ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5631/2021 от 25.10.2021 Тюменского областного суда (Тюменская область)

УИД 72RS0016-01-2021-000686-32

Дело № 33-5631/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Тюмень 25 октября 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего судьи: Пуминовой Т.Н.

судей: Халаевой С.А., Чесноковой А.В.

при секретаре: Самороковой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ФИО1ФИО2 на решение Омутинского районного суда Тюменской области от 07 июля 2021 года, которым постановлено:

«Иск Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области к ФИО1 о взыскании излишне полученной социальной выплаты удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области излишне полученную социальную выплату в размере 514 613 рублей 20 копеек.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход бюджета Юргинского муниципального района Тюменской области в размере 8 346 рублей 13 копеек».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Чесноковой А.В., выслушав объяснения представителя ответчика ФИО10ФИО2, действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности от 7 июля 2021 года и поддержавшего доводы апелляционой жалобы в полном объеме, возражения представителя истца Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области – ФИО6, действующей на основании доверенности от 16 января 2020 года и полагавшей апелляционную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Истец Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании излишне полученной социальной выплаты. Требования мотивированы тем, что 31.08.2020 между Департаментом АПК, Администрацией Юргинского муниципального района и ФИО1 был заключён договор об обеспечении жильём гражданина с использованием на эти цели социальной выплаты в рамках мероприятий государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» от 31.08.2020г. № 06/047-20 (далее - Договор).

В соответствии с требованиями указанного договора ФИО1 обязался использовать социальную выплату на строительство жилого помещения (п. 2.1.1); оформить построенное жилое помещение в общую собственность всех членов семьи гражданина, указанных в свидетельстве, в течение одного года со дня выдачи свидетельства (п. 2.1.2); осуществлять не менее пяти лет со дня получения социальной выплаты трудовую или предпринимательскую деятельность на сельской территории, в которой было построено жилье за счет средств социальной выплаты (п. 2.1.10). 31.08.2020г. в соответствии с приказом Департамента АПК и договором, ФИО1 было выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство жилого дома площадью 72 кв.м на состав семьи из 4 человек в размере 1 046 670,91 рублей. Платёжным поручением № 568803 от 11.09.2020г. социальная выплата в размере 1 046 670,91 рублей была перечислена на расчетный счет ФИО1 21.01.2021г. ответчиком было зарегистрировано право собственности на индивидуальный жилой дом, находящийся по адресу: <.......>, площадью 72,8 кв.м.

Согласно Выписке из ЕГРН от 05.08.2020г., площадь жилого дома, к которому осуществлялось пристраивание жилого помещения, составляла 36,2 кв.м. Согласно выписке из ЕГРН от 21.01.2021 площадь индивидуального жилого дома с учетом пристроя составила 72,8 кв.м, площадь пристроенного жилого помещения к имеющемуся жилому дому составила 36,6 кв. метров.

В связи с тем, что ФИО1 осуществлено пристраивание жилого помещения площадью в размере 36,6 кв.м, размер причитающейся ФИО1 социальной выплаты должен быть уменьшен исходя из размера пристраиваемого жилого помещения, на строительство которого направлялась социальная выплата.

Получатель социальной выплаты в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления производит возврат денежных средств в областной бюджет по платежным реквизитам, указанным в уведомлении о пересчете социальной выплаты. В случае невозврата денежных средств в установленный срок уполномоченный орган взыскивает с гражданина денежные средства в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

После завершения ФИО1 строительства и регистрации права собственности на построенное жилое помещение орган местного самоуправления направил в Департамент АПК в порядке, установленном абз. 5 п. 4.12 Положения № 530-п, письмо «О перерасчете социальной выплаты» от 11.02.2021 № 359 с приложением необходимых документов. На основании указанного письма, ФИО1 произведен пересчет социальной выплаты, в соответствии с которым размер причитающейся социальной выплаты, исходя из площади пристроенного жилого помещения, составил 532 057,71 руб. Размер излишне полученной социальной выплаты составил 514 613,2 руб., которая подлежит возврату в областной бюджет в связи с пересчетом социальной выплаты.

26.02.2021г. в адрес ФИО1 было направлено уведомление о пересчете социальной выплаты и необходимости возврата части социальной выплаты в областной бюджет от 26.02.2021 № 16а/1091-21. До настоящего времени денежные средства не возвращены.

Учитывая изложенное, истец просил взыскать с ФИО1 в пользу Департамента агропромышленного комплекса, излишне полученную социальную выплату в размере 514 613,2 руб.

В судебном заседании представитель Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области ФИО7 поддержала заявленные требования.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, его представитель ФИО2 возражал против удовлетворения заявленных требований.

Представитель третьего лица Администрации Юргинского муниципального района Тюменской области ФИО8 в судебном заседании полагала, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Третье лицо ФИО9 с иском не согласилась.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен ответчик ФИО1 (л.д. 136-138).

В апелляционной жалобе его представитель просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В доводах жалобы указывает, что основанием для получения ФИО1 денежных средств является договор от 31.08.2020 № 06/047-20 об обеспечении жильем гражданина с использованием на эти цели социальной выплаты в рамках мероприятий государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий», заключённого между Департаментом, Администрацией Юргинского района Тюменской области и ФИО1 В связи с этим, по мнению заявителя, вывод суда, что у ФИО1 отсутствуют законные основания для получения денежных средств в сумме 514 613,20 руб. не обоснован, так как перечисленная денежная сумма находится в пределах общей суммы по Договору, именно в рамках Договора произведено перечисление на лицевой счет ФИО1 Следовательно, получение денежных средств является законным, а небезосновательным, поэтому не является неосновательным обогащением.

Также полагает, что судом первой инстанции неверно определены обстоятельства, связанные с установлением наличия факта неосновательного обогащения. Ссылается на то, что какие-либо финансовые затраты Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области не понёс, денежные средства, перечисленные ФИО1, не принадлежат Департаменту агропромышленного комплекса Тюменской области, так как получены из федерального бюджета, как это следует из условий Договора, а потому Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области не является потерпевшим.

В соответствии с договором № 1 от 01.06.2020, заключенного ФИО1 с ИП ФИО11 (подрядчик), подготовлены локальный сметный расчет и схема строительства, согласованная Администрацией Юргинского муниципального района, выполнена работа по созданию жилого помещения - жилого пристроя к существующему жилому дому (общая площадь дома до реконструкции 36,2 кв.м). Стоимость работ по договору подряда определена в размере 1 692 079 руб. Работы выполнены подрядчиком и приняты заказчиком в полном объеме по актам; оплата за выполненные работы произведена ФИО1 за счет собственных средств в сумме 511 299 руб. (расписка от 12.08.2020) и за счет социальной выплаты (от 23.09.2020 в сумме 252 570 руб., от 22.10.2020 в сумме 451 776 руб., от 18.11.2020 в сумме 342 324,91 руб.)

Учитывая изложенное, ФИО1 в полном объеме и надлежащим образом исполнил свои обязательства по Договору, при этом суд ошибочно расценил как нарушение обязательств ФИО1 строительство им жилого помещения меньшего размера, чем предусмотрено социальной выплатой, - площадью 36,6 кв.м. вместо 72 кв.м.

Выписка из ЕГРН от 21.01.2021 содержит информацию об общей площади жилого дома (после реконструкции ранее существовавшего дома с учетом выполненного пристроя) в размере 72,8 кв.м., что на 0,48 кв.м. больше, чем было предусмотрено проектом.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области ФИО6 просит решение суда оставить без изменения.

Информация о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции была заблаговременно размещена на официальном сайте Тюменского областного суда http://oblsud.tum.sudrf.ru (раздел судебное делопроизводство).

Ответчик ФИО10, представитель третьего лица Администрации Юргинского муниципального района Тюменской области, третье лицо ФИО13, извещённые о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении дела слушанием не заявляли.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО1 с членами своей семьи (четыре человека) на основании его заявления был включён в состав участников программы приказом Департамента АПК от 31.01.2020г. № 32-п «Об утверждении сводных списков граждан - участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» на очередной финансовый 2020 год и на плановый период» (в редакции приказа от 30.07.2020г. № 730-п) и утверждён в списке участников на финансовый 2020 год.

При подаче и подписании заявления на включение в списки в состав участников программы от 10.12.2019г. ФИО1 в заявлении подтвердил, что с условиями участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной постановлением Правительства РФ от 31.05.2019 № 696, ознакомлен и обязуется их выполнять.

31.08.2020 года на основании указанного приказа между Департаментом АПК, Администрацией Юргинского муниципального района и ФИО1 был заключён договор об обеспечении жильем гражданина с использованием на эти цели социальной выплаты в рамках мероприятий государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» от 31.08.2020 г. № 06/047-20 (далее - Договор).

Из Договора следует, что социальная выплата получателю предоставляется на условиях участия в софинансировании мероприятий. Расчётная стоимость строительства жилого помещения для исчисления средств государственной поддержки составляет 1 495 244,16 руб. Размер социальной выплаты составляет 1 046 670,91 руб. Размер средств, выделяемых в форме социальной выплаты из средств федерального бюджета, составляет 40 516,59 руб.; размер средств, выделяемых за счёт средств областного бюджета, составляет 1 006 154,32 руб. Оставшийся размер средств расчётной стоимости строительства жилья в сумме 448 573,25 руб. должен быть привлечён гражданином.

Согласно п. 2.1 Договора, получатель социальной выплаты обязуется использовать социальную выплату на строительство жилого помещения в соответствии с требованиями Положения о порядке формирования и утверждения списков, выдачи свидетельств и предоставления социальных выплат гражданам, проживающим на сельских территориях, - участникам мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий», утверждённого постановлением Правительства Тюменской области от 24.12.2019 № 530-п, при этом построенное жилое помещение должно быть: а) пригодным для постоянного проживания; б) обеспечено централизованными или автономными инженерными системами (электроосвещение, водоснабжение, водоотведение, отопление, в газифицированных районах также и газоснабжение); в) не меньше размера, равного учётной норме площади жилого помещения в расчёте на одного члена семьи, установленной органом местного самоуправления. Общая площадь жилого помещения должна составлять не менее 60 кв.м.

В соответствии с требованиями указанного Договора ФИО1 обязался использовать социальную выплату на строительство жилого помещения (п. 2.1.1); оформить построенное жилое помещение в общую собственность всех членов семьи гражданина, указанных в свидетельстве, в течение одного года со дня выдачи свидетельства (п. 2.1.2); осуществлять не менее пяти лет со дня получения социальной выплаты трудовую или предпринимательскую деятельность на сельской территории, в которой было построено жилье за счет средств социальной выплаты (п. 2.1.10).

Платежным поручением № 568803 от 11.09.2020г. социальная выплата в размере 1 046 670,91 рублей была перечислена на расчетный счет ФИО1, открытый в кредитной организации.

Впоследствии денежные средства в размере 1 046 670,91 рублей платежными поручениями № 147772 от 23.09.2020, № 442232 от 22.10.2020, № 724647 от 18.11.2020 были перечислены на счет подрядчика ИП ФИО11 по договору подряда № 1 от 01.06.2020г. на строительство жилого пристроя к дому, расположенному по адресу: <.......>.

Согласно пункту 1.9 Положения № 530-п, в случае пристраивания жилого помещения к имеющемуся жилому дому общая площадь жилого дома с учётом пристраиваемого жилого помещения не должна быть меньше размера, равного учетной норме площади жилого помещения в расчете на одного члена семьи, установленной органом местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 1.15 Положения № 530-п в случае если фактическая стоимость 1 кв. метра общей площади построенного (приобретенного) жилья меньше стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, определенной уполномоченным органом, размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической стоимости 1 кв. метра общей площади жилья.

В случае если общая площадь построенного (приобретенного) жилья меньше размера, установленного для семей разной численности, но больше учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической площади жилья.

Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, исходя из установленных по делу обстоятельств и доказательств, представленных сторонами, руководствуясь положениями действующего законодательства, условий заключённого между сторонами договора, пришёл к правильному выводу о том, что размер причитающейся ФИО1 социальной выплаты должен быть уменьшен исходя из размера пристраиваемого жилого помещения, на строительство которого направлялась социальная выплата, поскольку ФИО1 осуществлено пристраивание жилого помещения площадью в размере 36,6 кв.м, то есть меньшей площадью, чем это предусмотрено договором.

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на установленных обстоятельствах дела, полном и всестороннем исследовании собранных по делу доказательств и нормах материального права.

Является необоснованным довод апелляционной жалобы о том, что получение денежных средств ответчиком является законным, небезосновательным, поэтому не является неосновательным обогащением, поскольку перечисленная денежная сумма находится в пределах общей суммы по Договору, именно в рамках Договора произведено перечисление денежных средств на лицевой счет ФИО1

Согласно ч. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

В данном случае, денежные средства были действительно получены ФИО1 на основании заключённого договора и в рамках его участия в государственной программе «Комплексное развитие сельских территорий», однако условия данного договора им исполнены не в полном объёме, площадь пристроенного жилого помещения не соответствует установленным требованиям, составляет меньший размер, в связи с чем ответчик сберёг денежные средства, предназначенные на строительство жилого дома, поскольку в данном случае социальная выплата подлежала исчислению исходя из площади возведённого строения.

Принимая во внимание площадь построенного пристроя (36,6 кв.м.), какие-либо основания для предоставления социальной выплаты на строительство жилья площадью 72 кв.м. отсутствовали.

С представленным в суд расчетом размера социальной выплаты, подлежащей возврату исходя из площади пристроенного жилого помещения (л.д. 26, 57), судебная коллегия соглашается.

Право на осуществление пересчёта и порядок возврата излишне полученной социальной выплаты предусмотрены Положением № 530-п.

Также является несостоятельной ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что какие-либо финансовые затраты Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области не понёс, денежные средства, перечисленные ФИО1, не принадлежат Департаменту агропромышленного комплекса Тюменской области.

Исходя из обстоятельств дела, все средства социальной выплаты на расчётный счёт получателя социальной выплаты перечислялись Департаментом агропромышленного комплекса Тюменской области. Согласно п. 1.2 Договора, социальная выплата предоставляется на условиях софинансирования средств федерального и областного бюджетов, при этом доля средств областного бюджета составляет большую часть размера социальной выплаты.

Пунктом 1.2 Положения № 530-п, распоряжением Правительства Тюменской области от 17.06.2019 года № 681-рп «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Тюменской области» Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области определён уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тюменской области на взаимодействие с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по реализации Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий», а также по реализации порядка формирования и утверждения списков, выдачи свидетельств и предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, гражданам, проживающим и работающим на сельских территориях либо изъявивших желание переехать на постоянное место жительства на сельские территории и работать там.

Иные доводы апелляционной жалобы, по существу, аналогичны позиции ответчика, изложенной при рассмотрении дела судом первой инстанции, которой была дана надлежащая правовая оценка.

При таких обстоятельствах, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Омутинского районного суда Тюменской области от 07 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

Мотивированное апелляционное определение составлено 28 октября 2021 года