ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5658/20 от 14.12.2020 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Донцова Н.С. №33-5658/2020

76RS0023-01-2020-000103-33

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего судьи Равинской О.А.,

судей Маренниковой М.В., Кутузова М.Ю.,

при секретаре Хуторной А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле

14 декабря 2020 года

дело по иску Беловой Антонины Ивановны, Кузьменко Татьяны Юрьевны к ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Красноперкопского района», ПАО «ТНС Энерго Ярославль» об аннулировании задолженности, возложении обязанности произвести перерасчет компенсаций, взыскании компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи областного суда Маренниковой М.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Белова А.И. и Кузьменко Т.Ю. обратились в суд с иском к ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района», в котором с учетом уточнения требований просили:

- возложить на ответчика обязанность аннулировать задолженность по лицевому счету 402056598 в размере 35 234,65 рублей (в том числе 9743,55 рублей за электроэнергию 2016 год),

- произвести перерасчет компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01.11.2016 года по 31.10.2019 года и выплатить Беловой А.И. как ветерану труда недостающую разницу в сумме 2 766,73 рублей,

- прекратить взимание ежемесячной платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и электроснабжению с применением повышающего коэффициента с 01.12.2019 года,

- произвести перерасчет необоснованно начисленной платы за период с 01.11.2016 года по 31.10.2019 года по холодному водоснабжению в размере 3 460,97 рублей и по электроснабжению в размере 15 657,06 рублей, взыскав указанные суммы с ответчика как излишне оплаченные,

- взыскать компенсацию морального вреда в размере 750 000 рублей, по 375 000 рублей в пользу каждой.

В обоснование требований ссылались на то, что Белова А.И. и Кузьменко Т.Ю. являются долевыми собственниками квартиры <адрес>, общей площадью 68,8 кв.м, зарегистрированы и проживают в указанном жилом помещении. Управление многоквартирным домом осуществляет ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района». Белова А.И. является ветераном труда, Кузьменко Т.Ю. - нетрудоспособным членом семьи ветерана труда, на которых распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные ст.72 Закона ЯО от 19.12.2008 №65-з «Социальный кодекс Ярославской области». Истцы своевременно передают ответчику показания приборов учета и оплачивают выставляемые им счета. Однако, ответчик за период с 01.11.2016 года по 31.10.2019 года неправильно производил расчет взимаемой платы за коммунальные услуги и компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ветерану труда, с 01.12.2019 года необоснованно взимает ежемесячную плату за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и электроснабжению с применением повышающего коэффициента, чем нарушаются права истцов, как потребителей.

Решением Красноперекопского районного суда г.Ярославля от 30 июня 2020 года в удовлетворении иска Беловой А.И. и Кузьменко Т.Ю. отказано.

Не согласившись с решением суда, Белова А.И. и Кузьменко Т.Ю. обратились в суд с апелляционной жалобой, в которой просили отменить решение суда, принять по делу новое решение.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 29.10.2020 года постановлено перейти к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ. Указанным определением установлено, что судом принято решение о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле: ответчика ПАО «ТНС Энерго Ярославль», третьего лица - МКУ «Центр социальных выплат» г.Ярославля.

При таких обстоятельствах постановленное судом решение подлежит отмене.

В судебном заседании судебной коллегии истец Кузьменко Т.Ю. исковые требования поддержала по основаниям иска.

Представитель ответчика ПАО «ТНС Энерго Ярославль» по доверенности Маценко О.В. требования не признал, пояснил, что истцам в ходе рассмотрения дела сделан перерасчет по начислениям за электроэнергию за 2016 год, который отражен в платежных документах за ноябрь 2020 года на сумму 3300 рублей. Ошибка в расчетах произошла из-за того, что в квартире истцов установлено два прибора учета электроэнергии, показания одного из которых ошибочно не учитывались при перерасчете. После того, как это обстоятельство было выяснено, ПАО « ТНС « Энерго Ярославль» самостоятельно в добровольном порядке сделало перерасчет.

Остальные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, сведений о причинах неявки и доказательств уважительности причин не представили.

Принимая во внимание, что неявка лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не является препятствием для рассмотрения дела, судебная коллегия на основании части 4 статьи 167 ГПК РФ определила рассмотреть дело при имеющейся явке.

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, исследовав представленные письменные доказательства, судебная коллегия считает, что исковые требования Беловой А.И. и Кузьменко Т.Ю. подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии со ст.153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Согласно ч.1 ст.157 153 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее Правила), которыми регулируются, в том числе, отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых домов, а также устанавливается порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

В соответствии с подп.«г» п.34 Правил потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.

Согласно подп.«д» п.34 Правил потребитель обязан обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

В силу абз.3 п.42 Правил при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения № 2 к настоящим Правилам, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента.

В соответствии с подп.«а» п.59 Правил плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или в нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального прибора учета за период не менее 6 месяцев (если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то, начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.

Пунктом 60 Правил установлено, что по истечении указанного в подп.«а» п.59 настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальные услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с п.42 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающих коэффициентов, предусмотренных утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Согласно п.80 Правил учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных приборов учета.

Прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета (подп.«д» п.81.12 Правил).

Таким образом, указанные нормы закона прямо устанавливают обязанность потребителя коммунальных услуг использовать приборы учета, прошедшие поверку, обеспечивать проведение поверок этих приборов учета в сроки, установленные технической документацией, своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные платежи. Истечение срока эксплуатации прибора учета, в том числе в связи с не проведением в установленный срок его поверки, является основанием для начисления платы не по показаниям прибора учета, а исходя из среднемесячного объема потребления, а по истечении этого срока - по установленным нормативам потребления.

При этом, проведение поверок приборов учета в соответствии с технической документацией является обязанностью потребителя, в связи с неисполнением которой предусмотрен специальный механизм начисления платы за потребленные коммунальные ресурсы.

Из материалов дела следует, что Белова А.И. и Кузьменко Т.Ю. являются сособственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Управление многоквартирным домом по указанному адресу осуществляло в спорный период и осуществляет в настоящее время ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района» на основании договора управления.

Организацией, предоставляющей потребителям электроэнергию, в том числе в указанный многоквартирный дом, является ПАО «ТНС энерго Ярославль».

Квартира истцов с 12.12.1990 года была оборудована двумя индивидуальными приборами учета электроэнергии: <данные изъяты> года выпуска, межповерочный интервал прибора учета – 8 лет, то есть истек в марте 2007 года; <данные изъяты> года выпуска, межповерочный интервал прибора учета – 16 лет, то есть истек в марте 2015 года (л.д. 218)

Истцами по делу не оспаривалось, что поверка указанных ИПУ в марте 2007 года и в марте 2015 года не осуществлена.

Согласно Отзыву на иск управляющей компании между ПАО «ТНС энерго Ярославль» (поставщик) и ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района» (покупатель) заключен договор снабжения электроэнергией №6005003 от 04.02.2016 года. В соответствии с дополнительным соглашением к нему ПАО «ТНС энерго Ярославль» приняло на себя обязательства исполнителя коммунальных услуг, в том числе в части расчета, начисления и получения платы от собственников, пользователей жилых помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ОАО «Управдом Красноперекопского района», проверки состояний индивидуальных приборов учета.

Из дополнительного соглашения к договору снабжения электроэнергией №6005003 от 29.10.2018 года, следует, что поставщик выполняет расчет доначислений за коммунальную услугу электроснабжения за период с 01.01.2016 года по 31.12.2016 года и передает реестр покупателю, который в свою очередь обеспечивает выставление сумм доначислений в платежных документах потребителям за текущий расчетный период и обеспечивает поступление денежных средств в случае их оплаты поставщику.

В октябре 2018 года истцам выставлен счет на оплату электроэнергии за 2016 год в размере 9743,55 рублей, то есть в счет разницы между начислением по нормативу и фактически начисленным объемом по представленным показаниям приборов учета, при этом дальнейшее начисление платы за электроэнергию производилось по нормативу с повышающим коэффициентом, что следует из представленных квитанций.

Данное доначисление за потребленную электроэнергию произведено исходя из нормативов потребления электрической энергии в связи с истечением срока поверки индивидуальных приборов учета электроэнергии.

Истицами в спорный период передавались показания приборов учета электроэнергии, однако, их поверка не была проведена. При этом обязанность по обеспечению проведения поверок указанных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, возложена Правилами на потребителя и неразрывно связана с закрепленной подпунктом «г» пункта 34 Правил обязанностью потребителя использовать индивидуальные приборы учета, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.

Собственники квартиры не были лишены возможности своевременно провести такую поверку.

Истечение межповерочного интервала поверки прибора учета является основанием для начисления платы не по показаниям прибора учета, а исходя из норматива потребления коммунальной услуги электроснабжения в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354.Поскольку межповерочный интервал прибора, установленного для учета потребляемой электрической энергии в квартире истиц, истек в 2007 и в 2015 годах, исполнителем услуги ПАО «ТНС энерго Ярославль» обосновано произведено доначисление платы за электроэнергию за 2016 год, а последующее начисление производилось, исходя из нормативов потребления электрической энергии с повышающим коэффициентом.

Таким образом, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований истцов о прекращении взимания ежемесячной платы за коммунальную услугу электроснабжение с применением повышающего коэффициента с 01.12.2019 года, перерасчете необоснованно начисленной платы за период с 01.11.2016 года по 31.10.2019 года по электроснабжению в размере 15 657,06 рублей, поскольку данные начисления произведены с учетом требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354.

Доводы истцов о том, что приборы учета электроэнергии находятся в рабочем состоянии, плата за пользование электроэнергией производиться по показаниям счетчика, начисление платы за электроэнергию в большем размере необоснованно, судебной коллегией отклоняются, как несостоятельные основанные на неправильном толковании норм права.

Между тем, в суд ПАО «ТНС энерго Ярославль» представлены сведения о том, что при доначислении платы за электроэнергию по квартире истцов за 2016 годы не были учтены показания одного из приборов учета - <данные изъяты>, потому перерасчет платы за коммунальную услугу электроснабжение за 2016 год составил - 3300,30 рублей.

В судебном заседании представитель ПАО «ТНС энерго Ярославль» пояснил, что перерасчет истцам произведен, сумма задолженности снижена на указанную сумму 3300,30 рублей и выставлена в квитанции за ноябрь 2020 года.

Таким образом, факт нарушения ответчиком ПАО «ТНС энерго Ярославль» прав истцов как потребителей в связи с необоснованным начислением платы за коммунальную услугу электроснабжение за 2016 год на сумму 3300,30 рублей нашел свое подтверждение.

Поскольку ПАО «ТНС энерго Ярославль» перерасчет на указанную сумму произведен, что следует из представленной в суд квитанции, то основания для возложения на ответчиков обязанности по произведению перерасчета в данной части не имеется.

В соответствии с п.1 ст.15 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

В соответствии с п.45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Факт нарушения ответчиком ПАО «ТНС энерго Ярославль» прав истцов как потребителей в связи с необоснованным начислением платы за коммунальную услугу электроснабжение за 2016 год на сумму 3300,30 рублей нашел свое подтверждение, что является достаточным основанием для взыскания в пользу истцов компенсации морального вреда.

С учетом принципов разумности и справедливости, характера и объема причиненных нравственных страданий, степени вины ответчика, фактических обстоятельств дела, судебная коллегия считает достаточной ко взысканию в пользу истцов сумму компенсации морального вреда в размере 1000 руб. (по 500 рублей каждой).

Оснований для взыскания штрафа по ст.13 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" не имеется, поскольку не был соблюден требуемый для этого претензионный порядок разрешения спора.

Требования истцов о возложении на ответчиков обязанности прекратить взимание ежемесячной платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, электроснабжению с применением повышающего коэффициента с 01.12.2019 года, произвести перерасчет необоснованно начисленной платы за период с 01.11.2016 года по 31.10.2019 года по холодному водоснабжению, за электроснабжение удовлетворению не подлежат.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается истцами Беловой А.И. и Кузьменко Т.Ю., что индивидуальный прибор учета холодного водоснабжения в жилом помещении по адресу <адрес>, не устанавливался.

Индивидуальные приборы учета электроэнергии использовались без проведения поверочных мероприятий.

Как указывалось выше и исходя из анализа действующего законодательства, в том числе Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, по истечении установленного изготовителем срока поверки ИТУ его показания об объеме потребляемых коммунальных услуг не могут считаться достоверными, что фактически позволяет констатировать отсутствие прибора учета.

В силу абз.3 п.42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов от 06.05.2011 года №354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения № 2 к настоящим Правилам, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента.

Арифметическая правильность начисления платы за ХВС и электроэнергию, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, и электроснабжению, в том числе с применением повышающего коэффициента истцами контррасчетом не оспорена.

На основании изложенного, судебная коллегия не находит правовых оснований считать неверными выставленные ответчиками счета с применением повышающего коэффициента по квартире истцов за спорный период с 01.11.2016 года по 31.10.2019 года по оплате услуг ХВС и электроэнергию.

Согласно представленному управляющей организацией Расчету задолженности по оплате коммунальных услуг на 01.05.2020 года у истцов имеется долг по оплате коммунальных услуг в размере 27591,80 рублей, из которых: содержание и ремонт жилья - 3880,23 рублей, отопление - теплоэнергия - 9197,75 рублей, холодная вода - 1068,66 рублей, пользование абонентской линией - 2139,55 рублей, стоки холодной воды - 716,04 рублей, электричество - 2693,70 рублей, газовые сети - 160,76 рублей, содержание. Приборы учета - 120,58 рублей, уборка лестничных клеток - 651,92 рублей, уборка территории 1535,98 рублей, содержание и ремонт жилья: РКО - 263,36 рублей, вывоз мусора (коммунальная услуга) - 1220,47 рублей, диагностирование ВДГО - 137,60 рублей, повышающий коэффициент ХВ - 534,31 рублей, повышающий коэффициент Электроэнергия - 1748,21 рублей, ТО ВКГО - 294,71 рублей, электроэнергия для ОДН ЖУ 1147,56 рублей, ОДН холодная вода ЖУ - 49,13 рублей, ОДН стоки холодной воды ЖУ - 31,28 рублей (л.д. 165).

Таким образом, задолженность по лицевому счету в размере 35234,65 рублей, на которую ссылаются истцы отсутствует.

Вышеуказанная задолженность в размере 27591,80 рублей соответствующими доказательствами не опровергнута, расчет необоснованности начислений задолженности по указанным жилищно-коммунальным услугам в материалы дела истцами не представлен.

Также судебная коллегия находит необоснованными требования истцов о возложении на управляющую организацию обязанности произвести перерасчет компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01.11.2016 по 31.10.2019 года, выплатить Беловой А.И. как ветерану труда разницу в сумме 2 766,73 рублей.

В силу ч.2 ст.10 ст.22 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.72 Закона Ярославской области от 19 декабря 2008 г. N 65-з "Социальный кодекс Ярославской области" компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ветеранам труда, ветеранам военной службы и реабилитированным лицам осуществляется: в размере 50 процентов платы за содержание жилого помещения (в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Ярославской области); в размере 50 процентов взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Ярославской области, исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного Правительством Ярославской области); в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги в пределах установленных нормативов потребления. Предусмотренные частью 1 настоящей статьи меры социальной поддержки распространяются: на нетрудоспособных членов семей ветеранов труда, ветеранов военной службы - в части компенсации расходов на оплату жилого помещения.

Согласно положениям Постановления Правительства ЯО от 28.10.2009 N 1070-п (ред. от 21.05.2019) "Об утверждении порядка расчета и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Ярославской области и о признании утратившим силу постановления Правительства области от 29.12.2008 N 720-п" назначение и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация) осуществляется на основании письменного заявления гражданина, имеющего право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом Ярославской области от 19 декабря 2008 г. N 65-з "Социальный кодекс Ярославской области", Законом Ярославской области от 3 октября 2018 г. N 50-з "О временных мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста в Ярославской области" и федеральными законами (в случае наделения органов государственной власти Ярославской области полномочиями Российской Федерации по предоставлению указанных мер социальной поддержки), органом (учреждением) социальной защиты населения (далее - ОСЗН) по месту его постоянного или преимущественного проживания или временного пребывания, за исключением:- работников государственных учреждений здравоохранения, ветеринарии, социального обслуживания населения, культуры и искусства, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках Ярославской области; - приемных семей, которым предоставление компенсации осуществляется уполномоченным органом в сфере образования по месту постоянного или преимущественного пребывания приемной семьи (п.1.2).

Организации жилищно-коммунального хозяйства, информационно-расчетные центры, ресурсоснабжающие организации, товарищества собственников жилья (далее - организации) ежемесячно производят расчет сумм денежных эквивалентов МСП по оплате ЖКУ исходя из начислений (объема потребления ЖКУ) за истекший месяц и условий, указанных в соглашениях, предусмотренных пунктом 2.6 данного раздела Порядка.

Для определения общей суммы компенсации организации формируют реестры льготополучателей и до 5 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, представляют их в ОСЗН в электронном виде с отражением сумм денежных эквивалентов МСП за истекший месяц.

На основании заключенных соглашений об информационном обмене для предоставления МСП по оплате ЖКУ ежеквартально, начиная со второго квартала 2013 года, ОСЗН производят возмещение расходов организациям за расчет сумм денежных эквивалентов МСП по оплате ЖКУ, осуществляемый с 01.01.2013, за счет средств областного бюджета (п.2.3).

ОСЗН осуществляет сверку реестров, представленных организациями для уточнения права на получение компенсации каждым льготополучателем. При подтверждении данного права ОСЗН готовит выплатные документы и направляет их в организации, осуществляющие доставку компенсации (п.2.7).

Льготополучатели производят оплату ЖКУ в полном объеме без уменьшения суммы платежа на сумму МСП по оплате ЖКУ в сроки, установленные статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Компенсация предоставляется гражданину при отсутствии у него задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданином соглашения по ее погашению.

Денежные эквиваленты МСП по оплате ЖКУ по льготополучателю, имеющему задолженность по оплате ЖКУ, включаются организациями в список для передачи в ОСЗН с нулевой суммой.

Если льготополучатель погасил задолженность, возникшую в период предоставления МСП по оплате ЖКУ в денежной форме, то выплата компенсации возобновляется и производится за весь период погашенной задолженности (п.2.10).

Компенсация предоставляется и выплачивается льготополучателю для возмещения затрат на оплату ЖКУ по одному жилому помещению, где он зарегистрирован по месту постоянного или преимущественного проживания на территории Ярославской области (п.2.12).

Из представленных в материалы дела Единых платежных документов для внесения платы за коммунальные услуги по квартире истцов следует, что начисление МСП с кодом льготы-994 производиться.

Согласно Сальдо по льготам за период с октября 2016 года по апрель 2020 года по лицевому счету Беловой А.И. начислена льгота в размере 36507,39 рублей, выплачено 29226,13 рублей.

То есть, исходя из вышеприведенных законодательных норм, за спорный период истец Белова А.И. получала компенсацию как ветеран труда пропорционально внесению коммунальных платежей, которые как установлено выше, уплачены не в полном объеме.

Расчет компенсационных выплат ветерану труда, представленный истцами, является верным, между тем, данные выплаты не произведены по лицевому счету истцов в полном объеме ввиду наличия задолженности по оплате ЖКУ.

Таким образом, исходя из изложенного нарушений со стороны Управляющей организации по начислению и выплате компенсаций для возмещения затрат на оплату ЖКУ, в ходе судебного разбирательства не установлено.

На основании изложенного судебная коллегия частично удовлетворяет исковые требования Беловой А.И., Кузьменко Т.Ю. о компенсации морального вреда, взыскав его с ПАО «ТНС Энерго Ярославль» в сумме по 500 рублей в пользу каждой, в остальной части требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьей 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Красноперекопского районного суда г.Ярославля от 30 июня 2020 года отменить.

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с ПАО «ТНС Энерго Ярославль» в пользу Беловой Антонины Ивановны, Кузьменко Татьяны Юрьевны компенсацию морального вреда в сумме по 500 рублей каждой.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи