Председательствующий – Зрелкина Е.Ю. Дело № 33-567
номер дела в суде первой инстанции 2-1158/2022
УИД 02RS0001-01-2022-003277-58
номер строки в статистическом отчете 2.121
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 августа 2022 года г. Горно-Алтайск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи – Черткова С.Н.,
судей – Кокшаровой Е.А., Шнайдер О.А.,
при секретаре – Казаниной Т.А.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от <дата>, которым
отказано в удовлетворении исковых требований ФИО1 о возложении обязанности на Правительство Республики Алтай в лице республиканской комиссии по реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» выдать ФИО1 государственный жилищный сертификат.
Заслушав доклад судьи Шнайдер О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Правительству Республики Алтай в лице Республиканской комиссии по реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы «Жилище» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» об обязании выдать государственный жилищный сертификат. Исковые требования мотивированы тем, что истец состоит на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в рамках реализации Федерального закона от 25.10.2002 года 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с <дата>. Истец не имеет других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также не имеет на праве собственности и на условиях договора социального найма жилых помещений в <адрес>. В настоящее время ФИО1 проживает в <адрес>, у родственников.
Суд вынес вышеуказанное решение, с которым не согласилась ФИО1, в апелляционной жалобе просит решение отменить, вернуть на новое рассмотрение с привлечением в качестве третьего лица на стороне ответчика Министерство регионального развития Республики Алтай. В обоснование жалобы указывает, что согласно сведениям администрации МО «<адрес>» истец состоит на учете под №, по предоставленным Правительством Республики Алтай сведениям она состоит под №. Из решения суда не усматривается, когда истец была поставлена в очередь в сводном списке под №, когда и по какому принципу сформирован данный список. Министерство регионального развития Республики Алтай, которое занимается формированием и утверждением списка граждан, получателей государственных жилищных сертификатов, судом не привлечено в качестве третьего лица на стороне ответчика.
В письменном отзыве представитель Правительства Республики Алтай в лице республиканской комиссии по реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», Министерства регионального развития Республики Алтай ФИО2 полагает, что исковое заявление не подлежит удовлетворению.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, поступивших относительно нее возражений, выслушав ФИО1, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Условия и порядок предоставления социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регулируются Федеральным законом РФ от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Названным законом установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
Статьей 2 Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ установлено, что если иное не предусмотрено данным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий: - в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности); - во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам; - в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; - в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ, очередность предоставления жилищных субсидий для каждой категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы, в состав которой вошла подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», предполагающая оказание финансовой поддержки гражданам Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, путем предоставления им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», которые устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Пунктами 7-13 Правил установлено исполнение государственных обязательств по выдаче государственных жилищных сертификатов с наличием бюджетного финансирования.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1, <дата> года рождения, <дата> обратилась в администрацию МО «<адрес>» с заявлением о включении в состав участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством».
<дата> постановлением администрации Муниципального образования «<адрес>» ФИО1 поставлена на учет, как изъявившая желание выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по списку «пенсионеры».
В соответствии с п. 26 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов орган исполнительной власти субъекта РФ на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год по форме согласно приложению № 2 и утверждает его. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Формирование сводного списка граждан, изъявивших желание получить сертификат на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты, осуществляют органы исполнительной власти субъекта РФ на основании списков, полученных от органов местного самоуправления.
Согласно справки Администрации МО «<адрес>, ФИО1 состоит на данном учете с <дата> под №.
В сводном списке граждан Республики Алтай, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, по категории «пенсионеры», ФИО1 стоит под №, дата постановки на учет <дата>.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 в установленном порядке поставлена на учет, включена в сводный список на получение государственного жилищного сертификата, очередность в сводном списке соответствует дате постановки ФИО1 на учет <дата>, ее право на получение государственного жилищного сертификата как гражданина, выехавшего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории «пенсионеры» ответчиком не оспаривается, реализация данного права производится в порядке очередности, установленной в сводном списке получателей по каждой категории граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, предусмотренной статьей 2 Федерального закона от 25.10.2002 года №125-ФЗ.
Судебная коллегия находит указанный вывод суда верным, поскольку, вопреки доводам истца, ни Федеральный закон от 25.10.2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», ни Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации данной жилищной подпрограммы обеспечения жилищными субсидиями граждан, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года №153, не предусматривают внеочередного порядка предоставления субсидии для приобретения жилого помещения данной категории граждан, напротив, устанавливают предоставление таких мер социальной поддержки исключительно в порядке очередности.
Выводы суда первой инстанции основаны на доказательствах, имеющихся в материалах дела и правильном применении норм материального права.
Таким образом, поскольку ФИО1 требованиям, указанным в законе, позволяющим претендовать на предоставление за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом, соответствует, не исключена из Сводного списка очередников, является участником подпрограммы, право ее на получение данной социальной льготы никем не оспорено, права на внеочередное получение жилищного сертификата для приобретения жилья в силу действующего законодательства ФИО1 не имеет, следовательно, отсутствуют основания для реализации ее права путем возложения обязанности на ответчика предоставить ей жилищную субсидию во внеочередном порядке. При этом права ФИО1 на получение жилищной субсидии ответчиком не нарушены, поскольку ей не было отказано в ее предоставлении по мотиву отсутствия права, она не лишена возможности получить социальную выплату в порядке, предусмотренном нормативными актами путем выдачи жилищного сертификата в порядке очередности.
В соответствии с Положением о Министерстве регионального развития Республики Алтай, утвержденным Постановлением Правительства Республики Алтай от 18.05.2006 года № 99, министерство: осуществляет выдачу государственных жилищных сертификатов гражданам - участникам основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 года № 1710, указанным в подпунктах «е» - «и» Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года № 153, и формирует и утверждает сводные списки граждан - получателей государственных жилищных сертификатов в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Алтай.
Рассматривая доводы истца о неверном определении круга лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит правовых оснований согласиться ними.
Распоряжением Правительства Республики Алтай от 05.04.2018 года № 163-Р О республиканской комиссии по реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых распоряжений Правительства Республики Алтай, утвержден состав и Положение о республиканской комиссии по реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
В соответствии с п. 2 Положения республиканская комиссия, в частности, рассматривает предоставленные Министерством регионального развития Республики Алтай сводные списки по Республике Алтай граждан по категориям, установленным основным мероприятием и утверждает их в установленные законодательством Российской Федерации сроки; распределяет поступившие в Республику Алтай государственные жилищные сертификаты.
В состав республиканской комиссии по реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» входит министр регионального развития Республики Алтай.
Таким образом, круг участвующих в деле лиц исходя из характера спорных правоотношений судом первой инстанции определен верно.
Кроме того, как следует из материалов дела, Министерство регионального развития Республики Алтай было извещено о рассмотрении Горно-Алтайским городским судом Республики Алтай настоящего искового заявления ФИО1 (л.д. 37).
Письменные возражения на исковое заявление ФИО1 подписаны на основании доверенности, выданной Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай, главному специалисту 2 разряда административно-правового отдела Министерства регионального развития Республики Алтай ФИО2
В суд апелляционной инстанции поступил письменный отзыв представителя Министерства регионального развития Республики Алтай ФИО2, где последний указывает, что Министерство регионального развития Республики Алтай было извещено о рассмотрении искового заявления ФИО1
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию истца, изложенную им в ходе разбирательства в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда и получили исчерпывающую оценку в оспариваемом судебном акте. Правовые основания для иной оценки представленных доказательств судебная коллегия не усматривает.
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, направлены на переоценку доказательств и установленных фактических обстоятельств, однако не содержат каких-либо фактов, которые бы не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судом решения. Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, судебная коллегия также не усматривает.
При таких обстоятельствах, решение суда следует признать законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Объявление в судебном заседании суда апелляционной инстанции только резолютивной части апелляционного определения и отложение составления мотивированного апелляционного определения в пределах пятидневного срока для соответствующей категории дел не изменяют дату его вступления в законную силу.
Председательствующий судья С.Н. Чертков
Судьи Е.А. Кокшарова
О.А. Шнайдер
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 04 августа 2022 года.