ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5647/2022 от 16.06.2022 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Быкова И.В. №33-5647/2022 (2-443/2022)

Докладчик: Лемза А.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кемерово 16 июня 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе: председательствующего Пискуновой Ю.А.,

судей: Лемзы А.А., Кирилловой Т.В.,

при секретаре Марченко Ю.А.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лемзы А.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации города Кемерово

на решение Заводского районного суда г. Кемерово от 29 марта 2022 г.

по делу по иску прокурора Заводского района города Кемерово, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г.Кемерово, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа №68» об обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Заводского района г.Кемерово, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации г.Кемерово, МБОУ «Основная общеобразовательная школа №68», в котором с учетом уточненных исковых требований (л.д. 70-71, 107) просил обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №68» выполнить по адресу: , проверку устройств блокировки вентиляционных систем с автоматическими установками пожарной сигнализации, автоматических устройств отключения общеобменной вентиляции при пожаре с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты; звуковые сигналы системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ), обеспечивающие общий уровень звука не менее 75 дБ А; отделить пищеблок от основного здания школы ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами; в тамбуре дошкольной группы, установить второй пожарный извещатель;

возложить на администрацию г.Кемерово обязанность по финансированию в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Основная общеобразовательная школа №68» по адресу: , выполнение работ по проверке устройств блокировки вентиляционных систем с автоматическими установками пожарной сигнализации, автоматических устройств отключения общеобменной вентиляции при пожаре с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты; звуковых сигналов системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ), обеспечивающих общий уровень звука не менее 75 дБА; по отделении пищеблока от основного здания школы ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами; по установке второго пожарного извещателя в тамбуре дошкольной группы. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить администрации г.Кемерово, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа №68» срок для выполнения вышеуказанных действий до 01.09.2022.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Заводского района г.Кемерово при осуществлении надзора в сфере исполнения законодательства о пожарной безопасности в деятельности МБОУ «ООШ №68» были выявлены нарушения.

02.11.2021 в МБОУ «ООШ № 68» проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля ранее выданных предписаний №103/1/63 от 24.09.2019, №52/1/40 от 21.07.2020, №19/1/42 от 05.04.2021.

В здании по адресу , звуковые сигналы системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) не обеспечивают общий уровень звука (уровень звука постоянного шума вместе со всеми сигналами, производимыми оповещателями) не менее 75 дБА; предусмотренный в составе школы пищеблок (класс функциональной пожарной опасности Ф3.2) для обслуживания контингента школы не отделен от основного здания школы (класс функциональной пожарной опасности Ф4.1) ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами; в тамбуре дошкольной группы, снят второй пожарный извещатель, при этом информация о неисправности системы АПС на приемно-контрольный прибор не передается; не обеспечена проверка устройств блокировки вентиляционных систем с автоматическими установками пожарной сигнализации, автоматических устройств отключения общеобменной вентиляции при пожаре с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. В настоящее время здание МБОУ «ООШ №68» эксплуатируется с вышеуказанными нарушениями.

Определением Заводского районного суда г.Кемерово от 31.01.2022 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, по делу привлечено Главное управление МЧС России по Кемеровской области – Кузбассу (л.д. 82-83).

Определением Заводского районного суда г.Кемерово от 29.03.2022 производство по делу в части выполнения МБОУ «ООШ №68» работ по отделению пищеблока от основного здания школы ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами, а также в части финансирования администрацией г.Кемерово указанных работ по адресу: , прекращено в связи с отказом от иска прокурора (л.д. 109-111).

Решением Заводского районного суда г. Кемерово от 29 марта 2022 г. постановлено: исковые требования прокурора Заводского района г.Кемерово в интересах неопределенного круга лиц (несовершеннолетних обучающихся) к администрации г.Кемерово, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа №68» об обязании совершить действия удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №68» выполнить по адресу: , проверку устройств блокировки вентиляционных систем с автоматическими установками пожарной сигнализации, автоматических устройств отключения общеобменной вентиляции при пожаре с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, установить звуковые сигналы системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ), обеспечивающие общий уровень звука не менее 75 дБ А, установить в тамбуре дошкольной группы второй пожарный извещатель.

Возложить на администрацию г.Кемерово обязанность по финансированию Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №68» по адресу: , выполнения работ по проверке устройств блокировки вентиляционных систем с автоматическими установками пожарной сигнализации, автоматических устройств отключения общеобменной вентиляции при пожаре с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, по установке звуковых сигналов системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ), обеспечивающих общий уровень звука не менее 75 дБА, по установке второго пожарного извещателя в тамбуре дошкольной группы.

Установить ответчикам срок для выполнения вышеуказанных действий до 01.09.2022.

В апелляционной жалобе представитель Администрации г. Кемерово Долганова К.П., действующая на основании доверенности, просит решение суда изменить в части определения срока финансирования и выполнения работ. Установить ответчикам срок для выполнения вышеуказанных действий до 31.12.2022

Ссылаясь на Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ указывает, что финансирование выполнения работ по текущему и капитальному ремонту осуществляется после выполнений работ и подписания документов и не может быть осуществлено ранее срока, установленного муниципальным контрактом, и подписания отчетных документов.

Выполнение работ, осуществляются только после разработки соответствующего проекта специализированной организации.

Кроме того, запрещено проведение всех видов работ в присутствии детей. Также для выполнения всех видов работ необходимо соблюдение дополнительных санитарно-эпидемиологических требований.

Относительно апелляционной жалобы поданы возражения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор гражданско-судебного отдела прокуратуры Кемеровской области-Кузбасса Медведева М.П. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, МБОУ «ООШ №68» (л.д.32-59) является юридическим лицом, самостоятельно осуществляющим свою финансово-хозяйственную деятельность. Имеет в оперативном управлении обособленное имущество, может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет в органах федерального казначейства, имеет печать утвержденного образца со своим наименованием, бланки, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности. Учреждение находится в ведении управления образования администрации города Кемерово и входит в муниципальную систему образования, действующую на территории города Кемерово (п.3.1 Устава).

Учреждение является муниципальным образовательным учреждением, осуществляющим на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых Учреждение создано (п. 3.2. Устава).

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ-АГ здание по адресу: , находится в оперативном управлении МБОУ «ООШ ».

На основании приказа администрации г.Кемерово №325 от 24.06.2021 Боброва О.В. принята на должность директора МБОУ «ООШ №68» (л.д. 63).

Старшим инспектором отделения НДПР Заводского района г.Кемерово ОНДПР г.Кемерово, г.Березовского и Кемеровского района Соломниковой К.С. в качестве специалиста было принято участие в проверке прокуратурой Заводского района г.Кемерово ранее выданных МБОУ «ООШ №68» предписаний по устранению нарушений требований пожарной безопасности №103/1/63 от 24.09.2019, №52/1/40 от 21.07.2020, №19/1/42 от 05.04.2021, №690/1 от 29.10.2021 (л.д. 14-23).

В ходе проверки было установлено, что имеется действующее предписание №690/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 29.10.2021.

Инспектором отделения ОНДПР Заводского района г.Кемерово ОНДПР г. Кемерово, г. Березовского и Кемеровского района Соломниковой К.С. в качестве специалиста 14.03.2022 было принято участие в проверке прокуратурой Заводского района г.Кемерово на предмет устранения нарушений требований пожарной безопасности в здании МБОУ «ООШ №68», расположенного по адресу: .

По результатам проверки установлено, что в здании по вышеуказанному адресу предусмотренный в составе школы пищеблок (класс функциональной пожарной опасности Ф3.2) для обслуживания контингента школы отделен от основного здания школы (класс функциональной пожарной опасности Ф4.1) ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости.

Вместе с тем, в здании не устранены нарушения требований пожарной безопасности, указанные в п.1, п. 2, п.3, п.5, п. 9 предписания государственного инспектора Кемеровского и Березовского городских округов, Кемеровского муниципального округа по пожарному надзору №690/1 от 29.10.2021, а именно:- звуковые сигналы системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) не обеспечивают общий уровень звука (уровень звука постоянного шума вместе со всеми сигналами, производимыми оповещателями) не менее 75 дБА, чем нарушен ч. 4 ст. 4; ч. 1 ст. 6 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.1 СП 3.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности»; п. 3.14 НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях»;

- в тамбуре дошкольной группы, снят второй пожарный извещатель. При этом информация о неисправности системы АПС на приемно-контрольный прибор не передается, чем нарушен раздел 6.4, п. 6.4.1, раздел 6.6, п. 6.6.1, п. 6.6.2 СП 484.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования», п. 13.3.2, п. 13.15.2, п. 14.2, п. 14.4 СП 5.13130.2009, ч. 5, ч. 6 ст. 83 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479;

- не обеспечена проверка устройств блокировки вентиляционных систем с автоматическими установками пожарной сигнализации, автоматических устройств отключения общеобменной вентиляции при пожаре с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, чем нарушен п. 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479.

Разрешая спор об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что допущенные нарушения требований действующего законодательства о пожарной безопасности создают реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц при возникновении пожара и непосредственно влияют на процесс вынужденной эвакуации людей из помещений во время возникновения открытого пламенного горения или задымления помещений с созданием угрозы отравления людей, в том числе спасателей, продуктами горения, на возможность тушения пожара и проведения спасательных работ подразделениями пожарной охраны в целях предотвращения распространения и развития пожара и гибели людей и имущества, связаны с необходимостью защиты прав неопределенного круга лиц.

По мнению суда первой инстанции срок, предложенный прокурором для устранения выявленных недостатков, является разумным, соответствует характеру нарушений и реальной возможности их устранения.

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда с данным выводом соглашается.

В силу ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно ст. 20 Федерального закона "О пожарной безопасности" требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности (стандартах, нормах и правилах пожарной безопасности, инструкциях и иных документах) являются обязательными к исполнению.

Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случаях пожара. Граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления (ст. 34 Федерального закона "О пожарной безопасности").

Статьей 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.

Под нарушением требований пожарной безопасности согласно вышеназванной статье понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В соответствии со ст. ст. 20, 34, 36 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции и на соответствующих территориях обязаны: организовывать разработку и обеспечивать реализацию мер пожарной безопасности.

В ст.ст. 48, 49 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» закреплены цели и способы исключения условий образования горючей среды, а именно целью создания систем предотвращения пожаров является исключение условий возникновения пожаров. Исключение условий возникновения пожаров достигается исключением условий образования горючей среды и (или) исключением условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания. Исключение условий образования горючей среды должно обеспечиваться в том числе и применением негорючих веществ и материалов.

В силу положений ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69 "О пожарной безопасности", организации, учреждения, предприятия обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению.

Согласно ст. 38 ФЗ Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

В нарушении вышеуказанных правовых норм, администрацией г. Кемерово, как собственником имущества меры, направленные на финансирование проведения данных работ здания МБОУ «ООШ № 68», не предпринимаются.

При определении срока исполнения возложенной обязанности судебная коллегия исходил из разумного срока, установленного судом. Ответчиками доказательств в подтверждении иной продолжительности разумного срока выполнения работ не представлено.

Ссылки в апелляционной жалобе на бюджетные правоотношения не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения суда, поскольку предметом настоящего спора, возникшего по иску прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, бюджетные правоотношения не являются.

Кроме того, при наличии объективных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, орган местного самоуправления в соответствии со статьей 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе обратиться в суд, рассмотревший дело, с ходатайством о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

Оснований для увеличения срока для выполнения работ не усматривается.

Судебная коллегия полагает полностью соответствующими закону и материалам дела выводы суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований в обжалуемой части.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене судебного решения, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства Российской Федерации, по существу сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств и произведенной судом оценке представленных по делу доказательств. Тогда как у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки этих доказательств.

С учетом изложенного, оснований для отмены оспариваемого решения по доводам апелляционной жалобы, не имеется.

Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, доводам сторон и представленным ими доказательствам в решении дана надлежащая оценка. Материальный закон применен судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться

основанием для отмены решения, судом не допущено.

руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Заводского районного суда г. Кемерово от 29 марта 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий: Ю.А. Пискунова

Судьи: А.А. Лемза

Т.В. Кириллова

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 22.06.2022.