ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5692/2016 от 18.01.2017 Калининградского областного суда (Калининградская область)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья: Хлебникова И.Ю. Дело № 33 – 8/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 января 2017 г. г. Калининград

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

Председательствующего: Михальчик С.А.

судей: Мариной С.В., Королевой Н.С.

при секретаре: Ненашевой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе МП «Калининградтеплосеть» ГО «Город Калининград» на решение Ленинградского районного суда города Калининграда от 06 сентября 2016 года, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Московского района г. Калининграда удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие МП «Калининградтеплосеть» ГО «Город Калининград» в части не оснащения многоквартирных домов общедомовыми приборами учета тепловой энергии.

Признать незаконными действия МП «Калининградтеплосеть» ГО «Город Калининград» по применению повышающего коэффициента к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством РФ - 1,2 с 01 октября 2015 года, и 1,4 с 01 января 2016 года по многоквартирным домам, расположенным по адресам: Аллея Смелых, 3-9, Баграмяна 4, Багратиона 82-88, 90-96, Белгородская 8-18, Буткова Генерала 1, Великолукская 16-22, У. Громовой 5-7, Дзержинского 78, подп. Емельянова 51, 246, Земнухова 8-10, Интернациональная 56-58, Калинина 1-7, Киевская 111-119, Коммунистическая 32-326, Ленинский проспект 103-109, 135-149, Мукомольная 12 б, Нансена 35-49, 78-78б, Новый Вал 29-33, Октябрьская 53, Суворова 25а, Тихорецкая 16, 18, 12, Товарная 17-19а, Чаадаева 13-13а, Аллея Смелых 11-17, Багратиона 128-134, Береговая (Прибрежный) 66, Березовая 19-35, Большая песочная 7-17, Великолукская 24-30, Дзержинского 36, 38, 72, 72б, 72в, 74а, 78а, подп. Емельянова 46-56, 53, 84а, 88а, Заводская 20а, Интернациональная 42-44, Майора Козенкова 8б, 8в, Коммунистическая 58а-г, Зои Космодемьянской 2-8, Краснооктябрьская 11-15, 6-12, Ленинский проспект, 44-50, 60-66, Летняя 50-56, П. Морозова 146-156, Полоцкая 16-22, Портовая 6, Серпуховская 11-21, 18, Солнечный бульвар 18, Суворова 25, Типографская 8-12, Тихорецкая 37, Товарная 21-23а, Генерала Толстикова 69-73, Богдана Хмельницкого 81-87, Черниговская 33-37, Эльблонгская 1-7, 2-12, 21-27, 9-11, Бульвар Южный 26-32 в городе Калининграде.

Признать незаконными действия МП «Калининградтеплосеть» ГО «Город Калининград» по выставлению дополнительных счет - квитанций за апрель и октябрь 2015 года - за неполные месяцы отопительного сезона, по вышеуказанным адресам многоквартирных домов.

В остальной части исковые требования прокурора Московского района г. Калининграда, - оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Мариной С.В., объяснения представителей МП «Калининградтеплосеть» - Глинской Е.В. и Сулеймановой Н.Ш.к., поддержавших апелляционную жалобу, возражения прокурора Шлык М.Э., полагавшего решение суда законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Московского района г. Калининграда обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МП «Калининградтеплосеть» ГО «Город Калининград», указывая, что на основании обращений жителей Московского района города Калининграда Прокуратурой Московского района г. Калининграда была проведена проверка предприятия МП КХ«Калининградтеплосеть» на предмет правильности начисления оплаты за тепловую энергию для населения с повышающими коэффициентами, выставления квитанций с доначислениями платежей за апрель и октябрь 2015 года, а также установки и введения общедомовых приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах, расположенных на территории Московского района города Калининграда.

При этом прокурор ссылался на то, что согласно положениям ст. 157 ЖК РФ, п. п. 5, 9, 12 ст. 13 ФЗ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», п. 5 и 6 «Плана мероприятий по оснащению потребителей приборами учета энергоресурсов», утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 01.12.2009 г. № 1830-р, в срок до 01 июля 2013 года ресурсоснабжающие организации были обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, передаваемых этими организациями, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим таким организациям сетям инженерно-технического обеспечения.

В ходе проведенной проверки установлено, что с целью выполнения требований ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» предприятием МП «Калининградтеплосеть» 22.05.2013 года был заключен договор подряда на выполнение комплекса работ по проектированию, установке и вводу в эксплуатацию узлов учета на 706 объектах с ЗАО «Интегратор энергетического комплекса» (в настоящее время АО «Энергопроект»).

Согласно предоставленной МП КХ «Калининградтеплосеть» информации, в настоящее время в рамках указанного договора приборы учета не установлены по следующим адресам: Аллея Смелых, 3-9, Баграмяна 4, Багратиона 48-56, 58-64, 82-88, 90-96, Белгородская 8-18, Буткова Генерала 1, Великолукская 16-22, У. Громовой 5-7, Дарвина, 15-17, 19-23, Дзержинского 78, подп. Емельянова 51, 246, Земнухова 8-10, Интернациональная 56-58, Калинина 1-17, Киевская 111-119, Коммунистическая 32-326, Ленинский проспект 103-109, 135-149, Мукомольная 126, Нансена 35-49, 78-786, Новый Вал 29-33, Октябрьская 53, Серпуховский пер. 2-12, Суворова 25а, 41, Тихорецкая 16, 18, 12, Товарная 17-19а, пер. Трамвайный 14, Чаадаева 13-5а, Эпроновская 9-13.

Кроме того, в настоящее время частично выполнены работы по установке приборов учета, однако приборы учета не введены в эксплуатацию по следующим адресам: Аллея Смелых 11-17, Ангарская 80-82, Багратиона 1-13, 119-125, 128-134, 136-142, 156-160, 43-47, Береговая (прибрежный) 10, 6, 66, Березовая 19-35, Большая песочная 7-17, Великолукская 24-30, Восточная 13, проезд Дзержинского 2-4, Дзержинского 36, 38, 72, 726, 72в, 74а, 78а, подл. Емельянова 46-56, 53, 58-64, 74-80, 84а, 88а, Заводская 20а, 27а, 32, 37, Интернациональная 42-44, Майора Козенкова 8бв, Коммунистическая 30, 58а-г, Зои Космодемьянской 2-8, Краснооктябрьская 11-15, 6-12, Ленинский проспект 123-129, 44-50, 60-66, Летняя 50-56, П. Морозова 146-156, Новый Вал 26-30, Октябрьская 43-51, Омская 2-6а, подл. Половца 6-12, Полоцкая 10-14,16-22,17-27, Портовая 6, Серпуховская 11-21, 18, Солнечный бульвар 18, Суворова 25, Типографская 8-12, Тихорецкая 37, Тобольская 27-33, Товарная 21-23а, Генерала Толстикова 69-73, Трамвайный переулок 1-11, Богдана Хмельницкого 81-87, Черниговская 33-37, Эльблонгская 1-7,2-12,21-27, 9-11, Бульвар Южный 26-32.

Таким образом, в установленный срок и по состоянию на 18 марта 2016 г. предусмотренные ч. 12 ст. 13 ФЗ-261 обязанности ответчиком не исполнены, общедомовые приборы учета тепловой энергии (отопления и горячего водоснабжения) в многоквартирных домах не установлены и/или не введены в эксплуатацию.

Вследствие неисполнения ответчиком своих обязательств граждане,проживающие в указанных многоквартирных домах, как потребители, с 01 октября 2015 года вынуждены нести повышенные расходы по оплате коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, поскольку при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством РФ обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством РФ.

В соответствии с Постановлением Правительства Калининградской области от 28.03.2014 № 184 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг (отопления, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения) на территории Калининградской области» (с учетом изменений, внесенных в Постановление Правительства Калининградской области от 29.09.2015 № 556, при расчете размера платы за коммунальную услугу для потребителей, не установивших соответствующий прибор учета коммунальной услуги, при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, или при отсутствии подтверждения соответствующим актом наличия (отсутствия) технической возможности установки вышеуказанного прибора учета, с 1 октября 2015 года применяются нормативы потребления коммунальных услуг с учетом повышающих коэффициентов.

Таким образом, в результате неисполнения ответчиком возложенных на него действующим законодательством обязанностей по установке общедомового прибора учета тепловой энергии, граждане, проживающие в указанных многоквартирных домах, вынуждены осуществлять плату за коммунальные услуги по отоплению со значительным для них увеличением в 1,2 раза с 01 октября 2015 года, и в 1,4 раза с 01 января 2016 года, что недопустимо.

В ходе проверки также установлено, что предприятием МП КХ «Калининградтеплосеть» через МП РИВЦ «Симплекс» выставлены дополнительные счета-квитанции доначислений по оплате за отопление в многоквартирных домах, расположенных на территории Московского района города Калининграда, не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, а также в домах, в которых приборы учёта установлены, но не введены в эксплуатацию, за апрель и октябрь 2015 года, что ответчик мотивировал тем, что действующее законодательство не предусматривает возможности расчета данного коммунального ресурса с разбивкой по дням за неполные месяцы отопительного периода и расчетным периодом оплаты данного вида коммунальной услуги является календарный месяц.

Таким образом, в результате неисполнения ответчиком возложенных на него действующим законодательством обязанностей по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии, граждане, проживающие в вышеуказанных многоквартирных домах, вынуждены осуществлять также дополнительную плату за услугу по отоплению за апрель и октябрь 2015 года.

В ходе рассмотрения дела прокурор исковые требования уточнил и просил признать незаконным бездействие МП «Калининградтеплосеть» ГО «Город Калининград» в части неоснащения многоквартирных домов общедомовыми приборами учета тепловой энергии; обязать МП «Калининградтеплосеть» ГО «Город Калининград» установить общедомовые приборы учета тепловой энергии по системе центрального отопления и горячего водоснабжения и ввести их в эксплуатацию в течение трех месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу в следующих многоквартирных домах расположенных по адресу: Аллея Смелых, 3-9, Баграмяна 4, Багратиона 48-56, 58-64, 82-88, 90-96, Белгородская 8-18, Буркова Генерала 1, Великолукская 16-22, У. Громовой 5-7, Дарвина, 15-17, 19-23, Дзержинского 78, подп. Емельянова 51, 246, Земнухова 8-10, Интернациональная 56-58, Калинина 1-7, Киевская 111-119, Коммунистическая 32-326, Ленинский проспект 103-109, 135-149, Мукомольная 126, Нансена 35-49, 78-786, Новый Вал 29-33, Октябрьская 53, Серпуховский пер. 2-12, Суворова 25а, 41, Тихорецкая 16, 18,12, Товарная 17-19а, пер. Трамвайный 14, Чаадаева 13-13а, Эпроновская 7-13, Аллея Смелых 11-17, Ангарская 80-82, Багратиона 128-134, Береговая (прибрежный) 66, Березовая 19-35, Большая песочная 7-17, Великолукская 24-30, Дзержинского 36, 38, 72, 726, 72в, 74а, 78а, подп. Емельянова 46-56, 53, 84а, 88а, Заводская 20а, Интернациональная 42-44, Майора Козенкова 86, 8в, Коммунистическая 58а-г, Зои Космодемьянской 2-8, Краснооктябрьская 11-15, 6-12, Ленинский проспект, 44-50, 60-66, Летняя 50-56, П. Морозова 146-156, Полоцкая 10-14, 16-22, Портовая 6, Серпуховская 11-21, 18, Солнечный бульвар 18, Суворова 25, Типографская 8-12, Тихорецкая 37, Товарная 21-23а, Генерала Толстикова 69-73, Богдана Хмельницкого 81-87, Черниговская 33-37, Эльблонгская 1-7, 2-12, 21-27, 9-11, Бульвар Южный 26-32, в городе Калининграде; признать незаконными действия МП «Калининградтеплосеть» по применению повышающего коэффициента к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством РФ, в 1,2 раза с 01 октября 2015 года, и в 1,4 раза с 01 января 2016 года, по указанным адресам многоквартирных домов, в связи с неисполнением обязанности, предусмотренной ч. 12 ст. 13 ФЗ-261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»; признать незаконными действия МП «Калининградтеплосеть» по выставлению дополнительных счет - квитанций за апрель и октябрь 2015 года за неполные месяцы отопительного сезона, по указанным адресам многоквартирных домов, в связи с неисполнением обязанности, предусмотренной ч. 12 ст. 13 ФЗ-261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

После чего прокурор дополнительно уточнил исковые требования в части перечня домов Московского района г. Калининграда, в отношении которых просил возложить на ответчика обязанность установить общедомовые приборы учета тепловой энергии по системе центрального отопления и горячего водоснабжения и ввести их в эксплуатацию.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены управляющие организации: ООО «МУП РСУ-24», ООО «УКБР 4», ООО «УК РСУ-5», ООО «УК РСУ-6», ООО «Центр», ООО УК «Мастер», ООО «УК Жилстрой+», ООО «УКБР 1», ООО «УК Управдом», ООО «УК РСУ 25», ООО «Дом-Сервис», ООО «Прибрежный», ООО «КРУО АСЖ», ООО «УК Теплосервис», ООО «Технологии с гарантией», ООО «УК Мегадом», ООО «УКЛР», ПЖК «Медик», ТСЖ «Емельянова 246».

Разрешив заявленный прокурором спор, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе МП «Калининградтеплосеть» ГО «Город Калининград» просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме.

Ссылается на ошибочность положенного в основу решения в части признания незаконным бездействия ответчика по установке общедовомых приборов учета тепловой энергии, вывода суда о возникновении у ресурсоснабжающей организации такой обязанности с 01 июля 2010 года, и, приводя подробный анализ положений действующего законодательства, настаивает на том, что безусловная обязанность ресурсоснабжающих организаций по совершению действий, направленных на установку общедовомых приборов учета тепловой энергии возникла только, начиная с 01 июля 2012 года на основании ч. 12 ст. 13 Закона № 261-ФЗ и только в отношении тех МКД, собственники помещений которых не исполнили возложенную на них Законом № 261-ФЗ обязанность.

Указывает, что из буквального толкования положений ч. 12 ст. 13 Закона № 261-ФЗ до 1 июля 2013 года на ресурсоснабжающие организации законом возлагалась обязанность не оснастить многоквартирные дома приборами учета, а лишь совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований ст. 13 не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

Настаивает на том, что вопреки доводам прокурора и выводам суда, ответчиком совершены исчерпывающие действия по оснащению приборами учета многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования - городской округ «Город Калининград».

Так, по итогам запроса предложений МП «Калининградтеплосеть» 22 мая 2013 года был заключен договор подряда №591-13г с ЗАО «Интегратор энергетического комплекса» (в настоящее время - АО «Энергопроект»), предметом которого являлось проведение предпроектных обследований на объектах заказчика, разработка проектов по каждому объекту узла учета тепловой энергии, согласование разработанных проектов с заказчиком, выполнение работ по монтажу узлов учета, осуществление пусконаладочных работ.

Однако, в процессе исполнения данного договора у подрядчика возникали проблемы с доступом в помещения многоквартирных домов для выполнения работ, в связи с тем, что собственники помещений и/или управляющая компания такой доступ не обеспечили либо препятствовали в доступе к местам установки приборов учета.

В этой связи полагает неверной оценку судом представленных ответчиком в подтверждение данного довода актов о недопуске исполнителей работ к месту установки общедомовых приборов учета тепловой энергии, как составленных в 2014 году и в одностороннем порядке представителями ответчика и его подрядчика.

Обращает внимание на то обстоятельство, что, начиная с осени 2013 года, МП «Калиниградтеплосеть» проводило разъяснительную работу с управляющими организациями, в течение 2013-2014 годов обращалось в органы местного самоуправления и правоохранительные органы (в т.ч. в прокуратуру Московского района г. Калининграда) с просьбами оказать содействие в обеспечении доступа к местам установки приборов учета. Надлежащие доказательства совершения таких действий были представлены суду, однако в нарушение требований ч. 4 ст. 298 ГПК РФ оценка таким доказательствам судом дана не была.

Считает, что также судом не дано должной оценки доводам представителей ответчика о том, что установленный ч. 12 ст. 13 Закона № 261-ФЗ срок исполнения ресурсоснабжающими организациями обязанности по оснащению приборами учета МКД не является пресекательным, конечный срок выполнения обязанности ресурсоснабжающей организации по принудительной установке общедомовых приборов учета законом не определен и после 1 июля 2013 года ресурсоснабжающие организации в силу требований ст. 13 Закона № 261-ФЗ должны осуществлять мероприятия по оснащению объектов приборами учета при их отсутствии и при наличии технической возможности для их установки.

Полагает, что при таком положении, у суда не имелось правовых оснований признавать факт бездействия со стороны ответчика, тем более с учетом того обстоятельства, что на момент принятия судом решения, приборы учета тепловой энергии либо были установлены в МКД, либо собственники помещений в МКД приняли решение об установке приборов учета своими силами. Следовательно, предмет иска в части оценки бездействия МП «Калининградтеплосеть» отсутствует, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.

Настаивает на избрании прокурором в этой части ненадлежащего способа защиты нарушенного права, указывая, что рассматриваемые правоотношения являются гражданско-правовыми, и прокурор обратился в суд не заявительном, а в исковом порядке, при этом МП «Калининградтеплосеть» не является государственным или муниципальным органом власти.

Ссылаясь на то, что статьей 157 ЖК РФ установлена обязанность собственников помещений МКД по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии, которая в настоящее время не прекращена, считает исковые требования прокурора о признании действий (бездействия) коммерческого предприятия незаконными в связи с невыполнением им обязанности по оснащению приборами учета МКД, не имеющим под собой правовых оснований.

Критикуя решение суда в части признания незаконными действий МП «Калининградтеплосеть» по применению повышающего коэффициента к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации - в 1,2 раза с 01 октября 2015 года и в 1,4 раза с 01 января 2016 года в отношении многоквартирных домов, согласно уточненному прокурором перечню, полагает его не основанным на законе, указывая на то, что вопрос о применении повышающего коэффициента к нормативу потребления не отнесен к компетенции предприятия.

Применение повышающего коэффициента к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги прямо установлено законом и отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации.

Порядок расчета норматива потребления и применения к нему повышающих коэффициентов определен Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее - Правила № 306), в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 № 344 и от 17.12.2014 № 1380.

Постановлением Правительства Калининградской области от 28.03.2014 № 184 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг (отопления, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения) на территории Калининградской области» утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых (нежилых) помещениях многоквартирных, жилых домов и общежитий на территории Калининградской области при отсутствии приборов учета тепловой энергии согласно приложению № 1 к постановлению.

Установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению в жилых (нежилых) помещениях в многоквартирных, жилых домах и общежитиях с учетом повышающего коэффициента (1,2) с 1 октября по 31 декабря 2015 года в календарный месяц отопительного периода применяются при расчете размера платы за коммунальную услугу для потребителей, не установивших соответствующий прибор учета коммунальной услуги при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, или при отсутствии подтверждения соответствующим актом наличия (отсутствия) технической возможности установки вышеуказанных приборов учета.

Перечень случаев, когда повышенный норматив не применяется, является исчерпывающим, в частности, не применяется повышенный норматив в случае отсутствия технической возможности установки общедомового прибора учета тепловой энергии, в отношении ветхих, аварийных объектов, объектов, подлежащих сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объектов, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее, чем две десятых гигакалории в час. Рассматриваемые объекты к числу таковых не относятся.

При этом, применение повышенного норматива законодатель не связывает с причиной отсутствия прибора учета.

Обращает внимание на то, что, начиная с 01 января 2016 года применение повышающего коэффициента в размере 1,4 раза на территории г. Калининграда было приостановлено постановлением Правительства Калининградской области от 23.05.2016 № 260. Тем не менее, суд признал незаконными фактически не совершенные ответчиком действия, сославшись на то, что приостановление применения повышенного коэффициента не имеет значения для разрешения настоящего спора, что не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Также заявитель ссылается на то, что суд, возложив по существу всю ответственность на ресурсоснабжающую организацию, не дал при этом никакой оценки наличию вины в неустановке приборов учета самих собственников помещений спорных МКД, которыми проигнорированы требования Закона № 261-ФЗ, обязывавшие их совершить такие действия до 1 июля 2012 года.

Ответчик полагает, что поскольку сами собственники не исполнили в установленный срок свою обязанность по установке приборов учета тепловой энергии, они не вправе оспаривать бездействие ресурсоснабжающей организации.

Выражая несогласие с выводами суда о незаконности выставления дополнительных счетов-квитанций за апрель и октябрь 2015 года (за неполные месяцы отопительного сезона), МП «Калининградтеплосеть» указывает на то, что суд сделал такой вывод, в том числе в отношении МКД, в которых объективно отсутствует возможность установки общедомового прибора учета тепловой энергии.

Полагает, что данные выводы суда противоречат обстоятельствам дела и нормам материального права, ссылаясь на следующее.

В ходе рассмотрения дела исковые требования прокурором неоднократно уточнялись, в том числе из перечня первоначально заявленных прокурором МКД были исключены 13, в отношении которых ответчиком были представлены акты об отсутствии технической возможности установки общедомового прибора учета тепловой энергии. При этом в ходе рассмотрения дела прокурор пояснял, что все исковые требования заявлены только в отношении конкретного перечня МКД.

Следовательно, у суда не имелось оснований оценивать действия ответчика применительно к тем МКД, в которых невозможно установить приборы учета по техническим причинам, а допуская такую оценку, суд вышел за пределы заявленных требований.

Настаивает на том, что расчеты с населением за коммунальную услугу по отоплению в 2015 году осуществлены в соответствии с требованиями закона.

Так, в соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 18 Приложения к Правилам № 306 норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях (Гкал на 1 кв. м общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома в месяц) определяется, исходя из количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, а также продолжительности отопительного периода. При этом продолжительность отопительного периода определяется как количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде.

В городском округе «Город Калининград» отопительный период длится 7 месяца - с октября по апрель. Начало и завершение отопительного сезона составляют неполные месяцы: октябрь и апрель.

Из формулы расчета норматива следует, что независимо от того, является ли месяц, входящий в отопительный период полным или нет, он учитывается как один месяц, а значит, наличие в отопительном периоде неполного месяца не может повлиять на размер оплаты коммунальной услуги по отоплению. То есть в данном случае, имеет место не взимание дополнительной платы за неоказанную услугу, а равномерное распределение платы за весь объем потребленного ресурса на каждый из 7 месяцев отопительного периода.

Обращает внимание на то обстоятельство, что в случае расчета размера платы за услугу по отоплению исходя из количества календарных дней месяца, у МП «Калининградтеплосеть» возникнут выпадающие доходы (не будет получена выручка в запланированном объеме при неизменном объеме понесенных расходов), что, в свою очередь приведет к возникновению у него убытков, которые должны быть компенсированы предприятию в соответствии с нормами действующего законодательства в последующие периоды регулирования, что, безусловно, приведет к росту тарифа для всех потребителей МП «Калининградтеплосеть».

Приводит доводы о том, что судом неправомерно оставлены без внимания заявления МП «Калининградтеплосеть» о том, что прокурор Московского района г. Калининграда был не вправе обращаться в суд с настоящим иском, поскольку вопреки утверждению прокурора и суда первой инстанции, круг лиц, в интересах которых подан настоящий иск строго определен, поскольку иск прокурором подан в защиту жилищных прав конкретных собственников конкретных жилых и нежилых помещений в конкретных многоквартирных домах.

Между тем, в соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Прокурором Московского района г. Калининграда и ООО «КРУО «Ассоциация собственников жилья» на апелляционную жалобу принесены возражения, в которых, полагая решение суда законным и обоснованным, прокурор и третье лицо просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК РФ - в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на неё, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части.

Так, судом установлено и подтверждается материалами дела, что МП «Калининградтеплосеть» является организацией, осуществляющей снабжение потребителей тепловой энергией, сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов – многоквартирных жилых домов по адресам: Аллея Смелых, 3-9, Баграмяна 4, Багратиона 48-56, 58-64, 82-88, 90-96, Белгородская 8-18, Буткова Генерала 1, Великолукская 16-22, У. Громовой 5-7, Дарвина, 15-17, 19-23, Дзержинского 78, подп. Емельянова 51, 246, Земнухова 8-10, Интернациональная 56-58, Калинина 1-17, Киевская 111-119, Коммунистическая 32-326, Ленинский проспект 103-109, 135-149, Мукомольная 126, Нансена 35-49, 78-786, Новый Вал 29-33, Октябрьская 53, Серпуховский пер. 2-12, Суворова 25а, 41, Тихорецкая 16, 18, 12, Товарная 17-19а, пер. Трамвайный 14, Чаадаева 13-5а, Эпроновская 9-13; Аллея Смелых 11-17, Ангарская 80-82, Багратиона 1-13, 119-125, 128-134, 136-142, 156-160, 43-47, Береговая (прибрежный) 10, 6, 66, Березовая 19-35, Большая песочная 7-17, Великолукская 24-30, Восточная 13, проезд Дзержинского 2-4, Дзержинского 36, 38, 72, 726, 72в, 74а, 78а, подл. Емельянова 46-56, 53, 58-64, 74-80, 84а, 88а, Заводская 20а, 27а, 32, 37, Интернациональная 42-44, Майора Козенкова 8бв, Коммунистическая 30, 58а-г, Зои Космодемьянской 2-8, Краснооктябрьская 11-15, 6-12, Ленинский проспект 123-129, 44-50, 60-66, Летняя 50-56, П. Морозова 146-156, Новый Вал 26-30, Октябрьская 43-51, Омская 2-6а, подл. Половца 6-12, Полоцкая 10-14,16-22,17-27, Портовая 6, Серпуховская 11-21, 18, Солнечный бульвар 18, Суворова 25, Типографская 8-12, Тихорецкая 37, Тобольская 27-33, Товарная 21-23а, Генерала Толстикова 69-73, Трамвайный переулок 1-11, Богдана Хмельницкого 81-87, Черниговская 33-37, Эльблонгская 1-7,2-12,21-27, 9-11, бульвар Южный 26-32, подлежащих в соответствии с требованиями статьи 13 Федерального Закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Таким образом, МП «Калининградтеплосеть» относится к числу организаций, указанных в части 9 вышеназванной статьи. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.

Также из материалов дела следует, что по состоянию на 18 марта 2016 г. в вышеперечисленных многоквартирных домах не были установлены и/или не введены в эксплуатацию приборы учета тепловой энергии.

Установив данное обстоятельство, суд пришел к обоснованному выводу о допущенном ответчиком бездействии по выполнению возложенной на него законом обязанности по совершению в срок до 1 июля 2013 года действий по оснащению приборами учета используемой тепловой энергии вышеперечисленных объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим ему сетям инженерно-технического обеспечения, и которые в нарушение требований ст. 13 Федерального Закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный названной нормой срок (до 1 июля 2012 года).

Так, в силу положений п. 12 ст. 13 Федерального Закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) до 1 июля 2013 года - в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи (к числу которых относятся перечисленные в иске прокурора объекты), в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии), организации, перечисленные в п. 9 названой статьи обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. После 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления.

Доводы апелляционной жалобы о том, что установленный вышеприведенной нормой права срок для выполнения обязанности по оснащению многоквартирных домов приборами учета – 1 июля 2013 года не является пресекательным и данная обязанность подлежит исполнению и после указанной даты, выводов суда о допущенном ответчиком бездействии в исполнении вышеупомянутой обязанности не опровергают.

С учетом установления судом факта невыполнения ответчиком по состоянию на 18 марта 2016 года своей обязанности в отношении перечисленных прокурором в иске объектов, которая должна была быть исполнена им до 1 июля 2013 года, не свидетельствуют о надлежащем исполнении ответчиком данной обязанности и сами по себе ссылки ответчика на заключение 22 мая 2013 года, (то есть незадолго до наступления указанной даты) договора подряда с ЗАО «Интегратор энергетического комплекса» (в настоящее время АО «Энергопроект») на выполнение комплекса работ по проектированию, установке и вводу в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии на 706 объектах, тем более, принимая во внимание то обстоятельство, что безусловная обязанность по оснащению объектов многоквартирных домов приборами учета у ответчика возникла 01 июля 2012 года, а обязанность осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета энергетического ресурса, снабжение которым он осуществляет – еще раньше – с 1 июля 2010 года, а до этой даты ответчик был обязан предоставить собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 ст. 13 Закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» приборами учета тепловой энергии (п.п. 9,10 вышеназванной статьи).

Вопреки доводам апелляционной жалобы, не могут служить бесспорным доказательством надлежащего и своевременного исполнения МП «Калининградтеплосеть» возложенных на него законом обязанностей и представленные им акты о недопуске представителей ЗАО «Интегратор энергетического комплекса» и МУП «Калининградтеплосеть» к месту установки общедомовых приборов учета в многоквартирных жилых домах в Московском районе г. Калининграда за период с 13 февраля по 17 сентября 2014 года. Как обоснованно отметил в решении суд первой инстанции, данные акты в большей их части были составлены после 01 июля 2013 года, и фактически в одностороннем порядке с участием лишь представителей ЗАО «Интегратор энергетического комплекса» и МУП «Калининградтеплосеть».

Не могут быть признаны такими доказательством и сами по себе обращения ответчика к Депутатам Городского Совета с просьбами о принятии мер воздействия к Управляющим компаниям с целью их стимулирования к созыву собраний собственников помещений многоквартирных домов и понуждении их к оснащению своих домов коллективными приборами учета, тем более датированные 2016 годом, а также имевшие место после 01 июля 2013 года обращения в Комитет городского хозяйства, жилищные отделы районов г. Калининграда, органы прокуратуры, государственную жилищную инспекцию и т.д. по поводу недопуска к местам установки приборов учета.

Доказательств того, что собственники помещений многоквартирных жилых домов, или управляющие компании были надлежащим образом извещены о том, в какое время и каким образом им необходимо обеспечить ответчику доступ к местам установки приборов учета и беспричинно отказали в обеспечении такового материалы дела не содержат. В суд с исками об устранении таких препятствий ответчик не обращался.

При таком положении доводы ответчика о том, что им были приняты исчерпывающие меры, направленные на исполнение возложенной на него законом обязанности, и об отсутствии в этой связи у суда оснований для вывода о допущенном с его стороны бездействии, нельзя признать состоятельными.

Вопреки доводам жалобы об обратном, правомерно суд признал обоснованными и удовлетворил также и требования прокурора о признании незаконными действий МП «Калининградтеплосеть» по применению при расчетах с населением за поставленную тепловую энергию повышающего коэффициента к нормативу потребления соответствующей услуги в размере 1,2 с 1 октября 2015 года.

Действительно, постановлениями Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 г. № 344 и от 17 декабря 2014 г. № 1380 в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306, введены повышающие коэффициенты, применяемые при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и предоставленных на общедомовые нужды (за исключением коммунальной услуги по газоснабжению) при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, которые составляют:

с 1 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. - 1,1;

с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. - 1,2;

с 1 января 2016 г. по 30 июня 2016 г. - 1,4;

с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. - 1,5;

с 2017 года - 1,6.

Вместе с тем, данный нормативный акт определяет порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг и требования к их формированию (п. 1).

При разрешении же вопросов, связанных с расчетами с гражданами-потребителями, а также с привлеченными ими для управления своими домами управляющими компаниями за потребленные коммунальные ресурсы подлежат применению положения ст. 157 ЖК РФ и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, а также Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23 мая 2016 года и действовавших в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, до 1 июля 2016 г.

Положениями ст. 157 ЖК РФ установлено применение повышающих коэффициентов к нормативу потребления коммунальных ресурсов при расчете платы за коммунальные услуги в виде воды и электрической энергии для собственников помещений в многоквартирных домах при невыполнении ими установленной законодательством Российской Федерации обязанности по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета соответствующего вида коммунальных услуг в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

П. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (в соответствующе редакции) было предусмотрено, что при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги. (, где: - общая площадь i-го жилого или нежилого помещения; - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению; - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом ни в названном пункте Правил, ни в формуле 2 приложения к ним № 2 не содержалось указания на возможность применение при расчете платы за услугу по отоплению жилых помещений повышающих коэффициентов к нормативу потребления. Аналогичным образом данный вопрос был регламентирован в постановлении Правительства Российской Федерации № 307 от 23 мая 2016.

Впервые такие нормы и конкретные формулы для расчета за потребленный коммунальный ресурс в виде тепловой энергии в жилых помещениях многоквартирных жилых домов с повышающими коэффициентами были введены в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, Постановлением Правительства Российской Федерации № 603 от 29 июня 2016 года.

Этим же Постановлением Правительства Российской Федерации были внесены соответствующие изменения и в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом, либо иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации № 124 от 14 февраля 2012 года. В том числе, данным постановлением были внесены изменения в п. 22 названных Правил, который был дополнен подпунктом «е» следующего содержания: при наличии технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии размер платы за тепловую энергию, поставленную в многоквартирный дом, не оборудованный таким прибором учета, а также поставленную в многоквартирный дом по истечении 2 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (по истечении срока его эксплуатации), размер платы за поставленную тепловую энергию при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме с применением повышающего коэффициента, величина которого в 2016 году устанавливается в размере, равном 1,4, а с 1 января 2017 г. - 1,5. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета коммунальных ресурсов, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.

Действовавшая в период с октября по декабрь 2015 года редакция данных Правил не содержала положений, связанных с возможностью определения размера платы за тепловую энергию, поставленную в многоквартирный дом, не оборудованный прибором учета, с применением повышающего коэффициента.

Данных о том, что такое условие в рассматриваемый период было включено в договоры между МП «Калининградтеплосеть» и управляющими организациями в отношении спорных домов материалы дела также не содержат.

П. 60(1) названных Правил, введенный Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 № 344, в котором содержится ссылка на применение повышающих коэффициентов, предусмотренных утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, как следует из его содержания, касается лишь платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды.

Так, названной нормой установлено, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и тепловой энергии (при наличии технической возможности установки таких приборов учета), а также по истечении указанного в пункте 59(1) настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке оснащение и (или) введение в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета используемого коммунального ресурса, плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается с применением повышающих коэффициентов, предусмотренных утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Кроме того, по смыслу вышеназванных норм права применение повышающих коэффициентов к нормативам потребления возможно только при наличии технической возможности установки в многоквартирном доме приборов учета соответствующего коммунального ресурса.

Между тем, данных о том, что, применяя в период с октября по декабрь 2015 года при расчетах с гражданами-потребителями за коммунальную услугу по отоплению повышенных нормативов потребления, ответчик учитывал наличие или отсутствие в указанный период технической возможности установки приборов учета в многоквартирных домах потребителей, в том числе, перечисленных прокурором в исковом заявлении (с учетом его уточнения), в материалах дела не содержится.

Так, в материалы дела ответчиком было представлено всего 13 актов на предмет установления наличия или отсутствия технической возможности установки коллективного общедомового прибора учета тепловой энергии, составленных в период с 27 января по август 2016 года, что послужило основанием для уточнения прокурором перечня многоквартирных жилых домов, в отношении которых им заявлены исковые требования. В остальной части домов, в том числе, в отношении тех, по которым исковые требования прокурора были удовлетворены, таких актов не представлено.

Вопреки утверждениям представителей ответчика о том, что обязанность по установлению такой технической возможности была возложена на самих потребителей в лице управляющих компаний, в отличие от действующих в настоящее время правовых норм, из которых такая обязанность действительно усматривается (в частности комментарии к формулам (4(1), 23(1) к Правилам предоставления коммунальных услуг, из которых следует, что повышающий коэффициент не применяется, если потребителем представлен акт обследования, подтверждающий отсутствие технической возможности установки ИПУ, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт), в нормативных актах, действовавших в период до 30 июня 2016 года (в том числе в рассматриваемый период - с октября 2015 года по декабрь 2015 года) не содержалось норм, регламентировавших распределение обязанностей по подтверждению отсутствия технической возможности установки прибора учета.

В том числе, не содержалось таких положений и в Приказе Министерства Регионального развития Российской Федерации № 627 от 29 декабря 2011 года, утвердившем критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также форму и порядок заполнения акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.

Минстрой России в Письме от 18.03.2015 N 7288-ач/04 разъяснил, что исполнитель не применяет повышающий коэффициент при отсутствии технической возможности, подтвержденной соответствующим актом, и одновременно рекомендовал проводить с потребителями разъяснительную работу о необходимости проведения обследования на предмет выявления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета.

Вместе с тем, разрешая заявленный прокурором спор, суд правомерно исходил из того что в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае неисполнения ими данной обязанности в срок до 01 июля 2012 года, согласно ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов. В силу вышеприведенной нормы права такие действия должны быть совершены ресурсоснабжающими организациями до 1 июля 2013 года.

Поскольку законом на ресурсоснабжающие организации (включая МП «Калининградтеплосетъ») в рассматриваемый период была возложена обязанность по совершению действий по оснащению общедомовыми приборами учета тепловой энергии многоквартирных жилых домов, собственники помещений в которых не осуществили таких действий в установленные сроки, и оснащению указанными приборами учета подлежали дома, в которых имелась техническая возможность установки общедомовых приборов учета тепловой энергии, на ресурсоснабжающих организациях также лежала и обязанность по выполнению действий, направленных на установление факта наличия, либо отсутствия технической возможности установки таких приборов.

Принимая во внимание то обстоятельство, что ответчик является специализированной организацией, осуществляющей поставку коммунального ресурса, на которую законом возложена обязанность по совершению действий по оснащению домов приборами его учета и информированию населения о праве на установку приборов учета, суд правомерно не согласился с доводами МП «Калининградтеплосеть» о том, что пассивное поведение потребителей и несоставление ими такого акта давало МП «Калининградтеплосеть» безусловное право применять повышающий коэффициент к нормативу потребления в отсутствие доказательств фактической возможности установки приборов учета тепловой энергии. Из анализа положений действовавшего в период с октября 2015 года по декабрь 2016 года федерального законодательства такой вывод не следует.

При таком положении сами по себе ссылки ответчика на внесение изменений в Постановление Правительства Калининградской области № 556 от 29.09.2015 года в постановление Правительства Калининградской области от 28 марта 2014 года № 184 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг (отопления, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения) на территории Калининградской области» и дополнение его пунктом 2 следующего содержания: «Установить, что нормативы потребления коммунальных услуг, указанные в таблицах 2-5 приложений N 1-4, применяются при расчете размера платы за коммунальную услугу для потребителей, не установивших соответствующий прибор учета коммунальной услуги при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, или при отсутствии подтверждения соответствующим актом наличия (отсутствия) технической возможности установки вышеуказанных приборов учета, составленным по форме и в порядке, установленным приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения», на что ссылается ответчик в апелляционной жалобе, с учетом сторон возникших правоотношений, действовавшего в указанный период на федеральном уровне правового регулирования, как указано выше, не содержавшего норм, регламентировавших распределение обязанностей по подтверждению отсутствия технической возможности установки прибора учета, достаточным основанием для применения в расчетах с потребителями–гражданами, являющимися собственниками помещений в многоквартирных домах, за потребленную услугу по теплоснабжению служить не могло, поскольку такое положение не соотносится с вышеприведенными федеральными нормативными актами, имеющими большую юридическую силу.

Более того, фактическое возложение на потребителей ответственности за неисполнение самой ресурсоснабжающей организацией в срок до 1 июля 2013 года возложенной на неё законом обязанности оснастить все дома приборами учета поставляемого коммунального ресурса (за исключением тех, в которых отсутствует такая техническая возможность) с учетом действовавшего в рассматриваемый период федерального законодательства, не отвечало бы принципам справедливости и свидетельствовало бы об извлечении ответчиком преимуществ из своего недобросовестного поведения, что недопустимо.

Следует также отметить, что Постановление Правительства Калининградской области от 28 марта 2014 года № 184 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг (отопления, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения) на территории Калининградской области», на которое ссылается ответчик в обоснование доводов жалобы, в редакции, действовавшей по состоянию на 01.10.2015 года (начало периода применения повышающего коэффициента к нормативу потребления) не предусматривало применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг и содержало лишь базовые нормативы потребления. Действовавшая с 16 октября 2015 года редакция указанного постановления содержала как нормативы, рассчитанные с учетом повышающего коэффициента, так и базовые нормативы потребления соответствующего коммунального ресурса, что также не лишало ответчика возможности выставления счетов на оплату услуги по отоплению в домах, не оборудованных приборами учета, в отношении которых отсутствовали сведения о наличии или отсутствии технической возможности их установки, на основании базовых нормативов потребления соответствующей коммунальной услуги.

Что же касается требований прокурора о признании незаконными действий МП «Калининградтеплосеть» по применению с 1 января 2016 года повышающего коэффициента к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере 1,4, то, действительно, материалами дела, в том числе дополнительно представленными сторонами суду апелляционной инстанции доказательствами факт применения ответчиком таковых в период с 1 января 2016 года по дату вынесения судом решения своего подтверждения не нашел.

Как следует из материалов дела, приказом директора МП «Калининградтеплосеть» № 52 от 28 января 2016 года применение с 1 января 2016 года повышающего коэффициента к нормативу потребления коммунальных услуг было приостановлено на период с 1 января 2016 года до 30 апреля 2016 года. Постановлением Правительства Калининградской области от 23.05.2016 № 260, начиная с 01 января 2016 года применение повышающего коэффициента в размере 1.4 раза на территории г. Калининграда было приостановлено. Согласно представленным ответчиком суду апелляционной инстанции ведомостям начислений по лицевым счетам за 2016 год и информации РИВЦ «Симплекс» расчеты с населением за оказанную коммунальную услугу по отоплению с 1 января 2016 года осуществлялись без применения повышающих коэффициентов к нормативу потребления соответствующей коммунальной услуги.

Доказательств, опровергающих представленные ответчиком сведения, и подтверждающих обоснованность заявленных прокурором требований в указанной части, им представлено не было и в ходе рассмотрения дела не добыто.

При таком положении решение суда в части удовлетворения требований прокурора о признании незаконными действий МП «Калининградтеплосеть» по применению с 1 января 2016 года повышающего коэффициента к нормативу потребления коммунальных услуг в размере 1,4, нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением в этой части нового решения об отказе в удовлетворении указанных требований прокурора.

Разрешая требования прокурора о признании незаконными действий МП «Калининградтеплосеть» ГО «Город Калининград» по выставлению дополнительных счет - квитанций за апрель и октябрь 2015 года - за неполные месяцы отопительного сезона, суд пришел в целом к правильному выводу о наличии законных оснований для их удовлетворения.

Так, действительно, согласно Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, определение норматива потребления коммунальной услуги по отоплению (Гкал на 1 кв. м общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома в месяц) производится по формуле № 18 данных Правил. При этом, одним из показателей данной формулы является - период, равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде).

Таким образом, при расчете норматива потребления в соответствии с данной формулой, независимо от того, является ли месяц, входящий в отопительный период полным или нет, он учитывается как 1 месяц, а значит, наличие в отопительном периоде неполного месяца не может повлиять на размер оплаты коммунальной услуги по отоплению.

Вместе с тем, как прямо следует из содержания Постановления Правительства Калининградской области от 28 марта 2014 года № 184 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг (отопления, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения) на территории Калининградской области», в редакции, действовавшей в рассматриваемый период, в отличие от действующей его редакции, нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению были рассчитаны исходя из продолжительности отопительного периода 6,3 месяца, а не 7 календарных месяцев, включая неполные, как утверждал ответчик.

Не опровергает таких выводов и представленная МП «Калининградтеплосеть» суду апелляционной инстанции копия тома 1 отчета НИЦ Муниципальной экономики по разработке нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды), согласно которому при его составлении учитывалась средняя продолжительность 5 последних отопительных периодов, равная 190,5 дням.

При этом установленные Постановлением Правительства Калининградской области нормативы потребления коммунальных услуг позволяли ответчику произвести расчет платы за фактически поставленный потребителям коммунальный ресурс применительно к неполным месяцам отопительного сезона – апрель и октябрь 2015 года исходя из количества дней подачи тепла, что и было изначально им сделано.

При таком положении доначисление в 2016 году платы за коммунальную услугу по отоплению в отношении многоквартирных жилых домов, в которых не установлены коллективные (общедомовые) приборы учета за неполные месяцы отопительного сезона – апрель и октябрь 2015 года, за периоды, когда такая услуга фактически потребителям не оказывалась, нельзя признать законным и обоснованным.

Сами по себе ссылки ответчика в апелляционной жалобе на немотивированность выводов суда в указанной части, основанием для отмены правильного по существу в этой части решения суда первой инстанции служить не могут.

Не влекут отмену решения и доводы апелляционной жалобы об отсутствии у прокурора законных оснований для обращения в суд с настоящим иском, как поданным в защиту определенного круга лиц.

Давая оценку таким доводам МП «Калининградтеплосеть», приводившимся ответчиком и в ходе рассмотрения дела по существу в качестве возражений против иска, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что прокурором настоящий иск заявлен в интересах неопределенного круга лиц, поскольку в указанных им многоквартирных жилых домах проживают и пользуются услугами теплоснабжения не только лица, являющиеся собственниками и нанимателями жилых помещений, но и иные лица, пользующиеся жилыми помещениями на иных законных основаниях, установить точный перечень которых не представляется возможным по различным причинам и их состав может меняться.

Прочие приводимые в апелляционной жалобе доводы также не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции, влияли на его обоснованность и законность, не опровергают выводы суда, сводятся лишь к несогласию с ними и субъективной оценке установленных обстоятельств, представленных доказательств по делу, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены решения суда.

При таком положении оснований к отмене решения суда в оспариваемой части по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Решение суда в той части, в которой прокурору отказано в удовлетворении исковых требований, сторонами не оспаривается и предметом проверки в апелляционном порядке в силу положений ст. 327.1 ГПК РФ не является.

Процессуальных нарушений, влекущих в силу положений ст. 330 ГПК РФ безусловную отмену решения в полном объеме, судом допущено не было.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 06 сентября 2016 года отменить в части признания незаконными действий МП «Калининградтеплосеть» ГО «Город Калининград» по применению повышающего коэффициента к нормативу потребления коммунальной услуги - 1,4 с 01 января 2016 года по многоквартирным домам, расположенным по адресам: Аллея Смелых, 3-9, Баграмяна 4, Багратиона 82-88, 90-96, Белгородская 8-18, Буткова Генерала 1, Великолукская 16-22, У. Громовой 5-7, Дзержинского 78, подп. Емельянова 51, 246, Земнухова 8-10, Интернациональная 56-58, Калинина 1-7, Киевская 111-119, Коммунистическая 32-326, Ленинский проспект 103-109, 135-149, Мукомольная 12 б, Нансена 35-49, 78-78б, Новый Вал 29-33, Октябрьская 53, Суворова 25а, Тихорецкая 16, 18, 12, Товарная 17-19а, Чаадаева 13-13а, Аллея Смелых 11-17, Багратиона 128-134, Береговая (Прибрежный) 66, Березовая 19-35, Большая песочная 7-17, Великолукская 24-30, Дзержинского 36, 38, 72, 72б, 72в, 74а, 78а, подп. Емельянова 46-56, 53, 84а, 88а, Заводская 20а, Интернациональная 42-44, Майора Козенкова 8б, 8в, Коммунистическая 58а-г, Зои Космодемьянской 2-8, Краснооктябрьская 11-15, 6-12, Ленинский проспект, 44-50, 60-66, Летняя 50-56, П. Морозова 146-156, Полоцкая 16-22, Портовая 6, Серпуховская 11-21, 18, Солнечный бульвар 18, Суворова 25, Типографская 8-12, Тихорецкая 37, Товарная 21-23а, Генерала Толстикова 69-73, Богдана Хмельницкого 81-87, Черниговская 33-37, Эльблонгская 1-7, 2-12, 21-27, 9-11, Бульвар Южный 26-32, в городе Калининграде.

Вынести в этой части новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора Московского района г. Калининграда в указанной части отказать.

В остальной части то же решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: