцируется войсковая часть 20117, управление многоквартирными домами осуществляет ООО «ГУЖФ». Полагают, что управляющей организацией тарифы по оплате содержания и ремонта общего имущества, а также коммунальных услуг по тепловой энергии, горячему и холодному водоснабжению и водоотведению применяются незаконно, поскольку централизованное горячее водоснабжение в домах отсутствует, услуги содержанию и ремонту ООО «ГУЖФ» фактически не оказывает. Минобороны России, будучи собственником занимаемых ими жилых помещений в нарушение требований закона не установило индивидуальные приборы учета потребляемых коммунальных ресурсов. В результате они вынуждены нести дополнительные расходы, поскольку ООО «ГУЖФ» при расчете платы за коммунальные услуги применяет повышающий коэффициент, что приводит к их удорожанию. Расходы за холодную и горячую воду, электрическую и тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества, производятся по непроверенным общедомовым приборам учета, хотя начисление по ним может осуществляться лишь с 01.01.2017 года. Вследствие ненадлежащего исполнения ответчиками обязанностей по содержанию и управлению МКД, и нарушения их прав как потребителей, им причинен моральный вред в виде нравственных и физических страданий, поскольку они вынуждены проживать в антисанитарных условиях, из-за чего их дети постоянно болеют.

В ходе судебного разбирательства истцы дополнили исковые требования в части установления срока по установке индивидуальных приборов учета в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, а также просили возложить на ООО «ГУЖФ» обязанность произвести перерасчет платы за содержание жилья, текущий ремонт и коммунальные услуги, за период с 01.08.2015 года по дату вынесения решения.

Представитель ответчика ООО «ГУЖФ» исковые требования не признал, как заявленные к ненадлежащему ответчику, ссылаясь на недоказанность предоставления услуг ненадлежащего качества и неверного расчета платы за них, нарушения прав истцов и причинения им морального вреда. Обязанность по установке индивидуальных приборов учета у ООО «ГУЖФ» отсутствует, поскольку не предусмотрена ни законом, ни договором управления.

Решением Комсомольского районного суда Хабаровского края от 13.01.2017 года исковые требования удовлетворены частично, на ООО «ГУЖФ» возложена обязанность установить в квартирах <данные изъяты> индивидуальные приборы учета теплоэнергии, горячего и холодного водоснабжения, электроэнергии, и организовать ввод их в эксплуатацию в срок до 01.09.2017 года, а также произвести истцам перерасчет платы по холодному водоснабжению за период с 03.08.2015 года по 13.01.2017 года; с ООО «ГУЖФ» в пользу каждого истца взыскана компенсация морального вреда по 500 руб. и штраф - 250 руб.; в удовлетворении остальной части иска отказано; в бюджет муниципального образования взыскана государственная пошлина - 300 руб..

В апелляционной жалобе истцы просят отменить решение суда и принять новое об удовлетворении иска в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и неправильную оценку доказательств при разрешении требований, в удовлетворении которых им отказано. Полагают, что перерасчету подлежит плата не только за холодное водоснабжение. Поскольку общедомовые приборы не установлены, а дома и отдельные жилые помещения техническую инвентаризацию не проходили, произвести точный расчет платы не представляется возможным. Определенный судом размер компенсации морального вреда не соответствует степени перенесенных ими нравственных и физических страданий, обусловленных, в числе прочего, поставкой им технической воды вместо питьевой.

Представитель ответчика ООО «ГУЖФ», повторяя доводы возражений против иска, в апелляционной жалобе просит отменить решение суда как незаконное и принять новый судебный акт, поскольку обязанность по установке индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов законом возложена на собственника жилых помещений. Расчеты с гражданами за оказанные услуги осуществляются в соответствии с требованиями действующего законодательства, факт причинения истцам морального вреда не доказан, размер компенсации не обоснован.

Письменных возражений на апелляционные жалобы не поступило.

В судебном заседании представитель ответчика ООО «ГУЖФ» Бодик Н.А. доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала, жалобу истцов просила оставить без удовлетворения. Кроме того, указала, что определенный судом период перерасчета за холодную воду в части совпадает с периодом, установленным вступившим в законную силу решением суда по иску прокурора, которое уже исполнено и в отношении истцов тоже, двойной перерасчет недопустим.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещались надлежащим образом, о причинах неявки не сообщали и об отложении рассмотрения дела не просили, в связи с чем, их неявка разбирательству дела не препятствует.

Заслушав объяснения, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению и отмене в части с принятием нового решения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, расположенные по <адрес> многоквартирные дома относятся к жилищному фонду Минобороны России.

Обязанность по управлению домами государственным контрактом на оказание услуг по техническому обслуживанию казарменно-жилищного фонда военных городков Министерства обороны Российской Федерации от 19.05.2015 года и договором управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации, от 27.07.2015 года возложена на ООО «ГУЖФ». По условиям договоров управляющая организация обязана, наряду с прочим: оказывать услуги по содержанию и ремонту общего имущества в жилищном фонде в соответствии с техническими соглашениями, заключенными с уполномоченным представителями заказчика; в случае оказания услуг ненадлежащего качества устранить выявленные недостатки; предоставлять коммунальные услуги нанимателям в соответствии с требованиями установленными Правительством РФ в необходимом объеме, безопасные для жизни, здоровья, потребителей и не причиняющие вреда их имуществу; рассматривать предложения, заявления и жалобы заказчика, нанимателей, вести их учет, принимать меры необходимые для устранения указанных недостатков; в случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную законом и договором продолжительность, произвести перерасчет платы за коммунальные услуги.

Согласно протокола от 28.07.2015 года общим собранием собственников помещений многоквартирных домов расположенных по <адрес>, общежитие, проведенным по инициативе собственника помещений - Минобороны России, принято решение об утверждении тарифов на содержание и ремонт общего имущества МКД.

В актах от 03.08.2015 года о приеме-передаче объектов специализированного жилищного фонда, передаваемого в управление, содержатся сведения об общей и жилой площади спорных жилых домов (офицерские многоквартирные дома) - по <адрес> соответственно - 2782 /1654 кв.м, 3014,10 кв.м, 3151 кв.м, 2782 /1654 кв.м, 3151,10 кв.м, 4265 кв.м, 3151,10 кв.м.

Истцы проживают в расположенных в указанных домах квартирах по договорам найма служебных жилых помещений, по условиям которых обязаны своевременно вносить плату за жилье и коммунальные услуги по утвержденным в соответствии с законом тарифам.

В соответствии с данными, содержащимися в протоколе лабораторных испытаний ФБУЗ «ЦГиЭ в Хабаровском крае в г.Комсомольске-на-Амуре Комсомольского района» от 23.08.2016 года качество воды в МБОУ СОШ № 1 с.п. «село Пивань» Комсомольского района по <адрес> по мутности, цветности, содержанию железа не соответствует установленным ГОСТам. Аналогичные выводы указаны в заключении ФГКУ «1029 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» Минобороны России от 28.09.2015 года.

Удовлетворяя исковые требования в части, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.ст.214, 682 Гражданского кодекса РФ, ст.ст.65, 67, 93, 100, 153, 157, 161-162 Жилищного кодекса РФ ст.ст.1, 8 ФЗ от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне», ст.39 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.13 ФЗ от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст.ст.4, 13, 15 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», в силу которых имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе жилые помещения, являются федеральной собственностью. Производимые, передаваемые и потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением общедомовых и индивидуальных приборов учета. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении потребленных энергетических ресурсов. До 01.07.2012 года собственники жилых домов и собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой и электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. Потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно за коммунальные услуги, предоставленные в жилом помещении, и плату за услуги, потребленные при содержании общего имущества в МКД. Учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных приборов учета. Граждане обязаны своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, и имеют право на предоставление услуг надлежащего качества. Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Перерасчет платы за оказание услуг ненадлежащего качества и за не оказанные услуги производится по соответствующему обращению, при предоставлении в расчетный период в многоквартирные дома коммунального ресурса ненадлежащего качества, потребитель вправе отказаться от оплаты некачественного ресурса или требовать уменьшения оплаты. Граждане и юридические лица обязаны соблюдать санитарные правила. Вода, подаваемая системами водоснабжения и предназначенная к потреблению населением в питьевых и бытовых целях должна соответствовать установленным критериям безопасности. Отклонение состава и свойств холодной воды от требований законодательства не допускается, при несоответствии воды установленным требованиям размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества. Исполнитель обязан оказывать потребителю услугу надлежащего качества, а при нарушении прав потребителя, компенсировать причиненный моральный вред. Неудовлетворение законных требований потребителя в добровольном порядке влечет взыскание с исполнителя штрафа в размере 50 % от присужденных сумм.

При этом суд исходил из того, что доказательств, опровергающих доводы истцов об отсутствии в жилых помещениях, занимаемых ими на основании договоров найма служебных жилых помещений, индивидуальных приборов учета потребляемых коммунальных услуг, не представлено. Отсутствие таких приборов нарушает требования закона и права истцов. Общедомовые приборы учета электроэнергии в спорных домах установлены и приняты в качестве расчетных. Вместе с тем, доводы истцов о применении ООО «ГУЖФ» по причине отсутствия индивидуальных приборов учета повышающего коэффициента при начислении платы за коммунальные услуги, достаточными допустимыми доказательствами не подтверждены, в представленных истцами квитанциях на оплату, такие данные отсутствуют. ООО «ГУЖФ» заключив договор управления, приняло на себя обязательства по оказанию услуг по содержанию, ремонту общего имущества, а также по устранению за свой счет выявленных недостатков при оказании услуг ненадлежащего качества. Доводы истцов о неоказании ООО «ГУЖФ» услуг по содержанию и ремонту общего имущества, либо оказании данных услуг ненадлежащего качества своего подтверждения не нашли. Доказательств обращений истцов к ответчику по поводу качества предоставленных услуг, актов осмотров и (или) отсутствия услуг (иных доказательств) не предоставлено, в связи с чем, наличие оснований для перерасчета платы за данные услуги не усматривается. Требование о перерасчете платы за горячее водоснабжение по мотиву отсутствия системы центрального горячего водоснабжения удовлетворению не подлежит. В судебном заседании установлено, что услуга по горячему водоснабжению жителям спорных домов оказывается в зимний период времени с использованием котельной, в летний период начисление платы за горячее водоснабжение не производится. Факт предоставления истцам ООО «ГУЖФ» услуги по холодному водоснабжению ненадлежащего качества нашел свое полное подтверждение, в связи с чем, размер платы за такую коммунальную услугу подлежит перерасчету. Доказательств предоставления иных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, истцами не представлено. Отсутствие у управляющей организации технической документации на МКД, вопреки доводам истцов, не может являться основанием для освобождения их от оплаты оказываемых услуг. Общая площадь МКД отражена в актах о приеме-передаче объектов специализированного жилищного фонда, передаваемого МО РФ в управление ООО «ГУЖФ», указанные в них сведения не превышают размер площади, используемой при расчете платы, содержащейся в счетах (квитанциях) выставляемых истцам на оплату (доказательств обратного не представлено). Поскольку факт ненадлежащего исполнения управляющей организацией обязанности по обеспечению истцов холодной водой надлежащего качества нашел свое подтверждение в судебном заседании, нарушение их прав, как потребителей и неудовлетворение требований в добровольном порядке является основанием для взыскания с ООО «ГУЖФ» компенсации морального вреда, в размере, отвечающем требованиям разумности и справедливости, а также штрафа.

Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается, отклоняя доводы апелляционных жалоб в указанной части.

В соответствии с п.45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Истцы, будучи лицами, на законном основании пользующимися жилыми помещениями в многоквартирном доме, потребляя и оплачивая коммунальные услуги, имеют право требовать от лица, виновного в оказании коммунальных услуг ненадлежащего качества, компенсации морального вреда и штрафа, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей.

Поскольку факт нарушения прав истцов, как потребителей, вследствие предоставления услуги по холодному водоснабжению ненадлежащего качества установлен и ответчиком по существу не оспаривался, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для возложения на ООО «ГУЖФ» обязанности по компенсации причиненного истцам морального вреда.

Согласно ст.ст.151, 1101 ГК РФ, ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей», размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и (или) нравственных страданий, оцениваемых судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда и индивидуальных особенностей потерпевшего, а также степени вины причинителя вреда, требований разумности и справедливости.

При определении размера подлежащей взысканию компенсации морального вреда, судом указанные положения закона учтены, оснований для увеличения размера взысканной компенсации судебная коллегия не усматривает.

В соответствии с п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» при разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом не предоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными ст.55 ГПК РФ (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта). Исполнитель коммунальных услуг освобождается от ответственности за оказание услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывом, превышающим установленную продолжительность, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом (п.3 ст.401 ГК РФ, п.4 ст.13 Закона РФ от 07.02.1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Истцами достаточных допустимых доказательств, свидетельствующих об оказании управляющей организацией иных коммунальных услуг (кроме холодного водоснабжения) ненадлежащего качества, и (или) не оказания услуг, за которые производится начисление платы, не представлено.

Доводы истцов о незаконности произведенных ответчиком расчетов оплаты вследствие отсутствия данных технической инвентаризации о площади помещений МКД судебная коллегия находит несостоятельными. Требований о проведении технической инвентаризации истцы не заявляли, доказательств, опровергающих данные о площади помещений, указанные в актах приема-передачи, не представили.

Используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, значения общей площади жилого помещения (квартиры), нежилого помещения в многоквартирном доме могут быть определены на основе данных, содержащихся в документе, подтверждающем право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме, передаточном акте или ином документе о передаче застройщиком помещения в многоквартирном доме, техническом паспорте жилого помещения (квартиры) или техническом паспорте многоквартирного дома, а значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.

По сведениям КГУП «Хабкрайинвентаризация» от 11.01.2017 года техническая инвентаризация жилых домов по <адрес> не проводилась.

Вместе с тем, отсутствие сведений о техническом учете спорных домов и занимаемых истцами жилых помещений, само по себе не может являться основанием для освобождения от оплаты услуг по содержанию и ремонту жилья, и коммунальных услуг. Доказательств, опровергающих вывод суда о приемлемости используемых при расчете платы значений площади МКД, содержащихся в актах приема-передачи объектов жилищного фонда, и правильность осуществляемых расчетов, также как и свидетельствующих о нарушении прав истцов при таком расчете, не представлено. Доводы истцов о нарушении их прав нанимателей вследствие расхождения площадей дома, указанных управляющей организацией в выставляемых им квитанциях, не нашли своего подтверждения.

Оценивая доводы апелляционной жалобы ответчика о необоснованном возложении обязанности по установке и вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета коммунальных услуг, судебная коллегия приходит к выводу о несоответствии выводов суда в указанной части обстоятельствам дела и неправильном применении судом норм материального права.

Возлагая обязанность по установке индивидуальных приборов учета на ООО «ГУЖФ», суд не привел мотивы, по которым он полагает, данное лицо надлежащим ответчиком по заявленному требованию, а также по каким основаниям им признаны несостоятельными требования истцов и возражения ответчика о необходимости возложения данной обязанности на Минобороны России как собственника специализированного жилищного фонда.

В соответствии со ст.ст.209-210 Гражданского кодекса РФ права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат собственнику, который в свою очередь несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В соответствии с требованиями ч.5 ст.13 ФЗ от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Согласно п.81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником помещения.

Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления (п.12 ст.1 ФЗ «Об обороне»).

Согласно п/п 71 п.7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082, Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.

К общему имуществу в многоквартирном доме, относится только то имущество, которое отвечает признакам, закрепленным в ст.36 ЖК РФ и ст.290 ГК РФ, в том числе механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Индивидуальные приборы учета потребляемых коммунальных ресурсов указанными признаками не обладают.

Предметом заключенных между Минобороны России и ООО «ГУЖФ» договоров является содержание общего имущества и ремонт в жилищном фонде, закрепленном за Вооруженными Силами РФ, обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, предоставление коммунальных услуг. Обязанность исполнителя по установке индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов данными договорами не предусмотрена.

При таких обстоятельствах, надлежащим ответчиком по требованию истцов об установке и вводе в эксплуатацию индивидуальных приборов учета используемых воды и электрической энергии является Минобороны России как собственник спорных жилых помещений, исковые требования в указанной части судебная коллегия находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Требования истцов о возложении обязанности по установке индивидуальных приборов учета тепловой энергии являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

Как указано выше ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ч.5 ст.13) предусматривает для собственника помещений обязанность по установке приборов учета используемой тепловой энергии лишь применительно к коллективным (общедомовым) приборам учета.

Коммунальная услуга теплоснабжения оказывается круглосуточно, непрерывно в течение отопительного периода и должна обеспечить теплоснабжение всех помещений, входящих в состав многоквартирного дома.

Предусмотренный Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению обусловлен общим принципом распределения фактически потребленного всеми помещениями многоквартирного дома объема тепловой энергии, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, пропорционально площади занимаемого помещения в многоквартирном доме.

Таким образом, действующее законодательство не устанавливает для собственников помещений в многоквартирном доме обязанности по установлению индивидуальных приборов учета тепловой энергии.

Согласно ч.2 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом фактических обстоятельств дела, характера возложенной на Минобороны России обязанности и действий, совершение которых необходимо для устранения выявленных нарушений, принимая во внимание количество жилых помещений и климатические условия местности, в которых они расположены, судебная коллегия полагает необходимым установить срок исполнения решения суда в указанной части до 01.12.2017 года.

Судебная коллегия также находит заслуживающими внимания доводы представителя ответчика относительно необоснованности определенного судом периода проведения перерасчета платы за холодное водоснабжения.

Вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 05.10.2016 года, копия которого приобщена судебной коллегией в качестве дополнительного доказательства, удовлетворены исковые требования военного прокурора 39 военной прокуратуры гарнизона, действовавшего в интересах неопределенного круга лиц, к числу которых относятся в числе прочих истцы, на ООО «ГУЖФ» возложена обязанность произвести жителям военного городка п.Гайтер-1 перерасчет платы за горячее и холодное водоснабжение за период с 03.08.2015 года по 05.10.2016 года в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу (28.12.2016 года).

Вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (ст.13 ГПК РФ).

Согласно объяснения представителя ООО «ГУЖФ» и представленных квитанций за май 2017 года данное решение суда исполнено, в том числе и в отношении истцов, в связи с чем, судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда в части периода производства перерасчета по холодному водоснабжению, указав начало периода вместо 03.08.2015 года - 06.10.2016 года.

В остальной части доводы апелляционных жалоб выводов суда не опровергают и основанием для отмены решения суда являться не могут.

Руководствуясь ст.ст.328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 13 января 2017 года изменить в части начала периода производства перерасчета платы за коммунальные услуги с 03.08.2015 года на 06.10.2016 года, а также отменить в части удовлетворения иска к Обществу с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом» о возложении обязанности по установлению индивидуальных приборов учета потребления коммунальных услуг и их вводу в эксплуатацию, и отказа в удовлетворении иска к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности по установлению индивидуальных приборов учета потребления коммунальных услуг и их вводу в эксплуатацию, приняв в отмененной части новое решение.

Возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность установить в квартирах <адрес> индивидуальные приборы учета горячего, холодного водоснабжения и электроэнергии, и организовать их ввод в эксплуатацию в срок до 01.12.2017 года.

В удовлетворении иска к Обществу с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом» о возложении обязанности по установке и вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета коммунальных услуг и перерасчету платы за период с 03.08.2015 года по 05.10.2016 года, а также к Министерству обороны Российской Федерации в части возложения обязанности по установке индивидуальных приборов учета теплоэнергии отказать.

В остальной части решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 13 января 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Председательствующий судья Е.С. Жельнио

Судьи К.В. Аноприенко

И.Н. Овсянникова