Судья Егорова Е.В.
Докладчик Кузьменок А.В. Дело №33-5671/2014г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Дроня Ю.И.
судей Кузьменка А.В., Папушиной Н.Ю.
при секретаре Б.А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 08 июля 2014 года гражданское дело по апелляционной жалобе А.Е.А. на решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 07 апреля 2014 года, которым в удовлетворении исковых требований А.Е.А. к администрации Новосибирского района Новосибирской области об обязании предоставить в собственность бесплатно земельный участок отказано.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Кузьменка А.В., объяснения представителя администрации Новосибирского района Новосибирской области П.И.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
А.Е.А. обратилась в суд с иском к Администрации Новосибирского района Новосибирской области об обязании предоставить в собственность бесплатно земельный участок.
В обоснование исковых требований указала, что постоянно проживает на территории Кривадановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области. В соответствии со ст. 15 Закона Новосибирской области «Об использовании земель на территории Новосибирской области» она была на очередь на получение земельного участка 08.09.2006 года в администрации Криводановского сельсовета.
На основании решения комиссии по предоставлению земельных участков администрации Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 17.11.2011 года ей был выделен земельный участок площадью 1500 кв.м, по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства.
Для реализации своего права на получение в собственность земельного участка, она через уполномоченное лицо обратилась в администрацию Новосибирского района Новосибирской области с приложением всех требуемых документов и заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории кадастрового квартала. Администрация Новосибирского района Новосибирской области по заявлению утвердила схему расположении земельного участка на кадастровом плане территории.
18.04.2013 года указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет
23.05.2013 года ею было подано заявление главе Новосибирского района Новосибирской области о предоставлении указанного земельного участка в собственность с приложением документов.
Однако ей было отказано предоставить ей земельный участок в собственность, ссылаясь на утверждение нового порядка предоставления земельных участков в собственность бесплатно.
Считает данный отказ незаконным и необоснованным, не соответствующим п. 1 ст. 34 ЗК РФ.
На основании изложенного просила обязать Администрацию Новосибирского района Новосибирской области предоставить в собственность бесплатно земельный участок, имеющий местоположение: <адрес>, кадастровый номер №
Судом постановлено вышеуказанное решение суда, с которым не согласна А.Е.А.
В апелляционной жалобе просит решение отменить и принять по делу новое решение, поскольку судом нарушены нормы материального и процессуального права.
В обоснование жалобы указывает, что Администрация Новосибирского района Новосибирской области незаконно отказала ей в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, так как Администрация Новосибирского района Новосибирской области утвердила схему расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории, после чего земельный участок был поставлен на кадастровый учет.
Считает, что процедура предоставления земельного участка в собственность была начата в период действия Порядка № 4665 от 13.05.2010 года, утвержденного Постановлением главы Администрации Новосибирского района Новосибирской области.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В силу пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 11 Закона Новосибирской области от 14.04.2003 N 108- 03 "Об использовании земель на территории Новосибирской области» предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Подпунктом г) п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона Новосибирской области от 14.04.2003 N 108-03 "Об использовании земель на территории Новосибирской области" предусмотрено бесплатное однократное предоставление в собственность граждан земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случае, если земельные участки расположены в сельских населенных пунктах и предоставляются для индивидуального жилищного строительства лицам, работающим и проживающим в сельском населенном пункте не менее пяти лет.
Согласно справке Администрации Криводановского сельского совета № б/н от 29.04.2011 года А.Е.А. зарегистрирована по адресу: <адрес>. На территории администрации Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области зарегистрирована в период с 06.03.1984 года по настоящее время (л.д.14).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, А.Е.А. с 1984 года работает в сельском населенном пункте, что подтверждается записями в трудовой книжке (л.д. 15-21) и справкой от 15.03.2012 года (д.л. 41), следовательно, А.Е.А. имеет право на бесплатное однократное предоставление в собственность земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для индивидуального жилищного строительства.
В сентябре 2006 года А.Е.А., как гражданин, имеющий льготу на получение земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, в соответствии с Законом «Об использовании земель на территории Новосибирской области» от 14 апреля 2003 года № 108-03, обратилась в администрацию Криводановкого сельсовета Новосибирского района Новосибирской области с заявлением о предоставлении земельного участка.
В силу п. 3 ст. 15.1 Закона Новосибирской области «Об использовании земель на территории Новосибирской области» предоставление земельных участков гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, осуществляется при наличии в собственности, муниципальной собственности свободных земельных участков в порядке очередности поступления заявлений.
Согласно п. 5 ст. 15.1 Закона Новосибирской области, бесплатное предоставление в собственность граждан земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность которых не разграничена, в случаях, установленных Земельный кодексом РФ, иными федеральными законами, статьей 15 настоящего Закона, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 ЗК РФ - органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Правом предоставления земельного участка для строительства в границах муниципального образования являлся соответствующий орган муниципального образования (ст.ст. 11, 29 ЗК РФ до внесения изменений 10.05.2007 г. ст. 10 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (действующей в редакции до 18.10.2007).
В соответствии со ст. 2 ФЗ №53-Ф3 «О внесении изменений в Земельный Кодекс Российской Федерации, в Федеральный Закон «О введение в действие Земельного Кодекса Российской Федерации, Федеральный Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 17.04.2006 г., вступившего в законную силу с 01.07.2006 г., право распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена передано от Администрации Крйводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области к администрации Новосибирского района Новосибирской области.
Таким образом, суд первой инстанции правильно установил, что обращение А.Е.А. в сентябре 2006 года в администрацию Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области по вопросу предоставления земельного участка, а также действия администрации Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области по предоставлению земельного участка по адресу: <адрес> противоречат вышеуказанным требованиям закона.
Протокол заседания комиссии по рассмотрению заявлений граждан на предоставление земельных участков от 17 ноября 2011 года не может являться основанием для пользования и владения земельным участком, а также осуществления строительства на нем.
В соответствии с требованиями пунктов 1, 11 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов.
Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, был сформирован и поставлен на кадастровый учет лишь 18 апреля 2013 года и ему присвоен кадастровый номер №.
То обстоятельство, что А.Е.А. произвела оплату кадастровых работ, связанных с постановкой земельного участка на кадастровый учет, как правильно указал суд, не имеет юридического значения для данного спора.
В соответствии со ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставлению земельного участка для строительства предшествует процедура его формирования. Данные полномочия отнесены настоящим Кодексом к компетенции органа местного самоуправления.
Постановлением главы администрации Новосибирского района № 4665 от 13.05.2010 года был утвержден «Порядок рассмотрения заявлений граждан о бесплатном предоставлении в собственность для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности». В связи с утверждением Постановлением Главы администрации Новосибирского района Новосибирской области 12.01.2012 года № 48 «Порядка учета и рассмотрения заявлений о бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков» ранее принятый «Порядок...» утратил силу.
Как «Порядок рассмотрения заявлений граждан о бесплатном предоставлении в собственность для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности», действовавший в 2010 году, так и вновь принятый «Порядка учета и рассмотрения заявлений о бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков» предусматривает, что «граждане, имеющие право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность направляют в администрацию Новосибирского района Новосибирской области заявления о бесплатном предоставлении земельных участков с указанием размера земельного участка, предполагаемого местоположения и назначения.
В соответствии с Порядком учета граждан, имеющих право на бесплатное однократное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства...», утвержденного Постановлением Главы Новосибирского района Новосибирской области от 12.01.2012 г. за № 48, заявления граждан принимаются и регистрируются в канцелярии администрации Новосибирского района. При рассмотрении заявления администрацией могут приниматься следующие решения: о включении заявления в реестр; об отказе включения заявления в реестр. Заявителю направляется уведомление о принятом решении.
Как усматривается из материалов дела, 23.05.2013 года А.Е.А. обратилась с заявлением на имя Главы Администрации Новосибирского района о предоставлении ей в собственность бесплатно на основании льгот, как проживающей в сельской местности более пяти лет, земельного участка расположенного в <адрес> для индивидуального жилищного строительства. Заявление зарегистрирована за номером № (л.д.9).
14.06.2013 года А.Е.А. администрацией Новосибирского района Новосибирской области дан ответ о том, что принять решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка не представляется возможным, так как не предоставлен протокол решения комиссии МО Криводановского сельсовета.
08.11.2013 года А.Е.А. обратилась с заявлением на имя Главы Администрации Новосибирского района о предоставлении ответа на ее заявление от 23.05.2013 года, вх. № 7274, в связи с тем, что в соответствии с направленным письмом от 14.06.2013 года за № 7274/01-12 в администрацию Новосибирского района Новосибирской области была предоставлена Выписка из протокола заседания комиссии администрации Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области о предоставлении земельного участка и заверенная трудовая книжка.
06.12.2013 года А.Е.А. администрацией Новосибирского района Новосибирской области дан ответ о том, что в настоящее время рассмотреть представленные А.Е.А. документы, в соответствии с заявлением от 23.05.2013 года, в соответствии с требованиями Порядка рассмотрения заявлений граждан о бесплатном предоставлении в собственность для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности от 13.05.2010 № 4665 не представляется возможным, поскольку отношения, связанные с бесплатным предоставлением земельных участком в собственность граждан регулирует Порядок учета и рассмотрения заявлений о бесплатном однократном предоставлении в собственность граждан земельных участков, утвержденный Постановлением главы Новосибирского района Новосибирской области от 12.01.2012 № 48.
Постанавливая решение и отказывая в удовлетворении исковых требований об обязании предоставить в собственность бесплатно земельный участок, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что А.Е.А., являясь лицом, работающим и проживающим в сельском населенном пункте не менее пяти лет, имеет льготу в виде однократного предоставления земельного участка в собственность бесплатно, однако законодатель не наделил указанных лиц правом ее внеочередного получения.
При этом, суд правильно указал, что обращение А.Е.А. в сентябре 2006 года в администрацию Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области по вопросу предоставления земельного участка, а также действия администрации Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области по предоставлению спорного земельного участка, противоречат требованиям закона.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толковании норм материального права, противоречат материалам дела и требованиям действующего законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 07 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу А.Е.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи