Судья – Поддубняк Г.А. Стр.178г г/п 0 руб.
Докладчик – Мананникова Т.А. №33-5629/2017 28 сентября 2017 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе: председательствующего Гаркавенко И.В.,
судей Мананниковой Т.А., Романовой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Киселевой Ю.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Архангельске 28 сентября 2017 года дело по апелляционной жалобе Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области на решение Холмогорского районного суда Архангельской области от 21 марта 2017 года, которым постановлено:
«Иск прокурора Холмогорского района Архангельской области удовлетворить.
Обязать Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и администрацию муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» в течение 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать на территории муниципального образования «Матигорское» несанкционированную свалку отходов, расположенную на земельном участке по адресу: <адрес>, в кадастровом квартале №, ориентир земельный участок с кадастровым номером № координаты места захламления N64 08.349 Е41 40.768 (точка 120) на площади 85,50 кв.м.
Обязать Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области и администрацию муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» в течение 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать:
1. На территории муниципального образования «Матигорское» несанкционированные свалки отходов, расположенные:
- на земельном участке по адресу: <адрес> в кадастровом квартале №, ориентир земельный участок с кадастровым номером №. Координаты места захламления N64 09.348 Е41 42.643 (точка 113) на площади 341 кв.м.;
- на земельном участке по адресу: <адрес>, кадастровый номер № Координаты места захламления N64 10.259 Е41 39.255 (точка 123) на площади 368 кв.м.
2. На территории муниципального образования «Койдокурское» несанкционированные свалки отходов, расположенные:
- на земельном участке по адресу: <адрес> ориентир земельный участок с кадастровым номером №. Координаты места захламления N64 17.396 Е41 19.442 (точка 128) на площади 1408 кв.м.;
- на земельном участке по адресу: <адрес> ориентир земельный участок с кадастровым номером № Координаты мест захламления: №1 N64 18.743 Е41 10.298 (точка 147) на площади 748 кв.м.; №2 N64 18.738 Е41 10.328 (точка 148) на площади 175 кв.м., №3 N64 18.659 Е41 09.989 (точка 150) на площади 136 кв.м.
3. На территории муниципального образования «Кехотское» несанкционированные свалки отходов, расположенные:
- на земельном участке по адресу: <адрес>, ориентир земельный участок с кадастровым номером № Координаты захламления: №1 N64 19.704 Е41 01.877 (точка 153) на площади 67 кв.м.; №2 N64 19.721 Е41 01.881 (точка 154) на площади 87,8 кв.м.; №3 N64 19.725 Е41 01.900 (точка 156) на площади 29,4 кв.м.; №4 N64 19.767 Е41 01.934 (точка 157) на площади 160 кв.м.;
- на земельном участке по адресу: <адрес>. Координаты места захламления N64 19.590 Е41 02.790 (точка 161) на площади 167,56 кв.м.;
- на земельном участке по адресу: <адрес> ориентир земельный участок с кадастровым номером № Координаты места захламления N64 19.381 Е41 06.359 (точка 165) на площади 449,4 кв.м.;
- на земельном участке по адресу: <адрес> с кадастровым номером № Координаты места захламления N64 20.783 Е40 57.772 на площади 71,715 кв.м., N64 20.776 Е40 57.792 на площади 20,654 кв.м., N64 20.765 Е40 57.801 на площади 19,103 кв.м., N64 20.742 Е40 57.831 на площади 45,845 кв.м.;
- на земельном участке по адресу: <адрес> в кадастровом квартале №, ориентир земельный участок с кадастровым номером №. Координаты места захламления N64 20.629 Е40 57.430 на площади 158,50 кв.м.».
Заслушав доклад судьи Мананниковой Т.А., судебная коллегия
установила:
прокурор Холмогорского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО «Холмогорский муниципальный район» о возложении обязанности в течение года с момента вступления решения суда в законную силу принять участие в организации деятельности по сбору, включая раздельный сбор, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов со свалок, выявленных в результате проверки, к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса (далее – Минприроды), Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (далее – Министерство ТЭК и ЖКХ) о возложении обязанности в течение года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов со свалок.
В обоснование требований указано, что по результатам проверки исполнения законодательства при размещении отходов установлены несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) на территории МО «Матигорское», МО «Койдокурское», МО «Кехотское», в связи с чем происходит засорение и загрязнение природной среды.
В ходе рассмотрения дела помощник прокурора Холмогорского района Архангельской области Сивченко Н.А. изменил исковые требования, просил обязать администрацию МО «Холмогорский муниципальный район», Минприроды, Министерство ТЭК и ЖКХ в течение года с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки отходов на территории сельских поселений «Матигорское», «Койдокурское», «Кехотское», расположенные по адресам:
1. <адрес> в кадастровом квартале №, ориентир земельный участок с кадастровым номером 29:19:102002:128. Координаты места захламления N64 09.348 Е41 42.643 (точка 113) на площади 341 кв.м.;
2. <адрес> в кадастровом квартале №, ориентир земельный участок с кадастровым номером №. Координаты места захламления N64 08.349 Е41 40.768 (точка 120) на площади 85,50 кв.м.;
3. <адрес>, кадастровый номер №. Координаты места захламления N64 10.259 Е41 39.255 (точка 123) на площади 368 кв.м.;
4. <адрес>, ориентир земельный участок с кадастровым номером № Координаты места захламления N64 17.396 Е41 19.442 (точка 128) на площади 1408 кв.м.;
5. <адрес> ориентир земельный участок с кадастровым номером №. Координаты мест захламления: №1 N64 18.743 Е41 10.298 (точка 147) на площади 748 кв.м.; №2 N64 18.738 Е41 10.328 (точка 148) на площади 175 кв.м., №3 N64 18.659 Е41 09.989 (точка 150) на площади 136 кв.м.;
6. <адрес>, ориентир земельный участок с кадастровым номером № Координаты захламления: №1 N64 19.704 Е41 01.877 (точка 153) на площади 67 кв.м.; №2 N64 19.721 Е41 01.881 (точка 154) на площади 87,8 кв.м.; №3 N64 19.725 Е41 01.900 (точка 156) на площади 29,4 кв.м.; №4 N64 19.767 Е41 01.934 (точка 157) на площади 160 кв.м.;
7. <адрес>. Координаты места захламления N64 19.590 Е41 02.790 (точка 161) на площади 167,56 кв.м.;
8. <адрес> ориентир земельный участок с кадастровым номером №. Координаты места захламления N64 19.381 Е41 06.359 (точка 165) на площади 449,4 кв.м.;
9. <адрес> с кадастровым номером № Координаты места захламления N64 20.783 Е40 57.772 на площади 71,715 кв.м., N64 20.776 Е40 57.792 на площади 20,654 кв.м., N64 20.765 Е40 57.801 на площади 19,103 кв.м., N64 20.742 Е40 57.831 на площади 45,845 кв.м.;
10. <адрес>, в кадастровом квартале №, ориентир земельный участок с кадастровым номером № Координаты места захламления N64 20.629 Е40 57.430 на площади 158,50 кв.м.
Представитель истца помощник прокурора Холмогорского района Архангельской области Котова М.О. в судебном заседании иск поддержала, просила обязать администрацию МО «Холмогорский муниципальный район», Минприроды, Министерство ТЭК и ЖКХ ликвидировать несанкционированные свалки в срок 1 год со дня вступления решения суда в законную силу.
Ответчики с иском не согласились, в направленных суду возражениях указали, на отсутствие у них обязанностей по сбору, вывозу, переработке и утилизации отходов производства и потребления.
Суд постановил указанное решение, с которым не согласилось Министерство ТЭК и ЖКХ, подав апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение и неправильное применение норм материального права. Считает, что судом неправильно оценены положения Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) в редакции Федерального закона от 28.12.2016 № 489-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 489-ФЗ). Закон № 489-ФЗ предусматривает поэтапный запуск новой системы регулирования в области обращения с ТКО, включая мероприятия по заключению соглашений с региональными операторами в части организации деятельности по обращению с ТКО, которые должны быть исполнены не позднее 01.05.2018. Законом № 89-ФЗ предусмотрено осуществление деятельности по обращению с ТКО специализированными организациями – региональными операторами, которые осуществляют свою деятельность на основании конкурсов и на определенной территории. В настоящее время разработана и утверждена территориальная схема обращения с отходами, проводится конкурсный отбор региональных операторов. Полагает, что решение суда в части возложения на ответчика обязанности по организации работ по ликвидации отходов является неисполнимым до момента проведения всех предусмотренных Законом № 89-ФЗ мероприятий. Переходный период дан субъектам Российской Федерации для подготовки к осуществлению полномочий в сфере обращения с ТКО, в связи с чем возложение на ответчика данной обязанности в переходный период (до 01.01.2018) является незаконным. Ссылаясь на положения Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», полагает невозможным исполнение решения суда совместно органами местного самоуправления и Министерством ТЭК И ЖКХ. До окончания переходного периода или до окончания проведения субъектом РФ соответствующих мероприятий по подготовке к работе с ТКО, указанная обязанность может быть возложена только на органы местного самоуправления. Настаивает на том, что возложение обязанности ликвидировать несанкционированную свалку без определения правообладателя земельного участка и срока образования такой свалки является незаконным, поскольку органы местного самоуправления в рамках реализации полномочий в сфере муниципального земельного контроля должны устанавливать лиц, допустивших загрязнение участка. Собственники земельных участков обязаны самостоятельно обеспечивать ликвидацию места несанкционированной свалки или заключить договор на ее ликвидацию. Полагает, что судом не установлено, имело ли место бездействие лица, с которым у местной администрации заключен договора на ликвидацию свалок на территории муниципального образования; были ли свалки на момент рассмотрения иска и в какой период они образовались.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Холмогорского района Котова М.О. указывает на несостоятельность приведенных в жалобе доводов.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив законность вынесенного судом решения, изучив материалы дела, выслушав представителя Минприроды ФИО1, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что в результате проведенной прокуратурой проверки земельных участков на территории МО «Кехотское», МО «Койдокурское» и МО «Матигорское» обнаружены 10 несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, расположенных:
1. на земельном участке по адресу: <адрес> в кадастровом квартале №, ориентир земельный участок с кадастровым номером № Координаты места захламления N64 09.348 Е41 42.643 (точка 113) на площади 341 кв.м.;
2. на земельном участке по адресу: <адрес> в кадастровом квартале №, ориентир земельный участок с кадастровым номером №. Координаты места захламления N64 08.349 Е41 40.768 (точка 120) на площади 85,50 кв.м.;
3. на земельном участке по адресу: <адрес> кадастровый номер № Координаты места захламления N64 10.259 Е41 39.255 (точка 123) на площади 368 кв.м.;
4. на земельном участке по адресу: <адрес>, ориентир земельный участок с кадастровым номером №. Координаты места захламления N64 17.396 Е41 19.442 (точка 128) на площади 1408 кв.м.;
5. на земельном участке по адресу: <адрес> ориентир земельный участок с кадастровым номером №. Координаты мест захламления: №1 N64 18.743 Е41 10.298 (точка 147) на площади 748 кв.м.; №2 N64 18.738 Е41 10.328 (точка 148) на площади 175 кв.м., №3 N64 18.659 Е41 09.989 (точка 150) на площади 136 кв.м.;
6. на земельном участке по адресу: <адрес>, ориентир земельный участок с кадастровым номером №. Координаты захламления: №1 N64 19.704 Е41 01.877 (точка 153) на площади 67 кв.м.; №2 N64 19.721 Е41 01.881 (точка 154) на площади 87,8 кв.м.; №3 N64 19.725 Е41 01.900 (точка 156) на площади 29,4 кв.м.; №4 N64 19.767 Е41 01.934 (точка 157) на площади 160 кв.м.;
7. на земельном участке по адресу: <адрес> Координаты места захламления N64 19.590 Е41 02.790 (точка 161) на площади 167,56 кв.м.;
8. на земельном участке по адресу: <адрес>, после знака «Свалка запрещена», ориентир земельный участок с кадастровым номером №. Координаты места захламления N64 19.381 Е41 06.359 (точка 165) на площади 449,4 кв.м.;
9. на земельном участке по адресу: <адрес> с кадастровым номером № Координаты места захламления N64 20.783 Е40 57.772 на площади 71,715 кв.м., N64 20.776 Е40 57.792 на площади 20,654 кв.м., N64 20.765 Е40 57.801 на площади 19,103 кв.м., N64 20.742 Е40 57.831 на площади 45,845 кв.м.;
10. на земельном участке по адресу: <адрес> в кадастровом квартале № ориентир земельный участок с кадастровым номером № Координаты места захламления N64 20.629 Е40 57.430 на площади 158,50 кв.м. (т.1 л.д.18-42).
Отходы, расположенные на указанных несанкционированных свалках, образовались в результате деятельности жителей населенных пунктов, входящих в состав МО «Холмогорский муниципальный район», проживающих на территории МО «Матигорское», МО «Койдокурское», МО «Кехотское». На момент рассмотрения дела несанкционированные свалки не ликвидированы.
Земельные участки, на которых обнаружены несанкционированные свалки, находятся на территории Холмогорского муниципального района; земельный участок свалки под №2 согласно информации ГКУ Архангельской области – Холмогорское лесничество относится к землям государственного лесного фонда; правообладатели земельных участков под свалками №№ 1, 3 – 10 не установлены.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспариваются.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает, что деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (ст. 1).
Таким образом, органы публичной власти, пока не установлены иные лица, ответственные за ликвидацию последствий негативного воздействия на окружающую среду, самостоятельно осуществляют деятельность по ликвидации таких последствий, в данном случае – несанкционированных свалок на обозначенных в иске участках.
В силу положений ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами среди прочего относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
На основании ст. 13 данного закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В частности, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные п. 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (п. 2 ст. 8).
Пунктом 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района также относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Согласно п. 10 ч. 3 ст. 3 Закона Архангельской области от 18.03.2013 № 634-38-ОЗ «Об обращении с отходами производства и потребления на территории Архангельской области» организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям уполномоченных исполнительных органов Архангельской области.
В соответствии с п. 91 раздела 3 Положения о министерстве топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, утвержденного Постановлением Правительства Архангельской области от 03.04.2012 № 128-пп, (в редакции, действующей на момент разрешения спора), указанное Министерство организует деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
С учетом изложенного и установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов на территории Холмогорского муниципального района как на Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, к полномочиям которого федеральным и региональным законодательством отнесено решение данного вопроса, так и на администрацию МО «Холмогорский муниципальный район», которая также не освобождена от обязанности по участию в организации деятельности по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов на территории соответствующих поселений.
Выводы суда мотивированы, подробно изложены в решении, основаны на имеющихся в деле доказательствах и требованиях материального права.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке исследованных судом доказательств и иному толкованию приведенных выше норм права.
То обстоятельство, что Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» предусмотрены переходные положения, согласно которым соглашение между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами должно быть заключено не позднее 01.05.2018, не влечет отсрочку исполнения названного закона либо возможность его неприменения судом.
Таким образом, обжалуемое решение следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Холмогорского районного суда Архангельской области от 21 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области – без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Гаркавенко
Судьи Т.А. Мананникова
Н.В. Романова