Судья Джимбеева Л.Н. Дело № 33-5690/2020
А-209г
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
8 июня 2020 года г. Красноярск
Судья судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда Тихонова Ю.Б.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чикун О.С.
рассмотрев единолично в открытом судебном заседании заявление администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края о прекращении исполнительного производства
по частной жалобе представителя Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края – ФИО1
на определение Илимпийского районного суда Красноярского края от 27 июня 2019 года, которым постановлено:
«заявление Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края о прекращении исполнительного производства №3353/14/24095-ИП (ранее №554/11/02/24- ИП), в отношении должника - Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края, удовлетворить.
Исполнительное производство №3353/14/24095-ИП (ранее-№554/11/02/24) возбужденное 08.04.2011 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Байкитскому району ФИО2 на основании исполнительного листа серии ВС №007060262, выданного Байкитским районным судом Красноярского края во исполнение решения суда от 22.09.2009 года по гражданскому делу №2-289/2009, которым на Администрацию Эвенкийского муниципального района Красноярского края возложена обязанность организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории сельского поселения «село Байкит» Эвенкийского муниципального района Красноярского края, прекратить.
О принятом решении судебный пристав-исполнитель обязан уведомить взыскателя»,
УСТАНОВИЛА:
Вступившим в законную силу решением Байкитского районного суда Красноярского края от 22.09.2009 года удовлетворены исковые требования Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края, на администрацию Эвенкийского муниципального Красноярского края возложена обязанность организовать мероприятия по утилизации бытовых отходов, вывозимых с территории сельского поселения «село Байкит» Эвенкийского муниципального района Красноярского края.
08.04.2011 года на основании исполнительного документа, выданного судом по делу, судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство №3353/14/24095-ИП (ранее №554/11/02/24), исполнение по которому по настоящий момент не прекращено.
30.05.2019 года администрация Эвенкийского муниципального района обратилась в суд с заявлением о прекращении указанного исполнительного производства, мотивируя требования тем, что в п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения, согласно которым с 01.01.2019 года к вопросам местного значения относится лишь участие органа местного самоуправления в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживании, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно ч.1 ст.24.6 Федерального закона от 24.06.1998 года «89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в настоящее время сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой.
Постановлением Правительства Красноярского края от 30.08.2018 года №497-п утверждена Региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Красноярском крае на 2018 – 2035 годы.
В соответствии с п.5 ст.20 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования на осуществление полномочий, не передаваемых им в соответствии со статьей 19 Федерального закона, если возможность таких расходов предусмотрена федеральным законом.
Учитывая, что в настоящее время к полномочиям Эвенкийского муниципального района относится только участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории соответствующих муниципальных районов, исполнить решение суда от 22.09.2009 года в отношении сельского поселения поселок Байкит не представляется возможным.
Так, согласно ответа руководителя Департамента инженерного обеспечения администрации Эвенкийского муниципального района во исполнение п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ведется организационная работа с органами местного самоуправления по отведению земельных участков под места (контейнерные) площадки временного накопления твердых коммунальных отходов (далее-ТКО) из земель населенных пунктов для последующего оформления реестра мест (контейнерных) площадок накопления ТКО района; определен и направлен в Министерство экологии и природопользования Красноярского края перечень ответственных лиц за реализацию перехода на новую систему обращения с ТКО.
В связи с расторжением Соглашения между выбранным региональным оператором-ООО «РосТех» и Министерством экологии и природопользования Красноярского края, срок ввода новой системы обращения с отходами на территории района перенесен на 2020 год, в связи с чем администрация Эвенкийского муниципального района просила суд прекратить исполнительное производство №3353/14/24095-ИП (ранее №554/11/02/24).
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше определение.
В частной жалобе представитель Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края – ФИО1 просит определение суда отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на отсутствие оснований для прекращения производства по делу в связи с невозможностью его исполнения, указывая на то, что возложенная на администрацию Эвенкийского муниципального района обязанность по настоящий момент не исполнена, должником не представлено доказательств принятия мер, направленных на исполнение судебного решения.
Согласно ч. 3, ч. 4 ст. 333 ГПК РФ частная жалоба рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле, судьей единолично.
Проверив материалы дела, определение суда, доводы частной жалобы, прихожу к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено решением Байкитского районного суда от 22.09.2009 года, между Службой по контролю в сфере природопользования Красноярского края и Красноярским филиалом ФГУП «Госцентр «Природа» заключен государственный контракт от 25.05.2009 года №36/2009 на проведение работ по мероприятию «Создание и ведение информационной системы «Обращение с отходами на территории Красноярского края». Согласно представленных предприятием сведений на территории Эвенкийского муниципального района Красноярского края в муниципальном образовании «село Байкит» обнаружена несанкционированная свалка бытовых отходов, географическое расположение: 61 40 57 градусов северной широты, 96 23 26 градусов восточной долготы, общей площадью 4,9га, место расположения свалки: северо-восточнее села Байкит, ближайший водный объект находится на расстоянии 1,2 км - река Подкаменная Тунгуска. Земельный участок отведен Байкитскому МУП «Коммунальник» на основании постановления администрации Эвенкийского муниципального района от 20.04.2004 года № 110. При этом на данном объекте не был определен класс опасности отходов, отходы складированы открыто без тары (навалом, сыпью и т.д.) в смеси, чем нарушены требования федерального закона об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, причиняет вред окружающей среде.
С учетом изложенного Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края обратилась в суд с иском к администрации сельского поселения «село Байкит», администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края, Байкитскому муниципальному унитарному предприятию «Коммунальник» о признании незаконной деятельности по неисполнению требований федерального законодательства в области охраны окружающей среды, возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления на территории сельского поселения «село Байкит», организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также запрете деятельности по несанкционированному размещению отходов.
Решением суда от 22.09.2009 года на администрацию Эвенкийского муниципального Красноярского края возложена обязанность организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории сельского поселения «село Байкит» Эвенкийского муниципального района Красноярского края.
03.10.2009 года судом выдан исполнительный лист ВС №007060263, на основании которого судебным приставом-исполнителем ОСП по Байкитскому району 08.04.2011 года возбуждено исполнительное производство №554/11/02/24, в настоящее время - №3353/14/24095-ИП в отношении должника - администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края.Определением Байкитского районного суда Красноярского края от 04.07.2011 года администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края предоставлена отсрочка исполнения решения суда на срок до 01.10.2011 года.
Удовлетворяя заявление администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края о прекращении исполнительного производства №3353/14/24095-ИП (ранее №554/11/02/24), суд первой инстанции исходил из невозможности дальнейшего исполнения решения суда, поскольку с 01.01.2019 года полномочия по утилизации и переработке бытовых отходов возложены на региональных операторов, на органы местного самоуправления возложена обязанность по отведению земельных участков под места (контейнерные) площадки временного накопления твердых коммунальных отходов (далее-ТКО) из земель населенных пунктов для последующего оформления реестра мест (контейнерных) площадок накопления TKО района.
С указанными выводами суда первой инстанции не могу согласиться по следующим основаниям.
Согласно ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на территории всей Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 439 ГПК РФ исполнительное производство прекращается судом в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Частью 1 статьи 43 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что исполнительное производство прекращается судом в следующих случаях:
1) смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;
2) утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий);
3) отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование, о передаче ее взыскателю;
4) в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.
Принимая во внимание вышеизложенные нормативные положения, учитывая, что возложенная решением суда обязанность до настоящего момента администрацией Эвенкийского муниципального района не исполнена, а также должником не представлено доказательств принятия мер, направленных на исполнение судебного решения за период с 2009 по 2019 гг., полагаю незаконным вывод суда о необходимости прекращения производства по делу в связи с невозможностью его дальнейшего исполнения, поскольку изменение законодательства, примененного судом при рассмотрении спора, после вступления в законную силу вынесенного по данному делу судебного решения не является основанием для прекращения исполнительного производства по мотивам невозможности исполнения судебного решения.
При этом не могу согласиться с выводами суда о невозможности организации утилизации и переработки бытовых отходов, вывозимых с территории сельского поселения в связи с изъятием из компетенции органов местного самоуправления таких полномочий, поскольку в силу пп.14 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» функция органов местного самоуправления по участию в организации деятельности по накоплению, в том числе по раздельному накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов по настоящий момент закреплена за органами местного самоуправления в лице администрации муниципального района.
Наличие Региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Красноярском крае на 2018 - 2035 годы, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 30.08.2018 № 497-п, которая относит всю территорию Эвенкийского муниципального района к потенциальной зоне деятельности операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, на которую ссылается заявитель как на обстоятельство, исключающее возможность участия органа местного самоуправления в организации деятельности по утилизации отходов, не исключает такое участие.
Так, данная программа предусматривает выполнение ряда мероприятий, определенных в Приложении к Региональной программе, в том числе распространяющихся непосредственно на Эвенкийский муниципальный район (например, 1.21 - Строительство полигона ТКО, Эвенкийский район, пгт Тура; 3.2 Строительство предприятия по обезвреживанию отходов, Эвенкийский район, п. Байкит; 4.36 Строительство площадки временного накопления отходов, Эвенкийский район, п. Куюмба; 4.37 Строительство площадки временного накопления отходов, Эвенкийский район, п. Полигус и прочие мероприятия), финансирование которых осуществляется из внебюджетных источников (за счет средств регионального оператора).
В соответствии с п. 6 ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае признания конкурсного отбора несостоявшимся или досрочного прекращения деятельности регионального оператора, в том числе в случае его отказа от осуществления деятельности, вправе на срок, не превышающий одного года, присвоить статус регионального оператора без проведения конкурсного отбора и заключить соответствующее соглашение с юридическим лицом, которому в соответствии с настоящим Федеральным законом присвоен статус регионального оператора и зона деятельности которого расположена на территории данного субъекта Российской Федерации, либо с юридическим лицом, которому в соответствии с настоящим Федеральным законом присвоен статус регионального оператора и зона деятельности которого расположена на территории другого субъекта Российской Федерации, граничащего с данным субъектом Российской Федерации, а при отказе соответствующего юридического лица от заключения соглашения - с государственным или муниципальным унитарным предприятием либо государственным или муниципальным учреждением, имеющими лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
В силу п. 7 ст. 29.1 Закона № 89-ФЗ в случае, если органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации право, указанное в пункте 6 настоящей статьи, не может быть реализовано, субъект Российской Федерации вправе не применять до 1 января 2020 года в одной или нескольких зонах деятельности регионального оператора, где региональный оператор отсутствует, положения настоящего Федерального закона о сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании, хранении, захоронении твердых коммунальных отходов региональными операторами. В указанном случае на территории субъекта Российской Федерации этапы и сроки перехода к осуществлению деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами региональными операторами устанавливаются планом мероприятий, утвержденным уполномоченным органом исполнительной власти данного субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, а плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами взимается в составе платы за содержание жилого помещения.
Таким образом, несмотря на то, что до настоящего времени региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Туруханской технологической зоны не определен, вышеуказанные мероприятия не исключают возможности по накоплению (в том числе раздельному), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории муниципальных районов, что является обязанностью муниципального района.
При таких обстоятельствах частная жалоба представителя Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края – ФИО1 подлежит удовлетворению, а оспариваемое определение суда первой инстанции - отмене с вынесением определения об отказе в удовлетворении заявления администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края о прекращении исполнительного производства №3353/14/24095-ИП (ранее №554/11/02/24) в отношении должника - администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Илимпийского районного суда Красноярского края от 27 июня 2019 года отменить.
Разрешить вопрос по существу.
В удовлетворении заявления администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края о прекращении исполнительного производства №3353/14/24095-ИП (ранее №554/11/02/24) в отношении должника - администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края, отказать.
Судья Тихонова Ю.Б.