ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-561/13 от 28.03.2013 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

дело № 33-561/2013

судья Бородулина С.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Наумова И.В.,

судей коллегии Домрачева И.Г. и Ощепкова Н.Г.,

при секретаре Казанцевой З.С.,

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Пуровского районного суда от 29 ноября 2012 года, которым постановлено:

В удовлетворении искового заявления ФИО1 к Администрации муниципального образования город Тарко-Сале, Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности произвести социальную выплату для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей вне очереди - отказать.

Заслушав доклад судьи Домрачева И.Г., судебная коллегия

установила:

ФИО1 предъявила иск к Админист­рации МО г. Тарко-Сале (далее-Администрация) и Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого АО (Далее-Департамент), в котором указала, что Решением Пуровского районного суда от 25 февраля 2010 года на Администрацию возложена обязанность по восстановлению её в прежней очереди списков по учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и при­равненных к ним местностях по дате подачи заявления от 04 марта 1993 года о выделении денежной ссуды на покупку жилья за пределами Пуровского района.

После вступления решения суда в законную силу исполнительный лист от 19.03.2010 года был направлен для принудительного исполнения в Службу судебных приставов Пуровского района. 1 апреля 2010 года возбуждено исполнительное производство.

Далее приводит доводы о том, что Администрация и судебный пристав-исполнитель не исполняли решение, чем нарушали её права.

Решением Пуровского районного суда от 19 декабря 2011 года постановле­ние судебного пристава исполнителя ОСП по Пуровскому району УФССП по ЯНАО от 17.03.2011 года об окончании исполнительного производства было отменено. Решение было обжаловано Администрацией. Суд апелляционной инстанции в определении от 05.03.2012 года, ос­тавляя жалобу ответчика без удовлетворения, указал, что «решение суда от 25.02.2010 года направлено на восстановление положения ФИО1, су­ществовавшего до нарушенного права. Его исполнение предполагает не просто восстановление в списках, а восстановление в них с учетом изменения дви­жения по спискам с 04.03.1993 года, как если бы Степанова из списков не исключалась. Из этого следует, что другие очередники, включенные в такие списки после подачи заявления ФИО1 (04.03.1993г), должны нахо­диться в них после взыскателя. В том случае, если на время исполнения судеб­ного акта такие очередники реализовали свои права, право ФИО1 подле­жит реализации во внеочередном порядке». Из исследованных в судебном за­седании списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат, следует, что ранее нее в данных списках значатся граждане, вставшие в 1994, 1995 и позднее.

Полагая, что её право на получение социальной выплаты является внеочередным, поскольку на да­ту подачи ею заявления (04.03.1993 г.) в списках очередников с учетом изменения движения по спискам с марта 1993 года отсутствуют граждане, ранее нее подавшие заявления о включении их в список, просила о возложении на ответчиков обязанности произвести ей социальную выплату для приобретения жилья в связи с пересе­лением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях вне очереди.

В суде ФИО1 поддержала свои требования по вышеизложенным доводам.

Представитель Администрации ФИО2 иск не признал, поддержал доводы письменных возражений на ответчика, согласно которым по решению суда ФИО1 восстановлена в списке очередников на получение социальной выплаты по дате подаче заявления от 4 марта 1993 года. То обстоятельство, что перед ФИО1 в списке состоят граждане, подавшие заявления позднее, объясняется тем, что до 1 января 2003 года в соответствии с Постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 июля 2003 года № 221 списки формировались исходя из стажа работы в районах Крайнего Севера. Дата подачи заявления не влияла на очередность. Такой порядок существовал до 23 июня 2005 года, Списки граждан, подавших заявление после 1 января 2003 года, формировались по дате подачи заявления. Полномочиями по регистрации и постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат, Администрация не обладает, а лишь осуществляет формирование учетных дел для постановки граждан. Департамент ежегодно до 15 февраля утверждает единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по категориям. Списки формируются по дате подачи заявления и в соответствии с категорией (инвалиды, пенсионеры, безработные, работающие). При изменении категории граждане переводятся в другой список по дате подачи первоначального заявления. По состоянию на 1 января 2012 года ФИО1 состоит в списке пенсионеров (Список № 2) под номером 1783. Очередники, стоящие в списке перед ФИО1 и подавшие заявления позднее ее, субсидию не получали. Права на внеочередное получение субсидии ФИО1 не имеет.

Департамент в суд представителя не направил, иск не признал, согласно отзыву ответчика требования истца противоречащими действующему законодательству, с приведением доводов, аналогичным Администрации.

Третье лицо Департамент строительства, архитектуры и жилищной политики Администрации Пуровского района в суд представителя не направил.

Рассмотрев дело по существу, суд вынес решение об отказе в удовлетворении иска.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение отменить, принять новое об удовлетворении иска. Указывает на то, что её право на получение социальной выплаты является внеочередным, поскольку граждане, ранее неё подавшие заявления о включении их в список, отсутствуют. Право на внеочередное предоставление субсидии возникло в связи с ненадлежащим исполнением исполнительного документа. Кроме того, ссылаясь на Постановление о порядке предоставления жилищных субсидий гражданам, полагает возможным принять решение о внеочередном предоставлении жилищной субсидии за счет средств окружного бюджета.

Стороны о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции извещены.

Рассмотрев дело по правилам ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, заслушав представителя Департамента ФИО3, просившего оставить решение без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия наличие оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, влекущих отмену либо изменение решения, не установила.

Рассматривая иск, суд в соответствии с требованиями ст.ст. 12, 55-56 ГПК РФ определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон, определил нормы закона, подлежащего применению, правильно его истолковал и применил.

По делу установлено, что ФИО1 на основании решения Пуровского районного суда от 25 февраля 2010 года должна быть восстановлена в прежней очереди списков по учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по дате подачи заявления от 4 марта 1993 года о выделении денежной ссуды на покупку жилья за пределами Пуровского района, исполнение этой обязанности возложено решением на Администрацию МО Пуровский район.

На основании исполнительного листа возбуждалось исполнительное производство, которое постановлением судебного пристава-исполнителя от 17 марта 2011 года было окончено.

Решением Пуровского районного суда от 19 декабря 2011 года это поста­новление отменено, на судебного пристава-исполнителя была возложена обязанность исполнить требо­вания исполнительного документа надлежащим образом.

Разрешая возникший спор на стадии исполнения решения, суд апелляционной инстанции определением от 5 марта 2012 года, которым указанное выше решение от 19.12. 2011 года оставил без изменения, разъяснил, что исполнение решения предполагает не просто восстановление в списках, а восстановление в них с учетом изменения движения по спискам с 4 марта 1993 года, как если бы Степанова из списков не исключалась.

Таким образом, предметом судебной проверки и доказывания по делу является законность постановки истца в список пенсионеров (Список № 2) под номером 1783.

Отказывая в иске, суд сделал обоснованный вывод об отсутствии правовых оснований для предоставления ФИО1 социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера вне очереди.

Условия предоставления жилищных субсидий, выделяемых за счёт средств федерального бюджета гражданам РФ, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также порядок очерёдности определены Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Статья 1 названного Закона предоставляет право на получение жилищных субсидий имеют гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющих общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющих жилья в других регионах РФ или нуждающихся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Статьей 2 определена очередность предоставления жилищных субсидий:

в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);

во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;

в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.

Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан).

Аналогичные нормы предусмотрены в Положении о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматривающие порядок регистрации и учета граждан РФ в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Порядок предоставления жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального и окружного бюджетов гражданам РФ, выезжающим из Ямало-Ненецкого АО, устанавливался действующим до 23 июня 2005 года Положением о порядке предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа.

Согласно пункту 6.9. указанного Положения списки граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий и подавших заявления после 1 января 2003 года, в пределах каждой очереди формируются по дате подачи в органы местного самоуправления заявления на получение жилищных субсидий.

Списки граждан, подавших заявления на получение жилищных субсидий до 1 января 2003 года, в пределах каждой очереди формируются исходя из стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Граждане, подавшие заявление на получение жилищной субсидии в один день, включаются в списки в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Исходя из изложенного следует, что в рамках ранее действовавшего законодательства до 2005 года списки формировались исходя из стажа работы в районах Крайнего Севера, при этом дата подачи заявления не влияла на очередность в списках. После 2005 года по настоящее время списки формируются по дате подачи заявления в пределах каждой очереди и при изменении оснований, по которых гражданин был включен в список, он переводится из одного списка в другой по дате подачи заявления.

Доводы истца о неправильном исчислении порядкового номера очереди () проверены судом путём исследования представленной выписки из Списка , утверждённого приказом Департамента от 13.02. 2012 года -ОД и подтверждения не нашли (л.д. 105-170).

Таким образом, выводы суда являются законными и обоснованными, оснований не согласиться с ними не имеется, доводы апелляционной жалобы являются аналогичными приведённым в иске и в судебном заседании, были предметом исследования суда, в решении им дана верная оценка.

С учётом изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого АО от 29 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: /подписи/

Копия верна: судья И.Г. Домрачев