Дело № № 33-564/2022 (33-9141/2022) г.Хабаровск
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе: председательствующего судьи Жельнио Е.С.,
судей Клименко Е.Г., Крюк А.А.,
при секретаре Цурман В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 января 2022 года гражданское дело (УИД 27RS0001-01-2021-004286-76, № 2-3774/2021) по иску Ванинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности
по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 20 сентября 2021 года, заслушав доклад судьи Жельнио Е.С.,
У С Т А Н О В И Л А:
Ванинский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») о возложении обязанности в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить на железнодорожном вокзале станции Совгавань-сортировочная Дальневосточной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД» условия доступности для пассажиров из числа инвалидов, а именно: оборудовать здание вокзала низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости, индукционными системами, мнемосхемами; установить таблички Брайля на входе в здание вокзала и перед туалетом; оборудовать в здании вокзала окно билетной кассы на высоте 0,8 м от уровня пола; обозначить места для инвалидов; оборудовать на территории вокзала парковку для инвалидов; оборудовать платформу вдоль краев, для пассажиров с дефектами зрения предупредительными тактильными полосами; оборудовать порог при входе в здание вокзала для инвалидов-колясочников, установив высоту порога или перепад высот не более 0,014 м.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе проведенной проверки выявлены нарушения требований к обеспечению доступности для инвалидов железнодорожного вокзала станции Совгавань-сортировочная, в том числе ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» о создании инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, п.п.4.4, 5.2, 5.3, 6.1, 6.2.4, 6.5 СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Один вход в здание вокзала (со стороны п.Октябрьский) не приспособлен для инвалидов-колясочников из-за завышенных порогов, отсутствуют низкорасположенные телефоны с функцией регулирования громкости, индукционные системы, мнемосхемы, таблички Брайля установлены не в полном объеме (отсутствуют на входе, перед туалетом). Окно билетной кассы не приспособлено для инвалида-колясочника, в здании вокзала места для инвалидов не обозначены, на территории вокзала отсутствует парковка для инвалидов, а на платформе тактильная плитка. В связи с выявленными нарушениями 06.05.2021 г. начальнику Дальневосточной дирекции пассажирских обустройств – структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД» внесено представление, по результатам рассмотрения которого разработан план мероприятий по обеспечению средствами адаптации для маломобильных пассажиров на железнодорожном вокзале Советская Гавань-сортировочная со сроком исполнения до 2022, 2023 и 2035 гг.. Между тем, указанные нарушения создают препятствия для людей с ограниченными возможностями, пользующимися услугами железнодорожного транспорта, их длительное не устранение нарушает права лиц с ограниченными возможностями на свободу передвижения, социальную интеграцию и улучшение качества жизни. За уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг на железнодорожном вокзале Дальневосточным территориальным отделом государственного железнодорожного надзора МТУ по ДФО ОАО «РЖД» привлечено к административной ответственности по ст.9.13 КоАП РФ.
Представитель ответчика ОАО «РЖД» исковые требования не признал, ссылаясь на необоснованность предъявленных требований в отношении объектов транспортной инфраструктуры, построенных до 01.07.2016 г. (здание вокзала построено в 1969 г.). В силу ч.3 ст.26 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов» положения ч.1 ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры применяются исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам. До проведения реконструкции объектов транспортной инфраструктуры ОАО «РЖД» принимает согласованные с общественными объединениями инвалидов меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги, в рамках инвестиционной программы полная адаптация объектов железнодорожного транспорта планируется к 2030 г..
Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 20.09.2021 г. исковые требования удовлетворены, на ОАО «РЖД» возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить условия доступности для пассажиров из числа инвалидов на железнодорожном вокзале станции Совгавань-сортировочная Дальневосточной дирекции пассажирских обустройств – структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД», а именно: оборудовать здание вокзала низкорасположенными телефонами с функцией регулировки громкости, индукционными системами, мнемосхемами; установить таблички Брайля на входе в здание вокзала и перед туалетом, окно билетной кассы на высоте 0,8 м от уровня пола, обозначить места для инвалидов; оборудовать платформу вдоль краев для пассажиров с дефектами зрения предупредительными тактильными полосами, порог при входе в здание вокзала для инвалидов-колясочников с высотой порога или перепадом высот не более 0,014 м; с ОАО «РЖД» взыскана государственная пошлина в бюджет городского округа «Город Хабаровск» в размере 300 руб..
В апелляционной жалобе представитель ответчика, повторяя доводы возражений против иска, просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Прокурором не представлено доказательств обращения граждан, являющихся инвалидами, на предмет нарушения их прав и законных интересов. В целях приспособления здания вокзала для нужд инвалидов нанесена разметка парковки для инвалидов, заказаны знаки парковки и пиктограммы места отдыха и ожидания, проведено обучение и инструктирование работников по обслуживанию пассажиров из числа инвалидов, оборудование пассажирской платформы тактильной шуц-линией и понижение прилавка билетной кассы включено в текущий ремонт 2022 г..
В судебном заседании представитель ответчика ОАО «РЖД» Шаповалов О.П. апелляционную жалобу поддержал, представитель истца прокурор Барсукова Е.С. выразила согласие с решением суда.
Заслушав объяснения, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.ст.309-310 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), ст.15 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.05.2021 N 815, Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования, утвержденного приказом Минтранса России от 06.11.2015 № 329, СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», и исходил из того, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обязаны обеспечивать инвалидам надлежащее размещение носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности. Обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального или иного назначения является одним из основных принципов регулирования градостроительной деятельности, включая строительство, реконструкцию и ремонт зданий и сооружений, а также их эксплуатацию.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из доказанности факта наличия нарушений на спорном объекте действующего законодательства в виде необеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, несостоятельности доводов ответчика о неприменении указанных положений норм материального права к спорному объекту до принятия решения о проведении его реконструкции, модернизации, а также неразумности установленных ответчиком по результатам проверки сроков устранения выявленных нарушений. Доказательств, свидетельствующих о невозможности обустройства здания железнодорожного вокзала станции Совгавань-сортировочная требуемыми средствами, обеспечивающими для инвалидов доступность транспортных услуг и их безопасность, ОАО «РЖД» не представлено.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, отклоняя доводы апелляционной жалобы.
В соответствии со ст.ст.12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований прокурора.
К числу признаваемых в Российской Федерации и защищаемых Конституцией Российской Федерации прав и свобод относятся, прежде всего, право на жизнь, как основу человеческого существования, источник всех других основных прав, свобод и высшую социальную ценность, а также право на охрану здоровья, являющегося высшим для человека благом, без которого могут утратить значение другие блага.
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, обеспечивается функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни (ст.ст.7, 114 Конституции Российской Федерации).
Специальный порядок финансирования и длительность процедуры организации требуемых работ не могут служить основанием для освобождения ответчика от исполнения возложенной судом обязанности.
Доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с выводами суда, однако по существу их не опровергают, направлены на иную оценку представленных доказательств, иное толкование норм материального права и основанием к отмене решения суда являться не могут. Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дал надлежащую оценку, разрешив спор в соответствии с материальным и процессуальным законом.
Руководствуясь ст.ст.328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 20 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Судьи