ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5680/2016 от 28.09.2016 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)


ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Судья Тумурова А.А.

Дело № 33-5680/2016 дело поступило ...

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Улан-Удэ 28 сентября 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Тубденовой Ж.В., Гимадеевой О.Л., при секретаре Доржиеве Д.Д., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к УФСИН России по РБ о признании решения об отказе в постановке на учет нуждающихся в единовременной социальной выплате для приобретения или строительства жилого помещения незаконным, возложении обязанности поставить на учет по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 13 июля 2016 года, которым в удовлетворении иска отказано

Заслушав доклад судьи Ивановой В.А., выслушав пояснения истца ФИО1, его представителя ФИО2, представителя ответчика ФИО3, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к УФСИН России по РБ о признании решения об отказе в постановке на учет нуждающихся в единовременной социальной выплате для приобретения или строительства жилого помещения незаконным, возложении обязанности поставить на учет.

Требования мотивированы следующим. При обращении с соответствующим заявлением к ответчику ему в постановке на учет в качестве нуждающегося в единовременной социальной выплате было отказано с указанием на следующие обстоятельства: отсутствие справки из БТИ по <...>, наличие у супруги и дочери истца двух постоянных прописок по разным адресам, в выписке из домовой книги отсутствуют записи о снятии с регистрации всех членов семьи, у истца также имеются две постоянные прописки, отсутствует копия свидетельства о государственной регистрации права на жилое помещение по адресу <...>. Полагал отказ УФСИН России по РБ незаконным, поскольку им была представлена справка из БТИ по <...> за период с .... по ...., о необходимости предоставления справки из БТИ по <...> ему ЖБК УФСИН России по РБ не сообщало. В выписках из домовой книги и в выписке из лицевого счета была допущена ошибка сотрудниками МО «<...>», о наличии которой ему также до рассмотрения учетного дела не сообщили. Ответчиком не было доведено до истца о необходимости предоставления копии свидетельства о государственной регистрации права на жилое помещение. В настоящее время он может предоставить указанные документы, однако ответчиком они не принимаются, поскольку в настоящее время он является пенсионером, а не действующим сотрудником.

В суде первой инстанции Истец ФИО1 на удовлетворении иска настаивал, поддержав доводы иска.

Представитель ответчика ФИО3 против удовлетворения исковых требований возражала, пояснив, что обязанность по предоставлению необходимых документов возложена на заявителя, ЖБК УФСИН России по РБ обязана рассмотреть документы в соответствующие сроки, обязанности разъяснять сотрудникам порядок постановки на учет у комиссии нет.

Судом исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, нарушение норм материального и процессуального права. Выводы суда считает несостоятельными, поскольку представленные им документы свидетельствовали о его нуждаемости в жилье, отказ в постановке на учет незаконен. Представленные им документы свидетельствуют о наличии оснований для получения единовременной выплаты. Суд не учел, что необходимости в представлении справка БТИ по <...> за период с ... по ... не имелось, поскольку в указанный период он проживал в <...>, откуда и была представлена соответствующая справка. Указание в качестве основания для отказа в предоставлении выплаты на наличие двух постоянных прописок полагает необоснованным, поскольку ошибки допущены сельской администрацией и, кроме того, о снятии с учета можно сделать вывод из копий паспортов истца и его супруги, а в отношении дочери была представлена справка. Основанием для отказа явилось наличие противоречий в представленных документах, а не их отсутствие. Основание для отказа в виде отсутствия копии свидетельства о регистрации права на жилое помещение в <...> также незаконно, поскольку истцом ошибочно была представлена копия погашенного свидетельства предыдущего собственника, в любом случае, истец и члены его семьи собственниками указанного жилья не являлись. Судом не учтен Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденный приказом ФСИН России №550 от 16.10.2014г., в соответствии с которым комиссии руководствуются Конституцией РФ, Федеральными и иными законами, и не должны допускать нарушения прав и свобод человека. Секретарь комиссии при принятии документов должен был проверить их на соответствие перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления, чего сделано не было. На протяжении трех месяцев рассмотрения заявления ему об имеющихся недостатках ничего не сообщили.

В суде апелляционной инстанции истец ФИО1, его представитель ФИО2 на удовлетворении жалобы настаивали.

Представитель ответчика ФИО3 полагала, что оснований для отмены решения суда не имеется.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ - в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела следует, что ФИО1 проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы, уволен в ....

.... в период службы ФИО1 обратился с заявлением с заявлением постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья. УФСИН России по РБ .... в постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья было отказано. Как следует из ответа УФСИН России по РБ, основанием для принятия такого решения послужило отсутствие документов, подтверждающих право на получение единовременной социальной выплаты, а именно - справки из БТИ по <...>, наличие двух постоянных прописок у супруги и дочери ФИО1, отсутствие записи о снятии с регистрации всех членов семьи, наличие двух постоянных прописок у самого ФИО1, отсутствие копии свидетельства о регистрации права собственности по последнему месту жительства истца и его семьи.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах РФ", совместно с утвержденными данным Постановлением Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах РФ.

В соответствии с пунктом 5 указанных Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы:

а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);

б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);

в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;

г) копия послужного списка сотрудника;

д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);

е) справки об обучении в образовательных организациях по очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником;

ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;

з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;

и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;

к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);

л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).

Таким образом, законодателем установлен перечень документов, необходимых для предоставления сотрудниками для постановки на учет для получения единовременной выплаты, в числе которых должны быть представлены документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;

Поэтому довод жалобы об отсутствии необходимости в представлении справки из БТИ по <...> является несостоятельным, поскольку представление ФИО1 справки из БТИ по <...> свидетельствует только об отсутствии зарегистрированного на его имя недвижимого имущества в <...>. Справка БТИ по <...> является документом, подтверждающим наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений в <...> до ....

Довод жалобы о допущенных администрацией муниципального образования при предоставлении информации о прописке ФИО1 и членов его семьи ошибках, согласно которым у указанных лиц имеются две постоянный прописки, не является основанием для признания отказа незаконным, поскольку обязанность по предоставлению достоверных документов возложена на заявителя.

Ссылки на то, что истцом ошибочно была представлена копия погашенного свидетельства предыдущего собственника на дом <...>, хотя истец и члены его семьи собственниками указанного жилья не являлись, также не может быть принята в качестве основания для отмены решения суда.

Так, истцом в комиссию была представлены выписки из домовой книги о том, что на регистрационном учете в доме <...> значатся сам истец, его супруга и дочь. При этом одновременно представлены документы о регистрации ФИО1 и членов его семьи по другому адресу. При таких обстоятельствах невозможно сделать вывод о том, кто в настоящее время является собственником дома <...>, при наличии сведений в домовой книге о сохранении прав истца и членов его семьи на данное жилье. Между тем, именно заявитель должен доказать наличие оснований для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, представив необходимый пакет документов, обосновывающих наличие таких оснований.

Фактически ФИО1 соглашается с тем, что им были представлены недостоверные, противоречивые документы, однако полагает, что недостоверность и противоречивость представленных документов могла быть устранена комиссией. Между тем такой довод истца не основан на нормах материального права.

Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещений (далее Порядок формирования и работы комиссий) утвержден Приказом ФСИН РФ №550 от 16.10.2014г.

Согласно п.16 данного Порядка формирования и работы комиссий, документы для получения единовременной выплаты должны быть рассмотрены комиссией в течение 3 месяцев с даты приема (получения) указанных документов, отраженной в Книге учета заявлений. При этом согласно п.7 указанного Порядка формирования и работы комиссий в обязанности комиссий не входит сообщение заявителю о допущенных недостатках при подаче заявления. Более того, исходя из положений вышеуказанных Правил и Порядка обязанность по предоставлению соответствующего пакета документов возложена на заявителя.

Согласно пункту 17 Порядка формирования и работы комиссий комиссия принимает одно из следующих решений:

о постановке сотрудника, гражданина на учет для получения единовременной выплаты;

об отказе в постановке сотрудника, гражданина на учет для получения единовременной выплаты;

о внесении директору ФСИН России, начальнику территориального органа ФСИН России, образовательной организации ФСИН России предложения о предоставлении единовременной выплаты сотрудникам и гражданам из числа лиц, состоящих на учете для получения единовременной выплаты;

о снятии сотрудника, гражданина с учета для получения единовременной выплаты.

Поскольку право на получение единовременной социальной выплаты ФИО1 не было подтверждено, принятое по заявлению ФИО1 решение УФСИН России по РБ от .... об отказе в постановке на учет для получения единовременной выплаты является законным.

Обстоятельства же касающиеся отказа в принятии полного пакета документов, имевшие место после состоявшегося решения комиссии об отказе в принятии на учет для получения единовременной выплаты, предметом судебной проверки не являлись. Какие-либо доказательства о том, что такой отказ имел место, в районный суд не представлялись и судом не оценивались.

Таким образом, доводы жалобы о незаконности отказа УФСИН России по РБ являются несостоятельными, не основаны на законе и не могут служить основанием для отмены решении суда.

В связи с изложенным судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены судом верно, все представленные доказательства были исследованы и получили надлежащую оценку, в связи с чем решение является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 13 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии: