Судья Ж.М. Низамова дело № 33-5693/13
учёт № 53АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ30 мая 2013 года г. Казань Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Р.Г. Габдуллина,
судей Э.С. Каминского, Г.А. Сахиповой,
при секретаре Е.В. Шадриной
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Г.Габдуллина гражданское дело по апелляционной жалобе Панова Г.В. на решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 11 марта 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Панову Г.В. к государственному казенному учреждению «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат) №40 Тукаевского муниципального района РТ» о восстановлении права на получение ежемесячной денежной выплаты как пенсионера, имевшего льготу на бесплатный проезд в Республике Татарстан, отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Панова Г.В., поддержавшего жалобу, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Панов Г.В. обратился в суд с иском о восстановлении права на получение ежемесячной денежной выплаты как пенсионеру, имевшему льготу на бесплатный проезд в Республике Татарстан, к ГКУ «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат) № 40 Тукаевского муниципального района Республики Татарстан», сославшись в обоснование своих требований на то, что в связи с внесенными 13.04.2012г. изменениями в действующее нормативно-правовое регулирование предоставления льгот пенсионерам он обратился в филиал Республиканского центра материальной помощи (компенсационных выплат) с заявлением о восстановлении его как пенсионера в праве на ежемесячную денежную выплату, призванную компенсировать его расходы на проезд. Данная денежная выплата была назначена ему 27.01.2005г. взамен натуральной льготы по бесплатному проезду в общественном транспорте в соответствии с пунктом 50 Положения о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан, утвержденного Кабинетом министров РТ от 17.12.2004 N 542, однако с 01.05.2010г. ее выплата была прекращена в связи с тем, что им был приобретен статус гражданина, подвергшегося радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и по данному основанию предоставлялись социальные льготы по федеральному законодательству. Поскольку в соответствии с действующими нормами права истец как пенсионер и лицо, подвергшееся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, имеет право на одновременное получение ежемесячных денежных льгот как в соответствии с Положением о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан, так и по Федеральному закону «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», то отказ ответчика в восстановлении Панову Г.В. права на получение ежемесячной денежной выплаты как пенсионеру, имевшему льготу по бесплатному проезду, является незаконным. Исходя из указанного, просил восстановить ему данное право на получение ежемесячной денежной выплаты.
Представитель ответчика исковые требования Панова Г.В. не признал.
Суд вынес решение об отказе в удовлетворении иска в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе Панов Г.В. просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указано на то, что судом неверно были истолкованы положения статьи 9 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан», а также не применен закон, подлежащий применению – статья 6 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Считает, что судом при разрешении дела неправильно были применены нормы материального права, в связи с чем просит решение суда об отказе ему в иске отменить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Панов Г.В. поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить как вынесенное с нарушением норм материального права.
Другие лица, участвующие в деле, на рассмотрение апелляционной жалобы не явились, извещались о слушании дела надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки ими не представлено, в связи с чем дело в порядке части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда, Судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Закон Республики Татарстан от 08.12.2004 N 63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» устанавливает меры социальной поддержки отдельных категорий населения в Республике Татарстан.
Положением о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан, утвержденным Постановлением Кабинетом Министров РТ от 17.12.2004 N 542, разработанным во исполнение Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан», устанавливается порядок предоставления мер адресной социальной поддержки, в том числе ежемесячной денежной выплаты.
Решения о предоставлении адресной социальной поддержки принимаются филиалами Республиканского центра материальной помощи (компенсационных выплат) (далее - филиал Центра).
По данному делу установлено, что до 30.04.2010г. Панов Г.В. являлся получателем ежемесячной денежной выплаты, призванной компенсировать расходы на проезд, назначенной взамен натуральной льготы по бесплатному проезду в общественном транспорте, как пенсионер на основании пункта 50 Положения о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров РТ от 17.12.2004 N 54, после чего выплаты были ему прекращены в связи с приобретением им статуса гражданина, подвергшегося радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и получением им социальных льгот в соответствии с федеральным законодательством.
Из пояснений истца следует, что 17.07.2012г. он обратился в филиал Республиканского центра материальной помощи (компенсационных выплат) № 40 Тукаевского муниципального района Республики Татарстан с заявлением о восстановлении его права на получение ежемесячной денежной выплаты на проезд в связи с внесением изменений в Положение о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан, однако письмом от 08.10.2012г. ему было отказано со ссылкой на то, что ему назначена и выплачивается ежемесячная денежная выплата по Федеральному закону «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», и он не имеет права на получение обеих мер социальной поддержки. С отказом ответчика Панов Г.В. не согласен.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что истец не относится к категориям граждан, которым предоставляется ежемесячная денежная выплата по пункту 6 Положения о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан, в связи с чем на него не распространяется правило абзаца 7 данного пункта, предусматривающее исключение для граждан, получающих ежемесячные выплаты в соответствии с Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», и предоставляющее им право на одновременное получение ежемесячной денежной выплаты и по Закону Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» и по указанному федеральному закону.
Ежемесячная денежная выплата на проезд по пункту 50 положения не может быть предоставлена Панову Г.В., так как он, как гражданин, подвергшийся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, имеет право на меры социальной поддержки по иным нормативным актам Российской Федерации. Суд также указывает на то, что в пункт 50 Положения о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан изменения не вносились, исключения для лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не устанавливались.
Суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции, полагая, что выводы суда об отказе Панову Г.В. в иске основаны на законе и обоснованны.
При этом Судебная коллегия исходит из того, что статьей 2 Закона Республики Татарстан от 08.12.2004 N 63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» определено, что меры государственной адресной социальной поддержки в порядке, предусмотренном законодательством Республики Татарстан, устанавливаются следующим категориям граждан:
лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лицам, награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;
ветеранам труда;
реабилитированным гражданам;
гражданам, признанным пострадавшими от политических репрессий;
детям-сиротам;
детям, оставшимся без попечения родителей;
лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
гражданам, имеющим детей в возрасте до 18 лет;
лицам, награжденным государственными наградами Республики Татарстан, учрежденными Законом Республики Татарстан «О государственных наградах Республики Татарстан»;
лицам, страдающим хронической почечной недостаточностью.
В Главе II Закона (статьи 4 – 8.1) указаны конкретные меры социальной поддержки, предоставляемые указанным категориям граждан: субсидии, ежемесячные денежные выплаты, бесплатное оказание определенных видов услуг, обеспечение питанием, одеждой, предоставление ежегодных пособий и другие.
Истец, в настоящее время являющийся пенсионером и имеющий статус лица, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в число граждан, имеющих право на меры адресной социальной поддержки населения в Республике Татарстан, в том числе ежемесячную денежную выплату, перечисленных в статье 2 и Главе II указанного закона, не входит.
Из этого следует, что на Панова Г.В. не распространяют свое действие положения статьи 9 Закона Республики Татарстан, согласно которой гражданину, имеющему одновременно право на получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям, определенным статьями 4 - 7 настоящего Закона, меры социальной поддержки предоставляются по одному из них по выбору гражданина, а если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Закону и по федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Закону, либо по федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.
Положением о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан, утвержденным Постановлением Кабинетом Министров РТ от 17.12.2004 N 542, разработанным во исполнение Закона Республики Татарстан «Об адресной поддержке населения в Республике Татарстан», в Главах II – VIII установлен порядок назначения и предоставления мер социальной поддержки, указанных в статьях 4 – 8.1 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан», категориям лиц, перечисленным в статье 2 Закона.
В пункте 6 Главы II Положения в частности указаны лица из числа перечисленных в статье 2 Закона Республики Татарстан, которым предоставляется такая мера социальной адресной поддержки, как ежемесячная денежная выплата: лица, проработавшие в тылу с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лица, награжденные орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны; ветераны труда; реабилитированные граждане; граждане, пострадавшие от политических репрессий; лица, награжденные государственными наградами Республики Татарстан.
При этом пенсионеры или лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в указанном списке также не поименованы.
Потому необоснованны доводы истца о том, что на него распространяются положения абзаца 7 пункта 6 Положения, которыми предусмотрено, что, если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по Закону Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» и по федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по Закону Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан», либо по федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.
В пункте 2 статьи 2 Закона Республики Татарстан N 63-ЗРТ указано, что меры адресной социальной поддержки пенсионеров, работников государственных и муниципальных учреждений, малоимущих граждан, граждан, имеющих право на безвозмездное обеспечение лекарственными средствами, осуществляются на основании решений Кабинета Министров Республики Татарстан и органов местного самоуправления в пределах средств, предусмотренных законом Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан на очередной финансовый год и бюджетами муниципальных образований.
Действуя в рамках предоставленных ему данным положением полномочий Кабинет Министров в указанном выше Положении о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан выделил Главу IX «Меры социальной поддержки пенсионеров», в которой предусмотрел меры адресной поддержки пенсионерам, пенсия которым назначена в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», постоянно проживающим в Республике Татарстан, в виде предоставления им с 1 февраля 2005 года ежемесячной денежной выплаты на проезд в размере 200 рублей (пункт 50 Положения).
При этом указанная мера социальной поддержки в виде ежемесячной выплаты на проезд не предоставляется гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки по иным нормативным правовым актам Российской Федерации и (или) Республики Татарстан. Исключений для лиц, получающих ежемесячные денежные выплаты по Федеральному закону «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», данным пунктом Положения не установлено.
Таким образом, ежемесячные денежные выплаты, предусмотренные пунктом 6 и пунктом 50 Положения о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан имеют различную правовую природу и носят разный характер, поскольку последняя предоставляется исключительно в целях компенсации расходов на проезд, при этом они предоставляются различным категориям граждан. Потому внесение Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 июня 2011г. изменений в пункт 6 Положения, предоставляющих лицам, получающим ежемесячную денежную выплату по Закону Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральному закону «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», право на одновременное получение ежемесячной денежной выплаты по Закону Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан», не означает, что такое же исключение предусмотрено для лиц, получающих ежемесячную денежную выплату на проезд по пункту 50 Положения.
Из указанного следует, что отказ ответчика в восстановлении Панову Г.В. права на получение ежемесячной выплаты на проезд, предусмотренной пунктом 50 Положения о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан обоснован и правомерен.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не был применен закон, подлежащий применению, а именно статья 6 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», подлежат отклонению. Данной статьей предусмотрено, что граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, имеют право на ежемесячную денежную выплату. При наличии у гражданина права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Федеральным законом, по различным основаниям ему предоставляются меры социальной поддержки по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину только по одному из оснований по его выбору в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Таким образом, нормы о том, что граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, имеют право на одновременное получение мер социальной поддержки по данному Федеральному закону и по другому нормативно-правовому акту, Федеральный закон не содержит, в связи с чем, исключение лиц, получающих социальную поддержку по указанному закону, из числа лиц, которым предоставлено право на ежемесячную денежную выплату на проезд по пункту 50 Положения о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан нормам федерального законодательства не противоречит.
Судебная коллегия также учитывает, что Постановлением Конституционного Суда Республики Татарстан от 4 июля 2012 г. N 49-П, вынесенным по жалобе Панова Г.В., абзац восьмой пункта 6 и пункт 50 Положения о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 декабря 2004 года N 542, были признаны соответствующими Конституции Республики Татарстан.
В данном Постановлении Конституционный Суд Республики Татарстан указывает, что ежемесячная денежная выплата, предусмотренная пунктом 50 оспариваемого Положения, представляет собой одну из форм социальной защиты пенсионеров как наиболее социально незащищенной категории граждан.
Правовыми условиями назначения данной выплаты согласно оспариваемым нормам являются: получение лицом пенсии по Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» или Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; постоянное проживание в Республике Татарстан; неполучение мер социальной поддержки, включая ежемесячную денежную выплату по иным нормативным правовым актам Российской Федерации и (или) Республики Татарстан.
По своему целевому назначению норма, закрепленная пунктом 50 оспариваемого Положения, направлена на оказание материальной помощи тем категориям пенсионеров, которые не получают каких-либо мер социальной поддержки по иным правовым основаниям.
При этом, как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, правовое регулирование, при котором лицам, имеющим право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), как устанавливающее право выбора гражданином наиболее выгодного основания пользования мерами социальной поддержки, не может расцениваться как ущемляющее права граждан.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе Панова Г.В., основаны на неправильном толковании норм права, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и не опровергают правильность выводов суда, с которыми согласна Судебная коллегия, а потому не могут быть приняты во внимание.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обстоятельства, имеющие значение для дела, были установлены судом первой инстанции правильно, доводы сторон надлежащим образом исследованы и оценены, по делу постановлено соответствующее требованиям материального и процессуального закона решение, которое подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 11 марта 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Панова Г.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи: