ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5689/20 от 08.06.2020 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья: Джимбеева Л.Н. № 33-5689/2020

2.209

08 июня 2020 года г.Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Елисеевой А.Л.,

при помощнике судьи Гончаровой Т.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Елисеевой А.Л.,

заявление Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края о прекращении исполнительного производства , возбужденного на основании решения Байкитского районного суда Красноярского края от 22.09.2009 года по гражданскому делу №2-290/2009 (по иску Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края к Администрации сельского поселения «поселок Куюмба» Эвенкийского муниципального района Красноярского края о признании незаконной деятельности по неисполнению требований Федерального законодательства в области охраны окружающей среды, возложении обязанности о ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления на территории сельского поселения «поселок Куюмба», организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также о запрете деятельности по несанкционированному размещению отходов),

по частной жалобе представителя Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края – ФИО1,

на определение Илимпийского районного суда Красноярского края от 27.06.2019 года, которым постановлено:

Заявление Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края о прекращении исполнительного производства (ранее-), в отношении должника- Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края, удовлетворить.

Исполнительное производство (ранее-), возбужденное 08.04.2011 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Байкитскому району Л-Г.Б.В. на основании исполнительного листа серии , выданного Байкитским районным судом Красноярского края во исполнение решения суда от 22.09.2009 года по гражданскому делу №2-290/2009, которым на Администрацию Эвенкийского муниципального района Красноярского края возложена обязанность организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории сельского поселения «поселок Куюмба» Эвенкийского муниципального района Красноярского края, прекратить.

Заслушав докладчика, судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Вступившим в законную силу решением Байкитского районного суда Красноярского края от 22.09.2009г. были удовлетворены исковые требования Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края; на Администрацию Эвенкийского муниципального Красноярского края судом была возложена обязанность организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории сельского поселения «поселок Куюмба» Эвенкийского муниципального района Красноярского края ( гражданское дело № 2-290/09).

08.04.2011г. на основании исполнительного листа , выданного судом по данному делу, судебным приставом-исполнителем было возбуждено исполнительное производство (в настоящее время-).

30.05.2019г. Администрация Эвенкийского муниципального района Красноярского края ( должник) обратилась в суд с заявлением прекращении указанного исполнительного производства, ссылаясь на то, что в п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения, которые предусматривают, что с 01.01.2019г. к вопросам местного значения относится только участие органа местного самоуправления в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживании, захоронению твердых коммунальных отходов. Согласно ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 года "89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в настоящее время сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой. Постановлением Правительства Красноярского края от 30.08.2018 года N 497-п утверждена Региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Красноярском крае на 2018-2035 годы. В соответствии с п. 5 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования на осуществление полномочий, не передаваемых им в соответствии со статьей 19 Федерального закона, если возможность таких расходов предусмотрена федеральным законом. Учитывая, что в настоящее время к полномочиям Эвенкийского муниципального района относится только участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживании, захоронению твердых коммунальных отходов на территории соответствующих муниципальных районов исполнить решение суда от 22.09.2009 года не представляется возможным.

Судом постановлено приведенное выше определение.

В частной жалобе представитель взыскателя -Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края – ФИО1 (доверенность от 09.01.2020г.) просит отменить определение суда, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для прекращения исполнительного производства. Полагает, что функция органов местного самоуправления по участию в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов сохранена за органами местного самоуправления в лице администрации муниципального района (п/п.14 ст.15 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003г.). Кроме того, материалы дела не содержат доказательств принятия должником в период с 2009г. по 2019г. мер, направленных на исполнение судебного решения, в связи с чем, прекращение исполнительного производства в связи с невозможностью его исполнения является необоснованным.

В силу ч. 3 ст. 333 ГПК РФ частная жалоба на данное определение рассматривается судом апелляционной инстанции без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения частной жалобы.

Частная жалоба, представление прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определений, указанных в части третьей настоящей статьи, рассматриваются судьей единолично в сроки, предусмотренные статьей 327.2 настоящего Кодекса, если иные сроки не установлены настоящим Кодексом (ч.4 ст. 333 ГПК РФ).

Проверив материалы дела, определения суда, изучив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено вступившим в законную силу решением Байкитского районного суда Красноярского края от 22.09.2009 года (по гражданскому делу №2-290/2009), между Службой по контролю в сфере природопользования Красноярского края и Красноярским филиалом ФГУП «Госцентр «Природа» заключен государственный контракт от 25.05.2009г. на проведение работ по мероприятию «Создание и ведение информационной системы «Обращение с отходами на территории Красноярского края». Согласно представленной ФГУП «Госцентр «Природа» письменной информации по объекту, свалка бытовых отходов п. Куюмба устроена на естественном основании, без предварительных инженерно-геологических изысканий. Отходы складируются без сортировки, в устроенные земляные котлованы с последующим разравниванием и уплотнением бульдозером. Назначение объекта: хранение отхода на срок 1 год и более. Расположена свалка на землях муниципального образования, вид территории: <данные изъяты>. Ближайший водный объект - <данные изъяты>. Данных о регистрации в ГРОРО, о наличии положительного решения государственной экологической экспертизы по проекту на данный объект нет, мониторинг отсутствует. Как следует из информации ФГУП «Госцентр «Природа» участок, на котором расположено место хранения бытовых отходов п. Куюмба расположен <данные изъяты>.

Решением Байкитского районного суда Красноярского края от 22.09.2009 года, на Администрацию Эвенкийского муниципального Красноярского края возложена обязанность организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории сельского поселения «поселок Куюмба».

В октябре 2009 года судом выдан исполнительный лист серии , на основании которого 08.04.2011г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Байкитскому району Л-Г.Б.В. возбуждено исполнительное производство (настоящее время - ) в отношении должника-администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края.

Определением Байкитского районного суда Красноярского края от 04.07.2011 года администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края была предоставлена отсрочка исполнения решения суда на срок до 01.10.2011 года.

Удовлетворяя заявление должника - Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края о прекращении исполнительного производства , суд первой инстанции исходил из невозможности дальнейшего исполнения решения суда, поскольку с 01.01.2019 года полномочия по утилизации и переработке бытовых отходов возложены на региональных операторов, на органы местного самоуправления возложена обязанность по отведению земельных участков под места (контейнерные) площадки временного накопления твердых коммунальных отходов (далее-ТКО) из земель населенных пунктов для последующего оформления реестра мест (контейнерных) площадок накопления TKО района.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, находит их основанными на неверном толковании норм действующего законодательства.

Согласно ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на территории всей Российской Федерации.

На основании ч. 1 ст. 439 ГПК РФ, ч. 1 ст. 43 Федерального закона №229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве», исполнительное производство прекращается, в том числе: утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).

Принимая во внимание вышеизложенные нормативные положения, учитывая то, что возложенная решением суда обязанность до настоящего момента Администрацией Эвенкийского муниципального района не исполнена, а также должником не представлено доказательств принятия мер, направленных на исполнение судебного решения за период с 2009г. по 2019г., судебная коллегия полагает незаконным вывод суда о необходимости прекращения исполнительного производства , в связи с невозможностью его дальнейшего исполнения, поскольку изменение законодательства, примененного судом при рассмотрении спора, после вступления в законную силу вынесенного по данному делу судебного решения не является правовым основанием для прекращения исполнительного производства по мотивам невозможности исполнения судебного решения.

При этом судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о невозможности организации утилизации и переработки бытовых отходов, вывозимых с территории сельского поселения в связи с изъятием из компетенции органов местного самоуправления таких полномочий, поскольку в силу пп. 14 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» функция органов местного самоуправления по участию в организации деятельности по накоплению, в том числе по раздельному накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов по настоящий момент закреплена за органами местного самоуправления в лице администрации муниципального района.

Наличие Региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Красноярском крае на 2018-2035 годы, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 30.08.2018 №497-п, которая относит всю территорию Эвенкийского муниципального района к потенциальной зоне деятельности операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, на которую ссылается заявитель как на обстоятельство, исключающее возможность участия органа местного самоуправления в организации деятельности по утилизации отходов, не исключает такое участие.

Так, данная Программа предусматривает выполнение ряда мероприятий, определенных в Приложении к Региональной программе, в том числе распространяющихся непосредственно на Эвенкийский муниципальный район (например, <данные изъяты>), финансирование которых осуществляется из внебюджетных источников (за счет средств регионального оператора).

В соответствии с пунктом 6 статьи 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон №89-ФЗ) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае признания конкурсного отбора несостоявшимся или досрочного прекращения деятельности регионального оператора, в том числе в случае его отказа от осуществления деятельности, вправе на срок, не превышающий одного года, присвоить статус регионального оператора без проведения конкурсного отбора и заключить соответствующее соглашение с юридическим лицом, которому в соответствии с настоящим Федеральным законом присвоен статус регионального оператора и зона деятельности которого расположена на территории данного субъекта Российской Федерации, либо с юридическим лицом, которому в соответствии с настоящим Федеральным законом присвоен статус регионального оператора и зона деятельности которого расположена на территории другого субъекта Российской Федерации, граничащего с данным субъектом Российской Федерации, а при отказе соответствующего юридического лица от заключения соглашения - с государственным или муниципальным унитарным предприятием либо государственным или муниципальным учреждением, имеющими лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

В силу пункта 7 статьи 29.1 Закона №89-ФЗ в случае, если органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации право, указанное в пункте 6 настоящей статьи, не может быть реализовано, субъект Российской Федерации вправе не применять до 1 января 2020 года в одной или нескольких зонах деятельности регионального оператора, где региональный оператор отсутствует, положения настоящего Федерального закона о сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании, хранении, захоронении твердых коммунальных отходов региональными операторами. В указанном случае на территории субъекта Российской Федерации этапы и сроки перехода к осуществлению деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами региональными операторами устанавливаются планом мероприятий, утвержденным уполномоченным органом исполнительной власти данного субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти; осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, а плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами взимается в составе платы за содержание жилого помещения.

Таким образом, несмотря на то, что до настоящего времени региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующей технологической зоны не определен, вышеуказанные мероприятия не исключают возможности по накоплению (в том числе раздельному), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории муниципальных районов, что является обязанностью муниципального района.

При таких обстоятельствах частная жалоба представителя Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края ( правопреемника Соужбы по контролю в сфере природопользования Красноярского края) - ФИО1 подлежит удовлетворению, а оспариваемое определение суда первой инстанции - отмене с вынесением определения об отказе в удовлетворении заявления Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края о прекращении исполнительного производства .

На основании изложенного и руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судья

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Определение Илимпийского районного суда Красноярского края от 27.06.2019 года отменить.

В удовлетворении заявления Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края о прекращении исполнительного производства в отношении должника- Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края, возбужденного на основании решения Байкитского районного суда Красноярского края от 22.09.2009 года по гражданскому делу №2-290/2009 (по иску Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края в порядке статьи 46 ГПК РФ к администрации сельского поселения «поселок Куюмба» Эвенкийского муниципального района Красноярского края о признании незаконной деятельности по неисполнению требований Федерального законодательства в области охраны окружающей среды, возложении обязанности о ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления на территории сельского поселения «поселок Куюмба», организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также о запрете деятельности по несанкционированному размещению отходов), отказать.

Председательствующий: А.Л. Елисеева