ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5626 от 03.08.2017 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья: Курцева И.А. Дело № 33-5626

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03.08.2017 г. г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Гладченко А.Н.,

судей Негласона А.А., Рябихина О.Е.,

с участием прокурора Савиной С.В.,

при секретаре Ермиловой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ведяйкина Д.В. к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области, Управлению федеральной миграционной службы России по Саратовской области о признании незаконным приказа об увольнении из органов внутренних дел, приказа об установлении даты увольнения, о восстановлении на службе в органах внутренних дел, взыскании среднего денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

по апелляционной и дополнительной апелляционной жалобам Министерства внутренних дел Российской Федерации, Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области

по апелляционному представлению прокуратуры Балаковского района Саратовской области

на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 16.02.2017 г., которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Гладченко А.Н., объяснения Головко Т.А., представлявшей на основании доверенностей интересы Министерства внутренних дел Российской Федерации, Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области, и поддержавшей доводы жалоб, Ведяйкина Д.В., возражавшего по доводам жалоб, заключение прокурора Савиной С.В., поддержавшей доводы представления, рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалоб и апелляционного представления, судебная коллегия

установила:

Ведяйкин Д.В. обратился в суд с иском, указав, что в ходе прохождения службы в органах внутренних дел (далее ОВД) 19.01.2006 г. приказом Главного управления внутренних дел (далее ГУВД) России по Саратовской области л/с он был откомандирован для выполнения служебных обязанностей в Федеральную миграционную службу (далее ФМС) России. Впоследствии он проходил службу в ОВД в качестве прикомандированного сотрудника на должности ФМС России.

Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» Федеральная миграционная службы была упразднена.

Используя недействующее правовое регулирование, территориальный орган ФМС России по Саратовской области внес в Министерство Внутренних Дела (далее МВД) России представление об его увольнении из органов внутренних дел, на основании которого МВД России был издан приказ о его увольнении. Одновременно, не имея правовых оснований, территориальный орган ФМС России издал приказ, которым счел истца подлежащим увольнению из ОВД, определив дату увольнения. Приказом МВД России от 01.11.2016 г. он уволен из органов внутренних дел с 18.11.2016 г. по п. 11 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 342-ФЗ), в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником.

Считая, что оснований для его увольнения не имелось, истец просил, с учетом уточнения исковых требований, признать незаконными приказ МВД России от 01.11.2016 г. л/с в части расторжения контракта и его увольнения со службы в ОВД, приказ УФМС России по Саратовской области от 12.11.2017 г. л/с, восстановить на службе в ОВД, взыскать в его пользу с ГУМВД России по Саратовской области денежное довольствие за время вынужденного прогула, из расчета 1611 руб. 66 коп. в день, с 19.11.2016 г. по день фактического исполнения решения суда в части восстановления на службе в ОВД, компенсацию морального вреда с МВД России и УФМС России по Саратовской области в сумме 20000 руб.

Решением Балаковского районного суда Саратовской области от 16.02.2017 г. постановлено:

«удовлетворить исковые требования Ведяйкина Д.В.

Признать незаконными приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 01.11.2016 г. л/с в части расторжения контракта и увольнения со службы в органах внутренних дел Ведяйкина Д.В., приказ Управления Федеральной миграционной службы России по Саратовской области от 12.11.2017 г. л/с в части установления даты увольнения Ведяйкина Д.В.

Восстановить Ведяйкина Д.В. на службе в органах внутренних дел с зачислением в распоряжение Министерства внутренних дел Российской Федерации с 18.11.2016 г.

Решение в части восстановления Ведяйкина Д.В. на службе в органах внутренних дел с зачислением в распоряжение Министерства внутренних дел Российской Федерации подлежит немедленному исполнению

Взыскать в пользу Ведяйкина Д.В. компенсацию морального вреда с Министерства внутренних дел Российской Федерации в сумме 5000 руб., с Управления Федеральной миграционной службы России по Саратовской области в сумме 5000 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать».

В апелляционной и дополнительной апелляционной жалобе МВД России и ГУМВД России по Саратовской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Считает, что суд первой инстанции неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права. Районным судом не было учтено, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» от 05.04.2016 г. № 156 упразднена Федеральная миграционная служба. При этом функции федерального органа исполнительной власти переданы МВД РФ, в связи с чем вакантных должностей не имелось и действующим законодательством на ГУМВД России по Саратовской области не возложена обязанность по предложению имеющихся вакантных должностей сотрудникам органов внутренних дел, прикомандированных к Федеральной миграционной службе.

В апелляционном представлении прокуратура Балаковского района Саратовской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Автор жалобы выражает несогласие с выводами суда первой инстанции, указывает на нарушение норм материального и процессуального права.

Иные лица, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, на основании ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, апелляционном представлении (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Поскольку истец проходил службу в органах внутренних дел, правоотношения между сторонами, возникшие в результате прохождения службы, регулируются специальными нормативными актами: ФЗ от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ, Федеральным законом от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее ФЗ от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ), а также Трудовым кодексом Российской Федерации (далее ТК РФ) в той части, в какой они не урегулированы вышеперечисленными специальными нормативными актами.

Пунктом 11 ч. 2 ст. 82 ФЗ от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ предусмотрено, что контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником.

Судом первой инстанции установлено, что Ведяйкин Д.В. с 01.03.1997 г. проходил службу в ОВД Саратовской области.

Приказом ГУВД по Саратовской области от 19.01.2006 г. л\с Ведяйкин Д.В. откомандирован для выполнения служебных обязанностей в распоряжение УФМС по Саратовской области с 01.01.2006 г.

Приказом УФМС России по Саратовской области л\с от 14.03.2016 г. Вкедяйкин Д.В. назначен на должность начальника отделения УФМС России по Саратовской области в г. Пугачеве.

08.04.2016 г. Ведяйкину Д.В. вручено уведомление о расторжении контракта и увольнении со службы по п. 11 ч. 2 ст. 82 ФЗ от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ.

Приказом председателя ликвидационной комиссии ФМС России от 01.06.2016 г. УФМС России по Саратовской области ликвидировано.

01.11.2016 г. в соответствии с п. 11 ч. 2 ст.82 ФЗ от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ служебный контракт с Ведяйкиным Д.В. расторгнут (прекращен).

Приказом УФМС России по Саратовской области от 17.11.2016 г. л/с установлена дата увольнения Ведяйкина Д.В. с 18.11.2016 г.

Разрешая и удовлетворяя заявленные Ведяйкиным Д.В. исковые требования суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком ГУМВД России по Саратовской области не выполнена процедура увольнения в части соблюдения обязанности по предложению истцу имеющихся в распоряжении ОВД вакантных равнозначных или нижестоящих должностей, соответствующих уровню квалификации, образованию и стажу службы, опыту работы по специальности.

Также районным судом учтено, что Ведяйкин Д.В. письменно выразил согласие на продолжение прохождения службы в ОВД, а доказательств препятствующих его переводу в ГУМВД России по Саратовской области ответчиками не представлено.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства свидетельствуют о нарушении ответчиками предусмотренного законом порядка увольнения по п. 11 ч. 2 ст. 82 ФЗ от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом районного суда, поскольку он не соответствует обстоятельствам дела и принят в связи с неправильным применением норм материального права.

Частью 2 ст. 36 ФЗ от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ предусмотрено, что при реорганизации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения либо изменении их структуры правоотношения с сотрудником органов внутренних дел, замещающим должность в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальном органе или подразделении, могут быть прекращены в случае сокращения должности в органах внутренних дел.

В соответствии с ч. 9 ст. 36 ФЗ от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ для решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения сотрудником органов внутренних дел службы в органах внутренних дел или о ее прекращении Президент Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель может освободить сотрудника от замещаемой должности в органах внутренних дел. Сотрудник, освобожденный от замещаемой должности, может быть зачислен в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения.

Руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель в срок, установленный для нахождения сотрудника органов внутренних дел в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, после уведомления сотрудника о сокращении или о возможном расторжении контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел решает вопрос о переводе сотрудника на иную должность в органах внутренних дел в соответствии со ст. 30 настоящего Федерального закона либо о расторжении с ним контракта в соответствии со ст. 82 настоящего Федерального закона (ч. 18 ст. 36 ФЗ от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ).

Пунктом 11 ч. 2 ст. 82 ФЗ от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ предусмотрено, что контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником.

Из приведенных положений закона следует, что при проведении организационно-штатных мероприятий в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или подразделении сотрудник органов внутренних дел подлежит зачислению в распоряжение органа внутренних дел, такой сотрудник считается продолжающим службу в органах внутренних дел. При этом сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в связи с сокращением его должности в органах внутренних дел, вопрос о переводе сотрудника на иную должность в органах внутренних дел либо о расторжении с ним контракта решается руководителем федерального органа исполнительной власти или уполномоченным руководителем.

Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012 г. № 636 утверждена структура Федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с которой федеральная миграционная служба является самостоятельным органом исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляется Правительством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела приказом МВД РФ от 19.01.2006 г. л/с Ведяйкин Д.В. был откомандирован к УФМС по Саратовской области с 01.01.2006 г.

Приказом УФМС России по Саратовской области л\с от 14.03.2016 г. Вкедяйкин Д.В. назначен на должность начальника отделения УФМС России по Саратовской области в г. Пугачеве.

Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» упразднена Федеральная миграционная служба. МВД РФ переданы функции, полномочия, штатная численность упраздняемой ФМС. В структуру центрального аппарата МВД РФ введено Главное управление по вопросам миграции.

Разрешая исковые требования, районным судом не было учтено, что Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» ФМС России была выведена из подчинения МВД России, руководство деятельностью Федеральной миграционной службы возложено на Правительство Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2012 г. № 711 «О вопросах Федеральной миграционной службы» утверждено Положение о Федеральной миграционной службе, согласно которому ФМС России являлась федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, правоприменительные функции, функции по федеральному государственному контролю (надзору) и предоставлению (исполнению) государственных услуг (функций) в сфере миграции.

Согласно п. 10.7 Положения, полномочия в отношении прикомандированных сотрудников внутренних дел осуществляет руководитель ФМС России.

Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 15.01.2013 г. № 30 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы» определялось, что: лица начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации прикомандировываются к Федеральной миграционной службе и увольняются со службы в органах внутренних дел Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, по представлению руководителя Федеральной миграционной службы или начальников (руководителей) ее территориальных органов; лицам, назначенным на соответствующие должности в Федеральной миграционной службе, первые специальные звания среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, а также специальное звание «полковник внутренней службы» присваиваются Министром внутренних дел Российской Федерации по представлению руководителя Федеральной миграционной службы; специальные звания младшего начальствующего состава и очередные специальные звания до подполковника внутренней службы включительно присваиваются руководителем Федеральной миграционной службы; руководитель Федеральной миграционной службы организует в отношении сотрудников кадровое обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере внутренних дел; нормативные правовые акты МВД РФ, регулирующие правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел Российской Федерации, применяются к сотрудникам с учетом особенностей, устанавливаемых нормативными правовыми актами Федеральной миграционной службы, согласованными с МВД РФ.

С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что сотрудники ОВД проходят службу в ФМС России на условиях прикомандирования. МВД РФ осуществляет в отношении сотрудников органов внутренних дел ограниченный спектр полномочий, связанный непосредственно с их прикомандированием, присвоением первого специального звания и очередного специального звания (полковник внутренней службы). Остальное кадровое обеспечение сотрудников органов внутренних дел, прикомандированных к ФМС России, в том числе в части проведения организационно-штатных мероприятий, осуществляется непосредственно ФМС России.

Исходя из п.п. «в» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 г. № 156 МВД РФ переданы только функции и полномочия упраздняемой ФМС России, а также ее штатная численность, сокращенная на 30 процентов, в связи с чем также можно сделать вывод, что обязанность по откомандированию (переводу) сотрудников органов внутренних дел, прикомандированных к ФМС России, на МВД России не возложена.

В соответствии с приказом ФМС России от 15.04.2013 г. № 199 порядок представления сотрудников органов внутренних дел к увольнению со службы в органах внутренних дел и оформления документов, связанных с расторжением контракта о прохождении службы в органах внутренних дел, увольнением со службы, утвержденный приказом МВД РФ от 30.11.2012 г. № 1065, применяется в отношении сотрудников, прикомандированных к ФМС России, при представлении сотрудников органов внутренних дел и оформлении документов, связанных с прекращением или расторжением контракта о прохождении службы.

Представление об увольнении направляется Министру внутренних дел Российской Федерации для принятия решения об увольнении. Расторжение контракта оформляется приказом ФМС России территориального органа ФМС России.

Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции», Федеральная миграционная служба упразднена.

Согласно приведенным нормативным актам, Федеральная миграционная служба на момент ее упразднения являлась самостоятельным федеральным органом исполнительной власти и не входила в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации, а нормативные правовые акты МВД РФ, связанные с прохождением службы, применялись к сотрудникам, прикомандированным к ФМС России, с учетом установленных особенностей.

Соответственно, при увольнении сотрудников, прикомандированных к УФМС России, на ГУМВД России по Саратовской области не возлагалась обязанность предлагать истцу все вакантные должности, имеющиеся в ГУМВД России по Саратовской области, в соответствии с порядком, установленным при проведении организационно-штатных мероприятий в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или подразделении.

При этом Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 г. № 156 не предусмотрено обязательное назначение прикомандированных сотрудников УФМС России на вновь созданные должности в ОВД.

В связи с упразднением ФМС России Ведяйкин Д.В. на законном основании был уведомлен об увольнении за два месяца.

Учитывая, что на руководителей территориальных органов МВД РФ была возложена обязанность произвести комплектование должностей по новому штатному расписанию и принимая во внимание результаты проверочных мероприятий в отношении Ведяйкина Д.В. (л.д. 115 том 1) согласно которым истец не рекомендован для дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел, увольнение Ведяйкина Д.В. следует признать законным.

В связи с изложенными выше обстоятельствами, судебная коллегия, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о признании незаконными приказа МВД России от 01.11.2016 г. л/с в части расторжения контракта и его увольнения со службы в ОВД, приказа УФМС России по Саратовской области от 12.11.2017 г. л/с, о восстановлении на службе в ОВД.

В связи с тем, что нарушение трудовых прав истца в ходе судебного разбирательства установлено не было, в удовлетворении производных требований о взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, судебных расходов также следует отказать.

На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела (п. 1 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ), несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела (п. 3 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ), а также неправильное применение норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ) повлекло за собой ошибочный вывод суда о незаконном увольнении Ведяйкина Д.В. и восстановлении его на работе.

Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Балаковского районного суда Саратовской области от 16.2.2017 г. отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Ведяйкина Д.В. к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области, Управлению федеральной миграционной службы России по Саратовской области отказать в полном объеме.

Председательствующий:

Судьи: