ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5672/2015 от 01.09.2015 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Логвинова Е.С. Дело № 33-5672/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ярославль

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе:

председательствующего Драчева Д.А.

судей Семиколенных Т.В., Задворновой Т.Д.

при секретаре Кругловой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Семиколенных Т.В.

1 сентября 2015 года

гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента по социальной поддержке населения и охране труда мэрии г. Ярославля на решение Кировского районного суда г. Ярославля от 27 мая 2015 года, которым постановлено:

исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ территориального отдела по социальной поддержке населения Фрунзенского район г.Ярославля в выдаче ФИО1 проездного билета.

Признать за ФИО1 право на дополнительную меру социальной поддержки в виде получения именного единого социального проездного билета.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

По делу установлено:

ФИО1 обратился в суд с исковыми требованиями к Департаменту по социальной поддержке населения и охране труда мэрии г. Ярославля о признании незаконным отказа в выдаче проездного билета, признании права на дополнительную меру социальной поддержки, взыскании убытков.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в территориальный отдел по социальной поддержке населения Фрунзенского района г. Ярославля за получением проездного билета одному из родителей многодетной семьи на <данные изъяты> квартал <данные изъяты> года в рамках предоставления муниципальной услуги. В приеме документов и выдаче проездного билета истцу было отказано, поскольку его семья зарегистрирована в г. Ярославле по месту пребывания и не имеет регистрации по месту жительства в г. Ярославле. Предоставление бесплатного проезда в городском автомобильном и электрическом транспорте общего пользования (кроме автотранспорта, осуществляющего перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом незапрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок) многодетным семьям (одному из родителей), воспитывающих трех и более несовершеннолетних детей и (или) совершеннолетних детей до 23 лет, обучающихся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов, является дополнительной мерой социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Ярославля, право на которую предусмотрено решением муниципалитета города Ярославля от 09.10.2008 года №787. Данная Муниципальная услуга предоставляется в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным постановлением мэрии г. Ярославля, в соответствии с п. 1.2. административного регламента заявителями при предоставлении муниципальной услуги являются многодетные семьи (<данные изъяты>), постоянно и или преимущественно проживающие на территории города Ярославля, воспитывающие трех и более несовершеннолетних детей и (или) совершеннолетних детей до 23 лет, обучающихся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов. Истец более <данные изъяты> лет проживает в городе Ярославле, в настоящее время работает в <данные изъяты>, полагает, что отказ в предоставлении проездного билета является незаконным. Истец также просит взыскать с ответчика убытки в размере <данные изъяты> рублей на приобретение проездного билета на три вида транспорта за <данные изъяты> месяцев.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился Департамент по социальной поддержке населения и охране труда мэрии г. Ярославля.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения. Доводы жалобы сводятся к неправильному применению и нарушению норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, заслушав представителя департамента по социальной поддержке населения и охране труда мэрии г. Ярославля – ФИО2, поддержавшую доводы жалобы, ФИО1, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что оснований к отмене постановленного решения апелляционная жалоба не содержит.

Решением муниципалитета города Ярославля от 09.10.2008г. № 787 «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» установлена дополнительная мера социальной поддержки: предоставление бесплатного проезда в городском автомобильном и электрическом транспорте общего пользования (кроме такси, в том числе маршрутного) многодетным семьям (одному из родителей), воспитывающим трех и более несовершеннолетних детей и (или) совершеннолетних детей до 23 лет, обучающихся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов. Постановлением мэра г. Ярославля от 18.02.2009г № 428 «О мерах реализации решения муниципалитета города Ярославля от 09.10.2008г. № 787» утвержден Порядок предоставления бесплатного проезда в городском автомобильном и электрическом транспорте общего пользования (кроме такси, в том числе маршрутного) многодетным семьям (одному из родителей), воспитывающим трех и более несовершеннолетних детей и (или) совершеннолетних детей до 23 лет, обучающихся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов.

Согласно п.2 Порядка выдачи проездных билетов осуществляется соответствующими территориальными отделами управления по социальной поддержке населения и охране труда мэрии г. Ярославля по месту регистрации одного из родителей, в заявительном порядке по мере обращения, при предъявлении паспортов обоих родителей, свидетельств о рождении детей и справки из образовательного учреждения, подтверждающей очную форму обучения.

Основанием к отказу в предоставлении ФИО1 меры дополнительной социальной поддержки было то обстоятельство, что он имеет регистрацию по месту жительства в п. Борисоглебский, а в г. Ярославле имеет временную регистрацию.

В соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по бесплатному проезду в городском автомобильном и электрическом транспорте общего пользования (кроме такси, в том числе маршрутного) многодетным семьям (одному из родителей), воспитывающим трех и более несовершеннолетних детей и (или) совершеннолетних детей до 23 лет, обучающихся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов, утв. постановлением мэрии г. Ярославля от 02.08.2012г. № 1672, заявителями при предоставлении муниципальной услуги являются многодетные семьи (один из родителей), постоянно или преимущественно проживающие на территории г. Ярославля, воспитывающие трех и более несовершеннолетних детей и (или) совершеннолетних детей до 23 лет, обучающихся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов.

Удовлетворяя требования ФИО1 о признании незаконным отказа территориального отдела по социальной поддержке населения Фрунзенского района г. Ярославля в выдаче истцу проездного билета и признании за ним права на дополнительную меру социальной поддержки, суд оценил доводы сторон и представленные ими доказательства и пришел к выводу, что истец и его семья проживают на территории г. Ярославля с ДД.ММ.ГГГГ

Доводы жалобы сводятся к позиции стороны ответчика в суде первой инстанции о том, что при наличии постоянной регистрации истца в п. Борисоглебский, проживание его семьи по адресу временной регистрации в г. Ярославле не может расцениваться как место преимущественного проживания.

Судебная коллегия указанные доводы отклоняет, как основанные на ошибочном толковании материального права.

В соответствии со ст. 20 ГК РФ, ст.2 Закона РФ от 25.06.1993г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания, и места жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

Истцом в подтверждение его проживания в г. Ярославле предоставлено свидетельство о регистрации по месту пребывания по адресу <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; справка с места работы, о том, что он работает с ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>; выписка из домовой книги квартиросъемщика, из которой усматривается, что П-вы и их несовершеннолетние дети имеют временную регистрацию в г. Ярославле с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; справка из МДОУ детский сад № о посещении несовершеннолетними детьми образовательного учреждения с ДД.ММ.ГГГГ

При таких обстоятельствах судом сделан правильный вывод о достаточности представленных истцом доказательств в подтверждение факта проживания его и членов его семьи в г. Ярославле.

Судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции в том, что факт отсутствия у семьи П-вых регистрации по постоянному месту жительства в г. Ярославле не должен ограничивать право истца на предоставление дополнительной меры социальной поддержки в виде получения единого социального проездного билета.

Принимая решение по делу, суд полно и правильно установил обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, представленные доказательства оценил в соответствии с требованиями закона, правильно применил материальный закон и сделал выводы исходя из установленных обстоятельств.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Кировского районного суда г. Ярославля от 27 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента по социальной поддержке населения и охране труда мэрии г. Ярославля на решение Кировского районного суда г. Ярославля от 27 мая 2015 года – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи