ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5709/2023 от 11.05.2023 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33-5709/2023

УИД: 78RS0002-01-2022-010869-64

Судья: Николаева А.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

Председательствующего

Барминой Е.А.

судей

Аносовой Е.А.

Ковалевой Е.А.

при секретаре

Морозовой Ю.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании 11 мая 2023 г. гражданское дело № 2-10404/2022 по апелляционной жалобе Минина А. В. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 26 октября 2022 г. по иску Минина А. В. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании решения незаконным, включении периодов работы в страховой стаж, обязании назначить пенсию.

Заслушав доклад судьи Барминой Е.А., выслушав объяснения представителя ответчика – Москот И.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец Минин А.В. обратился в суд с иском Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее – ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области), в котором просил признать незаконным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе Санкт-Петербурга (далее – УПФР в Кировском районе) от 13 февраля 2020 г. № 1350973 об отказе в назначении страховой пенсии по старости, включить в страховой стаж периоды работы с 18 июня 1981 г. по 4 ноября 1981 г. в должности старшего инженера ПОР, УС «Ленгидроэнергоспецстрой», СМУ-11, г. Кронштадт, с 16 марта 1982 г. по 1 декабря 1982 г. в должности мастера-строителя в Строительном управлении № 2 треста Пикалевстрой, г. Пикалево Ленинградской области, с 31 декабря 1982 г. по 8 июля 1982 г. в должности мастера УКР Ленгорисполкома, РСУ-14, ГРСТ-4, г. Ленинград, обязать ответчика назначить истцу страховую пенсию по старости с даты обращения за ее назначением 26 ноября 2019 г., указав в обоснование заявленных требований, что решением ответчика от 13 февраля 2020 г. ему необоснованно было отказано в назначении страховой пенсии по старости по причине отсутствия необходимой величины ИПК, при этом пенсионным органом не были учтены спорные периоды работы истца.

Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 26 октября 2022 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе и представленных дополнениях истец Минин А.В. просит решение суда от 26 октября 2022 г., отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований, ссылаясь на наличие у него права для назначения страховой пенсии по старости и ненадлежащее исполнение пенсионным органом обязанностей по оказанию содействия в истребовании необходимых для назначения пенсии документов.

Со стороны ответчика представлены возражения на апелляционную жалобу, по доводам которых ответчик просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Протокольным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 16 марта 2023 г. произведена замена ответчика на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Истец Минин А.В. на рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом по правилам ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с чем, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 23 от 19 декабря 2003 г. «О судебном решении», решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии с положениями ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения были допущены судом первой инстанции при рассмотрении дела.

При рассмотрении дела суд первой инстанции исходил из того, что при обращении 26 ноября 2019 г. в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости Мининым А.В. не была представлена трудовая книжка, подсчет стажа и индивидуального пенсионного коэффициента (далее – ИПК) был произведен пенсионным органом на основании имеющихся в его распоряжении документов, в назначении Минину А.В. страховой пенсии по старости было отказано правомерно, в связи с отсутствием необходимой величины ИПК не ниже 13,8, страховой стаж определен пенсионным органом продолжительностью 14 лет 1 месяц 3 дня, справки, подтверждающие иные периоды работы истца, были получены спустя два года после вынесения решения об отказе в назначении пенсии, истцу было предложено повторно обратиться с новым заявлением о назначении пенсии, от чего истец отказался.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции посчитал правомерным решение пенсионного органа об отказе в назначении истцу страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием необходимой величины ИПК.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, в том числе, из приобщенных судебной коллегией в целях установления юридически значимых обстоятельств в порядке п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. № 16 новых доказательств в виде переписки сторон, первоначально Минин А.В. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии 11 февраля 2019 г.

Решением УПФР в Кировском районе Санкт-Петербурга от 13 мая 2019 г. в назначении истцу страховой пенсии по старости отказано, в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа не менее 9 лет, и величины ИПК – не менее 13,8 (л.д. 121-122).

При повторном обращении с заявлением о назначении пенсии 26 ноября 2019 г. Мининым А.В. была представлена дополнительно архивная справка Министерства обороны Российской Федерации от 8 августа 2019 г. (л.д. 21).

В заявлении от 26 ноября 20149 г. Мининым А.В. был выражен отказ от принятия решения о назначении пенсии по имеющимся в распоряжении пенсионного органа сведениям без предоставления дополнительных документов о стаже и заработка, о чем специально указано в тексте заявления (л.д. 103).

На основании представленных истцом документов, пенсионным органом была определена продолжительность страхового стажа истца 14 лет 1 меся 3 дня (при требуемом стаже не менее 9 лет) и ИПК в размере 13,008 (при требуемом ИПК не менее 13,8), в связи с чем, решением пенсионного органа № 1350973 от 13 февраля 2020 г. в назначении истцу страховой пенсии по старости отказано (л.д. 86-87). При этом в страховой стаж истца зачтены периоды работы с 11 июля 1983 г. по 13 апреля 1989 г., с 17 апреля 1989 г. по 17 августа 1992 г. с 1 октября 2001 г. по 30 сентября 2006 г. (л.д. 87, 88).

В дальнейшем в решение № 1350973 были внесены исправления в части указания величины ИПК, установлена величина ИПК – 12,868 (л.д. 96-97). Представленная в материалы настоящего гражданского дела из материалов пенсионного дела копия решения об обнаружении ошибки дату вынесения и номер не содержит (л.д. 95).

Согласно архивной справки ЦГАЛС СПб от 7 апреля 2022 г. № ДС-12522 в неполных документах архивного фонда ОАО «Гидрострой» в личных карочках имеются сведения о приеме истца на должность старшего инженера 18 июня 1981 г. и о его увольнении 4 ноября 1981 г. (л.д. 69).

Согласно архивной справки архивного отдела Администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области от 11 апреля 2022 г. № 764, в документах архивного фонда Строительного управления № 2 треста «Пикалевстрой» в приказах по личному составу и личных карточках имеются сведения о приеме истца на должность мастера-строителя с 16 марта 1982 г. и о его увольнении с 1 декабря 1982 г. (л.д. 113). Также в документах архивного фонда в расчетных ведомостях имеются сведения о начисленной истцу заработной плате за 1982 г. (л.д. 115).

Согласно архивной справки ЦГАЛС СПб от 6 апреля 2022 г. № ТС-12472, 12475, в документах архивного фонда Ремонтно-строительного управления № 14 городского ремонтно-строительного треста № 4, в приказах по личному составу, в личной карточке и лицевых счетах имеются сведения о работе истца с 31 декабря 1982 г. по 8 июля 1983 г. в должности мастера, а также сведения о его заработке (л.д. 71).

При этом, архивная справка архивного отдела Администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области от 11 апреля 2022 г. № 764, на основании заявления истца от 30 марта 2022 г. (л.д. 55), была направлена архивным учреждением также в адрес пенсионного органа и поступила в УПФР в Кировском районе 18 апреля 2022 г. (л.д. 113).

4 мая 2022 г. пенсионным органом составлено уведомление в адрес истца о том, что в виду поступления ответов на запросы истцу необходимо обратиться в Клиентскую службу для возможного назначения пенсии (л.д. 116).

Доказательств направления указанного уведомления в адрес истца в материалы деле не представлено, однако, на уведомлении от 4 мая 2022 г. имеется собственноручная запись истца от 14 июня 2022 г. об ознакомлении с делом и о том, что новое заявление о назначении пенсии истец составлять не будет, в связи с несогласием с ранее вынесенными отказами (л.д. 116).

Как следует из представленных ответчиком в суд апелляционной инстанции материалов переписки между сторонами, в ответ на обращение истца в письме от 7 мая 2020 г. пенсионный орган сообщил истцу о вынесенном решении об отказе в назначении страховой пенсии по старости и о направлении данного решения в адрес истца письмом от 19 февраля 2020 г. Однако, доказательств фактического направления в адрес истца решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости от 13 февраля 2020 г. в материалы дела не представлено.

В обращении от 23 мая 2020 г. истец указывал, что решение об отказе в назначении пенсии он не получал, о вынесенном решении узнал из письма от 7 мая 2020 г., указывал на неправомерность расчета пенсионных баллов и ИПК.

В письме от 23 июня 2020 г. ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области сообщило истцу о проведении проверки по обращению истца и о продлении срока рассмотрения его обращения.

В письме от 22 июля 2020 г. ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области сообщило истцу о том, что Отделением был проверены материалы отказного пенсионного дела, решение УПФР в Кировском районе требует доработки, доработанное решение будет направлено в адрес истца.

В то же время в материалы дела истцом представлена справка ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, составленная главным специалистом-экспертом отдела организации назначения и перерасчета пенсий Отделения, согласно которой решение УПФР по заявлению истца от 26 ноября 2019 г. подтверждено с замечаниями; УПФР установлен трехмесячный срок для предоставления дополнительных документов, однако в уведомлении, приобщенном в пенсионное дело и в ЭВД, не усматривается какие документы были истребованы от заявителя, не вынесено решение о проведении проверки документов, необходимых для установления пенсии (л.д. 23).

В обращении от 9 мая 2022 г. истец просил предоставить копию выплатного дела, в ответ истцу в письме от 19 мая 2022 г. было разъяснено право на ознакомление с пенсионным делом, данное право было реализовано истцом 14 июня 2022 г.

В письменном заявлении от 7 июня 2022 г., полученным пенсионным органом 16 июня 2022 г., истец выражает несогласие с отказом в назначении пенсии, перечисляет периоды своей трудовой деятельности, а также прикладывает к заявлению дополнительные документы, в том числе, справку из архива, подтверждающую стаж работы с 16 марта 1982 г. по 1 декабря 1982 г.

В ответ на указанное обращение истца пенсионный орган в письме от 11 июля 2022 г. разъяснил истцу право повторно обратиться с заявлением о назначении пенсии.

Согласно представленным в суд апелляционной инстанции дополнительным письменным возражениям ответчика, с учетом архивной справки архивного отдела Администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области от 11 апреля 2022 г. № 764 (период работы с 16 марта 1982 г. по 1 декабря 1982 г.), ИПК Минина А.В. составляет 13,828, то есть выше требуемой величины 13,8.

В системе обязательного пенсионного страхования истец зарегистрирован 24 апреля 2001 г. (л.д. 91).

В соответствии со ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие в Российской Федерации по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Исходя из смысла статьи 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 г.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к указанному Федеральному закону).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет.

Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 указанного Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к указанному Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 указанного Федерального закона.

С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 указанного Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 указанного Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.

Таким образом, при обращении с заявлением о назначении страховой пенсии по старости 26 ноября 2019 г. истцу Минину А.В., 2 июля 1958 г.рождения, достигшему 60-летнего возраста в 2018 г., с учетом вышеуказанных положений закона, а также с учетом положений ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ о том, что за гражданами, достигшими до 1 января 2019 г. возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, и (или) имевшими право на получение пенсии, но не обратившимися за ее назначением либо не реализовавшими право на назначение пенсии в связи с несоблюдением условий назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», сохраняется право на страховую пенсию по старости без учета изменений, внесенных указанным Федеральным законом, требовалось наличие страхового стажа не менее 9 лет, величина ИПК не ниже 13,8.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 указанного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Согласно положениям ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 указанного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, принимает меры по обеспечению полноты и достоверности сведений о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, а также иных периодах, засчитываемых в страховой стаж, величине индивидуального пенсионного коэффициента, учтенных в Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации, в целях информирования застрахованного лица о предполагаемом размере страховой пенсии по старости, а также назначения страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения стажа для установления страховых пенсий, в пунктах 10, 11 которых указано, что периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 указанных Правил.

Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения предусмотрены положениями ст.ст. 21, 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, согласно которым установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии, в частности, непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации (ч. 6 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ в редакции, действовавшей на дату обращения Минина А.В. с заявлением о назначении страховой пенсии по старости – 26 ноября 2019 г.).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (ч. 7 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (ч. 8 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (ч. 9 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Исходя из положений ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ по общему правилу страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 указанного Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

Частью 3 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ предусмотрено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила обращения за страховой пенсией), действовавшие на момент обращения истца с заявлением о назначении страховой пенсии по старости и утратившие силу с 1 января 2022 г.

Пунктом 20 Правил обращения за страховой пенсией предусмотрено, что при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности:

проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам;

регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе;

Пунктом 22 Правил обращения за страховой пенсией определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе:

дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов;

запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.

Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (п. 23 Правил обращения за страховой пенсией).

В п. 31 Правил обращения за страховой пенсией установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Днем получения заявителем соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации считается в том числе день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю непосредственно при приеме заявления.

Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 г. № 16п был утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению (далее – Административный регламент), согласно п. 13 которого рассмотрение заявления о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) и принятие решения о назначении либо об отказе в назначении пенсии, о переводе с одной пенсии на другую либо об отказе в переводе с одной пенсии на другую осуществляется территориальным органом ПФР не позднее 10 рабочих дней со дня приема заявления со всеми необходимыми для назначения пенсии (перевода с одной пенсии на другую) документами, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, и документами, находящимися в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, представленными гражданином по собственной инициативе.

В том случае, если к заявлению о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) при обращении за назначением пенсии были приложены не все необходимые документы из числа документов, необходимых для назначения пенсии, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, и документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые он вправе представить по собственной инициативе, территориальный орган ПФР рассматривает заявление о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) и принимает решение о назначении пенсии либо об отказе в назначении пенсии не позднее чем через 10 рабочих дней со дня представления гражданином дополнительных документов в соответствии с пунктом 73 Административного регламента и поступления документов, запрошенных территориальным органом ПФР в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.

В случае если до поступления документов, запрошенных территориальным органом ПФР в государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, гражданин представит такие документы по собственной инициативе, территориальный орган ПФР рассматривает заявление о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) с учетом документов, представленных гражданином по собственной инициативе, и принимает решение о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) или об отказе в назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта.

В случае если гражданин на основании разъяснения территориального органа ПФР не представил недостающие для назначения пенсии документы, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, в срок, предусмотренный пунктом 73 Административного регламента, и при этом в территориальный орган ПФР поступили документы, запрошенные в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, территориальный орган ПФР рассматривает заявление о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) при обращении за назначением пенсии вместе с имеющимися в распоряжении территориального органа ПФР документами и принимает решение о назначении пенсии либо об отказе в назначении пенсии не позднее чем через 10 рабочих дней со дня истечения срока, предусмотренного пунктом 73 Административного регламента.

В соответствии с п. 16 Административного регламента, в случае проведения проверки документов, необходимых для назначения пенсии, перевода с одной пенсии на другую, перерасчета размера пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов по запросу территориального органа ПФР территориальный орган ПФР приостанавливает срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.

Приостановление срока рассмотрения заявления оформляется решением территориального органа ПФР.

По завершении проверки, поступлении всех документов, запрошенных территориальным органом ПФР в государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, истечении 3 месяцев со дня приостановления срока рассмотрения заявления течение срока рассмотрения заявления восстанавливается.

Восстановление срока рассмотрения заявления оформляется решением территориального органа ПФР.

Территориальный орган ПФР извещает гражданина о приостановлении и восстановлении срока рассмотрения заявления путем направления соответствующего решения способом, позволяющим определить факт и дату его направления.

Согласно п. 22 Административного регламента, граждане при обращении за назначением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности с заявлением о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) представляют документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий»

Гражданин вправе представить документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, дополнительно к документам, необходимым для предоставления государственной услуги, подлежащим представлению гражданином.

Непредставление гражданином указанных в данном подразделе документов не является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги (п. 49 Административного регламента).

В соответствии с п. 73 Административного регламента, в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) при обращении за назначением пенсии приложены не все документы, необходимые для предоставления государственной услуги, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, гражданин вправе представить на основании разъяснения территориального органа ПФР недостающие документы.

Если такие документы будут представлены не позднее чем через 3 месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа ПФР, днем обращения за назначением пенсии считается дата, указанная в абзацах третьем - пятом 90, в абзаце 9 пункта 113, в абзаце 3 пункта 134 Административного регламента.

Днем получения гражданином соответствующего разъяснения территориального органа ПФР считается:

день направления уведомления в форме электронного документа;

день выдачи уведомления гражданину непосредственно при приеме заявления;

день направления уведомления на адрес электронной почты гражданина;

день выдачи уведомления многофункциональным центром. Если указанное уведомление не выдано гражданину в связи с его неявкой в многофункциональный центр за получением уведомления, уведомление считается выданным по истечении 5 календарных дней со дня передачи уведомления территориальным органом ПФР многофункциональному центру;

дата, указанная на почтовом штемпеле организации почтовой связи по месту получения гражданином, а при отсутствии таких сведений - дата отправления территориальным органом ПФР указанного уведомления гражданину.

При приеме заявления территориальный орган ПФР дает гражданину разъяснение, какие документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить дополнительно по собственной инициативе.

В приложении № 3 к Административному регламенту предусмотрена форма уведомления (о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии), в пункте 2 которого указывается на необходимость представить дополнительно документы для назначения пенсии, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в пункте 3 - документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые гражданин (его представитель) вправе представить по собственной инициативе для установления страховой пенсии.

В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Из приведенных нормативных положений следует, что при приеме заявления гражданина об установлении страховой пенсии по старости и представленных для этого документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе, проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений представленным документам, разъясняет заявителю, какие документы он должен представить дополнительно, выдает уведомление и указывает в нем, в частности, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.

Если недостающие документы будут представлены заявителем не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения пенсионного органа, днем обращения за страховой пенсией и, соответственно, днем, с которого назначается страховая пенсия по старости, считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении страховой пенсии либо дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

При этом, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов и в случае необоснованного отказа пенсионного органа в назначении гражданину страховой пенсии своевременно не полученная им страховая пенсия выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Также из анализа указанных правовых норм следует, что при обращении с заявлением о назначении пенсии, гражданин представляет определенный перечень документов. При недостаточности данных документов, пенсионный орган обязан дать гражданину соответствующие разъяснения относительного того, какие именно документы, для каких целей и в какие сроки необходимо представить. Днем получения гражданином соответствующего разъяснения считается день направления уведомления в форме электронного документа; день выдачи уведомления гражданину непосредственно при приеме заявления; день направления уведомления на адрес электронной почты гражданина; день выдачи уведомления многофункциональным центром; дата, указанная на почтовом штемпеле организации почтовой связи по месту получения гражданином, а при отсутствии таких сведений - дата отправления территориальным органом ПФР указанного уведомления гражданину. Гражданину предоставляется время для представления дополнительных документов продолжительностью три месяца.

При этом именно на пенсионные органы возложена обязанность разъяснять гражданам, обратившимся за назначением страховой пенсии по старости, их права и обязанности, технологию индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения форм и представления сведений.

Таким образом, представлять документы гражданин должен именно на основании разъяснений, полученных от сотрудников пенсионного органа, поскольку право гражданина на предоставление недостающих документов основано на обязанности пенсионного органа предоставить соответствующие разъяснения.

Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 17 мая 2021 г. № 5-КГ21-26-К2.

Следовательно, по настоящему делу юридически значимым и подлежащим установлению с учетом заявленных исковых требований, возражений ответчика и норм материального права, регулирующих спорные отношения, являлось установление, в том числе обстоятельств, связанных с исполнением пенсионным органом обязанности по разъяснению Минину А.В. при его обращении с заявлением о назначении страховой пенсии по старости 26 ноября 2019 г. вопроса о том, какие недостающие документы ему необходимо было представить дополнительно для подтверждения права на назначение страховой пенсии по старости, а также обстоятельств того, указал ли пенсионный орган в уведомлении на необходимость дополнительно представить недостающие документы для назначения страховой пенсии, когда и каким образом было передано истцу соответствующее уведомление, предпринимались ли пенсионным органом действия по запросу необходимых документов в органах и организациях, в распоряжении которых они находятся.

Вместе с тем, вопреки выводам суда первой инстанции, из материалов дела не усматривается, что при обращении истца 26 ноября 2019 г. с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, пенсионным органом была надлежащим образом выполнена обязанность по разъяснению истцу его прав и обязанностей, технологии индивидуального (персонифицированного) учета, порядка заполнения форм и представления сведений. Доказательств того, что истцу было разъяснено какие именно документы и в связи с чем необходимо дополнительно представить, а равно доказательств разъяснения истцу права на подачу заявления об оказании содействия в истребовании необходимых документов в материалы дела, в нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчиком не представлено.

При этом, невыполнение пенсионным органом своей прямой обязанности по разъяснению истцу его прав, по сути лишило истца возможности в течение предоставленного законом срока (три месяца после подачи заявления о назначении пенсии и получения уведомления о необходимости предоставления дополнительных документов) самостоятельно представить необходимые документы и сведения.

Ссылки ответчика на то, что такие разъяснения были даны истцу в уведомлениях от 19 февраля 2019 г., 25 марта 2019 г. и 24 апреля 2019 г., отклоняются судебной коллегией, поскольку указанные уведомления были направлены истцу по результатам рассмотрения его заявления о назначении пенсии от 12 февраля 2019 г., по которому пенсионным органом 13 мая 2019 г. было вынесено решение об отказе в назначении страховой пенсии по старости, и законность которого предметом рассмотрения настоящего гражданского дела не является.

Однако по заявлению истца о назначении страховой пенсии по старости от 26 ноября 2019 г. ответчиком никаких уведомлений в адрес истца направлено не было, каких-либо разъяснений о необходимости предоставления дополнительных документов не дано, доказательств обратного ответчиком не представлено.

Наличие данных нарушений было зафиксировано в справке ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по результатам проверки пенсионного дела Минина А.В. (л.д. 23).

При этом, после получения решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости от 13 мая 2019 г. истцом была получена дополнительная архивная справка от Министерства обороны Российской Федерации с подтверждением периода работы, которая дополнительно была представлена истцом при обращении с повторным заявлением о назначении пенсии 26 ноября 2019 г. При таких обстоятельствах, с учетом предоставления истцом дополнительных документов о периодах работы и отсутствии каких-либо разъяснений со стороны пенсионного органа о необходимости представления иных документов, истец добросовестно мог предполагать о наличии у него права на назначение страховой пенсии по представленным документам, и ненадлежащее исполнение пенсионным органом своих обязанностей по разъяснению порядка и условий назначения пенсии привело к пропуску истцом установленного законом срока для представления дополнительных документов.

Доказательств фактического направления в адрес истца решения пенсионного органа об отказе в назначении страховой пенсии по старости от 13 февраля 2020 г. в материалах дела также не имеется.

При этом, как усматривается из представленной переписки, после обращения с жалобой на действия сотрудников пенсионного органа и получения в письменном виде сведений об отказе в назначении страховой пенсии по старости с указанием причин отказа и расчетами ИПК, истец обратился в архивное учреждение за получением необходимых сведений, справка из архивного учреждения была направлена также в пенсионный орган, который после получения архивной справки мер для пересмотра ранее вынесенного решения не предпринял.

В тоже время, в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, ответчик подтвердил, что с учетом периода работы, подтвержденного архивной справкой от 11 апреля 2022 г. № 764, ИПК истца составляет 13,828, что выше установленной законом величины 13,8, а следовательно, на момент обращения за назначением пенсии 26 ноября 2019 г. имелись необходимые условия для признания за истцом права на назначение страховой пенсии по старости (возраст, страховой стаж, величина ИПК).

Таким образом, учитывая положения ч.2 ст. 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которым страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком, судебная коллегия приходит к выводу, что страховая пенсия по старости не была назначена истцу в результате виновных действий сотрудников пенсионного органа, которыми не была выполнена обязанность по разъяснению гражданину соответствующего порядка и возможности представления дополнительных документов.

При таких обстоятельствах, требования истца о признании незаконным решения УПФР в Кировском районе от 13 февраля 2020 г. об отказе в назначении истцу страховой пенсии по старости и о включении в страховой стаж истца периода работы с 16 марта 1982 г. по 1 декабря 1982 г. в Строительном управлении № 2 треста Пикалевстрой, с учетом подтверждения данного стажа на основании архивной справки Администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области от 11 апреля 2022 г. № 764, подлежат удовлетворению.

Оснований для включения в страховой стаж иных периодов работы, заявленных истцом, судебная коллегия не усматривает, поскольку архивные справки, подтверждающие факт работы истца в данные периоды в пенсионный орган им не передавались, в отличии от архивной справки от 11 апреля 2022 г. № 764.

При этом истцом заявлены требования о праве на назначение страховой пенсии по старости, а с учетом периода с 16 марта 1982 г. по 1 декабря 1982 г. величина ИПК истца составляет более требуемой величины, в связи с чем указанного периода достаточно для признания за истцом права на страховую пенсию по старости.

При определении размера пенсии, истец может представить имеющиеся у него справки об иных периодах работы в пенсионных орган с целью определения точной продолжительности периода трудовой деятельности.

С учетом того, что после включения спорного периода в стаж работы у истца имеется необходимая величина ИПК, дающая право на назначение страховой пенсии по старости, с учетом имеющегося у истца страхового стажа и пенсионного возраста, которого истец достиг до 1 января 2019 г., судебная коллегия приходит к выводу, что на момент обращения за назначением страховой пенсии по старости 26 ноября 2019 г. истец имел право на соответствующую пенсию, которая не была истцу назначена по причине ненадлежащего исполнения пенсионным органом обязанности по разъяснению гражданину необходимости представления дополнительных документов, в связи с чем, страховая пенсия по старости подлежит назначению истцу с даты обращения – 26 ноября 2019 г.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу нового решения.

Оснований для вынесения частного определения в адрес прокуратуры, а равно признаков уголовно наказуемых деяний при рассмотрении настоящего гражданского дела судебной коллегией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 26 октября 2022 г., - отменить.

Принять по делу новое решение.

Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе Санкт-Петербурга № 1350973 от 13 февраля 2020 г. об отказе в назначении Минину А. В. страховой пенсии по старости.

Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области включить в страховой стаж Минина А. В. период работы с 16 марта 1982 г. по 1 декабря 1982 г. в Строительном управлении № 2 треста Пикалевстрой, и назначить Минину А. В. страховую пенсию по старости на основании ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 26 ноября 2019 г.

В удовлетворении остальной части исковых требований Минина А. В., - отказать.

Председательствующий:

Судьи: