Судья Чайкина С.Г. Дело №33-5670/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Солоняка А.В.,
судей Константиновой М.Р., Коробейниковой Л.Н.,
при секретаре Рогалевой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 29 ноября 2017 года гражданское дело по исковым требованиям Кадровой Т. И. к ООО УК «ЖРП №8» о предоставлении реестра собственников помещений многоквартирного жилого дома,
по апелляционной жалобе представителя истца Кадровой Т.И. – Сюрсина А.С., действующего по доверенности, на решение Индустриального районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 16 августа 2017 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Кадровой Т. И. к ООО УК «ЖРП №8» о возложении обязанности предоставить реестр собственников помещений многоквартирного жилого дома по <адрес> отказать».
Заслушав доклад судьи Верховного суда Удмуртской Республики Константиновой М.Р., выслушав объяснения представителя истца Кадровой Т.И. – Сюрсина А.С. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года), поддержавшего доводы жалобы, просившего решение суда отменить, представителя ответчика ООО УК «ЖРП №» - Тихоновой Т.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 1 год), возражавшей против доводов жалобы, полагавшей решение суда законным и обоснованным, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кадрова Т.И. обратилась в суд с иском к ООО УК «ЖРП №8» о предоставлении реестра собственников помещений многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>.
Исковые требования мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением, которым просила предоставить реестр собственников помещений указанного МКД, одно из помещений в котором принадлежит ей на праве собственности. Данные сведения были необходимы для определения законности решений общих собраний собственников помещений МКД, а также для определения кворума при проведении в будущем общих собраний собственников помещений многоквартирного дома. Ответчик предоставил ответ об отказе в предоставлении указанного реестра со ссылкой на Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных». Данный отказ считает незаконным, поскольку в силу положений Конституции РФ, в том числе части 2 статьи 24, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны каждому обеспечить возможность с ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающие его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Закон, который бы запрещал ответчику предоставить реестр собственников, на сегодняшний день отсутствует.
В судебное заседание не явилась истец Кадрова Т.И., представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца по имеющимся в гражданском деле материалам.
В судебном заседании:
представитель истца Сюрсин А.С. на доводах иска настаивал. Пояснил, что в Управление Росреестра для получения сведений о собственниках помещений МКД не обращались в связи с отсутствием денежных средств;
представитель ответчика ООО УК «ЖРП №8» Тихонова Т.В. исковые требования не признала, поддержала письменные возражения, в которых указано, что ООО УК «ЖРП №8» является управляющей организацией МКД № по <адрес> на основании договора управления многоквартирным домом № от ДД.ММ.ГГГГ и протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ. На поступившее ДД.ММ.ГГГГ заявление Кадровой Т.И. в адрес управляющей организации о предоставлении реестра собственников помещений МКД ответчиком истцу ДД.ММ.ГГГГ направлен ответ, разъясняющего характера. Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ и закону у ООО УК «ЖРП №8», как у управляющей организации, отсутствует обязанность по предоставлению истцу реестра собственников указанного МКД, запрашиваемая информация относится к «персональным» данным.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель истца просит решение суда отменить. Привел доводы, аналогичные содержанию иска и пояснениям стороны истца в суде первой инстанции. Полагает, что закон о защите персональных данных, на который сослался суд, не может быть применен, поскольку истребуемые истцом сведения находятся в широком доступе и могут быть предоставлены Росреестром России любому лицу при условии оплаты государственной пошлины. Суд не привел в оспариваемом решении закон, запрещающий ответчику передать требуемый реестр истцу.
В силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ – суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей истца и ответчика, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов гражданского дела следует и установлено судом первой инстанции, что Кадрова Т.И. является собственником 5/12 доли квартиры по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ООО УК «ЖРП №8» направила в адрес Кадровой Т.И. ответ на ее заявление вх. № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении реестра собственников указанного многоквартирного дома, которым отказано в выдаче реестра собственников многоквартирного дома, поскольку у ООО УК «ЖРП №8», как у управляющей организации, отсутствует такая обязанность. И на основании статьи 7 ФЗ от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных» операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных.
Данные обстоятельства установлены в суде и сторонами не оспариваются.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для удовлетворения исковых требований о возложении на ООО УК «ЖРП №8» обязанности предоставить истцу реестр собственников помещений многоквартирного жилого дома не имеется, поскольку данная обязанность за ООО УК «ЖРП №8» законодательно не закреплена.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, так как он является правильным, основан на верном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, подтвержден надлежащими доказательствами и соответствует требованиям жилищного законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу части 1 статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему (подпункт 1).
Согласно пункту 3 Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993 г. №2334 "О дополнительных гарантиях прав граждан на доступ к информации" деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, что выражается, в том числе в доступности для граждан информации, предоставляющей общественный интерес, или затрагивающей личные интересы граждан.
Часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите прав потребителей» также предусматривает обязанность исполнителя (изготовителя, продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Исходя из положений части 10 статьи 161 ЖК Российской Федерации, управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В развитие приведенных норм постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. №731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, устанавливающий требования к составу информации, подлежащей раскрытию указанными организациями, порядку, способам и срокам ее раскрытия (далее в тексте – Стандарт) (пункт 1).
Согласно указанному Стандарту, управляющая организация обеспечивает доступ неограниченного круга лиц к информации, касающейся общей информации об управляющей организации, основных показателей финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), сведений о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядка и условий оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведений о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведений о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Перечень информации, подлежащей раскрытию управляющей организацией, товариществом и кооперативом, в том числе путем предоставления на основании запросов, поданных в письменном виде (пункт 5 (1) Стандарта), предусмотрен пунктом 3 Стандарта, в соответствии с которым управляющая организация обязана раскрывать следующие виды информации:
а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);
б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;
в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;
г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;
д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг;
е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;
ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);
з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;
и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;
к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
При этом в силу приведенного Стандарта информация, подлежащая обязательному раскрытию управляющей организацией, не включает в себя сведения о собственниках жилых помещений (реестр).
Согласно статье 7 ФЗ «О персональных данных» операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу статьи 3 данного закона персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Как следует из материалов гражданского дела, ответчик ООО УК «ЖРП №8» является управляющей организацией МКД № по <адрес>, в котором расположена квартира истца. На основании договора управления многоквартирным домом № от ДД.ММ.ГГГГ ответчик за плату предоставляет услуги по управлению указанным МКД.
ДД.ММ.ГГГГ ООО УК «ЖРП №8» направил в адрес Кадровой Т.И. в срок, предусмотренный законом (пункт 21 Стандарта), ответ на ее заявление, которым отказал в выдаче реестра собственников помещений многоквартирного <адрес>.
Суд первой инстанции, проанализировав ответ ООО УК «ЖРП №8» на заявление истца о предоставлении реестра собственников помещений МКД, пришел к правильному выводу о том, что указанный ответ соответствует приведенным выше требованиям ЖК РФ, Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домом, а также ФЗ «О персональных данных».
При этом, подлежат отклонению как несостоятельные доводы жалобы, аналогичные доводам стороны истца в суде первой инстанции, о том, что запрашиваемая информация у ответчика имеется, и действующее законодательство не содержит запрета на ее предоставление.
Так, в силу подпункта «б» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. №416 (ред. от 25 декабря 2015 г.), управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов, в том числе: сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде и (или) на бумажных носителях с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.
Таким образом, согласно приведенным правилам, в обязанности управляющей организации действительно входит ведение актуального списка собственников помещений в многоквартирном доме. При этом управляющая организация обязана также соблюдать требования действующего законодательства о защите персональных данных, которое содержит запрет на раскрытие третьим лицам и распространение персональных данных без согласия субъектов этих персональных данных.
Запрашиваемый истцом реестр предполагает наличие персональных данных (фамилия, имя, отчество собственника, адрес и размер доли (площадь) принадлежащего ему помещения в соответствующем МКД), запрет на раскрытие и распространение которых установлен действующим законодательством.
Также не заслуживает внимания довод жалобы о том, что истребуемые истцом сведения находятся в широком доступе и могут быть предоставлены Росреестром России по заявлению любому лицу, поскольку данное обстоятельство указанных выше выводов не опровергает и не является основанием для возложения на ответчика не предусмотренной законом обязанности предоставить истцу реестр собственников помещений МКД.
С учетом изложенного, у суда первой инстанции не имелось законных оснований для возложения на ответчика – ООО УК «ЖРП №8» обязанности по предоставлению истцу реестра собственников помещений МКД.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в исковом заявлении, не опровергают вывода суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска и не могут являться основаниями к отмене правильного судебного решения. Доводов и обстоятельств, способных повлиять на существо принятого по делу решения, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Индустриального районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 16 августа 2017 года – оставить без изменения; апелляционную жалобу представителя истца Кадровой Т.И. – Сюрсина А.С., действующего по доверенности, – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: