ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-566/2016 от 18.02.2016 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Председательствующий Журавлева Н.Ю.

Дело № 33 – 566 / 2016 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:

председательствующего Топоева А.С.

судей Морозовой В.Н., Пархомович Г.П.,

при секретаре Гузик И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 18 февраля 2016 года

апелляционную жалобу истца ФИО1 на решение Ширинского районного суда от 27 октября 2015 года, которым отказано в удовлетворении иска ФИО2 в интересах ФИО1 к администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия, администрации Ширинского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия, Государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения Ширинского района», Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Хакасия о признании ФИО1, ФИО3, ФИО4 постоянно проживавшими и пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, включении их в список граждан на получение финансовой помощи, включении ФИО1 в списки граждан на строительство жилья.

Заслушав доклад судьи Морозовой В.Н., пояснения представителя истца ФИО2, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО2 в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия, администрации Ширинского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия, Государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения Ширинского района», Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Хакасия о признании ФИО1, ФИО3, ФИО4 постоянно проживавшими в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченными в результате пожара, обязании включить их в список граждан на получение финансовой помощи, предоставить на праве собственности жилое помещение, площадью не менее 60, 5 кв.м., требования мотивировал тем, что в связи с чрезвычайной ситуацией, возникшей 12 апреля 2015 г. на территории Республики Хакасия в результате пожаров, в зону чрезвычайной ситуации попало жилое помещение, расположенное в <адрес>. Собственником земельного участка и утраченного жилого помещения по указанному адресу являлась мать истца ФИО4, которая в результате пожара погибла вместе с бабушкой истца ФИО3 Указанные лица проживали и были зарегистрированы в утраченном жилом помещении. Полагал, что поскольку истец ФИО1 является наследником имущества, открывшегося после смерти ФИО4, которое состоит из квартиры, находящейся по вышеуказанному адресу, общей площадью 60, 5 кв.м., она имеет право на получение финансовой помощи в размере <данные изъяты> рублей за уничтоженное пожаром имущество, принадлежавшее ее матери ФИО4 и <данные изъяты> рублей за уничтоженное пожаром имущество ее бабушки ФИО3, а также имеет право на получение мер социальной поддержки в виде строительства жилья с последующей его передачей ей в собственность.

Определением Ширинского районного суда от 23 октября 2015 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Правительство Республики Хакасия, Отдел управления федеральной миграционной службы России по Республике Хакасия, Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия.

В судебном заседании представитель истицы ФИО2 заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика администрации муниципального образования Ширинского района ФИО5 исковые требования не признала, указала, что истец на момент пожара не являлась собственником утраченного жилого помещения и не проживала в нем, фактически жила в г. Москве, зарегистрирована в г. Владивостоке.

Дело рассмотрено в отсутствие истца ФИО1, представителей ответчиков Правительства РХ, ГКУ РХ «Управление социальной поддержки населения Ширинского района», Отдела управления федеральной миграционной службы РФ по РХ, Управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности РХ, Министерства финансов РФ в лице УФК по РХ Министерства труда и социального развития РХ, администрации Ширинского сельсовета Ширинского района РХ.

Суд постановил решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказал.

С решением не согласна истец ФИО1

В апелляционной жалобе она просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное. Полагает неправильным вывод суда об отсутствии у нее права на получение мер социальной поддержки в виде строительства жилья, и получение финансовой помощи за уничтоженное пожаром имущество. Считает, что придя к такому выводу, суд не принял во внимание, что она (истец), является наследником имущества, открывшегося после смерти ее матери ФИО4

Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с абз. 7 п. 1 и п. 2 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2015 года № 429 утвержден объем трансфертов бюджету Республики Хакасия на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территории Республики Хакасия, а также утверждены Правила предоставления указанных трансфертов (далее – Правила).

Согласно подп. «а» п. 4 Правил № 429 трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожаров, чьи права собственности на такие помещения зарегистрированы в установленном порядке, а также гражданам, имеющим документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на такие жилые помещения, постоянно проживавшим (имеющим постоянную регистрацию по месту жительства) в указанных помещениях в населенных пунктах, подвергшихся пожарам, и не имеющим другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющим другое жилое помещение, также признанное непригодным для проживания либо утраченным в результате пожаров, либо имеющим другое жилое помещение (долю в жилом помещении), если его площадь менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, в виде предоставления жилого помещения, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и приобретенного уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации или подведомственными этому органу государственными учреждениями в интересах граждан, либо строительства жилых домов на земельных участках, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих гражданам и (или) совместно проживающим с ними членам семьи либо находящихся в муниципальной собственности, по выбору граждан с последующим оформлением указанных жилых помещений или жилых домов в их собственность.

Таким образом, условиями предоставления мер социальной поддержки в виде строительства жилого дома являются проживание на момент возникновения чрезвычайной ситуации в утраченном в результате пожара жилом помещении, на которое гражданин имеет право собственности, отсутствие иного пригодного для жилья помещения в собственности претендующего на получение мер социальной поддержки и членов его семьи.

В силу п. 7 порядка, к членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими по месту жительства в утраченном жилье на момент чрезвычайной ситуации совместно с ним его супруг или супруга, дети (в том числе усыновленные, находящиеся под опекой (попечительством), находящиеся на воспитании в приемных семьях), родители и усыновители этого гражданина и его внуки, а также иные лица, признанные решением суда членами семьи гражданина, если они вселены в утраченное жилье гражданином в качестве членов его семьи.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 24.05.2015 года № 241 утвержден порядок реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабными пожарами, произошедшими в апреле 2015 года на территории Республики Хакасия (далее – Порядок).

Согласно п. 3 Порядка предоставление мер поддержки в виде строительства жилых домов взамен утраченных, капитального ремонта поврежденных жилых помещений осуществляется в пределах ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия на 2015 год на указанные цели.

Как видно из материалов дела, жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, принадлежали на праве собственности ФИО4 (матери истца).

Постановлением главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия 12 апреля 2015 г. с 13.00 часов на территории Республики Хакасия введен режим чрезвычайной ситуации, постановлением главы администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия от 17 апреля 2015 года № 172 (в редакции Постановления от 30 апреля 2015 года № 205) введен режим чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования Ширинский район.

Судом установлено, что в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей 12 апреля 2015 года, домовладение и имущество первой необходимости по указанному адресу уничтожено полностью, в результате пожара погибли мать истца ФИО4, бабушка истца ФИО3

На момент пожара в утраченном доме проживали и были зарегистрированы ФИО4, ФИО3 (справка ОУФМС РФ по РХ).

Согласно свидетельству о праве на наследство по закону серии <данные изъяты> от 14 октября 2015 года наследницей к имуществу умершей ФИО4 является ее дочь ФИО1 Наследство, на которое выдано вышеуказанное свидетельство, состоит из квартиры, расположенной по адресу: <адрес><адрес>

21 апреля 2015 года истец обратилась в администрацию МО Ширинского района с заявлением о включении ее в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, которые были утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, на получение мер социальной поддержки в виде строительства жилого дома взамен утраченного.

Решением администрации МО Ширинского района от 22 июля 2015 года в удовлетворении заявления ФИО1 отказано в связи с тем, что она не проживала по адресу: <адрес> кроме того, у нее отсутствовали документы, являющиеся основанием для государственной регистрации права собственности на жилое помещение.

Не согласившись с данным отказом, истец обратилась в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что имеет право на получение мер социальной поддержки в виде строительства жилья, а также на получение финансовой помощи за уничтоженное пожаром имущество ее матери ФИО4, бабушки ФИО3, поскольку является наследником имущества, открывшегося после смерти ФИО4

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у ФИО1 права на получение мер социальной поддержки в виде получения финансовой помощи, а также строительства жилья взамен утраченного в связи с возникшей чрезвычайной ситуацией, поскольку на момент возникновения чрезвычайной ситуации истец не проживала в утраченном жилом помещении, и не имела права собственности на утраченное помещение на момент возникновения чрезвычайной ситуации. Доказательств, свидетельствующих об уничтожении пожаром принадлежащего ей имущества первой необходимости, не представила.

С таким выводом соглашается и судебная коллегия, поскольку он постановлен при правильном применении норм материального права и основан на исследованных в ходе судебного разбирательства доказательствах.

В судебном заседании, в том числе показаниями свидетелей, установлено, что истец ФИО1 не проживала в утраченном жилом помещении, зарегистрирована в г. Владивостоке, а фактически с апреля 2011 года проживает в г. Москве.

Как правильно указал суд, одним из обязательных условий для признания за гражданином права на получение соответствующей финансовой помощи является факт постоянного проживания в жилом помещении, которое пострадало в результате чрезвычайной ситуации и установление факта утраты им имущества первой необходимости, в случае, если это имущество было утрачено полностью или частично.

Истец в обоснование права на получение мер социальной поддержки ссылалась на то, что является наследником имущества после смерти ФИО4, и как наследник имеет право на получение мер социальной поддержки, на которые имел право наследодатель.

Между тем, согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.

Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.

Истец полагала, что она как наследник умершей ФИО4 имеет право на получение мер социальной поддержки, которые бы могла получить наследодатель при жизни.

Данный довод истца не может быть признан обоснованным, поскольку в силу вышеприведенных правовых норм не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя. В данном случае право на получение мер социальной поддержки неразрывно связано с личностью наследодателя, и переход этого права в порядке наследования Федеральным законом от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», другими законами не предусмотрен.

Таким образом, отказывая в иске, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил представленные доказательства и дал им правильную правовую оценку, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ширинского районного суда от 27 октября 2015 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий А.С. Топоев

Судьи В.Н. Морозова

Г.П. Пархомович