Судья Бенерович О.В. Дело № 33-5628
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 августа 2018 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Чикаловой Е.Н.
судей Кравченко А.И., Шульга С.В.
при секретаре Шевченко М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Тернейского муниципального района о признании права на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, признании права на получение жилищного сертификата и восстановлении прежней очереди на получение жилищной субсидии по дате подачи первоначального заявления, обязании выдать государственный жилищный сертификат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, по апелляционной жалобе истца на решение Тернейского районного суда Приморского края от 21 февраля 2018 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Шульга С.В., объяснения ФИО1, представителя Департамента по ЖКХ и топливным ресурсам Администрации Приморского края – ФИО2, представителя Администрации Приморского края – ФИО3, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
истецобратился в суд с названным иском, указав, что с 07 сентября 1995 года он является участником программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Согласно сводных списков Администрации Тернейского района состоял в списках граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение субсидии на строительство или приобретение жилья. Ранее в очереди как получатель жилищного сертификата состояла его жена, он же состоял в этой очереди как член семьи получателя сертификата. В 2000 году переоформили очередь на члена семьи, с жены - ФИО17. на мужа - ФИО1. Решением Тернейского районного суда Приморского края от 24.05.2017, его срок службы в органах МВД в Тернейском муниципальном районе был признан трудовым стажем работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. В ноябре 2017 года Администрацией Тернейского муниципального района проведена проверка, по результатам которой принято решение о снятии истца с учета на получение социальных выплат на приобретение жилья. Просил признать за ним право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, признать за ним право на получение жилищного сертификата и восстановить его в прежней очереди на получение жилищнойсубсидии по дате подачи первоначального заявления и обязать выдать государственный жилищный сертификат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера.
В судебное заседание истец не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика Администрации Тернейского муниципального района в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласился, пояснив, что в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, состояла ФИО18 которая на момент постановки на учет являлась супругой истца. Истец же состоял на учете в качестве члена семьи ФИО19 В 2000 году ФИО20 обратилась в Администрацию с заявлением о переводе очереди на ее мужа ФИО1 Истец с самостоятельным заявлением о постановке его на учет на получение социальной выплаты для приобретения жилья в Администрацию не обращался. На момент перевода очереди ФИО1 правом на получение жилищной субсидии в соответствии с федеральным законодательством не обладал, был снят с учета, поскольку перевод очереди был произведен необоснованно, оснований для выдачи сертификата на приобретение жилья ФИО1 не имелось.
Представитель Администрации Приморского края в судебное заседание не явился, в отзыве указал, что Администрация Приморского края не является надлежащим ответчиком.
Представитель Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Администрации Приморского края в судебное заседание не явился, в отзыве указал, что по состоянию на март 2000 года правом на получение жилищной субсидии ФИО1 не обладал. Согласно действующему законодательству перевод очереди с гражданина на члена его семьи возможен только в случае смерти гражданина, состоящего на учете имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. Возможность получения социальной выплаты для приобретения жилья в связи с изменившимися условиями возможно только с изменением оснований постановки на учет именно данного гражданина, поскольку право на указанный вид субсидирования неразрывно связан с личностью гражданина, обратившегося за его получением.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе истец. В обоснование доводов жалобы ссылается, что по ранее действовавшему законодательству на момент постановки супруги на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей имел самостоятельное право состоять на таком учете и имел право на получение государственного жилищного сертификата, поскольку имеет место не перевод очереди на другое лицо, а смена получателя государственного жилищного сертификата. Кроме того, полагает, что Федеральный закон от 25.10.2002 № 125-ФЗ не содержит запрет производить перерегистрацию очереди с одного члена семьи на другого, в том числе и переходить с одной очереди на другую. Имеет все основания для получения жилищного сертификата, так как его северный стаж составляет более 15 лет. Просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить.
В суде апелляционной инстанции ФИО1 поддержал доводы апелляционной жалобы, считает решение суда незаконным, просит его отменить, исковые требования удовлетворить.
Представитель Администрации Приморского края ФИО3, представитель департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Администрации Приморского края ФИО2, возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Представитель Администрации Тернейского района Приморского края в суд апелляционной инстанции не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ответчика.
Судебная коллегия, проверив законность принятого судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривает.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, ФИО21 07.09.1995 года администрацией Тернейского района Приморского края была поставлена на учет для получения субсидий на строительство или приобретение жилья в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.12.1993 N 1278 «Об утверждении Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья». Согласно ее заявления, состав семьи составлял 3 человека (л.д. 56).
В 2000 году, на основании заявления ФИО22о перерегистрации ее очереди по переселению на супруга, ее очередь была переведена на истца ФИО1 (л.д. 54-55).
На момент подачи заявления 17.03.2000 о переводе очереди действовал Федеральный закон от 25.07.1998 № 131-Ф3 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Федеральный закон № 131-Ф3).
Согласно статье 1 Федерального закона № 131-Ф3 установлено, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации. При этом общая продолжительность стажа работы и времени проживания пенсионеров или граждан, зарегистрированных в качестве безработных, в указанных районах и местностях определяется частью второй статьи 6 настоящего Федерального закона.
На дату перевода очереди ФИО1 являлся сотрудником органов внутренних дел. Согласно справке УМВД России по Приморскому краю от 01.12.2016 № № стаж службы ФИО1 по состоянию на март 2000 года в районах Крайнего Севера составлял менее 15 лет (л.д. 24).
Решением Тернейского районного суда Приморского края от 24 мая 2017 года, срок службы истца ФИО1 в органах внутренних дел в Тернейском муниципальном районе Приморского края в период с 1986 года по 2001 год признан трудовым стажем работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
31.10.2017 комиссией по порядку предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей при администрации Тернейского муниципального района было принято решение об исключении ФИО1 из состава участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, в связи с необоснованным переводом очереди с ФИО23 на супруга ФИО1
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что необходимая совокупность установленных законом условий для постановки истца на учет для получения жилищной субсидии отсутствует, поскольку на дату переоформления очереди (17.03.2000) истец самостоятельным правом состоять на учете в качестве лица, имеющего право на получение социальных выплат на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не обладал. Перевод очереди с одного члена семьи на другого, на основании личного заявления, законом не предусмотрен.
Судебная коллегия выводы суда первой инстанции считает правильными, основанными на установленных обстоятельствах и соответствующих закону, регулирующему спорные правоотношения.
На момент подачи заявления о переводе очереди на ФИО1 17.03.2000 действовал Федеральный закон от 25.07.1998 № 131 –ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее Федеральный закон от 25.07.1998 №131 –ФЗ)
В соответствии со ст. 1 Федерального закона 25.07.1998 №131 –ФЗ право на получение жилищных субсидий из федерального бюджета имеют граждане Российской Федерации, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получившие субсидии на эти цели.
На момент перевода очереди в 2000 году ФИО1 являлся сотрудником органов внутренних дел. Согласно справке УМВД России по Приморскому краю от 01.12.2016 № № стаж службы ФИО1 по состоянию на март 2000 года в районах Крайнего Севера составлял менее 15 лет (л.д. 24).
Следовательно, по состоянию на март 2000 год истец, правом на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.07.1998 №131 –ФЗ не обладал.
Доводы жалобы о наличии у истца самостоятельного права состоять на учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на момент переоформления очереди на март 2000 года, противоречат материалам дела.
Условия предоставления жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшем из указанных районов и местностей, установлены Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
При этом право на получение жилищных субсидий имеют лица, при общей продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет.
Истец с самостоятельным заявлением о постановке его на учет в качестве лица, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья не обращался. Доказательства, подтверждающие, что на дату переоформления очереди у ФИО1 был трудовой стаж 15 лет, в материалах дела отсутствуют, не представлены такие доказательства и в суд апелляционной инстанции.
Предоставление истцом сведений о прохождении военной службы по призыву в войсковой части 2020 в период с 14.11.1983 по 18.11.1985, выводы суда первой инстанции не опровергают (л.д.128), поскольку данное обстоятельство не имеет значения для данного спора.
Выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для переоформления очереди с одного члена семьи на другого, также судебная коллегия находит верными.
Постановка на учет граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера осуществляется в соответствии с Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 (далее Положение).
Согласно, действующему законодательству перевод очереди с гражданина на члена его семьи возможен только в случае смерти гражданина, состоящего на учете имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, которое предусматривает возможность сохранения передачи права на получение социальной выплаты члену семьи умершего гражданина.
Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ и Положением иных оснований для перевода очереди с одного гражданина на другого не предусмотрено, также как и не предусмотрена возможность смены получателя государственного жилищного сертификата. Возможность получения социальной выплаты для приобретения жилья в связи с изменившимися условиями возможно только с изменением оснований постановки на учет именно данного гражданина (гражданина вставшего на учет), поскольку право на указанный вид субсидирования неразрывно связано с личностью гражданина, обратившегося за его получением.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что имело место не переоформление очереди, а смена получателя жилищного сертификата, судебная коллегия находит несостоятельными. Поскольку на дату переоформления очереди (март 2000 года) ни ФИО24, ни Окладников А,Г, получателями жилищного сертификата не являлись.
Иных доводов, опровергающих выводы суда и ставящих под сомнение законность принятого судом решения, в апелляционной жалобе не приводится. Доводы жалобы выводов суда не опровергают, не содержат новых обстоятельств, которые не были учтены судом при принятии решения и сводятся к несогласию с оценкой установленных судом доказательств, которым дан надлежащий анализ и правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования доказательств, а судебный акт принят при правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 330 ГПК РФ основания для отмены обжалуемого судебного решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Тернейского районного суда Приморского края от 21 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи