Судья Майорова И.В. 33-5641/2022(2-472/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 сентября 2022 года г.Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Дука Е.А.,
судей Данилова А.В., Решетниковой О.В.,
при секретаре Чайка Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Лангепаса, действующего в защиту интересов ФИО1, ее несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании незаконным решения об отказе в выплате средств материнского (семейного) капитала, взыскании средств материнского (семейного) капитала с учетом индексации,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Лангепасского городского суда от 25 мая 2022 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора г. Лангепаса, действующего в защиту интересов ФИО1, ее несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, удовлетворить.
Признать решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 30.03.2022 (номер) об отказе в удовлетворении заявления ФИО1 о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала незаконным.
Возложить обязанность на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре произвести перечисление средств материнского (семейного) капитала по государственному сертификату на материнский (семейный) капитал серии (номер), выданному 30.11.2021 на имя ФИО1 на улучшение жилищных условий в счет погашения основного долга и процентов по договору займа №(номер) от 15.05.2019, заключенному с кредитным потребительским кооперативом «Ренда Заемно-Сберегательная касса», на сумму 53 712,27 руб. с учетом индексации».
Заслушав доклад судьи Решетниковой О.В., заслушав объяснения прокурора Зоричевой Д.С., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор г.Лагепаса, действующий в защиту интересов ФИО1, ее несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, обратился в суд с вышеназванным иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее также - ОПФР по ХМАО-Югре).
Исковые требования мотивированы тем, что вступившим в законную силу решением Лангепасского городского суда ХМАО-Югры по делу № 2-150/2022 от 01.02.2022 признано незаконным решение ОПФР по ХМАО-Югре от 22.12.2021 (номер) об отказе в удовлетворении заявления ФИО1 о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала.
Данным судебным актом на ОПФР по ХМАО-Югре возложена обязанность произвести перечисление средств материнского (семейного) капитала по государственному сертификату на материнский (семейный) капитал серии (номер), выданному 30.11.2021 на имя ФИО1 на улучшение жилищных условий в счет погашения основного долга и процентов по договору займа №(номер) от 15.05.2019, заключенному с кредитным потребительским кооперативом «Ренда Заемно-Сберегательная касса».
30.03.2022 пенсионным органом принято решение (номер) об отказе в удовлетворении заявления ФИО1 о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, о чем заявителю направлено уведомление.
31.03.2022 произведена частичная выплата средств материнского (семейного) капитала на сумму 639 431,83 руб., что подтверждается платежным поручением от 31.03.2022 (номер).
С 01.02.2022 размер материнского (семейного) капитала на основании ч.1 ст.8 Федерального закона от 08.12.2020 №385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», п.1 постановления Правительства РФ от 27.01.2022 № 57 составляет 693 144,10 руб. - в случае рождения второго, третьего ребенка или последующих детей, начиная с 01.10.2020.
Вместе с тем, перечисление средств материнского капитала 31.03.2022 произведено пенсионным органом без учета указанной индексации в сумме 639 431,83 руб. вместо 693 144,10 руб., в связи с чем, ФИО1 и ее несовершеннолетними детьми ФИО2 и ФИО3 не дополучен размер материнского (семейного) капитала на сумму 53 712,27 руб., что недопустимо и является грубым нарушением требований ч.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Истец просил:
- признать решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 30.03.2022 (номер) об отказе в удовлетворении заявления ФИО1 о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала незаконным;
- возложить обязанность на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре произвести перечисление средств материнского (семейного) капитала по государственному сертификату на материнский (семейный) капитал серии (номер), выданному 30.11.2021 на имя ФИО1 на улучшение жилищных условий в счет погашения основного долга и процентов по договору займа №(номер) от 15.05.2019, заключенному с кредитным потребительским кооперативом «Ренда Заемно-Сберегательная касса», на сумму 53 712,27 руб. с учетом индексации.
В судебном заседании заместитель прокурора г.Лангепаса Ионов В.С., истец ФИО1, третье лицо ФИО4 требования искового заявления поддержали.
Представитель ответчика ОПФР по ХМАО-Югры в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие по правилам статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе ОПФР по ХМАО-Югры просит решение суда отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Считает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Отмечает, что решением Лангепасского городского суда по делу № 2-150/2022 на ОПФР по ХМАО-Югре была возложена обязанность произвести перечисление средств материнского (семейного) капитала, что и было произведено 31.03.2022.
ОПФР по ХМАО-Югре произвело перечисление денежных средств в том объеме, который был указан в заявлении.
Отмечает, что иные суммы средств, кроме тех, что указаны в заявлении, ОПФР по ХМАО-Югре перечислять не может, так как владелец материнского (семейного) сертификата может принять решение о направлении части средств на другие цели в соответствии с Федеральным законом № 256-ФЗ.
В тексте письменных возражений на апелляционную жалобу прокуратура г.Лангепаса просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Истец ФИО1, представитель ответчика ОПФР по ХМАО-Югре, третье лицо ФИО3, представитель третьего лица кредитного потребительского кооператива «Ренда Заемно - Сберегательная касса» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие, в порядке ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив законность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В ч.2 ст.7 Конституции Российской Федерации закреплено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В целях реализации положений Конституции Российской Федерации принят Федеральный закон от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» устанавливающий дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.
Согласно положениям, закрепленным в частях 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее – Федеральный закон от 29.12.2006 №256-ФЗ), под дополнительными мерами государственной поддержки семей, имеющих детей, понимаются меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 ч.3 ст.7 Федерального закона от 29.12.2006 №256-ФЗ предусмотрено, что лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям на улучшение жилищных условий.
Частью 1 ст.7 Федерального закона от 29.12.2006 №256-ФЗ предусмотрено, что распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу положений, закрепленных в п.1 ч.1, ч.6 ст.10 Федерального закона от 29.12.2006 №256-ФЗ, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.
Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут направляться на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией, независимо от срока, истекшего со дня рождений (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.
Частью 7 ст.10 Федерального закона от 29.12.2006 №256-ФЗ установлено, что средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по займам, в том числе обеспеченным ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, предоставленным гражданам по договору займа, в том числе обеспеченного ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, заключенному с одной из организаций, являющейся кредитным потребительским кооперативом в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2009 №190-ФЗ «О кредитной кооперации».
Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по займам, в том числе обеспеченным ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения при условии предоставления лицом, получившим сертификат, или его супругом (супругой) документа, подтверждающего получение им займа путем безналичного перечисления на счет, открытый лицом, получившим сертификат, или его супругом (супругой) в кредитной организации (ч.8 ст.10 ФЗ от 29.12.2006 №256-ФЗ).
Частью 3 ст.7 Федерального закона от 21.12.2021 №415-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», установлено, что до 01.02.2022 материнский (семейный) капитал устанавливается в размере, предусмотренном ч.1 ст.8 Федерального закона от 08.12.2020 №385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
Размер материнского (семейного) капитала для лиц, у которых право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, возникло в связи с рождением (усыновлением) второго или третьего ребенка и последующих детей, начиная с 01.01.2020, если ранее такое право у них не возникло, составляет в 2021 году 639 431,83 руб. (абз.3 ст.8 Федерального закона от 08.12.2020 №385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»).
В силу ч.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2006 №256-ФЗ размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год в соответствии с коэффициентом индексации, определяемым Правительством Российской Федерации. В таком же порядке осуществляется пересмотр размера оставшейся части суммы средств материнского (семейного) капитала.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 57 от 27.01.2022 установлено, что с 01.02.2022 коэффициент индексации для выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных, в том числе, Федеральным законом от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», составляет - 1,084.
Таким образом, размер материнского капитала в указанных обстоятельствах с 01.02.2022 составляет 693 144,10 руб.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец ФИО1 и третье лицо ФИО4, состоят в зарегистрированном браке, имеют общих несовершеннолетних детей ФИО2, (дата) г.р., ФИО3, (дата) г.р. (л.д.10-12).
15.05.2019 между КПК «Ренда ЗСК» и ФИО4 заключен договор ипотечного займа №(номер), по условиям которого последнему предоставлены денежные средства финансовой взаимопомощи КПК «Ренда ЗСК» в размере 1 989 000 руб. на срок до 16.05.2039 под 11% годовых. Заем имеет целевое назначение и предоставляется на приобретение (покупку) недвижимого имущества: квартира, площадью 67,8 кв.м., расположенная по адресу: (адрес) (л.д.14-15, 17-19).
Также 15.05.2019 между Потребительским кооперативом «Ренда-Недвижимость 2» и супругом истца ФИО4 заключен договор купли-продажи квартиры площадью 64,7 кв.м., расположенной по адресу: (адрес) (л.д.34-35).
Право собственности на вышеуказанное жилое помещение зарегистрировано за ФИО4 (дата) (л.д.27).
30.11.2021 истцу выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии (номер), согласно которому ФИО1 имеет право на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в размере 639 431,83 руб. (л.д.16).
Решением Лангепасского городского суда от 01.02.2022 (гражданское дело №2-150/2022), вступившим в законную силу 10.03.2022 (л.д.39-44), исковые требования ФИО1 к ОПФР по ХМАО-Югры удовлетворены, решение ОПФР по ХМАО-Югры (номер) от 22.12.2021 об отказе в удовлетворении заявления ФИО1 о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала признано незаконным.
На ОПФР по ХМАО-Югры возложена обязанность произвести перечисление средств материнского (семейного) капитала по государственному сертификату на материнский (семейный) капитал серии (номер), выданному на имя ФИО1 30.11.2021 на улучшение жилищных условий в счет погашения основного долга и процентов по договору займа №(номер) от 15.05.2019, заключенному с КПК «Ренда Заемно-Сберегательная касса».
25.03.2022 истец обратилась в ОПФР по ХМАО-Югры с заявлением о распоряжении материнским (семейным) капиталом на погашение основного долга и уплату процентов по займу, заключенному с кредитным потребительским кооперативом на приобретение жилья на сумму 693 144,10 рублей (л.д.64-66).
30.03.2022 ОПФР по ХМАО-Югры вынесено решение об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении материнским (семейным) капиталом (в размере 693 144,10 руб.) на основании п.2 ч.2 ст.8 Федерального закона от 29.12.2006 №256-ФЗ, а именно в связи с тем, что выплата истцу денежных средств уже была произведена в соответствии с решением Лангепасского городского суда от 01.02.2022 (л.д.24-25).
На основании платежного поручения (номер) от 31.03.2022 денежные средства в размере 639 431,83 руб. перечислены в счет погашения задолженности по договору ипотечного займа №(номер) от 15.05.2019 (л.д.38).
Разрешая требования, суд первой инстанции, учтя отсутствие возможности у истца воспользоваться средствами материнского (семейного) капитала ввиду первоначального отказа ОПФР по ХМАО-Югре в распоряжении денежными средствами, исходя из даты вступления в законную силу решения Лангепасского городского суда по гражданскому делу № 2-150/2022 - 10.03.2022, с которой право истца фактически восстановлено, удовлетворил исковые требования о признании незаконным решения ОПФР по ХМАО-Югре от 30.03.2022 (номер), возложении обязанности произвести перечисление средств материнского (семейного) капитала на сумму 53 712,27 с учетом индексации.
При вынесении решения суд первой инстанции признал несостоятельным довод ответчика о том, что выплата средств материнского (семейного) капитала истцу осуществлялась во исполнение решения Лангепасского городского суда от 01.02.2022, в связи с чем оснований для выплаты истцу средств материнского (семейного) капитала с учетом индексации не имелось. Отклонение довода суд первой инстанции обосновал тем, что право на фактическую выплату средств материнского (семейного) капитала у истца возникло в марте 2022 года, т.е. в момент, когда была осуществлена индексация соответствующей меры государственной поддержки. При этом суд отметил, что резолютивная часть решения Лангепасского городского суда от 01.02.2022 не содержит указания на размер материнского (семейного) капитала, подлежащий выплате истцу.
У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания не согласиться с выводами суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы, поскольку выводы основаны на правильном применении норм права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Учитывая обстоятельства, установленные решением Лангепасского городского суда от 01.02.2022 по делу № 2-150/2022, связанные с незаконностью отказа ОПФР по ХМАО-Югре в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, повлекшей невозможность воспользоваться данным капиталом в первоначальные сроки, и с учетом восстановления нарушенного права ФИО1 10.03.2022 (с даты вступления названного решения суда в законную силу), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для полного удовлетворения заявленных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка, а потому эти доводы не могут быть приняты во внимание судебной коллегией в качестве оснований к отмене обжалуемого решения, как не опровергающие правильность выводов суда первой инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом не допущено, в связи с чем, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Лангепасского городского суда от 25 мая 2022 годаоставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение составлено 19 сентября 2022 года.
Председательствующий: Дука Е.А.
Судьи: Данилов А.В.
Решетникова О.В.