АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 февраля 2016 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Ивановой И.Е.,
судей Вороной Н.Л., Решетниковой О.В.,
при секретаре Ч.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
П.О.А. к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, признании права на присвоение звания «Ветеран труда» и выдаче удостоверения,
по апелляционной жалобе Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
на решение Ханты-Мансийского районного суда от 18 сентября 2015 года, которым постановлено:
«исковые требования П.О.А. к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, признании права на присвоение звания «Ветеран труда» и выдаче удостоверения, удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в присвоении П.О.А. звания «Ветеран труда».
Признать за П.О.А. право на присвоение звания «Ветеран труда».
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Департамента социального развития ХМАО-Югры в пользу П.О.А. государственную пошлину в размере 300 рублей».
Заслушав доклад судьи Ивановой И.Е., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
П.О.А. (истица) обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту социального развития ХМАО – Югры (ответчик) о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, признании права на присвоение звания «Ветеран труда» и выдаче удостоверения.
Требования мотивировала тем, что ей отказано в присвоении звания на том основании, что знак отличия «300 лет горно-геологической службе России», знак и памятная лента «Ветеран геологии Среднего Приобья» не включены в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 № 103-п.
Полагала, отказ ответчика нарушает её права и интересы на получение социальных гарантий лицам, к категории которых относится в силу закона РФ. Просила признать отказ незаконным и возложить на ответчика обязанность по присвоению ей звания.
Департамент возражений против иска не представил.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
Суд рассмотрел дело в их отсутствии в соответствии с правилами ст.167 ГПК РФ. Проверил доводы сторон, представленные доказательства, постановил вышеизложенное решение, с которым не согласен ответчик. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, в удовлетворении исковых требований отказать.
Указывает на нарушение судом норм материального права, поскольку не принято во внимание, что в силу ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ. Такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов.
Меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и являются их расходными обязательствами, то у субъектов РФ имеется право самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте РФ. Ссылка суда на то, что законодатель субъекта РФ не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда соответствии со статьей 7 Федерального закона «О ветеранах», полагает, является несостоятельной, поскольку Постановление Правительства автономного округа от 06 июня 2005 г. № 103-п, не исключает лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, а определяет перечень ведомственных знаков.
Участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, в связи с чем, на основании статей 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам и требованиям закона.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (п. 1 ст. 327.1 ГПК РФ).
Из материалов дела следует, что спор возник о наличии у истицы права на получение звания «Ветеран труда», что требуется для обращения в компетентные органы за получением социальных льгот и гарантий, установленных для такой категории граждан правилами законодательства.
П.О.А. является пенсионером по старости, что подтверждается удостоверением, справкой от (дата), трудовой книжкой. На основании приказа Госкомгеологии РСФСР Обского государственного ордена Дружбы народов геологического предприятия по разведке нефти и газа «Обьнефтегазгеология» (номер) от (дата)П.О.А. награждена знаком и памятной лентой «Ветеран геологии Среднего Приобья».
Приказом от (дата)(номер)П Министерства природных ресурсов Российской Федерации П.О.А. О.А. награждена знаком отличия «300 лет горно-геологической службе России».
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ (ред. от 16.11.2011) «О ветеранах» ветеранами труда являются лица:
1) имеющие удостоверение «Ветеран труда»;
2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 25.09.1999 N 1270 (утратил силу с 12.06.2006 в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 12.06.2006 N 603) было утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», которое также не устанавливало каких-либо ограничений в правовом статусе лиц, отнесенных к данной категории.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон «О ветеранах», в соответствии со статьей 22 которого меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Нормы ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» ограничиваются лишь базисными требованиями в определении оснований приобретения статуса ветерана труда, формируя, таким образом, направления законотворческого процесса регионов в данной области. Однако, по смыслу этой федеральной нормы под порядком и условиями присвоения звания «Ветеран труда», понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания «Ветеран труда», перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 этой статьи, перечень которых является исчерпывающим.
Выступая в качестве нормативного акта прямого действия, Закон N 122-ФЗ предусматривает, что в целях защиты прав и законных интересов граждан, претендующих на получение звания «Ветеран труда», законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ не могут быть установлены основания и условия присвоения этого звания, существенным образом ухудшающие права и интересы граждан в сравнении с Законом N 5-ФЗ. Перечень орденов, медалей, почетных званий, награждение которыми выступает в качестве условия приобретения статуса ветерана труда, а равно условия и порядок награждения определены Положением о государственных наградах РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. N 442 (с изм.).
Наряду с орденами и медалями, почетными званиями СССР и РФ при присвоении звания «Ветеран труда» подлежат учету и ведомственные знаки отличия в труде.
Приказом Министерства приходных ресурсов Российской Федерации от 5 сентября 2000 года №325 «Об утверждении медали «Горно-геологическая служба России» и юбилейного знака «300 лет горно-геологической службе России» утверждено Положение о названном юбилейном знаке.
В соответствии с приведённым Положением юбилейный знак «300 лет горно-геологической службе России» является ведомственной наградой Министерства природных ресурсов Российской Федерации, им награждаются работники, отработавшие в геологической отрасли не менее 25-ти лет, внесшие значительный вклад в развитие-минерально-сырьевой базы России.
Содержание вышеприведенных норм позволяло суду сделать вывод, что юбилейный знак «300 лет горно-геологической службе России» относится к ведомственным знакам отличия в труде, которые дают право истице для присвоения звания «Ветеран труда».
При этом суд обоснованно указал на то, что знак и памятная лента «Ветеран геологии Среднего Приобья» от имени Председателя профкома Обского государственного ордена Дружбы народов геологического предприятия по разведке нефти и газа «Обьнефтегазгеология» не является ведомственной наградой, поэтому отказ ответчика в указанно части требований является правомерным.
Правовой смысл подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» N 5-ФЗ от 12 января 1995 года подразумевает, что к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке.
Наличие государственных наград и ведомственных знаков отличия, указанных в п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах», является одним из условий присвоения звания «Ветеран труда», при этом в рамках предоставленных п. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» полномочий, законом субъекта РФ может быть самостоятельно расширен перечень знаков отличия в труде и негосударственных наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте РФ.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам, исходя из конституционного принципа равенства прав граждан, а также того, что истица была в установленном законом порядке награждена ведомственным знаком отличия в труде.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, на иное толкование действующего законодательства, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Обстоятельства дела исследованы судом надлежаще, в дополнительной проверке не нуждаются. Выводы суда мотивированные и подтверждаются имеющимися в деле доказательствами. Решение суда отвечает требованиям ст. 198 ГПК РФ. Нормы материального права применены судом правильно. Оснований, установленных ст. 330 ГПК РФ для отмены судебного решения не выявлено.
Руководствуясь статьями 327.1, 328 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Ханты-Мансийского районного суда от 18 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции, вынесенное по апелляционной жалобе, вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий: Иванова И.Е.
Судьи: Вороная Н.Л.
Решетникова О.В.