Председательствующий: Савченко С.Х. Дело № <...>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
Председательствующего Кудря Т.Л.,
судей областного суда Астапчук Р.В., Башкатовой Е.Ю.,
при секретаре Ш.,
рассмотрела в судебном заседании 04 сентября 2019 года
дело по апелляционной жалобе Ю.И.Н, П.М.Л. на решение Советского районного суда города Омска от 19 июня 2019 года, которым постановлено:
«Взыскать с ООО «Управляющая компания «Рутас» в пользу Ю.И.Н компенсацию морального вреда <...> рублей, штраф <...> рублей.
Взыскать с ООО «Управляющая компания «Рутас» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <...> рублей.
В остальной части исковых требований отказать».
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Астапчук Р.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ю.И.Н, П.М.Л. обратились в суд с иском к ООО «УК «Рутас» о защите прав потребителей. В обоснование требований указали, что являются собственниками жилых помещений в МКД <...>. ООО «УК «Рутас», в соответствии с договором управления от <...>, является управляющей организацией данного МКД. <...> истцы обратились через сайт ГИС ЖКХ в ООО «УК «Рутас» с требованием предоставить реестр собственников. Поскольку реестр собственников получен не был, <...> через указанный сайт ответчику была направлена претензия. <...> руководителю Государственной жилищной инспекции по Омской области передана жалоба в отношении ООО «УК «Рутас» с указанием на тот факт, что представленный ответчиком реестр собственников не соответствует фактическим сведениям МКД. <...> в составе инициативной группы «Совет МКД № <...>» истцы запросили у ООО «УК «Рутас» через сайт ГИС ЖКХ информацию по оказанным жилищным услугам, однако, требования остались без удовлетворения. С учетом уточнения иска просили обязать ООО «УК «Рутас» предоставить истцам реестр собственников, который содержит: сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме); полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо; сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, актуальный на дату предоставления; акты проверки вентиляционных шахт МКД <...> за период с <...> по <...>; копию договора, заключенного со специализированной лицензированной подрядной организацией, имеющей право проводить проверку вентиляции многоквартирного дома; действующий на <...> договор на вывоз ТБО и КГМ; акты сезонных, текущих и внеочередных осмотров общего имущества МКД <...> за период с <...> по <...>; отчет о расходовании денежных средств МКД <...> за <...> г.г.; акты выполненных работ на доме по форме, утвержденной приказом Минстроя ЖКХ № <...> от <...>, за период с <...> по <...>; взыскать с ООО «УК «Рутас» как исполнителя жилищных услуг: неустойку за невыполнение требований потребителя, а именно не предоставление реестра собственников: в пользу Ю.И.Н<...> руб. <...> коп., в пользу П.М.Л.<...> руб., <...> коп.; компенсацию морального вреда в пользу Ю.И.Н<...> руб., в пользу П.М.Л.<...> руб.; штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке.
В судебном заседании истцы Ю.И.Н, П.М.Л., представитель П.М.Л. - Л.М.В. уточненные требования поддержали по аналогичным основаниям..
Представители ответчика ООО «УК «Рутас» - В,Ю.Г., В.Е.П. исковые требования не признали, пояснили, что во исполнение предписания Государственной жилищной инспекции Омской области направленный на электронную почту истца реестр собственников составлен по состоянию на <...> по данным Росреестра. Производить сверку фактически проживающих собственников с зарегистрированными, не входит в полномочия управляющей компании. Ответы на обращения истца были направлены позже из-за сбоя программы ГИС ЖКХ.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе истцы Ю.И.Н, П.М.Л. просят решение отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Считают, что судом в решении были искажены представленные в материалы дела доказательства, касающиеся реестра собственников; при разрешении требований о компенсации морального вреда суд не учел, что П.М.Л. было подписано общее заявление и претензия от <...>, направленные в адрес ответчика, следовательно, П.М.Л. лично обращался с требованием о предоставлении запрашиваемых документов к ответчику. Полагают, что суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства истцов о приобщении к материалам дела ответа Государственной жилищной инспекции Омской области от <...>, однако судом были приобщены к материалам дела справки, несоответствующие действительности.
В дополнениях к апелляционной жалобе Ю.И.Н, П.М.Л. указывают, что судом не была дана оценка исковым требованиям по предоставлению информации по проверке дымо-вентиляционных каналов, недостоверной информации, размещенной на сайте УК, не проверил достоверность представленной информации по оплате за содержание жилья, размер платы по ремонту общего имущества МКД.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении, возражениях относительно жалобы. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.
Апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра, не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалоб, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 330 ГПК РФ).
Проверив материалы дела, заслушав истцов Ю.И.Н и П.М.Л., представителя ответчика Ф.Л.С., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит таких оснований для отмены или изменения судебного решения.
Так, согласно ч. 1 ст. 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Согласно ст.3 ГПК РФ каждое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своего нарушенного или оспариваемого права.
В соответствии с ч.1 ст.39 и ст.131 ГПК РФ истцу принадлежит право определить предмет и основание иска, однако, в силу ч.1 ст.196 ГПК РФ правовое обоснование иска определяет суд.
Так, с учетом уточнения истцы в качестве основных требований просили обязать ООО «УК «Рутас» предоставить истцам реестр собственников, который содержит: сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме); полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо; сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, актуальный на дату предоставления; акты проверки вентиляционных шахт МКД <...> за период с <...> по <...>; копию договора, заключенного со специализированной лицензированной подрядной организацией, имеющей право проводить проверку вентиляции многоквартирного дома; действующий на <...> договор на вывоз ТБО и КГМ; акты сезонных, текущих и внеочередных осмотров общего имущества МКД <...> за период с <...> по <...>; отчет о расходовании денежных средств МКД №<...> за <...> г.г.; акты выполненных работ на доме по форме, утвержденной приказом Минстроя ЖКХ № <...> от <...>, за период с <...> по <...>, т.е. заявлены требования неимущественного характера.
В качестве производных требований было заявлено о взыскании с ООО «УК «Рутас» как исполнителя жилищных услуг: неустойки за невыполнение требований потребителя, а именно не предоставление реестра собственников: в пользу Ю.И.Н<...> руб. <...> коп., в пользу П.М.Л.<...> руб., <...> коп.; компенсации морального вреда в пользу Ю.И.Н<...> руб., в пользу П.М.Л.<...> руб.; штрафа за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке.
Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать во взаимосвязи с положениями п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что Ю.И.Н и П.М.Л. являются собственниками жилых помещений в многоквартирном доме <...>.
Согласно протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от <...> было принято решение утвердить и заключить договор управления по содержанию и ремонту общего имущества с ООО «Управляющая компания «Рутас» (л.д. 152-153).
<...> на основании указанного решения между собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, и ООО «УК «Рутас» был заключен договор управления многоквартирным домом (л.д. 114-128).
Согласно ч. 2 ст. 161 ЖК РФ управление управляющей организацией является одним из способов управления многоквартирным домом, который может быть избран собственниками.
Согласно положениям части 2 и 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом (непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом, иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией) выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Частью 9 указанной статьи установлено, что многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В соответствии с частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных данным Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации.
Часть 1 статьи 6 ЖК РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Часть 2 статьи 6 ЖК РФ допускает применение акта жилищного законодательства к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие, но только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение. В связи с этим суду при рассмотрении конкретного дела необходимо определить, когда возникли спорные жилищные правоотношения между сторонами.
Однако, в соответствии с п. 4 Федерального закона от 21.07.2014 года №263-ФЗ «О внесении "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» положения ч. 10 ст. 161 ЖК РФ применяются до 01.01.2018 года, то есть к спорным отношениям не применимы.
Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 года N 731 утвержден "Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" (далее также - Стандарт), который устанавливает требования к видам, порядку, способам и срокам раскрытия информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, заключенного в соответствии со ст. 162 ЖК РФ (п. 1).
Применению подлежит Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 (ред. от 27.03.2018) "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами"
Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации (п. 2 Стандарта).
Согласно п.3 Стандарта управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:
а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);
б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного
управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;
в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;
г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;
д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.02.2017 N 232)
е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;
ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);
з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;
и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;
к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
(п. 3 в ред. Постановления Правительства РФ от 27.09.2014 N 988)
В силу подпункта "и" пункта 3 Стандарта к числу такой информации относятся отчет об исполнении управляющей организацией договора управления за год.
Информация, предусмотренная подпунктом "и" пункта 3 настоящего документа, раскрывается ежегодно, в течение I квартала текущего года за предыдущий год, в котором управляющая организация, товарищество, кооператив осуществляли управление многоквартирным домом.
Управляющими организациями информация раскрывается путем обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность (подпункт "а" пункта 5 Стандарта).
В соответствии с пунктом 8 Стандарта раскрытие управляющей организацией информации осуществляется по формам, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Указанные формы должны предусматривать детализацию видов информации, предусмотренных пунктом 3 Стандарта, обеспечивающую реализацию собственниками помещений в многоквартирном доме правомочий собственников в полном объеме.
Положения п. 10 - 14 Стандарта раскрытия информации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 утратили силу с 1.12.2014, а п.15 утратил силу на основании Постановления Правительства РФ от 27.03.2018 N 331.
На основании п.16. стандарта изменения, внесенные в раскрытую информацию, подлежат опубликованию в тех же источниках, в которых первоначально была опубликована соответствующая информация, в следующие сроки: а) на официальном сайте в сети Интернет, указанном в подпункте "а" пункта 5 и подпункте "а" пункта 5(1) настоящего документа, - в течение 7 рабочих дней со дня изменения соответствующих сведений, п.п. б и п.17 - 23 утратили силу - Постановление Правительства РФ от 27.03.2018 N 331.
Иным способом размещение необходимой информации законом не предусмотрено.
В силу части 10.1 статьи 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 161.1 ЖК РФ в случае, если в многоквартирном доме не создано товарищество собственников жилья либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем четыре квартиры, собственники помещений в данном доме на своем общем собрании обязаны избрать совет многоквартирного дома из числа собственников помещений в данном доме. Регистрация совета многоквартирного дома в органах местного самоуправления или иных органах не осуществляется.
Принципиально важным является то, что совет дома, его, его председатель всегда в отношениях с третьими лицами выступает от имени и в интересах собственников помещений, представляет их позицию.
Из материалов дела следует, что <...>Ю.И.Н обратилась в ООО «УК «Рутас» с требованием предоставить реестр собственников многоквартирного дома для проведения голосования и подсчета голосов собственников, путем направления обращения через государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). В данном обращении истец указала себя как одного из инициаторов общего собрания (л.д. 137).
<...>Ю.И.Н направила в ООО «УК «Рутас» претензию, указав, что ответ на ее обращение от <...> не был дан, сроки, установленные ЖК РФ на исполнение, управляющей компанией пропущены, просила повторно исполнить обязательства, направив запрашиваемый реестр (л.д. 139).
<...>Ю.И.Н в ООО «УК «Рутас» было направлено обращение с просьбой предоставить акты осмотра выполненных работ внутридомовой системы вентиляции по многоквартирному дому, предоставить подробную калькуляцию (смету) стоимости услуги «Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем вентиляции и дымоудаления многоквартирных домов»; в случае невыполнения оплаченной Ю.И.Н услуги, вернуть деньги за не оказанную услугу (л.д. 141-143).
<...>Ю.И.Н руководителю Государственной жилищной инспекции по Омской области была направлена жалоба на бездействие ООО «УК «Рутас», в которой Ю.И.Н указала, что управляющей компанией не был дан ответ на обращение Ю.И.Н, а также представленный реестр собственников другому инициатору не соответствует действительности. Также в данной жалобе Ю.И.Н просила разъяснить является ли нарушением факт изменения управляющей компанией стоимости содержания жилья с <...> (л.д. 7).
<...> в ООО «УК «Рутас» было направлено уведомление о начале работы Совета МКД <...> в связи с непредставлением управляющей компанией действующего реестра собственников. Членами Совета МКД (инициативной группой) в данном уведомлении указаны Ю.И.Н, Х.И.И., Г.М.В., П.М.Л., С.Е.В., Я.Ю.В. (л.д. 145-146).
<...> в ООО «УК «Рутас» от имени инициативной группы собственников жилых помещений в составе Ю.И.Н, Х.И.И., Г.М.В., П.М.Л., С.Е.В., Я.Ю.В. была направлена претензия на отказ ООО «УК «Рутас» в удовлетворении отдельных требований потребителей жилищных услуг (л.д. 148-150).
<...> ООО «УК «Рутас» Ю.И.Н был дан ответ о том, что запрашиваемый реестр собственников был направлен на электронную почту ФИО1 по запросу от <...> (л.д. 138).
<...>Ю.И.Н был дан ответ ООО «УК «Рутас» с указанием на то, что до <...> работы по обслуживанию и проверке вентиляции в МКД проводились управляющей компанией, с <...> года по данным видам работ заключен договор со специализированной организацией. Дополнительно в данном ответе Ю.И.Н была направлена копия электронного письма по отправке реестра собственников по электронную почту Я. (л.д. 144).
Также <...> в ответ на уведомление о начале работы Совета МКД ООО «УК «Рутас» был дан ответ с указанием на то, что для начала исполнения своих обязанностей Советом МКД необходимо проведение общего собрания собственников и предоставление в управляющую компанию протокола общего собрания с бюллетенями голосования собственников (л.д. 147).
<...>Ю.И.Н было направлено сообщение по результатам рассмотрения ее жалобы Госжилинспекцией Омской области. В ходе проведения проверки установлено, что на обращение Ю.И.Н от <...> ООО «УК «Рутас» не предоставило ответ (л.д. 50-52).
<...> в дополнительном ответе на обращения Ю.И.Н ООО «УК «Рутас» был направлен реестр собственников МКД (л.д. 151).
Обращаясь в суд с настоящим иском, истцы указывают на неисполнение управляющей компанией своих обязательств, на предоставление неполной и недостоверной информации по запросу потребителей жилищных услуг, что препятствует истцам произвести расчет за услуги и работы, выполненные ответчиком с ненадлежащим качеством.
Удовлетворяя исковые требования истцов в части взыскания компенсации морального вреда и штрафа в пользу Ю.И.Н, суд первой инстанции исходил из факта личного обращения истицы Ю.И.Н к ответчику за предоставлением информации и достаточности имеющихся в материалах дела доказательств, подтверждающих факт нарушения ответчиком сроков предоставления запрашиваемой информации Ю.И.Н, решение суда в указанной части не оспаривается.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части предоставления истцам акта проверки вентиляционных шахт, копии договора, заключенного со специализированной лицензированной подрядной организацией, договора на вывоз ТБО и КГМ, актов сезонных, текущих и внеочередных осмотров общего имущества, отчета о расходовании денежных средств МКД, актов выполненных работ на доме по форме, утвержденной приказом Минстроя ЖКХ № <...> от <...>, суд исходил из отсутствия у ответчика обязанности по предоставлению указанной информации, поскольку такая информация размещена на сайте и является доступной для истцов.
В материалах дела отсутствуют сведения о привлечении УК к ответственности за не размещение информации, предусмотренной п.3 Стандарта, в установленном законом порядке.
Более того, в суде апелляционной инстанции истцы не оспаривали, что такая информация на сайте УК имеется, часть информации ими получена с сайта, однако, считают ее не достоверной, поэтому в апелляционной жалобе приводят расчеты, в силу которых, по их мнению, УК не надлежащим образом оказывает услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Вместе с тем, требования о перерасчете указанных в информации УК сумм, т.е. требования имущественного характера, в рамках настоящего дела не заявлялись, поэтому суд разрешил спор в пределах заявленного, как того требует ч.3 ст.196 ГПК РФ, поэтому доводы апелляционной жалобы в такой части не заслуживают внимания, как и равно, доводы о том, что суд не проверил достоверность размещенной ответчиком информации.
Согласно ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 34 Постановления Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 («О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» управляющая организация, товарищество или кооператив предоставляют по запросу (обращению) собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме в срок не позднее дня, следующего за днем поступления запроса (обращения), - любую информацию из перечня информации, подлежащей раскрытию в соответствии с пунктами 31 и 32 настоящих Правил. В случае если запрашиваемая информация затрагивает интересы неопределенного круга лиц и, по мнению управляющей организации, товарищества или кооператива, раскрыта в необходимом объеме способом, указанным в пунктах 31 и 32 настоящих Правил, и является актуальной на момент рассмотрения запроса (обращения), управляющая организация, товарищество или кооператив вправе, не предоставляя запрашиваемую информацию, сообщить место размещения запрашиваемой информации. Указанное сообщение направляется в срок не позднее дня, следующего за днем поступления запроса (обращения), и по предусмотренным пунктом 35 настоящих Правил каналам связи.
Требования, изложенные в разделе VII Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами и в п. 34 раздела VIII названных правил, предусматривающие предоставление управляющей организацией ответов на обращения в рамках осуществления взаимодействия такой организации с собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме, а также порядок и сроки предоставления управляющей организацией собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме различной информации об осуществлении названной организацией деятельности, не являются лицензионными.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, пояснения сторон, материалы проверки Госжилинспекции Омской области по обращению Ю.И.Н, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Ю.И.Н запрашиваемые сведения, имеющиеся на день обращения, были ответчиком предоставлены, однако с нарушением установленных законом сроков.
Так, суд первой инстанции принял законное решение об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований об обязании ответчика предоставить истцам реестр собственников помещений МКД, поскольку данное требования ответчиком в отношении истицы фактически было исполнено, ранее такой реестр направлен одному из членов инициативной группы Я., из претензии от <...> (л.д.8) не следует, что члены инициативной группы просили истцам реестр собственников помещений МКД предоставить каждому, тем более, такой реестр им был необходим для целей проведения общего собрания собственников помещений МКД, а не для личных интересов, однако, как указывают истцы общее собрание собственников помещений МКД уже проведено, избран совет дома.
В силу пункта 2 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию, в том числе с использованием системы, об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с установленными ценами (тарифами), об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг, об участии представителей органов местного самоуправления в годовых и во внеочередных общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах.
В соответствии с частью 4 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации организации, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, а также лица, оказывающие услуги, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и предоставляющие коммунальные услуги, обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную законодательством о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно пункту 21 части 1 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" в системе должны размещаться информация о перечне оказываемых услуг по управлению общим имуществом в многоквартирном доме, выполняемых работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, текущему и капитальному ремонту, об их объеме, о качестве и периодичности их предоставления или проведения и стоимости указанных услуг, работ с указанием использованного порядка расчета их стоимости, а также расчет такой стоимости и соответствующие договоры на оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ.
Таким образом, законом на ответчика обязанность по предоставлению информации возложена лишь в вышеуказанном объеме и в системе, поскольку указанным выше Стандартом установлен исчерпывающий перечень информации, подлежащей раскрытию, в том числе по запросам заинтересованных лиц, а требование истцов у ответчика иной информации, в том числе требование предоставления копий документов нельзя признать правомерным, основанным на положениях Стандарта, а положения ст.165 ЖК РФ следует рассматривать во взаимосвязи с правовыми нормами Федерального закона от 21 июля 2014 года N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 731 (ред. от 27 марта 2018 № 331), которым утверждён Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Руководствуясь нормами действующего законодательства, принимая во внимание, что истцом не представлено доказательств о не размещении на официальном сайте необходимой информации, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истцов в части предоставления акта проверки вентиляционных шахт, копии договора, заключенного со специализированной лицензированной подрядной организацией, договора на вывоз ТБО и КГМ, актов сезонных, текущих и внеочередных осмотров общего имущества, отчета о расходовании денежных средств МКД, актов выполненных работ на доме по форме, утвержденной приказом Минстроя ЖКХ №761/пр от 26.10.2015.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части взыскания с ответчика в пользу П.М.Л. компенсации морального вреда, суд первой инстанции исходил из того, что П.М.Л. к ответчику с самостоятельным требованием о предоставлении запрашиваемых документов не обращался, что подтверждено им в судебном заседании, факт указания его в коллективном обращении к ответчику в составе инициативной группы, сам по себе не может свидетельствовать о нарушении его личного права.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, полагает их законными, обоснованными и подробно мотивированными, полностью подтверждающимися материалами дела и соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Согласно положениям п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
В соответствии с п. 6 ст. 13 указанного Закона при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Определенный судом первой инстанции размер компенсации морального вреда и штрафа в пользу Ю.И.Н отвечают принципам разумности, справедливости и соразмерности нарушения обязательств, обеспечивают баланс прав и законных интересов сторон.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оснований для взыскания штрафа и компенсации морального вреда в пользу П.М.Л. не имеется. Доводы апелляционной жалобы в данной части судебной коллегией во внимание не принимаются.
Руководствуясь нормами действующего законодательства, принимая во внимание, что истцом не представлено доказательств о неразмещении на официальном сайте необходимой информации, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истцов в части предоставления акта проверки вентиляционных шахт, копии договора, заключенного со специализированной лицензированной подрядной организацией, договора на вывоз ТБО и КГМ, актов сезонных, текущих и внеочередных осмотров общего имущества, отчета о расходовании денежных средств МКД, актов выполненных работ на доме по форме, утвержденной приказом Минстроя ЖКХ №761/пр от 26.10.2015, тем более, часть документов была ответчиком представлена суду, соответственно, истцы могли с ней ознакомиться.
Кроме того, доводы апелляционной жалобы в данной части повторяют доводы истцов, изложенные в суде первой инстанции, поскольку этим доводам уже дана надлежащая оценка судом при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства, что отражено в решении. Доказательств опровергающих выводы суда стороной истца не представлено. Само по себе несогласие автора жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства истцов о приобщении к материалам дела ответа Государственной жилищной инспекции Омской области от <...>, на существо принятого судом решения не влияет, тем более, судебная коллегия приняла данный документ от истцов и приобщила его к материалам дела, как простое письменное доказательство, однако, содержащиеся в нем сведения сами по себе на существо принятого решения при указанных выше обстоятельствах не влияют
Указание в жалобе на несоответствие действительности документов, представленных в материалы дела, не может быть признано состоятельным, поскольку объективных данных, позволяющих усомниться в их допустимости, приведено не было, спор имущественного характера может быть разрешен между сторонами в установленном законом порядке.
Иных доводов, влияющих на существо принятого судом решения, апелляционная жалоба не содержит, оснований для апелляционного вмешательства в решение суда по доводам апелляционной жалобы и материалам дела не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда города Омска от 19 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи