Судья: Говорова О.Н. дело № 33–5629/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 апреля 2014 года город Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего: Донченко М.П.
судей: Михайлова Г.В., Берестова В.П.
с участием прокурора: Кустовой М.Д.,
при секретаре: Светличной А.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Михайлова Г.В., гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Неклиновского района Ростовской области, на решение Неклиновского районного суда Ростовской области от 11 февраля 2014 года,
установила:
Прокурор Неклиновского района в интересах ФИО1, обратился в суд с иском к администрации Неклиновского района Ростовской области об обязании обеспечить ФИО1 жилым помещением.
Исковые требования мотивированы тем, что ФИО1 относится к лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, его родители умерли. В улучшении жилищных условий, состоит в общеобластном списке детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ДАТА, однако на данный момент жилым помещением не обеспечен, кандидатура ФИО1 не включена в список лиц, для которых предусмотрено финансирование на приобретение жилого помещения в ДАТА году.
Прокурор Неклиновского района просил обязать администрацию Неклиновского района предоставить ФИО1 по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное, применительно к условиям Неклиновского района Ростовской области, жилое помещение специализированного жилищного фонда площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям на состав семьи из одного человека.
В судебном заседании представитель администрации Неклиновского района Ростовской области исковые требования не признал.
Решением ИНФОРМАЦИЯ суда ИНФОРМАЦИЯ от ДАТА исковые требования прокурора Неклиновского района удовлетворены.
Суд обязал администрацию Неклиновского района Ростовской области предоставить ФИО1 по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное, применительно к условиям Неклиновского района Ростовской области, жилое помещение специализированного жилищного фонда площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Не согласившись с постановленным решением, администрация Неклиновского района Ростовской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новое решение, ссылаясь на то, что суд должен был принять во внимание порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленный Постановлением Правительства Ростовской области №539 «Об обеспечении жилыми помещениями и расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)», согласно которому обеспечение жильем указанных лиц производится за счет средств федерального и (или) областного бюджета.
В апелляционной жалобе администрации Неклиновского района Ростовской области указано, что обязательства администрации Неклиновского района Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц возникают с момента получения субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями, при этом субвенций из областного бюджета на осуществление полномочий по обеспечению жилым помещением ФИО1 в бюджет Неклиновского района не поступало, в связи с чем обжалуемое решение суда не исполнимо.
Изучив обстоятельства дела и доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, выслушав заключение прокурора, полагавшего решения суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года, было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, действовавшего также до 1 января 2013 года, предусматривалось, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы.
Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» принята новая редакция ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, новая редакция указанной нормы, введённая в действие с 1 января 2013 года, предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения.
Вступившая с 1 января 2013 года в законную силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
К законодательству Российской Федерации относится в данном случае ст. 8 ФЗ (в редакции ФЗ от 29.02.2012г. №15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которой жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
На территории Ростовской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируется Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 N 499-ЗС (ред. от 03.12.2012 г.) «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со статьёй 1 указанного Закона исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 данного Областного закона, устанавливается областным законом и нормативным правовым актом Правительства Ростовской области (ст. 2 указанного Закона).
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции руководствовался ч.1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.ст. 1,2 Закона Ростовской области № 499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и исходил из того, что ФИО1, признан нуждающимся в жилом помещении ещё в ДАТА году, однако на момент подачи иска благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда ему предоставлено не было.
Как усматривается из материалов дела и решения суда, ФИО1 родился ДАТА, его родители [ФИО]8, [ФИО]9 умерли ДАТА.
Постановлением Главы администрации Неклиновского района НОМЕР от ДАТА ФИО1 признан нуждающимся в получении жилого помещения.
Право собственности на объекты недвижимого имущества за ФИО1 не зарегистрировано, он проживает в квартире в АДРЕС по договору найма жилого помещения.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, а также то, что на момент рассмотрения дела ФИО1 жилым помещением не обеспечен, суд первой инстанции пришёл к выводу о необходимости возложения на администрацию Неклиновского района Ростовской области обязанности по восстановлению нарушенных прав истца на получение жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам материального и процессуального права, установленным по делу обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обеспечение администрацией Неклиновского района Ростовской области жильём ФИО1 возможно только после поступления в бюджет Неклиновского района целевых субвенций из областного бюджета на приобретение жилого помещения, при этом таких субвенций в бюджет Неклиновского района не поступало, в связи с чем обжалуемое решение суда не исполнимо основаны на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с п. 8.3 Порядка обеспечения жилыми помещениями, утвержденным Постановлением Правительства РО от 25.06.2012 года № 539, администрации муниципальных районов и городских округов обеспечивают целевое использование средств федерального и (или) областного бюджетов, выделенных на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, принятие жилых помещений в муниципальную собственность и предоставление их по договорам найма специализированного жилого помещения граждан указанной категории.
Таким образом, прямая обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, лиц оставшихся без попечения родителей возложена на органы местного самоуправления.
С учетом изложенного, именно на администрацию Неклиновского района Ростовской области законом возложены государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жильем детей-сирот.
При этом из положений действующего законодательства не усматривается обязанности Правительства Ростовской области выделять финансовые средства на приобретение жилого помещения конкретному ребёнку–сироте либо лицу, оставшемуся без попечения родителей.
Осуществление функции по обеспечению жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств, а также от срока поступления денежных средств из бюджета Ростовской области.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение ИНФОРМАЦИЯ суда ИНФОРМАЦИЯ от ДАТА оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Неклиновского района Ростовской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: