ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5625/2018 от 29.03.2018 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья Колоскова О.Р. Дело № 33-5625/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 марта 2018 г. г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

в составе: председательствующего судьи Сидоренко О.В.,

судей Минасян О.К., Молотиевского А.Г.

при секретаре Лебедевой В.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Шахты, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МУ «Департамент образования г. Шахты», МБДОУ г. Шахты «Детский сад № 32», третьи лица – филиал ФГКУ «УВО ВНГ», администрация г. Шахты, об обязании совершить действия, по апелляционной жалобе МУ «Департамент образования г. Шахты» на решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 22 января 2018г. Заслушав доклад судьи Сидоренко О.В., судебная коллегия

установила:

прокурор г. Шахты, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МУ «Департамент образования г. Шахты», МБДОУ г. Шахты «Детский сад № 32» об обязании совершить действия, в обоснование указав, что Прокуратурой г. Шахты проведена проверка исполнения законодательства в сфере противодействия терроризму в МБДОУ г. Шахты «Детский сад № 32». По результатам проверки установлено, что в МБДОУ г. Шахты «Детский сад №32» имеются нарушения комплексной безопасности и антитеррористической защищенности, предусмотренные п. 6.48 СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», а именно отсутствует канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112» и система видеонаблюдения. По данному факту прокуратурой города в адрес МБДОУ г. Шахты «Детский сад № 32» внесено представление, в ходе рассмотрения которого администрацией образовательного учреждения не принято должных мер по устранению выявленных нарушений.

На основании изложенного, прокурор, уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил суд обязать МБДОУ г. Шахты № 32 принять меры по созданию безопасных условий обучения, а именно оборудовать здание МБДОУ г. Шахты «Детский сад № 32» на первом этаже каналом передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112»; обязать МУ Департамент образования г. Шахты осуществить финансирование МБДОУ г. Шахты «Детский сад № 32» по выполнению работ по оборудованию первого этажа здания МБДОУ г. Шахты «Детский сад № 32» каналом передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112».

Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 22 января 2018 г. исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе МУ «Департамент образования г. Шахты» ставится вопрос об отмене постановленного судом первой инстанции решения по мотивам его незаконности и необоснованности.

Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие ответчиков и администрации г. Шахты, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора, представителя филиала ФГКУ «УВО ВНГ», возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.

Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии с п.п. 1 и 7 ст. 2 названного закона, одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

Исходя из положений п. 2 и п. 15 ч. 3 ст. 28 названного закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержание в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работнике образовательной организации (ч. 7 ст. 28 Закона).

Согласно ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и санкционированного вторжения.

Из содержания п. 8 ч.1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» следует, что охрана здоровья воспитанников (обучающихся) включает в себя обеспечение безопасности последних во время пребывания в образовательном учреждении.

В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 вышеприведенного закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными, государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать, безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за воспитанниками (обучающимися), их содержания в остановленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровья (обучающихся), работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение, ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Принимая решение, суд первой инстанции руководствовался вышеизложенными правовыми нормами и исходил из отсутствия в материалах дела доказательств исполнения МБДОУ г. Шахты «Детский сад № 32» предписания прокурора об устранении нарушений комплексной безопасности и антитеррористической защищенности, предусмотренные п. 6.48 СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009».

Суд дал оценку представленному договору об оказании услуг по вневедомственной охране, заключенному МБДОУ г. Шахты «Детский сад № 32» с ООО ЧОО «Генерал-4», указав, что он не соответствует требованиями действующего законодательства, согласно которым канал передачи тревожных сообщений необходимо устанавливать в органах внутренних дел (вневедомственной охраны). ООО ЧОО «Генерал-4» к системе территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации не относится. В связи с чем, МБДОУ г. Шахты «Детский сад № 32» не обеспечено безопасностью воспитанников во время пребывания в образовательном учреждении.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что МБДОУ г. Шахты «Детский сад № 32» обязано создать безопасные условия, направленные на пресечение действий, нарушающих права воспитанников и работников образовательных учреждений на антитеррористическую безопасность, а также иных лиц, посещающих данное образовательное учреждение, и как следствие, на охрану их жизни и здоровья в период нахождения в дошкольном учреждении образования, а именно оборудовать на первом этаже здания МБДОУ г. Шахты «Детский сад № 32» каналом передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации.

Принимая во внимание, что МБДОУ г. Шахты Ростовской области «Детский сад №32» является бюджетным учреждением, финансируется из средств местного бюджета в пределах средств субсидий, выделенных на выполнение муниципального задания, что согласно Уставу МБДОУ «Детский сад №32» г. Шахты учредителем и собственником имущества МБДОУ «Детский сад №32» г. Шахты является муниципальное образование «Город Шахты», а функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования осуществляет Администрация г. Шахты через уполномоченный орган - Департамент образования г. Шахты, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Департамент образования г. Шахты должен принять меры к оборудованию образовательных учреждений тревожной сигнализацией.

Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда по изложенным в решении мотивам, не повторяя их, отклоняет доводы апелляционной жалобы в связи с их необоснованностью.

Муниципальное образование «Город Шахты» в лице Администрации г.Шахты реализует свои функции в образовательной сфере через учрежденный им орган - «Департамент образования г. Шахты». Департамент образования г. Шахты является юридическим лицом (п.6 Положения о Департаменте образования г. Шахты). Основными задачами, функциями и правами Департамента образования г.Шахты (помимо прочего) являются: общее руководство и координация деятельности подведомственными образовательным учреждениями, формирование нормативной правовой базы функционирования и развития муниципальных образовательных учреждений в рамках, установленных действующим законодательством, координация деятельности подведомственных учреждений по организации системы мер по профилактике терроризма и экстремизма в образовательных учреждениях, внесение предложений по формированию бюджета муниципальной системы образования и ее финансированию, рассмотрение, утверждение и корректировка плана финансово-хозяйственной деятельности подведомственных образовательных учреждений, осуществление руководства и контроля деятельности муниципальных образовательных учреждений, издание приказов, распоряжений, инструкций, положений и указаний на основе и во исполнение нормативных актов органов государственной власти Ростовской области, органов местного самоуправления. Департамент является получателем бюджетных средств и главным распорядителем для получателя бюджетных средств Департамента, утверждает бюджетную смету получателю бюджетных средств, и т.д. Департамент образования г. Шахты несет ответственность за деятельность, противоречащую действующему законодательству, а также за неисполнение или ненадлежащее исполнение полномочий, отнесенных к его компетенции, в порядке, установленном законодательством.

На основании приведенных нормативных положений, Департамент образования г. Шахты должен был принять меры к оборудованию образовательных учреждений тревожной сигнализацией - указать образовательным учреждениям, в том числе МБДОУ г. Шахты «Детский сад № 32», на необходимость оборудования канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112», обязать образовательные учреждения или самостоятельно провести мониторинг необходимого перечня работ/затрат, необходимых для оборудования образовательных учреждений каналом передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112», учесть необходимые затраты при формировании плана финансово-хозяйственной деятельности подведомственных образовательных учреждений и внесении предложений по формированию бюджета муниципальной системы образования и ее финансированию, обязать заключить образовательные учреждения соответствующие договоры и осуществить их финансирование, т.е. распределить бюджетные средства по соответствующим договорам, однако, не реализовал эту обязанность.

При этом Департамент образования г. Шахты по отношению к образовательному учреждению обладает властными полномочиями и является распорядителем бюджетных средств, т.е. распределяет полученные на свой счет бюджетные средства на оплату по конкретным договорам, заключенным образовательными учреждениями, и соответствующим статьям расходов. В связи с изложенным, при исполнении обжалуемого решения суда для исполнения требований прокурора будут использованы средства, выделяемые из бюджета муниципального образования г. Шахты. В связи с этим, суд первой инстанции возложил обязанность по финансированию МБДОУ г. Шахты «Детский сад № 32» на отраслевой орган собственника - Департамент образования г. Шахты.

Доводы апеллянта относительно соответствия заключенного между МБДОУ г. Шахты "Детский сад №32" и ООО ЧОО «Генерал-4» договора оказания услуг по охране объекта требованиям действующего законодательства и исполнении таким образом предписания прокурора, являются несостоятельными.

Нормативным документом, регламентирующим требования к тревожной сигнализации, является ГОСТ Р 50775-95 (МЭК 60839-1-1:1988) «Системы тревожной сигнализации. Часть 1.Общие требования. Раздел 1.Общие положения». Согласно ГОСТ Р 50775-95 под системой тревожной сигнализации понимается электрическая установка, предназначенная для обнаружения и сигнализации о наличии опасности. При этом под состоянием тревоги понимается состояние системы тревожной сигнализации или ее части, являющееся результатом реагирования системы на наличие опасности, при котором она выдает извещение о тревоге посредством СПИ (система передачи извещений, составная часть системы охранной или охранно-пожарной сигнализации, состоящая из совместно действующих технических средств, предназначенных для передачи по каналам связи и приема в пункте централизованной охраны извещений о тревоге на охраняемых объектах, служебных и контрольно-диагностических извещений и, при наличии, обратного канала для передачи и приема команд управления и сообщений оператора пункта централизованной охраны) на ПЦО (удаленный центр приема извещений, предназначенный для централизованной охраны ряда рассредоточенных объектов с помощью пульта централизованного наблюдения (ПЦН) и обеспечивающий оперативный выезд групп задержания на охраняемый объект при поступлении него извещений о срабатывании сигнализации)

Указанные требования не были соблюдены при заключении названного договора.

Судебная коллегия также отмечает, что органы вневедомственной охраны в Ростовской области представлены федеральным государственным учреждением «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ростовской области», и обязанность ответчика заключить соответствующий договор с указанным учреждением не может быть расценена как нарушение судом требований ст. 421 ГК РФ о свободе заключения договора и положений ФЗ от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Судебная коллегия полагает, что решение суда является законным, принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 22 января 2018г. оставить без изменения, апелляционную жалобу МУ «Департамент образования г. Шахты» – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 6.04.2018 г.