Судья: 0 Дело 0 Уникальный идентификатор дела 50RS00-42 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 0 30 марта 2022 г. Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи 0 судей Магоня Е.Г., Исаевой Е.В. при помощнике судьи 0, с участием прокурора 0 рассмотрев в открытом судебном заседании от 0 апелляционную жалобу Администрации городского округа 0 на решение Чеховского городского суда 0 от 0 по гражданскому делу 0 по исковому заявлению Чеховского городского прокурора 0 в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа 0 об обязании оборудовать автомобильную дорогу общего пользования местного значения, стационарным электрическим освещением, поставить на государственный кадастровый учет автомобильную и зарегистрировать право собственности, заслушав доклад судьи 0 объяснения явившихся лиц, УСТАНОВИЛА: Чеховский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к ответчику с исковыми требованиями: обязать Администрацию городского округа 0 оборудовать автомобильную дорогу общего пользования местного значения, расположенную по адресу: 0, г.о. Чехов, 0, стационарным электрическим освещением, в соответствии с действующими нормами и правилами, в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда; обязать Администрацию городского округа 0 поставить на государственный кадастровый учет автомобильную дорогу общего пользования местного значения, расположенную по адресу: 0, г.о. Чехов, 0, в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда; обязать Администрацию городского округа 0 зарегистрировать право собственности на автомобильную дорогу общего пользования местного значения, расположенную по адресу: 0, г.о. Чехов, 0, в едином государственном реестре недвижимости, в установленном законом порядке, в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. В судебном заседании помощник Чеховского городского прокурора 0 заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам указанным в исковом заявлении. Ответчик-представитель Администрацию городского округа 0 в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве. 3-е лицо – представитель ОГИБДД ОМВД России по г.о. 0, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Решением Чеховского городского суда 0 от 0 исковые требования удовлетворены. Не согласившись с указанным решением суда, ответчиком Администрации городского округа 0 подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 0 решение Чеховского городского суда от 0 оставлено без изменения. Определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 0 апелляционное определение от 0 отменено. Материалы гражданского дела направлены на новое апелляционное рассмотрение. В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика Администрации городского округа 0, просил решение суда отменить как незаконное и необоснованное, согласно доводам апелляционной жалобы. Прокурор просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Остальные стороны не явились. По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах. Судебная коллегия, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела. Кроме того в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на сайте Московского областного суда. Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия находит обжалуемое решение подлежащим отмене с вынесением нового решения. Как разъяснено в абз. 1 п. 2. Постановления № 23 Пленума Верховного суда РФ «О судебном решении» от 19.12.2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение суда должно быть законным и обоснованным (ч.1 ст. 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. В соответствии с п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №23 от 19.12.2003 года «О судебном решении» решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов. Судом первой инстанции установлено, также из материалов дела следует, что в собственности муниципального образования «0» находится автомобильная дорога общего пользования местного значения, расположенная по адресу: 0, г.о. Чехов, 0, которая в нарушение требований законодательства не имеет освещения, не поставлена на кадастровый учёт и не зарегистрирована. Как следует из материалов дела, дорога имеет переходный тип покрытия (грунт, щебень, песок, гравий). Находится в оперативном управлении МБУ «Чеховское благоустройство», которое выполняет работы по ее содержанию. В связи с выявленными нарушениями Чеховской городской прокуратурой 0 в адрес главы г.о. 0 было внесено представление об устранении нарушений закона. Из материалов дела следует, что согласно ответу от 0 администрацией г.о. 0 вопрос по оборудованию указанной улицы освещением будет рассмотрен при формировании адресного перечня муниципальной программы «Формирование современной комфортной городской среды» на 2022-2024 г.г., и дорога будет предложена на включение в предварительный план работ в рамках муниципальной программы «Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса» на 2021-2022 гг. Разрешая спор, суд первой инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, правоотношений сторон, а также соответствующих норм права, исходил из того, что в нарушение требований закона спорная дорога была принята в муниципальную собственность в отсутствие какой-либо технической и иной документации, определяющей её как объект гражданских прав, границы которого не установлены в соответствии с требованиями законодательства; на кадастровый учёт дорога не поставлена и не зарегистрирована, доказательств обратного не представлено; спорный объект отвечает признакам автомобильной дороги, расположен в границах муниципального образования «0», и бездействие органа местного самоуправления может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц в сфере надлежащего обеспечения безопасности дорожного движения. Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда, поскольку, в нарушение требований ст. ст. 56, 148 ГПК РФ суд не определил правоотношения сторон, подлежащий применению закон, обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, какой из сторон они подлежат доказыванию и не дал оценки предоставленным сторонами доказательствам. В силу требований ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ судом должны быть созданы условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств дела; всесторонне, полно и объективно исследованы доказательства. В силу пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. На основании пункта 1 статьи 131 настоящего Кодекса право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Согласно статье 3 Федерального закона от 0 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от 0 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости. В пункте 2 статьи 8 настоящего Федерального закона закреплено, что к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, к которым согласно пункту 4 также отнесены: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид), описание местоположения объекта недвижимости. В пункте 2 статьи 14 указанного Федерального закона установлено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; вступившие в законную силу судебные акты. В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 26 данного Федерального закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав также в случае, если объект, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, государственный кадастровый учет которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом. На основании статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейные объекты – это линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Статьей 51 настоящего Кодекса установлено, что для строительства линейных объектов необходимо получение разрешения на строительство, а после завершения строительства - разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (статья 55 указанного Кодекса). Таким образом, исходя из вышеназванных норм права, автомобильная дорога как объект недвижимости создается с соблюдением порядка, установленного для образования в целом объектов недвижимости (отвод земельного участка, получение разрешения на строительство, соблюдение строительных норм и правил, сдача в эксплуатацию). Тем самым, при разрешении вопроса отнесения автомобильной дороги к объектам недвижимости при осуществлении государственной регистрации учитывается наличие отвода под дорогу земельного участка, разрешительной документации на строительство дороги, ввода в эксплуатацию или принятие вступившего в законную силу судебного акта, относящего дорогу к таким объектам. В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений. Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 00-О указал, что в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (ст.123 ч.3 Конституции Российской Федерации), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (ч.1 ст.56 ГПК РФ), и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий. При этом суд, являющийся субъектом гражданского судопроизводства, активность которого в собирании доказательств ограничена, обязан создавать сторонам такие условия, которые обеспечили бы возможность реализации ими процессуальных прав и обязанностей, а при необходимости, в установленных законом случаях, использовать свои полномочия по применению соответствующих мер. Разрешая исковые требования об обязании Администрации городского округа 0 поставить на государственный кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на автомобильную дорогу общего пользования местного значения, расположенную по адресу: 0, г.о. Чехов, 0, в едином государственном реестре недвижимости, суду первой инстанции необходимо было исходить из того, что в материалы дела не представлены доказательства по определению характеристик спорной дороги в качестве индивидуально-определенной вещи, позволяющие отнести дорогу к объектам недвижимости. Судебная коллегия принимает во внимание, что как следует из позиции ответчика, что также не оспорено истцом, что в отношении спорной дороги не осуществлялась процедура в соответствии с положения Градостроительного кодекса РФ по оформлению разрешительной документации на строительство дороги, получении разрешения на строительство, с последующим введением спорного объекта в эксплуатацию. Дорога представляет собой смешанный тип, объектом недвижимости не является, поскольку таковых признаков не имеет. Согласно ответа администрации городского округа Чехов на предписание Чеховской городской прокуратуры, техническое имущество, обеспечивающее уличное освещение по 0 в д. Аксенчиково отсутствует в муниципальной собственности городского округа Чехов, для его организации необходимо проведение комплекса мероприятий по разработке проектно-сметной документации и работ по устройству линии наружного освещения. В связи с секвестированием бюджета городского округа Чехов мероприятия по устройству систем наружного освещения по указанному адресу не вошли в муниципальную программу «Формирование современной комфортной городской среды» на 2020-2021 гг. Согласно ст. 15 Бюджетного Кодекса РФ установлено, что бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Согласно требованиям ФЗ № 44 -ФЗ организация заключения контрактов на оказание услуг, выполнение работ предполагает: подготовку аукционной документации, обеспечение размещения заказа путем запроса котировок, заключение контракта по результатам процедуры, непосредственное исполнение контракта подрядчиком в соответствии с техническим заданием- обеспечение исполнения контракта. Согласно п.5 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 0 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; Согласно ч.2 ст. 18 Федерального закона от 0 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). Согласно п. 6.1 ч.1 ст. 17 ФЗ 0 - ФЗ предполагает, что целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом, для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами осуществляются государственные и муниципальные закупки в порядке, определенным Федеральный закон от 0 N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Для обеспечения требований Федерального закона № 44-ФЗ подлежат исполнению следующие этапы: - подготовка аукционной документации; - обеспечение размещения заказа путем размещения лота на сайте zakupki.gov; - определение победителя, предложившего наименьшую цену; - заключение муниципального контракта на разработку проектной и сметной документации; обеспечение исполнения муниципального контракта на разработку проектной и сметной документации; принятие результата работ, услуг по акту приема-передачи; - подготовка аукционной документации на устройство уличного освещения; - обеспечение размещения заказа путем размещения лота на сайте zakupki.gov; - определение победителя, предложившего наименьшую цену; - заключение муниципального контракта на устройство уличного освещения; - обеспечение исполнения муниципального контракта на устройство уличного освещения; принятие результата работ, услуг по акту приема- передачи. Обеспечение финансирования мероприятий, направленных на благоустройство городского округа и формирование городской среды осуществляется в соответствии с муниципальной программой «Формирование современной комфортной городской среды на 2020-2021 год». При разрешении исковых требований об обязании Администрации городского округа 0 оборудовать автомобильную дорогу общего пользования местного значения, расположенную по адресу: 0, г.о. Чехов, 0, стационарным электрическим освещением, в соответствии с действующими нормами и правилами, судебная коллеги, принимает во внимание юридически значимые обстоятельства, что решением совета депутатов городского округа Чехов от 00 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Чехов, в состав которого входит спорная дорога общего пользования местного значения с типом покрытия переходное протяженностью 910 м., шириной 4 м, площадью 3 640 кв.м. Как следует из ответа администрации городского округа 0 в адрес истца, следует, что спорная дорога передана в оперативное управление МБУ «Чеховское благоустройство», которое выполняет работы по содержанию автомобильных дорог в летний и зимний период, принята муниципальный баланс без уточнения точных географических координат, межевания под дорогой, оформления кадастрового номера, паспорта и подготовки иной технической документации. Также из вышеуказанного ответа следует, что в 2021 году разработана проектно-сметная документация и получено положительное заключение ГАУ МО «Мособлгосэкспертиза» на выполнение работ по устройству освещения. Постановлением администрации городского округа Чехов московской области от 00 «О внесении изменений в муниципальную программу «Формирование современной комфортной городской среды», в программу «Комфортная городская среда» дорога общего пользования местного значения, расположенная по адресу: 0, г.о. Чехов, 0, включена в программу благоустройства общественных территорий, предусмотренных мероприятием 1.17 «Устройство систем наружного освещения в рамках реализации проектов «Светлый город» на 2022-2024 гг. Учитывая порядок и сроки благоустройства общественных территорий путем устройства систем наружного освещения, финансирования местного бюджета, принимая во внимание, позицию ответчика о том, что оборудование объекта уличным стационарным электрическим освещением без участия квалифицированного и сертифицированного подрядчика недоступно, о недопустимости исполнении органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения обязательств муниципальных образований, о необходимости дополнительного времени для реализации благоустройства общественной территорий путем устройства наружного освещения, установив, что ответчиком приняты меры по исполнению предписания Чеховской городской прокуратуры в части, что подтверждается решением совета депутатов городского округа Чехов от 00 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Чехов, и постановлением администрации городского округа Чехов московской области от 00 «О внесении изменений в муниципальную программу «Формирование современной комфортной городской среды», что указывает на осуществление мер прокурорского реагирования в добровольном порядке, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований. Истец не обосновал необходимость осуществления работ по освещению в досрочном порядке, минуя график программы. Как пояснил представитель ответчика, освещение отсутствует в более десятка населенных пунктах 0. Программа освещения рассчитана с учетом бюджета и количества жителей населенных пунктах. При указанных обстоятельствах с учетом установленных данных, оснований для удовлетворения иска судебной коллегией не усматривается. Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Исходя из требований ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности решения, необходимо иметь в виду, что решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или общеизвестными обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов. Судебная коллегия полагает, что решение суда указанным требованиям не соответствует, выводы суда противоречат имеющимся материалам дела. Допущенные нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, повлиявшими на исход дела. При указанных обстоятельствах решение суда подлежит отмене, с вынесением нового решения, доводы апелляционной жалобы подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Чеховского городского суда 0 от 0 - отменить. Принять новое решение. Исковые требования Чеховского городского прокурора 0 в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа 0 об обязании оборудовать автомобильную дорогу общего пользования местного значения, стационарным электрическим освещением, поставить на государственный кадастровый учет автомобильную и зарегистрировать право собственности– оставить без удовлетворения. Апелляционную жалобу Администрации городского округа 0 - удовлетворить. Председательствующий судья Судьи |