ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5625/19 от 06.03.2019 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Двухжилова Т.К.

дело <данные изъяты>

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Бекловой Ж.В.,

судей Гулиной Е.М., Мизюлина Е.В.,

при секретаре Анпилоговой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 6 марта 2019 года апелляционную жалобу Министерства социального развития <данные изъяты> на решение Балашихинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по иску Агеенкова Г. С. к Министерству социального развития <данные изъяты>, Администрации городского округа Балашиха, Министерству образования <данные изъяты>, Министерству финансов Российской Федерации о признании права на предоставление мер социальной поддержки,

заслушав доклад судьи Гулиной Е.М.,

объяснения представителя ответчика,

УСТАНОВИЛА:

Агеенков Г.С. обратился в суд к Министерству социального развития <данные изъяты> в лице управления социальной защиты населения по г.о. Балашиха о признании права на предоставление мер социальной поддержки.

В обосновании требований указал, что он относится к категории лиц из числа детей сирот, зарегистрирован и проживает по адресу: <данные изъяты> на основании договора социального найма <данные изъяты> от 13.04.2015г. В настоящее время достиг возраста 18 лет, однако проходит очное обучение в колледже. При этом, с 03.05.2017г. по 28.02.2018г. в период его обучения в колледже, была начислена плата за коммунальные услуги, текущий ремонт в сумме 42801,93руб., в связи с чем считает, что на период обучения по очной форме до достижения 23хлетнего возраста, в том числе и в указанный период, имеет право на получение мер социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и просит суд признать за ним, как лицом, относящимся к числу детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, право на получение льгот по оплате жилой площади по адресу: <данные изъяты> за период с мая 2017г. по 28.02.2018г., обязать Министерство социального развития <данные изъяты> в лице управления социальной защиты населения по г.о. Балашиха произвести перерасчет компенсации платы за жилое помещение и коммунальные услуги по адресу: <данные изъяты> за период с мая 2017 г. по 28.02.2018г.

В судебном заседании истец не явился, был извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика - Министерства социального развития <данные изъяты> иск не признала.

Представитель ответчика Администрации г.о. Балашиха просила отказать в удовлетворении требований.

Представители ответчиков - Министерства образования <данные изъяты>, Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явились.

Представитель третьего лица Управления опеки и попечительства Министерства образования МО по г.о.Балашиха в судебное заседание не явился, представил письменные возражения, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Решением Балашихинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> за Агеенковым Г.С. 02.05.1999г.рождения, как лицом, относящегося к числу детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признано право на получение льгот по оплате жилой площади по адресу: <данные изъяты> период его обучения в образовательном учреждении среднего профессионального образования, по очной форме обучения, в колледже, с мая 2017г. по 28.02.2018г.; на Министерство социального развития <данные изъяты> в лице управления социальной защиты населения по г.о. Балашиха возложена обязанность произвести перерасчет компенсации платы за жилое помещение и коммунальные услуги Агеенкову Г.С. по указанному адресу за период с мая 2017 г. по <данные изъяты>.

В апелляционной жалобе ответчик Министерство социального развития <данные изъяты> ставит вопрос об отмене постановленного решения как незаконного и необоснованного.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения явившегося лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.

Решение суда должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 ГПК РФ).

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации <данные изъяты> от <данные изъяты> «О судебном решении» решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Настоящее решение суда первой инстанции требованиям закона не соответствует исходя из следующего.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Агеенков Г.С. относится к категории лиц из числа детей сирот, поскольку мать Агеенкова Ж.В. умерла 18.02.2006г., сведения об отце внесены на основании заявления матери.

Агеенков Г.С. зарегистрирован по адресу: <данные изъяты> на основании договора социального найма <данные изъяты> от 13.04.2015г.. предоставленного ему в порядке обеспечения как лица из числа детей-сирот.

Справки учебных заведений, из колледжа Российской академии адвокатуры и нотариата и Московского финансово-юридического университета МФЮА, факультета среднего профессионального образования, удостоверяют, что Агеенков Г.С., в период с <данные изъяты> по <данные изъяты>, являлся студентом очной формы обучения.

В соответствие со ст. ст. 69, 153, 155-157, 169 ЖК РФ, ст. ст. 672, 678 ГК РФ, подпункта «з» п. 52 раздела 5 Правил о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждены постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. <данные изъяты>, наниматель и члены его семьи обязаны ежемесячно вносить квартирную плату и оплачивать коммунальные услуги.

Из представленного ООО «УК»Жилфонд» единого жилищного документа выданного ООО «УК»Жилфонд» от <данные изъяты> и расчета начислений за жилое помещение и коммунальные услуги, следует, что за период с мая 2017 года по февраль 2018 года образовалась задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг в сумме 42801 рубль 93 копейки, в том числе: - май 20<данные изъяты>,95 руб., - июнь 20<данные изъяты>,27 руб., - июль 20<данные изъяты>,39 руб., - август 20<данные изъяты>,00 руб., - сентябрь20<данные изъяты>,62 руб., - октябрь 20<данные изъяты>,58 руб.,-ноябрь20<данные изъяты>,63 руб., - декабрь 20<данные изъяты>,50 руб., - январь 20<данные изъяты>,90 руб., -февраль 20<данные изъяты>,09 руб.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из положений Федерального закона от <данные изъяты> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым предусмотрено полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Действительно, статья 1 Федерального закона от <данные изъяты> N 159-ФЗ закрепляет следующие понятия:

полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - предоставление им за время пребывания в соответствующей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, проживания в жилом помещении без взимания платы или возмещение их полной стоимости, а также бесплатное оказание медицинской помощи;

полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования и (или) при прохождении профессионального обучения - предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря или возмещение их полной стоимости, предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от <данные изъяты> N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, а также бесплатное оказание медицинской помощи до завершения обучения по указанным образовательным программам;

дополнительные гарантии по социальной поддержке - законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов.

Согласно абзацу 4 статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Статьей 5 Федерального закона от <данные изъяты> N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от <данные изъяты> N 122-ФЗ) установлено, что предусмотренные данным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации; аналогичные нормы закреплены в статье 26.3-1 Федерального закона от <данные изъяты> N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Суд первой инстанции сослался на Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда от <данные изъяты><данные изъяты>-АПГ 18-2, принятого с участием иных лиц, письмо Минобрнауки России от <данные изъяты> N ИР-864/07 "О направлении рекомендаций", а также на положения статьи 26.3 Федерального закона от <данные изъяты> N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", устанавливающей, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов в то числе социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Основываясь на вышеприведенных нормах права, суд посчитал необходимым признать за Агеенковым Г.С. как лицом, относящегося к числу детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, право на получение льгот по оплате жилой площади по адресу: <данные изъяты> период его обучения в образовательном учреждении среднего профессионального образования, по очной форме обучения, в колледже, с мая 2017г. по 28.02.2018г.; возложить на Министерство социального развития <данные изъяты> в лице управления социальной защиты населения по г.о. Балашиха обязанность произвести перерасчет компенсации платы за жилое помещение и коммунальные услуги Агеенкову Г.С. по указанному адресу за период с мая 2017 г. по <данные изъяты>.

Между тем, ни нормами вышеприведенных Федеральных законов, ни нормативными актами <данные изъяты>, а также органов местного самоуправления в городском округе Балашиха такая мера социальной поддержки для лиц, относящихся к числу детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как освобождение от оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, равно как и выплата компенсации платы за жилое помещение и коммунальные услуги, не предусмотрена.

Довод суда о том, что Постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «О стандартах стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2015 и на плановый период 2016-2017 годов» по городскому округу Балашиха установлены стандарты субсидий на лиц из категории детей-сирот, противоречит содержанию данного Постановления.

Федеральный закон от <данные изъяты> N 159-ФЗ устанавливает гарантию проживания в жилом помещении без взимания платы или возмещение их полной стоимости только на период пребывания в соответствующей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей, тогда как истец под опекой в спорный период не находился, проживал не в семье попечителя, а в предоставленном ему жилом помещении на основании договора социального найма, а потому на него такая гарантия, как проживание без взимания платы в указанном жилом помещении, не распространяется.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует отменить, как принятое с нарушение норм материального права, и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Агеенкова Г.С. к Министерству социального развития <данные изъяты>, Администрации городского округа Балашиха, Министерству образования <данные изъяты>, Министерству финансов Российской Федерации о признании права на предоставление мер социальной поддержки как лицу, относящемуся к числу детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязании произвести перерасчет компенсации платы за жилое помещение и коммунальные услуги по адресу: <данные изъяты>, за период с мая 2017 года по <данные изъяты> отказать.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Балашихинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Агеенкова Г. С. к Министерству социального развития <данные изъяты>, Администрации городского округа Балашиха, Министерству образования <данные изъяты>, Министерству финансов Российской Федерации о признании права на предоставление мер социальной поддержки как лицу, относящемуся к числу детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязании произвести перерасчет компенсации платы за жилое помещение и коммунальные услуги по адресу: <данные изъяты>, за период с мая 2017 года по <данные изъяты> отказать.

Апелляционную жалобу Министерства социального развития <данные изъяты> удовлетворить.

Председательствующий

Судьи